Роль игры в развитии творческих способностей детей на занятиях хореографии.
Цель данной работы - рассмотреть возможности игры в образовательном творческом процессе и её влияние на мотивацию младших школьников к занятиям хореографией. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_n.n.statya.docx | 66.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Роль игры в развитии творческих способностей
детей на занятиях хореографии.
Выполнила:
Смирнова Наталья Николаевна,
Педагог дополнительного образования
ГБОУ Созвездие, Волгоград
Волгоград 2024
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИГРА И ЕЕ РОЛЬ В ТВОРЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………………………………………4
1.1 Понятие игры и ее роль в развитии детей……………………… 4
1.2 Многообразие способов и методов развития творческих способностей через игру в хореографии…………………………………………………7
1.3 Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в хореографии………………………………………………………………..11
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ………………………………………………………………………..15
2.1 Выявление степени развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста…………………………………………..15
2.2 Включение в занятие по хореографии игровых технологий…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...28
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая обучаемость этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющей просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Занятие хореографией для детей – это не просто красиво и полезно, но ещё и сложно. Танцевальное искусство требует большого трудолюбия, усердия и упорства, что влечет за собой ряд трудностей. Радость познания подчас гасится отсутствием заинтересованности со стороны детей.
Цель данной работы - рассмотреть возможности игры в образовательном творческом процессе и её влияние на мотивацию младших школьников к занятиям хореографией. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 изучить историю, сущность и функции игры;
2 выявить степень развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста;
3 проанализировать роль игры в занятиях хореографией.
ГЛАВА 1 ИГРА И ЕЕ РОЛЬ В ТВОРЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Понятие игры и ее роль в развитии детей
"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок".
В. А. Сухомлинский
Первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, коллективного образования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. С развитием общества игра становится важнейшей частью досуга народа. В ней проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Она - средство самовыражения народа в утехах и развлечениях. В играх появляются две основные разновидности: игры театрализованные и спортивные игры.
Д.Б. Эльконин, создавший одну из самых стройных психологических теорий игры, доказал, что «...игру нужно рассматривать как своеобразную деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми. При таком рассмотрении развернутой формы игры возникает возможность понять ее родство с искусством, которое имеет своим содержанием тоже нормы человеческой жизни и деятельности, но, кроме того, ее смысл и мотивы. Искусство, и заключается в том, чтобы особыми средствами художественной формы интерпретировать эти стороны человеческой жизни и деятельности и рассказать о них людям, заставить их пережить эти проблемы, принять или отвергнуть предлагаемое художником понимание смысла жизни. Именно этим родством игры и искусства объясняется постепенное вытеснение развернутых форм игровой деятельности из жизни взрослых членов общества разнообразными формами искусства».
Роль игры в развитии и воспитании личности уникальна, так как
игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и
развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на
жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной
неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности
включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем
и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную
радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой
стороны, игра направлена в будущее, в ней
моделируются жизненные ситуации, и закрепляются свойства,
качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения
социальных, профессиональных, творческих функций.
В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место
занимает игра в жизни ребенка». Для него игра – это самое
серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются
творческие способности личности. Без них нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни
детей школьного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М.Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть».
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам
процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.
Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства,
переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие
дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда
страдают».
Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
1.1.1 обучающая функция - развитие общих учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.;
1.1.2 развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
1.1.3 коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.
1.1.4 релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
1.1.5 психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
1.1.6 функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, более полно раскрыть свой потенциал.
1.1.7 компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы в реальной жизни.
1.2 Многообразие способов и методов развития творческих способностей через игру в хореографии.
Творческий подход педагога может проявиться в создании новых, интересных процессов обучения, которые влекут за собой изменения содержания программы или создание новых комбинаций из известных методов и приёмов обучения. В первую очередь педагогу необходимо развивать у детей фантазию, нестандартное мышление, воображение. Главное в этом - доброжелательное отношение к ребенку, желание помочь ему в развитии его способностей и склонностей. Конечно, сделать всех творческими личностями нельзя, но учить этому нужно. Можно выделить ряд эффективных форм развития и совершенствования творческих способностей, сущность которых заключается в формировании их активной деятельности. Опыт работы показывает, что занятия по развитию творческих начал должны идти по двум направлениям:
1. организация коллективной творческой и мыслительной деятельности на практических занятиях по специальным дисциплинам;
2. самостоятельное выполнение индивидуальных творческих начал.
