Методическая разработка на тему: «Композиционный план хореографической постановки «Спотыкалочка»

Методическая разработка для педагогов-хореографов детских хореографических коллективов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

Методическая разработка

на тему:

«Композиционный план хореографической постановки «Спотыкалочка»

Образцовый хореографический коллектив «Коломбина»

Возраст учащихся: 7-10 лет

Педагог дополнительного образования

Машин М.А.

Всеволожск

2023

Пояснительная записка

Предлагаемая методическая разработка предназначена для педагогов- хореографов детских хореографических коллективов.

Исследование народных игр, определение новых способов организации хореографического сценического действия может быть использовано в постановочно-репетиционной работе балетмейстера при создании хореографического произведения на основе традиционных игр.

За основу композиции взято детское гадание «Спотыкалка».

Толкование спотыкания связано с верой в то, что слева от человека находится черт, а справа — ангел. Это причина, почему, когда спотыкались на левую ногу, в этом видели результат воздействия темных сил, которым человек не поддался, устоял на ногах. Если приходилось споткнуться на правую ногу, это рассматривали как предупреждение сил света о грядущих неприятностях.Впоследствии приметы расширились, получили связь с датой рождения. Стали говорить, что споткнувшийся на левую ногу получит удачу, если родился в нечетный день. Для родившихся в четное число месяца такое событие несло негативное предсказание. Если родившийся в нечетный день спотыкался на правую ногу, ему обещали неудачи, проблемы. Такое же событие для родившегося в четное число считалось счастливым знаком.

Далее левую сторону стали связывать с чувствами, эмоциями, ведь чувственная сфера в человеческом понимании находятся под влиянием сердца. Правую сторону определили как зону разума, интеллекта.

В настоящее время популярна «спотыкалка» — собрание примет, объясняющих споткнувшимся людям, что их ждет впереди, какие перемены приближаются. Традиционная «спотыкалка» по времени учитывает не только сторону (правую, левую), но также день недели, время суток.

Исходя из описания, пластическим мотивом стал ход с вытянутого носка и «Спотыкалочка» на левую ногу на каждый чётный счёт (на второй, четвёртый, шестой и восьмой), что даёт развитие ритмическому рисунку и

делает разнообразным лексический материал.

Композиционный план хореографической постановки «Спотыкалочка»

Музыка народная, музыкальный размер 4/4.

Количество участников – 12 (6 девочек, 6 мальчиков)

Хореографическая композиция «Спотыкалочка» представляет собой парную пляску, основой которой является характерный ход «Спотыкалочка» с акцентом на левую ногу, исполняемым в разные доли. Перед началом танца мальчики стоят за кулисами в верхнем левом углу, а девочки – в правом нижнем в затылок друг к другу.

ПЕРВАЯ ФИГУРА – 16 тактов

1-4 такт. Девочки ходом «спотыкалочка» движутся к левому нижнему углу вдоль авансцены, дойдя до которого поворачиваются к центру сцены. Мальчики вдоль задника движутся тем же движением к правому верхнему углу, дойдя до которого поворачиваются по диагонали к центру сцены.

5-8 такт. Участники движутся друг к другу по диагонали, пока не встретятся со своим партнёром, затем останавливаются и обходят вокруг себя до точки.

9-12 такт. Далее мальчики исполняют боковой шаг с переступанием лицом к девочкам, затем девочки отвечают им таким же движением. После чего делают повороты вокруг себя в парах шагом с высоким подниманием колен. Положение рук «замочком» (Далее парная фигура 1).

13-16 такт. Участники, держась за руки, выстраиваются в общую диагональ и исполняют «подбивку» на правую и левую ногу. После этого мальчики делают «соскок» в demi plie по II поз., а девочки обходят их, держась за левую руку, затем мальчики выставляют «ножку», а девочки «спотыкалочкой» перескакивают через неё (далее парная фигура 2).

ВТОРАЯ ФИГУРА – 16 тактов

17-20 такт. Мальчики продолжают движение в левый нижний угол по диагонали и поворачивают в правый нижний угол, двигаясь по авансцене. Девочки двигаются по диагонали в правый верхний угол и поворачивают в левый верхний угол, двигаясь вдоль задника.

Все участники двигаются шагом «спотыкалочка» и останавливаются в две линии: мальчики вдоль авансцены, девочки вдоль задника.

21-24 такт. Мальчики исполняют танцевальную комбинацию на основе «соскоков» в demi plie по II поз. Затем поворачиваются через правое плечо и линией двигаются до середины сцены, затем девочки линией подходят к мальчикам.

Пары исполняют парную фигуру 1 и выстраиваются лицом вправо, девочки на первом плане, положение рук «воротца».

