Главные вкладки
Работа концертмейстера в классе хореографии
В данной публикации раскрываются некоторые аспекты работы концертмейстера хореографического отделения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей в настоящее время является одним из основных направлений воспитания подрастающего поколения. Хореография, как один из видов искусства, лежащий в основе эстетического воспитания, оказывает огромное влияние на развитие музыкально-творческих способностей обучающихся. В основе хореографического искусства лежит тесная связь движения и музыки. Искусство танцора заключается не только в умении точно исполнять движения, но и передавать смысл музыки. Поэтому, кроме педагога-хореографа, на уроке с обучающимися работает концертмейстер, от мастерства которого во многом зависит развитие музыкальности, чувства ритма, эмоциональности и осознанности при исполнении каждого движения обучающимися.
Концертмейстер – это особая профессия, которой может овладеть далеко не каждый, даже очень одаренный пианист. Стать настоящим концертмейстером в классе балета сможет лишь тот музыкант, который умеет работать в паре с педагогом-хореографом, владеет четким чувством ритма и имеет в исполнительском арсенале большое количество балетной и танцевальной музыки.
Музыка и танец – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Мастерство концертмейстера специфично, он может как привить любовь к музыкальному искусству, так и оттолкнуть навсегда от него. Поэтому для хорошего учебного процесса необходим квалифицированный концертмейстер, профессиональный уровень и творческая инициатива которого способствует музыкально-эстетическому воспитанию юных танцовщиков.
Профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него таких качеств личности как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильная реакция и находчивость в неожиданный ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.
Работа концертмейстера в классе хореографии имеет свою специфику. Здесь, как и в музыкальной среде, существует своя терминология и специфика исполнения каждого движения, которую концертмейстеру придётся изучить. Как следствие, ему придётся подбирать музыкальный материал, соответствующий характеру каждого хореографического па (pas), так как звучание концертмейстерской партии призвано помогать развитию техники танца, формированию выразительности движений и умения передавать в пластике различные настроения и эмоциональные состояния. Концертмейстеру следует абсолютно точно понимать, какого темпа, ритма, характера должно быть музыкальное оформление, для чего оно предназначено и каким конкретным творческим и техническим задачам служит. Задача пианиста на уроке классического танца – озвучивание упражнений, их музыкальное оформление, что предполагает необходимость определенных методических знаний.
Работа концертмейстера хореографии делится на две части: освоение музыкального материала, связанного с преподаванием той или иной дисциплины и ее хореографической специфики. Освоение музыкальной специфики основы предмета возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства.
Концертмейстеру необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется. Нужно четко представлять себе структуру упражнения, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. Хореографические термины — французские. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) — это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе: размер 4/4, 3/4. Или Battements tendus Battements tendus jetes — выдвижение ноги на носок или резкий маленький бросок. В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким.
Особенность работы концертмейстера хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству. В связи с этим кроме классического танца, на котором основывается все хореографическое искусство, необходимо знать специфику историко –бытового танца
Концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Работа концертмейстера помогает глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца, способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества. Внимание концертмейстера – внимание многоплоскостное. Оно распределятся не только между двумя собственными руками, но и относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, как работает педаль, что в данный момент делают дети, что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс.
Во время исполнения нужно учитывать и разные физические способности учащихся. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже движение учащиеся выполняют по одному. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами. У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок, невелика устойчивость. У другого - наоборот, природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Дело не в том, что первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп могут быть неудобными для воспитанников. Речь идет о наличии микродоз в отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых градациях, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.
Подбирая музыкальный материал к занятиям, нужно помнить, что в огромном балетном музыкальном арсенале, созданном композиторами прошлого и настоящего, есть множество разнообразной музыки высокого художественного уровня, среди которых немало настоящих жемчужин, живо воспринимаемых ребенком. Здесь есть еще одно обстоятельство – ребенок внутренне испытывает гордость оттого, что он занимается под «ту самую» музыку, которая звучит в лучших театрах страны и исполняется лучшими мастерами нашего балета. Это сознание стимулирует в нем желание к глубокому восприятию музыки, заложенных в ней мыслей и чувств.