Методика коллективной творческой деятельности представляет собой, прежде всего, состязание в творчестве, а не в чём-нибудь другом. Это даёт возможность научить детей умению слушать и слышать друг друга.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческого потенциала детей.
В процессе организации обучения развитию творческого потенциала
большое значение придается общедидактическим принципам:
научности; систематичности; последовательности; доступности; наглядности; активности; прочности; индивидуального подхода.
В своей работе для активизации творчества детей использую следующие методы работы:
- Метод танцевального показа - это такой способ обучения, при котором я демонстрирую танцевальную композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирую их. Наглядно-образные представления, получаемые обучающимися, являются основой для последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений.
- Метод устного изложения учебного материала. Ребенку нужно изначально преподать азы хореографии, основы классического танца. Показывая и разъясняя те или иные танцевальные композиции, я помогаю детям понять характер танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.
- Метод танцевально-практических действий. Рассмотренные методы и приемы наглядного обучения и устного изложения материала органически сочетаются с методом танцевально-практических действий. Как уже отмечалось, урок танца чаще всего преимущественно строится как практическое занятие по разучиванию танцев и закреплению навыков. Кратко остановимся лишь на хореографических упражнениях и заданиях. Тренировочные упражнения - это планомерно повторное выполнение танцевальных движений, которые обучающиеся под руководством педагога осуществляют каждое занятие.
Танцевальные задания - это задания, с помощью которых обучающиеся воспроизводят танцевальную лексику с целью дальнейшего ее закрепления, или это многократные повторения, в которых вырабатывают танцевальные умения и навыки.
-Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности обучающихся. Использование этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального материала учащимися.
- Метод индивидуального подхода к каждому ребенку, так как у одних детей может преобладать уровень развития творческих способностей над уровнем техники, у других - наоборот; исходя из учета тех или иных особенностей ребенка, необходимо развивать именно то, чего недостает. При оценке творческой деятельности детей необходимо поощрять самобытность, проявление индивидуальности, свободу самовыражения, приветствовать нестандартные подходы к решению творческих задач.
- Метод игры. Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игровой форме. В структуру игры входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов - замещение реальных предметов условными;
- реальные отношения между играющими
Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
-развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
-задания создают условия, опережающие развитие способностей;
-творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, так как создают атмосферу свободного и радостного творчества.
В педагогическом процессе игровую деятельность я использую как метод обучения и развития творческих способностей воспитанников. Для меня ценность этой деятельности в том, что, она постепенно перерастает в обучение, в творчество. Практически каждое танцевальное занятие традиционно заканчивается полюбившейся игрой.
Человек не рождается способным к той или иной деятельности. Его способности формируются, складываются и развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни под влиянием обучения и воспитания.
Только благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности как музыка, танец и художественное творчество, развиваются творческие способности. Мы поддерживаем их у себя и развиваем дальше. Наша успешная деятельность зависит не от какой – либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.
Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем не проявляется. Значит, роль педагога и состоит в том, чтобы развивать, воспитывать и совершенствовать в процессе воспитания и обучения творческую активность учащихся. На занятиях по хореографии я предлагаю детям посильные задания, вызывающие у них интерес и стремление проявить инициативу. Воодушевленные музыкой дети объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно выражает его по-своему. Овладев техникой исполнения движений, ребенок с удовольствием танцует самостоятельно, придумывает движения, играет, перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии с характером музыки, выраженным в ней настроением.
Проявление творческих способностей наблюдается и в процессе музыкально-ритмической деятельности ребенка: при выполнении образных упражнений, упражнений типа «что мы показываем», упражнений с предметами, инсценировании сюжетов песен, игр, исполнении танцев, сочинении танцевальных импровизаций (это я провожу в целях развития творческой инициативы детей).
Таким образом, музыкально - ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.
Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, танец. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.
1.3 Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в обучении хореографии
Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, присущих большинству людей одного возраста.
Младшим школьным возрастом принято считать возраст от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Меняется уклад его жизни, его социальное положение в семье, коллективе. Основной деятельностью и обязанностью становится отныне обучение, приобретение знаний. В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия и деятельности, направленной на достижение социально оцениваемого результата.
Младший школьный возраст характеризуется активизацией функций воображения, сначала воссоздающего, а затем и творческого. Оно развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.
Физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы, чередовать разучивание элементов на середине зала с партерной гимнастикой, играми, высокую физическую нагрузку сменять релаксацией.
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без формирования этой психической функции процесс обучения невозможен. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. Произвольное внимание развито слабо, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы заслужить похвалу педагога, лучше всех справиться с заданием и т. д.). Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Поэтому если на уроке, при разучивании комбинации появляется предмет (игрушка, цветок, мяч, лента и др.), запоминание происходит, гораздо проще.
Для детей начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего, учителя. В любой ситуации он ждет от учителя помощи, поддержки.
Выделяя характерные особенности детей данного возраста, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидированы при всем старании преподавателя.
Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы: одни имеют зрительный тип памяти, другие - слуховой, третьи - зрительно-двигательный и т.д. У одних наглядно-образное мышление, а у других - абстрактно-логическое. Это означает, что одним легче воспринимать материал с помощью зрения, другим - на слух; одним требуется конкретное представление материала, а другим – схематическое.
Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей.
Происходят изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: учителями, воспитателем, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется особое деловое общение со взрослыми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким.
Игра - по-прежнему занимает много времени в жизни детей. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы.
С возрастом у детей повышается полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников, потребность занять определённое место в группе, зачастую создаёт напряжённую ситуацию. Возрастающая значимость мнения ровесников становится причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.
Решающую роль в подобных ситуациях играет значимость педагога, так как дети этого возраста безоговорочно принимают и усваивают суждение учителя, являющегося для них высшим авторитетом. Отрицательные оценки и осуждения, резкие замечания в адрес ребёнка становятся для остальных "ярлыком".
Негативное влияние на положение учащегося в системе межличностных отношений оказывает и чрезмерное захваливание кого-то из детей. Дети иногда несправедливо начинают считать их "любимчиками" и "подлизами" и потому избегают с ними общения.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
2.1 Выявление степени развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста.
Выявление и развитие творческих способностей детей, поддержка одаренных – одно из главных направлений в деятельности дополнительного образования. Обучающиеся в процессе освоения программы, концертной деятельности, участия в творческих конкурсах и фестивалях демонстрируют свои творческие способности. А как выявить талант на более ранних этапах, как увидеть творческий потенциал ребенка, что необходимо предпринять, чтобы способности ребенка раскрылись в полной мере?
Первый признак наличия творческих способностей у ребенка – его высокая познавательная активность. Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:
- предпочитаемые виды занятий, игр;
- самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);
- отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);
- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);
- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);
- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).
С целью выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста можно использовать следующие методики:
1. Творческое задание «Покажи, как двигается». Ребёнку поочерёдно предлагаются картинки с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Например: изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.. Ребенку необходимо показать, как двигается этот объект. Творческое задание «Соотнеси музыку». Детям предлагается несколько карточек с различными героями (мультфильмов, сказок, книг) и столько же музыкальных фрагментов. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их.
2. Метод показа. Разучивание нового движения или позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Младшие школьники сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. Я, как педагог, выполняю упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.
3. Словесный метод. Показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. При работе с учащимися 1-х классов даю образные словесные пояснения. Например, “проглотить животик” - втянуть живот, “приколоть кнопочками мизинчики” - плотно прижать стопу и особенно мизинец к полу. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Детей с первых занятий нужно познакомить со специальными терминами. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово.
4. Музыкальное сопровождение как методический прием. Рассчитывать на то, что дети сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Для этого можно использовать упражнения на простукивание ритма ладонями, ложками, ногами и др. Правильно выбранная музыка и показ педагога поможет ребятам освоить понятия: сильная доля, длинный и короткий звук, ритмический рисунок. В качестве музыкального материала использую русские народные мелодии с четким темпоритмом, например « Барыня», «Валенки» и др.
5. Импровизационный метод. На хореографических занятиях имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. В своей практике, в начале обучения, я, зачастую сталкиваюсь с мышечной зажатостью детей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр помогаю детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.
6. Метод иллюстративной наглядности. Занятия с детьми младшего школьного возраста вовсе не исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки. Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.
7. Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. При обучении детей движениям, хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений, например: “Нужно прыгать, как зайчики”; “Побежим легко и тихо, как мышки”. Игра всегда вызывает у детей веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение обучающихся. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других – сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.
8. Концентрический метод заключается в том, что по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций вновь возвращаюсь к пройденному материалу, но уже предлагаю более сложные упражнения и задания. Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь уже не столь важно, каким методом пользуешься. Какой бы метод ни выбрал, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.