25-32 такт. Участники исполняют фигуру «ручеек». Пары по очереди «ныряют» в «воротца», исполняя «спотыкалочку» на каждую вторую и четвёртую доли такта и движутся влево, плавно поворачивая вправо через задник, выстраиваясь в круг.

ТРЕТЬЯ ФИГУРА – 12 тактов

33-36 такт. Участники парами движутся по кругу, исполнив два раза «спотыкалочку» на вторую долю такта, затем останавливаются и исполняют парную фигуру 2 спиной в круг.

37-40 такт. Мальчики двигаются по «внутреннему» кругу по часовой стрелке, исполняя «спотыкалочку» на каждую вторую долю, девочки по «внешнему» кругу против часовой стрелки, исполняя «спотыкалочку» на каждую четвёртую долю. Участники проходят по полному кругу и останавливаются возле своих партнёров.

41-44 такт. Девочки исполняют танцевальную комбинацию на основе «соскоков» в demi plie по VI поз., мальчики делают «мяч» по VI поз. Далее девочки выходят вперёд, делая круг шире, а на последний такт вперёд из круга выходят мальчики.

ЧЕТВЕРТАЯ ФИГУРА – 16 тактов

45-48 такт. Все участники, взявшись за руки, исполняют по парам «закрутку» через прыжок. Девочки поворачиваются спиной к мальчикам, далее «раскручиваются» на место соседней девочки и все исполняют парную фигуру 1 до полного круга.

49-52 такт. Повторяют «закрутку», но вместо фигуры 1, участники расходятся на 2 круга, держась за руки.

53-60 такт. Участники правого круга двигаются по часовой стрелке, делая «спотыкалочку» на каждую вторую долю такта. Участники левого – против часовой, делая «спотыкалочку» на каждую четвертую долю.

На 59-60 такт все расходятся на полукруг.

ПЯТАЯ ФИГУРА – 16 тактов

61-64 такт. Крайние правая и левая пары идут навстречу друг другу и делают перекрёстные «нырки» в «воротца» меняясь партнерами. «Ныряющие» пары делают «спотыкалочку». Остальные участники исполняют боковую «подбивку» с притопами два раза.

65-72 такт. Участники разделяются на два плана. Две пары на переднем плане: мальчики исполняют комбинацию, на основе «соскоков» в demi plie II поз. (2 такта), затем девочки обходят мальчиков за спиной, исполнив «спотыкалочку» через ножку (2 такта). Мальчики делают поворот с «хлопушкой» (2 такта), девочки исполняют комбтинацию на основе «соскоков» в demi plie VI поз. (2 такта).

Задний план исполняют парные фигуры 1 и 2 (8 тактов).

73-76 такт. Передний план: Мальчики обходят девочек спереди движением «перекат» через пятку.

Задний план исполняют «закрутку».

Далее все участники выстраиваются в четыре колонны по три человека, так что слева направо 1 и 3 колонна девочки, 2 и 4 мальчики.

ШЕСТАЯ ФИГУРА -16 тактов

77-78 такт. Мальчики с правой ноги, а девочки с левой исполняют боковой шаг, меняясь местами. Мальчики проходят за спиной у девочек.

Затем этим же шагом идут обратно до своих мест.

Далее участники перестраиваются движением «перекат», так чтобы мальчики оказались в 1 и 2 колоннах, а девочки в 3 и 4.

79-90 такт. Мальчики исполняют «хлопушку» через поворот с «соскоком» (2 такта), далее девочки комбинацию через «соскок» demi plie VI поз. (2 такта).

Затем у мальчиков следует комбинация на основе «соскоков» и «хлопушки» об пол (4 такта).

Девочки отвечают комбинацией на основе притопов (4 такта).

На последнюю долю все делают прыжок.

СЕДЬМАЯ ФИГУРА – 20 тактов

С седьмой фигуры и до конца композиции идёт небольшое увеличение темпа.

1 2 3 4

91-98 такт. Участники поворачиваются лицом друг другу и исполняют парную фигуру 1 по очереди. Сначала колонна 2 с колонной 3, далее 1 с 3, а 2 с 4. Затем 1 с 4 в центре. Далее 1 с 3, 2 с 4 и останавливаются со своими партнёрами, руки «воротца».

99-106 такт. Участники исполняют «ручеек» вперед, начиная с задних пар, пока не возвратятся до своих мест.

Далее девочки идут по бокам и выстраиваются вдоль задника в линию.

Мальчики исполняют поворот с «хлопушкой»

107-110 такт. Девочки проходят вперед шагом «спотыкалочка» и «приставным» шагом (4 такта), мальчики переходят на задник, аналогично девочкам в предыдущей фигуре.

111-114 такт. Мальчики и девочки подходят друг к другу и исполняют парную фигуру 1 в центре.

Далее на два последних такта уходят за кулисы, мальчики в левую, девочки в правую.