Знания и навыки, необходимые концертмейстеру хореографии для начала профессиональной деятельности в детской школе искусств:
умение читать с листа; знание основ хореографии, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам; осведомленность об основных движениях, умение одновременно играть и видеть танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение импровизировать (подбирать) вступления и заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии; умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации, то есть умение играть простейшие стилизации на народные темы, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре; знание истории музыкальной культуры.
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной практике ДШИ часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. К тому же, обилие репертуара, находящегося в работе с учащимися разных специальностей, не создает условий для заучивания текстов и их приходится играть всегда по нотам. От концертмейстера требуется быстрота ориентировки в нотном тексте. Прежде чем начать аккомпанировать с листа, музыкант должен мысленно охватить весь нотный текст, представить себе характер и настроение музыки, определить основную тональность и темп. Мысленное прочтение материала является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа. Впрочем, момент мысленного охвата нотного текста предваряет игру и в процессе аккомпанирования, так как прочтение нот всегда предшествует их исполнению. Специфика работы концертмейстера в школе искусств предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация вступления, проигрышей, заключения.
Концертмейстеру умение играть по слуху дает возможность освободить внимание (оторвать глаза от нот) для того, чтобы держать в поле зрения танцоров. При наличии противоречия между игрой по нотам и необходимостью постоянного зрительного контроля за двигающимся коллективом, концертмейстер облегчает себе задачу, аккомпанируя по слуху, частично импровизируя авторский и собственный вариант сопровождения, что освобождает его от сковывающей привязанности к нотному тексту. Умение импровизировать музыкальные вставки, вступления и заключения (для моментов выхода, перестройки танцевальной группы), в характере исполняемого сопровождения совершенно необходимо для успешного проведения занятий хореографии.
Также пианисты должны знать ряд правил, придерживаться которых на
уроке классики очень важно.
Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком, даже если обуревают сильные эмоции. Урок продолжается, как правило, полтора часа, и подобный «камнепад» не пойдет во благо никому. Точно выверенный, филигранный звук учащиеся лучше слушают. Урок классики – это живое взаимодействие музыки и пластики.
Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определенные эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Все движения выполняются на музыкальном материале – поклоны в начале и конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к согласованию движений с музыкой. Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения музыкальной фразы. Она состоит из четырех, восьми, и т.д. тактов. «Неквадратность» построения большинства музыкальных произведений создает дополнительные сложности исполнения их в экзерсисе.
Концертмейстер должен видеть класс, дышать вместе с ним, помогать эмоционально в сложных движениях. Тогда танцовщики и ногу поднимут выше, и прыгнут полегче, и рукой «допоют» музыкальную фразу. На этом базируется артистизм артиста балета. Никакая техника, не поможет, если танцовщик не музыкален.
Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков – трелями, форшлагами, арпеджио. Это особенно важно в младших классах: одно движение – одна нота, два движения – две ноты. Музыка является своеобразной подсказкой.
Очень важно обратить внимание на акценты: одни движения выполняются на сильную долю, другие – из-за такта.
Главным принципом подбора музыкальной литературы является соответствие музыки учебным задачам урока. Далеко не все (даже очень хорошие) музыкальные произведения можно включать в урок классического танца. Подбор таких примеров – тщательная и кропотливая работа. Содержание музыки должно быть понятно детям. Поэтому обязательно нужно учитывать возраст учащихся.
Рассмотрим деятельность концертмейстера, работающего с детьми разных возрастных групп на занятиях хореографии.
В младших классах музыка должна быть более простой по содержанию. Это отвечает и особенностям детского восприятия, и учебным задачам. В данном случае можно обращаться к фортепианной литературе, написанной специально для детей, а также к отдельным номерам из детских балетов. Детской музыке свойственны яркая жанровость, простота фактуры, лаконичность формы – как раз то, что необходимо на первых порах обучения классическому танцу. Несомненно, всегда можно обращаться к многочисленным фортепианным миниатюрам русских, западных и советских композиторов, жанровая природа которых отвечает требованиям урока классического танца.