2.2 Включение в занятия по хореографии различных игровых технологий
Ребенок в играх (по Эльконину) отражает действительность и моделирует окружающий его мир. Педагог, пользуясь игрой как средством обучения и воспитания, моделирует различные условные ситуации, которые дети должны сами решить в процессе игры.
Применение на занятиях хореографией игр, позволяет снять психологические зажимы, обогащает эмоциональный опыт ребенка. Игра помогает многим ребятам преодолеть излишнюю скромность,
стеснительность и закрепощенность, а чувство сотрудничества и гармоничное взаимодействие с группой сверстников придает им уверенность в себе.
Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку «прожить» в игре волнующие его ситуации. Игровые технологии влияют на качество обучения на занятиях хореографии, и нивелируют отрицательные факторы, влияющие на снижение эффективности обучения.
Основная задача игровых моментов - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогу, умения видеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Педагогу, использующему игровые технологии необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы.
Любой урок хореографии начинается с разминки, чтобы подготовить мышцы к дальнейшей физической нагрузке. Предлагаю пример занятия для первоклашек направленный на формирование правильной осанки.
Цель занятия: формировать правильную осанку.
Задачи:- развивать воображение, координацию движений;
- формировать и развивать коммуникативные отношения в группе;
- развивать пластику и выразительность движений.
Ход занятия:
Учащиеся входят в зал. Построение. Поклон.
Педагог:
-Сегодня мы с вами отправляемся в поход по родному краю. Вы готовы к путешествию? Тогда слушайте меня внимательно и повторяйте за мной.
- Отправляемся в поход. Сколько нас открытий ждет.
- Мы шагаем друг за другом лесом и зеленым лугом
(дети выполняют общеразвивающие упражнения по кругу: шаги с носка, шаги на пятках, пяточки- носочки, «цапля», «лошадки», топотушки, бег на полупальцах, различный по характеру бег, с работой рук, шаги с хлопками).
- Посмотрите, какие у нас в крае красивые бабочки.
-Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают,
-Раз, два, три, четыре – полетели, закружились.
(дети исполняют этюд бабочек).
-Какие вы молодцы! Двинемся дальше.
-Сколько выросло грибов у осинок и дубов.
- Мы грибочки собираем, но колени не сгибаем.
(дети выполняют наклоны корпуса вперед)
- Вижу, скачут на опушке две веселые лягушки
- Прыг-скок, прыг-скок скачут с пятки на носок.
(дети исполняют этюд лягушек)
- Посмотрите, на какой поляне мы оказались. Как здесь красиво, сколько различных цветов. И я вам предлагаю поиграть в игру «цветочки»
( проводится игра).
- Молодцы! У вас у всех получились красивые цветочки. Давайте, составим букет из наших цветов! И подарим этот букет нашим мамам (дети исполняют этюд «вальс цветов»).
- Нам пора отправляться домой, а поможет нам в этом игра «след в след» (проводится игра).
- До свидания. Поклон. Уход из зала.
Такие игровые занятия помогут рутинный процесс развития танцевальной техники сделать интересным и увлекательным.
Начать постановку танцевального номера, этюда желательно с использованием предмета или игрушки. Игрушка должна быть не только красивая и интересная детям, но безопасная. Куклы, мишки, мячи, зонтики, флажки, цветы, веера, платочки - это самые доступные и приемлемые предметы в танце. Они сделают более наполненным заданное педагогом движение, помогут ребенку точнее передать образ.
С помощью игровых технологий можно развить музыкально-ритмические данный учащегося, его способность слышать и различать тембр, ритм, темп музыки и адекватно отображать их в движениях. Одна из самых простых музыкальных игр на запоминание прохлопанного ритма - «Повтори за мной». Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.
Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести. Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно
Подвижные русские народные игры лаконичны, выразительны, поэтому если педагог включает их в занятие, то оно становится ярче.
Фольклорные, игровые песни тоже могут стать формой для занятий по хореографии. Здесь необходим тщательный подбор музыкального материала. Это могут быть песни, сопровождающие трудовой процесс, колыбельные песни, шуточные, содержание которых может стать сюжетом хореографического номера. Например, на праздник масленицы можно предложить детям игру с платком .
Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:
А я Масленица,
Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду.
Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:
На плече платок лежит,
Кто быстрее пробежит?
Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.
