Методическая разработка: "Создание условий для укрепления здоровья учащихся и активизации их творческих способностей на занятиях хореографии".
Актуальность методической разработки выражается в передачи опыта по
применению на занятиях по хореографии здоровьесберегающих технологий,
которые, являются основой для развития творческого потенциала ребенка.
Данная методическая разработка предназначена для педагогов-
хореографов, желающих повысить свое образование в используемой
деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._razrabotka.docx | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление культуры города Курска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 5 имени Д.Д. Шостаковича»
города Курска
Методическая разработка
«Создание условий для укрепления здоровья учащихся и активизации их
творческих способностей на занятиях хореографии»
Выполнила:
преподаватель высшей категории
отделения хореографии
Ушакова Светлана Александровна
Курск 2023
Содержание.
1. Введение
2. Основная часть:
2.1 особенности построения занятий по хореографии
2.2 характеристика физических методов оздоровления
воспитанников
2.3 построение занятия: упражнения для разминки,
музыкально-ритмические упражнения, разминка на
ковриках, художественно-образные импровизации
2.4 танцевальные постановки
3. Заключение
4. Используемая литература
- Введение.
Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое здоровье. Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в школе ухудшается в 5 – 6 раз, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.
Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что
здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ
жизни. Для младших школьников самым интересным и увлекательным, а главное плодотворным путём к здоровью является урок танца. Дети быстро увлекаются музыкально-пластическими упражнениями, танцевально-игровыми заданиями. Увлечённые игрой они с удовольствием учатся двигаться под музыку, правильно выполнять движения, так начинается сложная и кропотливая работа над своим телом.
Урок хореографии сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока является организация разных форм музыкально-
танцевальной деятельности школьников. Каждый урок содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.
Одна из основных задач музыки на уроках хореографии: снимать нервно-
психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный
энергетический тонус обучающихся.
Актуальность методической разработки выражается в передачи опыта по
применению на занятиях по хореографии здоровьесберегающих технологий,
которые, являются основой для развития творческого потенциала ребенка.
Данная методическая разработка предназначена для педагогов-
хореографов, желающих повысить свое образование в используемой
деятельности
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –
обеспечить воспитанникам возможность сохранения здоровья за период
обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по
здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
2 Основная часть
Занятия по хореографии должны способствовать способствует повышению
работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогает
Задача хореографов – дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, преодолеть усталость и сонливость, показать школьнику значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.
Во-первых, такие важные педагогические задачи, как развитие личности
ребёнка, его интеллекта и общей культуры, а также формирование и обогащение
внутреннего мира решаются с максимальным учётом индивидуальных
возможностей каждого ученика на основе дифференцированного обучения.
Во-вторых, обучение танцевальным навыкам происходит в тесной взаимосвязи
с развитием физических возможностей детского организма. Курс
«Динамическая пауза» позволяет учить детей восприятию танцевального
искусства, как физическую работу над своим телом и одновременно развивать музыкально – артистические способности.
В-третьих, обучение с увлечением – вот что должно лечь в основу урока.
Только увлечённость позволит ребёнку усердно трудиться и постигать секреты мастерства.
В-четвёртых, ребёнок приобщается к культуре, постепенно обогащается его духовный мир, расширяется кругозор. Всё это способствует росту
художественно - творческой личности.
Цель работы педагога на занятиях хореографией является – создание
оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, через активизацию их творческих способностей.
Основные задачи:
- Прививать воспитанникам необходимые двигательные навыки.
- Укреплять мышечный аппарат.
- Формировать правильную осанку, постановку корпуса, рук, ног, головы.
- Совершенствовать навыки координации и пространственной ориентации.
- Развивать танцевальные способности.
- Формировать умения эмоционального исполнения характера пляски.
- Развивать чувство ритма и темпа музыкального сопровождения.
- Способствовать проявлению элементов творчества.
Характеристика физических методов оздоровления воспитанников
младшего школьного возраста
Мышечная активность – обязательное условие для нормального развития организма ребёнка. Кроме того, не следует забывать о том, что физическое воспитание, это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей в школе и дома.