В средних и особенно в старших классах музыкальное сопровождение усложняется. Сложнее и многообразнее становится фактура, появляется возможность использования более развитого голосоведения. К этому времени дети уже имеют определенный слуховой музыкальный опыт, в связи с чем исчезает необходимость подчеркнутого выделения каждой доли такта и становится возможным обращение к более сложным и разнообразным ритмическим рисункам. В отношении формы, в старших, как и в младших классах, господствует главный принцип – наличие квадратности. Однако внутреннее содержание форм может быть более масштабным и развернутым.
При подборе музыки для средних и старших классов можно также обращаться к фортепианным миниатюрам самых разных композиторов, однако содержание и образный строй их должны соответствовать возрасту учащихся. В старших классах для музыкального оформления медленных движений можно рекомендовать использование адажио из некоторых балетов, а также медленных частей из сонат или балетных сюит композиторов XIX века.
Не следует приспосабливать к уроку музыку известных репертуарных балетов классического наследия, так как она связана с определенной образностью и определенным хореографическим текстом. В обширной музыкальной литературе всегда можно найти нужный музыкальный пример.
Не следует также использовать популярную вокальную музыку (романсы или современные песни), так как они ассоциируются с определенным текстом, что может отвлекать учеников от основного содержания урока. Эстрадная, джазовая музыка не соответствует стилевой направленности урока классического танца, и поэтому использовать ее на уроке также не следует.
Концертмейстер должен постоянно обновлять музыкальный материал, исполняемый на уроке. Музыкальные темы нельзя заигрывать, так как у учащихся в этом случае притупляется эмоциональное восприятие музыки. Поэтому работа по подбору музыкальной литературы и обновление репертуара должна стать постоянной для педагога и концертмейстера.
Правильная работа в ансамбле — необходимое в концертмейстерской практике качество. Играя, концертмейстер должен четко осознавать, что он не является самостоятельным исполнителем, а своей игрой должен помочь глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.
Внимание концертмейстера — внимание многоплоскостное. Оно распределятся не только между двумя собственными руками, но и относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, что в данный момент делают дети, что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс.
Немаловажным фактором в работе концертмейстера является взаимодействие концертмейстера с педагогом - хореографом на уроках классического танца. Часто в хореографический класс приходят пианисты, не имеющие, за редким исключением, опыта работы в этой области искусства. Педагогу-хореографу придется набраться терпения и помочь концертмейстеру разобраться в построении урока, объяснить смысл и характер каждого «pas» классического танца. Безусловно, это мешает проведению урока, тормозит его. Однако, если перед вами умный, творческий и не очень ленивый человек, ваши усилия попадут на благодатную почву. Выигрывает же от этого ваше общее дело. Концертмейстер должен не только знать, но и понимать терминологию, и представлять структуру упражнения, правильно делать акцент, определенными динамическими оттенками помогать исполнителям движений и комбинаций, которую дает хореограф на уроках классического танца. Самое важное ориентироваться концертмейстеру в нотном материале, так как во время занятия, хореограф может в любой момент остановить выполнение движения или комбинации и начать отрабатывать какой-либо «кусок» упражнения отдельно. В соответствии нужно знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того, или иного движения.
Кроме того, могут происходить, как мы сейчас любим говорить, «форсмажорные ситуации», и в данном случае, когда обучающиеся овладевают знанием и исполнением всех хореографических упражнений, а концертмейстер знает, как выполняются комбинации, движения и полностью знает терминологию, то он может провести полноценное занятие в отсутствие педагога.
Педагог-хореограф и концертмейстер решают различные задачи по обучению в классе классического танца, но цель у них общая – культурное и эстетическое воспитание обучающихся. Важно учитывать и такие факты, что на занятиях концертмейстер и педагог хореограф, должны взаимодействовать так, чтобы занятия проходили как на улучшение качества исполнения обучающихся, так и на развитие не только хореографических способностей, но и на получение развития активности их музыкального восприятия.