Игры - превращения, где дети перевоплощаются в животных, птиц и др. Предлагаю игру «Узнай животное».
Цель игры: развитие умения определять характер музыки по вступлению, формирование навыка начинать движения после вступления; формирование навыка самостоятельно двигаться по кругу, соблюдая интервалы. Дети становятся в круг. Звучит музыка. По вступлению дети определяют, характеру какого животного соответствует исполняемая музыка (педагогом должно быть подобрано 6-8 характерных, легко узнаваемых мелодий: медведь, заяц, лиса, бабочка, лошадка, лягушка, цапля и т.д.) После вступления дети начинают двигаться по кругу, изображая угаданное животное. После того, как дети запоминают, как двигаться под ту или иную мелодию, порядок мелодий меняется, каждый раз он новый.
Очень важным методом обучения является импровизация. В области хореографии импровизация – это умение сразу, т.е. «на ходу» придумывать движения или создавать образ. В большинстве случаев импровизировать детям помогает музыкальный материал. В любом разделе педагог может предложить небольшой временной отрывок в танце, чтобы дети станцевали так, как это представляют они. Начинать нужно с 2-4 музыкальных тактов, затем можно увеличить. Основная задача педагога, чтобы дети захотели это сделать и к тому же сделали это в соответствующем образе. Здесь можно применить метод показа или повторения. Это прием, который используется по принципу цепной реакции. Сначала преподаватель начинает импровизировать, и дети повторяют, а затем начинают импровизировать самостоятельно. Также использовать этот принцип можно, начиная с ученика, который не растеряется и сможет взять инициативу в свои руки. Уникальная игра «Обезьянки» научит синхронизировать свои движения с движениями остальных. В таком танце каждый может почувствовать себя с одной стороны одним целым со всеми, копируя, чей- то танец, а с другой - индивидуальностью, изобретая собственную хореографию для участников. Например, «Цветы весной», распускающиеся, когда солнце просыпается. Оно может их обогревать, ласково погладив по голове каждого по очереди. «Спящий кот». Спящий кот позволяет мышкам подкрадываться, а затем пытается схватить одну из них. Мышки крадутся и пританцовывают. «Снежинки и снеговик», «Учительница и озорные детки», «Дождик и дети с зонтиками», «Белоснежка и гномы»,и т.д. Можно придумать много аналогичных сюжетов. Выбирать сюжет необходимо ориентируясь на возраст, пол, настроение и интересы собравшихся детей.. Например игра «В сказочном лесу». Каждая ребенок выбирает себе образ. В лес входит девочка или мальчик. По очереди он «включает» каждого персонажа, в результате чего он показывает свой танец. Затем ведущий «выключает» и персонаж замирает
Для вовлечения ученика в процесс творения можно использовать такой прием, как дополнение. При наличии определенного образа и задачи этого образа педагог может предложить ребенку придумать, как он будет выполнять эту задачу. Представим, что маленьким сыщикам надо на цыпочках выйти из-за кулис, не привлекая к себе внимания. Для вдохновения детей педагог предлагает несколько вариантов: пойти спиной, боком. У детей создается «цепная реакция» - каждый начинает придумывать. Успех задания обеспечен при условии, если педагог создает условия для соперничества внутри коллектива. Каждый ребенок хочет выходить интереснее другого, а значит, использует все свое воображение, чтобы достичь лучшего результата и отличиться. В результате такого творческого процесса получается интереснейшая картина: девочка едет на спине у мальчика, один запинается о другого и падает, а кто-то вообще ползет с фонарем. Так общим старанием создается целостная картина.
Также в данном примере мы узнаем об отдельном методе конкуренции или соперничества, что всегда может быть использовано преподавателем. Сложность данного приема заключается в балансе между положительным и отрицательным. Педагог должен контролировать, чтобы дети созидали во благо своему коллективу и не начали передразнивать друг друга.
Не остается без внимания и работа в коллективе и для коллектива. Цель групповой работы: научиться слушать ровесников и прислушиваться, формировать собственное мнение, научиться уважать интересы и мнения других, анализировать сложившиеся ситуации и др. Здесь подходят групповые и командные игры.
Построим Фигуру
Цель игры: развитие умения ориентироваться в пространстве; развитие координации движений; развитие навыков невербальной коммуникации (что облегчит в дальнейшем работу с рисунком танца). Дети двигаются в произвольном направлении под спокойную музыку. Педагог объявляет название фигуры (например: круг, квадрат, треугольник, линия, колонка, диагональ и т.д.). Начинает звучать ритмичная, известная детям музыкальная фраза (16 тактов). За время ее звучания дети должны построиться в объявленную фигуру. Причем сделать это молча. На первых этапах освоения игры дети могут пользоваться невербальным общением (мимикой, жестами и т.д.).