Рациональные виды двигательной деятельности на занятиях:
Вид двигательной деятельности | Физиологическая и воспитательная задача | Необходимые условия |
1. Разминка на ковриках и на середине класса | Воспитание ловкости, гибкости. Качественное укрепление мышц. Удовлетворение потребности в движении. | Место, достаточное для двигательной активности. Одежда, не стесняющая движения, коврики, игрушки и пособия, побуждающие ребёнка к движениям. |
2. Музыкально- ритмические упражнения. | Воспитание музыкально- ритмических навыков. Движения более лёгкие для исполнения, но чёткие и лаконичные. | Музыкальное сопровождение. Музыка должна соответствовать характеру и ритму движений. |
3. Художественно- образные импровизации. | Воспитание образного мышления, и артистического воплощения. Качественнее развитие эмоциональной сферы. | Выразительная музыка, позволяющая ребёнку видеть индивидуальные оттенки при исполнении роли. |
Построение занятия
Занятие начинается танцевальным поклоном, который настраивает ребят на творческую работу. Затем идёт разминка, которая начинается танцевальными шагами по кругу, и продолжается на середине класса.
В разминку входят движения направленные на разогрев мышц, начиная от ступней и заканчивая шеей и движения для постановки танцев. Затем выполняются упражнения на ковриках. Продолжительность всей разминки не должна превышать 15 минут.
Следующая часть занятия – развивающие игры. Теперь будет работать
творческое воображение, а мышцы немного отдохнут. Ребятам предлагается
создать музыкально-художественный образ. На эту игру отводится от 5 до 10
минут. После игры переходим к музыкально-ритмическим упражнениям. Они строятся на хлопках и притопах. Все дети с огромным удовольствием исполняют эти движения.
Так мы подошли к заключительной части урока – постановке танца. Она
начинается с повторения пройденного материала. Ребята повторяют ту часть
танца, которую выучили на прошлом занятии, и только потом переходят к
новому материалу. Урок обязательно заканчивается поклоном.
Упражнения для разминки
Разминка по кругу
- Шаги: с носка; с высоко поднятым коленом; на носочках, на пяточках.
- Бег (ноги назад, ноги вперёд); подскоки; боковой галоп с хлопками.
Разминка на середине класса (построение в две линии)
- Наклоны головы вправо-влево, вперёд-назад, по кругу.
- Плечи вверх-вниз, круговые движения плечами.
- Упражнение «пружинка» двумя ногами и попеременно каждой ногой.
- Вывод ноги вперёд, в сторону, назад; на носок, на каблук.
- Шаги в сторону с приседанием.
- Приседания с выносом ноги на каблук.
- Упражнение «Кораблик».
- Упражнение «Гармошка».
- Упражнение «Ковырялочка».
10. Прыжки:
- на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге, на двух ногах вокруг себя;
- на правой ноге с продвижением вправо, на левой ноге с продвижением влево; и
т.д.
11. Упражнения для рук и пальчиков.
Разминка на ковриках
Лёжа на спине:
- Поочерёдно поднимать левую и правую ноги; поднимать обе ноги.
- Поднять правую ногу вверх, опустить в сторону, подвести к левой; повторить
с левой ноги.
- Упражнение «велосипед».
- Упражнение «свечка».
Лёжа на животе:
- Приподниматься на руках, прогибаясь назад.
- Поднимать вверх руки и плечи; поднимать вверх одновременно руки и ноги.
Сидя на коврике, ноги вытянуты в стороны:
- Дотянуться носом до правого и левого колена.
- Наклониться вперёд, подбородком дотянуться до пола.
Сидя на коврике, ноги вместе, вытянуты вперёд:
- Поочерёдно носочки ног вытягиваем и сокращаем на себя.
- Наклониться вперёд, дотянуться руками до пальчиков ног; лечь на спину.
Сидя в позе «лотоса»:
- Руками аккуратно надавить на коленки, прижимая их к полу.
- Упражнения для пальцев и кистей рук.
Музыкально – ритмические упражнения
Для лучшего усвоения ритмического рисунка необходимо достаточное время, поэтому музыкально-ритмичные движения разучиваются в несколько этапов.
– На начальном этапе: дети учатся хлопать или топать определенный
ритмический рисунок, обращая внимание на сильную долю:
- хлопать в ладоши на каждый счёт;
- топать двумя ногами поочерёдно на каждый счёт;
- хлопать в ладоши на счёт «3,4»;
- топать двумя ногами поочерёдно на счёт «3,4»;
- хлопать в ладоши только на счёт «1»;
- топать одной ногой только на счёт «1»;
- хлопать в ладоши только на счёт «4»;
- топать одной ногой только на счёт «4»; и т. д.