В соответствии, концертмейстер может помочь педагогу-хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения. При музыкальном оформлении педагогу не нужно считать вслух, так как это может притуплять музыкальное восприятие воспитанника. В таком случае нужно объяснить детям, в каком темпе делается определенное упражнение, и предоставить им возможность вслушаться в музыку и выполнять движения
сообразно ей.
Выполняя свою профессиональную деятельность, в процессе подготовки к занятию совместно с педагогом-хореографом применяются
следующие методы работы:
Наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом).
Словесный (педагог-хореограф помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности).
Практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений под различный музыкальный темп).
Подбор музыкального материала осуществляется в соответствии с программными требованиями хореографа. Поэтому педагог и концертмейстер являются членами единого, целостного творческого музыкального организма – обучающихся хореографией. Изучение любого танца как народного, так и классического, начинается с экзерсиса. Например, экзерсис у станка состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования.
Совместно с педагогом-хореографом создаются художественные образы, а движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, что в последствии, помогает раскрыть и выявить индивидуальные и творческие способности обучающихся, а также формирование их эстетического вкуса.
Основная особенность музыкального сопровождения уроков классической хореографии – музыкальное оформление, которое прививает обучающимся эстетический вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке и динамике. Каждый переход от упражнения к упражнению, либо переход с середины, к станку, диагонали, должны сопровождать музыкальным оформлением, чтобы обучающийся привыкали организовывать свои движения, согласно музыке.
Танец рождается из музыки, поэтому велика роль тех, кто эту музыку творит. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения, хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они так же развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а также помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поэтому музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.
Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно и выразительно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Концертмейстер – полноправный участник творческого процесса, соавтор педагога. Кроме владения техникой исполнения, концертмейстер хореографии должен знать и понимать технологию движения, помочь учащимся услышать музыку и, прочувствовав ее мышцами, перевести в пластику, создать эмоциональную атмосферу урока.
Работа концертмейстера хореографии очень специфична, интересна и многогранна. Его роль в процессе обучения в детских школах искусств неоспоримо велика.
Всегда быть в содружестве с педагогом. Есть ещё одна необходимая составляющая для успешной работы концертмейстера в классе хореографии. Он должен любить танец. Любить его всей душой и вместе с педагогом хореографом создавать ту неповторимую атмосферу урока, которую невозможно передать словами.
Хореографический класс – это особый мир. Начиная от пола, зеркал и станка и заканчивая таинственным языком хореографических терминов, понятным только посвященным. В этом мире должна царить доброжелательность и взаимопонимание. Хороший концертмейстер понимает педагога хореографа ещё до того, как тот произнёс Changement de pieds (перемена ног) и сыграет лишние такты между периодами. Он дышит вместе с классом, держит в поле зрения всех и всегда готов помочь акцентом, замедлением или просто весёлой зажигательной полькой, чтобы снять усталость. Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония, эмоциональное исполнение, взаимопонимание танцовщиков и концертмейстера – все это помогает выполнять урок танца с максимальной отдачей.
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной практике ДШИ часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. К тому же обилие репертуара, находящегося в работе с учащимися разных специальностей, не создает условий для заучивания текстов и их приходится играть всегда по нотам. От концертмейстера требуется быстрота ориентировки в нотном тексте.
Прежде чем начать аккомпанировать с листа, музыкант должен мысленно охватить весь нотный текст, представить себе характер и настроение музыки, определить основную тональность и темп. Мысленное прочтение материала является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа. Впрочем, момент мысленного охвата нотного текста предваряет игру и в процессе аккомпанирования, так как прочтение нот всегда предшествует их исполнению.
Специфика работы концертмейстера в школе искусств предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация вступления, проигрышей, заключения.