Важнейшим аспектом на уроке хореографии является взаимоотношения мальчика и девочки. Дети с первого класса исполняют поддержки и трюки разной сложности. Это в первую очередь воспитывает такие качества, как ответственность за партнершу, доверие, умение работать в паре. Даже чтобы договориться мальчику и девочке о поддержке, им надо элементарно уметь говорить друг с другом. А такое общение искореняет различные комплексы, которые нередко встречаются у школьников. Всем творческим процессом, несомненно, движет стимул, который формируется педагогом. Желание попасть в первую линию, услышать похвалу от родителей и педагога, попасть на сцену, придумать самое интересное движение – это то, что заставляет детей быть искренними в своих поступках, добросовестно выполнять задания. Здесь удачно подойдут танцевальные игры, которые учат общению в паре, в коллективе.
Доведи и не потеряй
Дети строятся в пары. Один закрывает глаза, а второй держа его за руку, старается перевести на другую сторону зала, при этом не столкнувшись с другой парой. Очень хорошо развивается ориентация в пространстве, взаимопомощь и внимательное отношение к партнеру.
Успех данных методик, конечно, зависит от педагога. Кроме всего, выше сказанного нужно учитывать такие моменты, как комфорт ребенка на уроке, ощущение его значимости в данном коллективе. Хореограф - это даже не учитель танцев, это руководитель, способный чувствовать тонкую детскую психологию с целью предотвратить межличностные конфликты. Так что любой промах педагога, ошибка или грубое замечание ребенку могут принести непоправимые последствия. Таким образом, данные методы и чуткое руководство педагога – это важнейшие аспекты, способствующие интенсивному и сбалансированному развитию ребенка с физической, психологической, творческой, нравственной и эстетической сторон.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности воспитанников, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать танцевальные умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную и физическую деятельность обучающихся, развивает внимание и интерес к предмету;
3) игра – один из приёмов преодоления пассивности детей.
4) профессиональные качества детей, такие как выворотность, гибкость, растяжка, воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения у обучающихся закрепляются с интересом и удовольствием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проделанной работы, можно сформулировать краткие тезисы о роли танцевальных игр в развитии творческих способностей обучающихся.
Танец - это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В танцах заключаются большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации, пластики исполнения, грациозности, гибкости. Игра – неотъемлемая часть деятельности детей. Играя, дети лучше запоминают, быстрее понимают, что от них требуется. Игра помогает добиться выполнения многих педагогических задач.
Я считаю что, возраст моих воспитанников благоприятен тем, что в это время легко стимулировать детскую любознательность и естественный интерес к танцевальной деятельности: танцу, легко затронуть чувства, развивать фантазию, повлиять на формирование ценностных ориентиров. Знакомство детей с различными танцами позволяет не только расширить кругозор, но и дает возможность экспериментировать и создавать самому, творить. Связь танцевальных композиций с игровой деятельностью, способствует формированию у детей более глубоких знаний, развивает воображение, музыкальность и ритмичность, помогает усвоить различные комбинации движений, рисунки танца. Творчество детей проявляется в развитии способностей к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передачи своих мыслей, переживаний, чувств. Творческая деятельность школьников отличается богатством эмоций, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особые удовольствия подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата. Увлёкшись поиском, дети обязательно закончат его положительным результатом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Азарова Л.Н. «Как развивать творческую индивидуальность младших школьников». Москва,ред. 2001 г. 80-81с
2. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.:Гуманитарно-издательский центр Владос, 2004. – 221 с.
3. Кукарин, А.В. Профессиональное мастерство как творческое отношение педагога-хореографа к своей деятельности в учреждениях дополнительного образования детей // Вестник МГУКИ. - 2009. - №1.
4. Лук А. Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1988, стр.125
5. Мельникова, Е.П. Хореографический коллектив как средство развития творческой самореализации личности / Е.П. Мельникова // Вестник МГУКИ. - 2011. - №5.
6. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие- М. 6 МПУ, Рос.пед. агенство. 1996, стр.256
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Horeograf.com/ (дата обращения 25.07.2017)
2. Ped-kopilka.ru/ (дата обращения 24.07.2017)
3. Ястребова Г. А, профессор. Дополнительное образование детей: сущность и содержание, ценности, функции и основы в системе образования РФ. URL://http://eduopenru.ru (дата обращения 18.07.2017)
4. Ястребова Г. А, профессор. Личностно ориентированные технологии в дополнительном образовании детей. URL://http://eduopenru.ru (дата обращения 18.07.2017)
5. http://psychlib.ru/ Эльконин Психология игры (дата обращения20.07.2017)
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХОРЕОГРАФИИ
Зеркало
Танцоры делятся на пары, встают друг напротив друга. Один из них – ведущий, другой – ведомый. Когда ведущий движется, ведомый отражает каждое движение так точно, как это возможно. Цель – достигнуть такой согласованности движения, чтобы наблюдатель не мог различить, кто ведет и кто следует. Ведущий должен сосредоточить свое внимание на том, чтобы двигаться четко, чтобы ведомый сохранял связь, а задача ведомого – чувствовать связь его движений с движениями ведущего. Через несколько минут танцоры меняются ролями и повторяют упражнение
Море волнуется
Звучит различная по характеру музыка. Дети выполняют различные имитационные движения, согласуя их с музыкой. При этом используют знакомые танцевальные движения. Перед выполнением движений говорятся слова: Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три
Фигура……замри.
Под музыку дети двигаются. С окончанием музыки замирают.
Пантомима
Дети разделяются на две группы.
Руководитель дает прослушать музыкальный отрывок. Музыка может быть самой разной: классической, танцевальной, современной эстрадной, из детских песен, сказок, фильмов. Дети внимательно слушают музыку.
Затем ведущий дает время (5—7 минут) каждой команде, чтобы участники обдумали и посоветовались, что они будут изображать. Придуманная пантомима, сценка, в которой действующие лица не говорят, а выражают все с помощью жестов, мимики лица, должна быть понятна другой группе.
После того как дети 5—7 минут поразмышляют над заданием, руководитель еще раз дает прослушать музыку. В придуманной сценке дети отражают характер музыки. Если музыка грустная, участники должны изобразить это движениями, жестами, мимикой (плачем, тоскливым выражением лица), обыграть это в сюжете.
Когда одна группа показывает, другая внимательно смотрит и пытается понять сценку. Проигрывает та команда, которая не сумела достаточно ясно отразить в своей сценке мелодию, и действия этой группы не были понятны другой команде.
Обезьянки
Ребята становятся по кругу. В центр выходит ведущий и начинает танцевать. Остальные стараются в точности скопировать его движения. Сложность танца зависит от уровня подготовки танцоров. Кто лучше всех повторил, тот становится ведущим. Для нового ведущего меняется музыкальный отрывок.
Запретное движение.
Дети встают в круг. Они должны повторять движения за ведущим или педагогом, но есть запретное движение которое повторять нельзя, кто попался - выбывает. Движения можно усложнять, а темп ускорять в зависимости от возраста учащихся.
Липучка
Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников приговаривая: “Я - липучка - приставучка, я хочу тебя поймать“. Каждый пойманный присоединяется.
Кенгуру
1-й кенгуру , 2-й кенгурёнок сначала встаёт спиной к нему, а затем приседает. Оба берутся за руки. Задача: в таком положении пройти как можно дальше.
Кто?
Дети в кругу. Ведущий называет личностное качество и просит выполнить какое-либо действие тех людей, которые этим качеством обладают.
- у кого есть сестра – щёлкни пальцем,
- у кого есть веснушки – загляни под стул,
- кто любит собак – полайте,
- кто любит кошек – промяукайте,
- кто рад, что пришёл сюда - закричите: ”Ура”,
- кому надоело играть – закричите: ”Хватит“ и т.д.
Найди свою пару
Играющие встают в два круга, (внутрений и внешний) и берутся за руки. При этом во внешнем круге, на одного человека больше, чем во внутреннем. Звучит музыка, играющие начинают движение (подскоком, бег с поджатыми ногами и т.д.). Один круг двигается по ходу часовой стрелки, другой - в обратном направлении. По сигналу учителя музыка останавливается, участники игры произвольно разбиваются по парам, причем стараются сделать это как можно быстрее. Тому участнику, кто остался без пары, учитель предлагает станцевать или рассказать скороговорку, отгадать загадку и т.д. После этого, все становятся в два круга, и игра повторяется.