– На следующем этапе: ритмический рисунок хлопков и притопов усложняется за счёт изменения темпа:
- хлопать на счёт «1,3»; «1,2,3»;
- хлопать на счёт «1,2,3»; «1,2,3»; «1»; «1»;
- топать одной ногой на счёт «1,3»;
- топать поочерёдно двумя ногами на счёт «1,2,3»; «1,2,3»; «1»; «1»;
- топать поочерёдно двумя ногами на счёт «1,2,3,4,5,6,7»; «1»; «1»; и т. д.
– Переходим к следующему этапу: когда ребята усвоят темп простых
ритмических рисунков, можно усложнить рисунок, поставив детей в пары:
- хлопать в ладоши друг другу двумя ладошками;
- хлопать в ладоши друг другу то левой, то правой ладошками;
- хлопать друг другу: 1 раз левой, 1 раз правой, 3 раза двумя ладошками;
- топать поочерёдно двумя ногами на счёт «1,3»; «1,2,3»; хлопать в ладоши на счёт «1,2,3»; «1,3»;
- топать поочерёдно двумя ногами на счёт «1,2»; хлопать 3 раза на счёт «3,4»; хлопать 3 раза на счёт «1,2» и ещё 3 раза на счёт «3,4»; и т.д.
Когда ребята усвоят темп и ритм сложных рисунков, можно попробовать
поставить детей в пары. Но не забывайте, что темп должен нарастать
постепенно.
Каждый выученный и отработанный ритмический рисунок должен исполняться под музыку. Это может быть полька или любая другая весёлая и ритмичная музыка. Такие упражнения, исполняемые под музыку, способствуют развитию музыкального ритма.
Художественно-образные импровизации
Импровизации в игровой форме
Педагог под музыку читает стишок | Дети выполняют движения. |
«Цветок» Нежный маленький бутон, Свёрнут туго-туго он. Солнце луч ему протянет – И бутон гвоздикой станет. И. Махонина | Дети сидят на корточках, обхватив крепко колени руками, голова опущена вниз. Медленно встают, выпрямляются, плавно поднимая руки вверх. Заканчивая упражнения, поднимаются на носки. |
«Дерево» Дерево кончается где-то в облаках, Облака качаются на его руках. Эти руки сильные рвутся в вышину. Держат небо синее, звёзды и луну. Л. Кудрявская | Дети поднимают руки вверх, качают ими. Качание усиливают, корпус наклоняют влево, вправо. С окончанием текста все замирают. Во время качания рук, следует перебирать пальцами (пальцы – листья). |
«Мячик» Бьют его, а он не злится, Он всё больше веселится. Как не странно, без битья Нет для мячика житья! В. Берестов | Дети имитируют игру с мячом. Они ударяют мяч об пол. Во время ударов необходимо делать какие-то движения: шаги в сторону, прыжки, подскоки вокруг себя. |
Импровизации на свободную тему
Изобразить под предлагаемую музыку:
- идущих по лесу грустных медвежат;
- праздник бабочек;
- пугливо прячущихся зайчиков;
- лягушек, охотившихся на мух;
- танцующих кукол; и т. д.
Импровизация на заданную музыку
На предлагаемую музыку каждый ребёнок придумывает и изображает свой
образ.
Можно проводить в форме загадок. Один изображает, остальные отгадывают.
Танцевальные постановки
Танец «Весёлый ковбой».
Танец «Белые снежинки».
Танец «Куклы-неваляшки».
Танец «Школьная полька» из м/ф.
- Заключение
Проблема укрепления здоровья на занятиях хореографией наиболее
актуальна в современном мире, когда дети часто подвержены различными
заболеваниями в т.ч. и гиподинамией. Поэтому воспитание здорового образа
жизни является главной ценностью. Хореографические занятия помогают детям осознать, что здоровье является главной ценностью и оказывают положительное влияние на развитие не только художественного вкуса, но и на рост общей культуры, формирования эстетического вкуса, развития двигательных навыков, творческой активности
- Используемая литература
1. Зинченко Н.А. «Здоровьесберегающая педагогика» Методическое пособие.
Кострома, 2004 г.
2. Киреева Л.Г. «Организация предметно-развивающей среды» Из опыта работы. Волгоград, 2007 г.