Концертмейстеру умение играть по слуху дает возможность освободить внимание (оторвать глаза от нот) для того, чтобы держать в поле зрения танцоров. При наличии противоречия между игрой по нотам и необходимостью постоянного зрительного контроля за двигающимся коллективом, концертмейстер облегчает себе задачу, аккомпанируя по слуху, частично импровизируя авторский и собственный вариант сопровождения, что освобождает его от сковывающей привязанности к нотному тексту. Умение импровизировать музыкальные вставки, вступления и заключения (для моментов выхода, перестройки танцевальной группы), в характере исполняемого сопровождения совершенно необходимо для успешного проведения занятий хореографии.
Народно-сценический танец является одним из главных предметов специального цикла хореографических дисциплин, расширяя и обогащая исполнительские возможности обучающихся. На уроках народно-сценического танца дети знакомятся с танцами народов различной национальности. Поскольку одна из основных задач педагога народно-сценического танца – научить учащихся точно и выразительно передавать национальный характер танца, музыкальный материал должен быть ярким, колоритным и ритмически удобным.
Народный танец органически связан с музыкой. Музыка сообщает каждому движению выразительность, законченность. Основными принципами музыкального оформления урока является соответствие музыки характеру движения, его темпу, ритму, стилю. Подбор музыкальных произведений ведется с учетом характера движений и музыки. Уроки народно-сценического танца от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклон, переход от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальный материал должен соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях народно-сценического танца, учащиеся, знакомясь с танцами народов различной национальности, приобщаются к лучшим образцам народной музыки, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и движение в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать характер музыкального произведения.
Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.
В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:
- развитие музыкального восприятия метроритма;
- ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;
- умение согласовывать характер движения с характером музыки;
- развитие воображения, художественно-творческих способностей;
- повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее;
- расширение музыкального кругозора детей.
В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений – классической хореографии, народного и современного танца. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один – постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе.
В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:
- репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей;
- изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию;
- знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;
- систематическая работа по музыкальному развитию танцоров, потому что музыкально образованные дети намного выразительнее в танцах.
Программирует и планирует работу в хореографических классах педагог-хореограф. Концертмейстеру часто приходится работать с несколькими педагогами, и чаще всего концертмейстер приходит уже на готовую программу. Тематическое планирование учебного материала по хореографии тоже делает педагог. Концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого года обучения, и план каждого занятия. Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах (планирование, реализация программ учебной и постановочной работы). От концертмейстера не зависит построение занятий, это решает хореограф. А вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, во многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки.
Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках одних и тех же произведений, ведет к механическому, неэмоциональному выполнению упражнений танцующими. Нежелательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений.
Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при помощи определенных методов и приемов. Первоисточником получения знаний является сама музыка, только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале идет работа по накоплению опыта слушания музыки. Вторым источников получения знаний является слово педагога и концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретных музыкальных произведений. Третьим источником является непосредственно музыкально-танцевальная деятельность самих детей.
Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении – это мелодия, основа музыки. Важнейший элемент музыки – ритм. Также характерная особенность – чередование тяжелых звуков с более легкими – это понятие метра в музыке. Темп как скорость в основе своей и в музыке, и в танце един. Все эти характеристики танцующие дети должны знать, понимать, определять. А это уже основы музыкальной грамоты. Ритм, мелодия, метр, гармония, тембр – в совокупности составляют язык музыки, и концертмейстер учит детей понимать его. Тонкое чувство восприятия музыки развивается у детей во время органичного соединения движения и музыкальной фразы (начало и окончание). Концертмейстер учит выполнению «команд»: начало мелодии – начало движения, окончание мелодии – окончание движения. Воспитывается умение укладываться в музыкальную фразу.
Изучение народно-сценического танца обычно начинается с разучивания упражнений у станка, но в отличие от классического танца, упражнения здесь намного проще. Урок народного танца, особенно в начале обучения выстраивается не сразу. Постепенно из отдельных элементов, движений складываются учебные комбинации. Подбор музыкального материала на занятиях ведется концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа. Упражнения у станка состоят из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования.
На первом году обучения народно-сценическому танцу детям даются основные начальные представления о нем. На начальном этапе это делается на знакомом или несложном музыкальном материале, чтобы учащимся было легче организовать свои движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал.
Музыкальное сопровождение уроков танца должно быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения, а также проявить не сухое следование рекомендациям нотно-музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков.
Музыкальное оформление уроков народно-сценического танца должно быть весьма разнообразно как по мелодике, так и ритму. Характер ритмов часто меняется в ходе урока. Когда изучается новое движение или его отдельные элементы, ритм должен быть простым, мелодия – несложной, доступной. Затем в процессе работы музыкальный материал усложняется, усложняется ритмический рисунок внутри такта, изменяется форма и размер музыкального фрагмента. Помимо использования нотного материала, возможны и желательны музыкальные импровизации пианиста.
На более позднем этапе обучения, когда для изучения предлагаются более сложные варианты комбинации, концертмейстеру следует обратить внимание на то, что комбинации могут соединяться. Например, упражнения на развитие подвижности стопы комбинируется с маленькими бросками и др. Существует много вариантов подобных объединений, и задача концертмейстера – точно подобрать фрагмент, чтобы в нем музыкально улавливалось изменение движения. Для этого необходимо помнить о квадратности, о темпе, размере, затакте, ритмическом рисунке. При исполнении комбинаций большое значение приобретает тесная связь музыки и движения. Плавная, певучая музыка сообщает особую выразительность плавному, слитному движению. Веселый, живой четкий ритм подчеркивает легкость, четкость, жизнерадостность движениям в народном танце.
Итак, основным принципам музыкального оформления урока народно-сценического танца является соответствие музыки характеру движения, национальному колориту, его темпу, ритму, стилю. Подбор музыкальных произведений грамотно ведется с учетом характера движения и музыки. Руководствуясь вышесказанным, концертмейстер сделает правильный выбор при музыкальном оформлении урока и тогда народный танец поможет детям радоваться жизни и движению в ней и станет самым интересным и веселым уроком.
Концертмейстер постоянно находиться в поиске, ведь урок хореографии требует постоянного внимания, нужна хорошая интересная музыка, музыкальная литература. Профессия концертмейстера хореографии представляет собой особенный, уникальный и ни с чем несравнимый комплекс. Комплекс умений и навыков, комплекс необычайно развитых слуховых и зрительных ощущений и представлений, основанный на глубоких знаниях музыкально-хореографической природы предмета. Это профессия, требующая творческой самоотдачи и даже актёрского перевоплощения.
Большой проблемой является то, что в настоящее время очень мало учебных заведений, имеющих базу для обучения концертмейстеров хореографии, и будущие специалисты в этой области вынуждены сразу на практике познавать азы этой работы. Поэтому на первом этапе изучения тонкостей работы в этом направлении большое значение имеет то, с какой тщательностью концертмейстер будет осваивать уже имеющийся материал, опробованный на уроках, а также желание и стремление получить необходимые для этой работы навыки, или усовершенствовать уже имеющиеся.
Хореограф и концертмейстер на уроках хореографии создают условия для развития творческих способностей каждого учащегося, и от того, насколько продумана и организована эта работа, зависит та база, которая потом формирует основу для успешной реализации задач дополнительного образования.
Список литературы
1. Безуглая, Г.А. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром: Учеб. пособие / Г. А. Безуглая.–СПб.: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005.
2. Крючков, Н. А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения / Н. А. Крючков.–Л.:Музгиз,1961.
3. Ревская, Н. Е. Классический танец: Музыка на уроке. Экзерсис. Методика музыкального оформления урока классического танца / Н. Е. Ревская.–СПб.:Композитор, 2005.
4. Ярмолович, Л. И. Классический танец: Метод. пособие / Л. И. Ярмолович.–Л.: Музыка, 1986.
5. Ярмолович, Л. И. Принципы музыкального оформления урока классического танца / Л. И. Ярмолович; Под ред. В. М. Богданова-Березовского–2-е изд.–Л.: Музыка, 1968.
6. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. М:Музыка. 1996г.