Главные вкладки
Методическая разработка интегрированного занятия по программе «Профитроль» Тема: «Притягательное искусство танца и мир профессий вокруг него» (для педагогов дополнительного образования)
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку и сценарный план интегрированного занятия по направлению ПРОФОРИЕНТАЦИЯ.
Данное занятие проводиться педагогом дополнительного образования (направление - хореография) и психологом. Само название занятия говорит о том, что профессия танцовщика взята за основу, а далее, раскрываются множество профессий, связаных с созданием балетного спектакаля. Ориентир на профессии: артист балета или ансамбля народного танца, педагог-хореограф, хореограф-постановщик, композитор, музыкант, художник, художник по костюмам, портной, визажист, парикмахер, костюмер, рабочий сцены, звукорежиссёр, режиссёр по свету и т.д.
Занятие проводится ежегодно в ГБУ ДДЮТ Московского района в подростковом клубе "МАЯК". Методическая разработка вошла в сборник всероссийской публикации "Дополнительное образование: вызовы, решения, практики." Санкт-Петербург, 2020 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_26.10.17_tarasova_i.v.docx | 42.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка интегрированного занятия
по программе «Профитроль»
Тема: «Притягательное искусство танца
и мир профессий вокруг него»
(для педагогов дополнительного образования)
Разработчики:
Тарасова Ирина Вячеславовна –
педагог дополнительного образования
художественного отдела;
Марченко Инна Александровна -
педагог-психолог
2017 год
Методическая разработка интегрированного занятия по программе «Профитроль»
по теме: «Притягательное искусство танца и мир профессий вокруг него»
План-конспект занятия
Цель: ознакомить учащихся с основными направлениями хореографического искусства, а так же, сопутствующими этому искусству профессиями.
Задачи:
Обучающие: ознакомить и заинтересовать учащихся в каком-либо одном или несколькими предложенными профессиональными направлениями.
Развивающие: развить у учащихся творческое художественное мышление.
Воспитательные: воспитать навык коллективной работы посредством интерактивного творческого процесса.
Оборудование: магнитно-маркерная доска, ноутбук, стол, стулья; бумага А4, ручки, проектор, экран, колонки, интернет.
Наглядные и дидактические материалы: презентация; элементы костюмов, виды танцевальной обуви, музыкальные инструменты, элементы декораций, инструменты визажиста, комплекты метафорических ассоциативных карт.
.
Раздаточный материал: анкеты.
Ожидаемые результаты занятия:
• личностные результаты:психологическое благополучие личности, включая такие качества, как доброжелательность, способность устанавливать контакт, позитивный взгляд на жизнь, направленность на личностное развитие себя и других;
• метапредметные результаты: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарища, родителя и других людей; умение контролировать, и оценивать процесс и результат действия; умение формулировать собственное мнение и договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, умение анализировать и оценивать свои способности;
• предметные результаты: получение новых знаний из области хореографического искусства, а так же, сопутствующими этому направлению профессиями, получение опыта позитивного взаимодействия в группе.
Методы отслеживания результативности:
- наблюдение за проявлением у учащихся активности, инициативности на занятии и фиксация в листе наблюдений;
- анализ идей и результатов выполнения заданий;
- анализ результатов анкетирования и викторины
Продолжительность занятия: 3 академических часа.
технологическая карта занятия
Название этапа, цели | Формы и методы | Виды деятельности учащихся | Содержание этапа |
1. Подготовительный этап Подготовка к работе, введение в тему | Наблюдение, опрос, | Педагог-психолог проверяет готовность учащихся к занятию, настраивает на активную творческую работу. Учащиеся демонстрируют готовность к занятию | |
Упражнение на знакомство "Самопрезентация через МАК". | Тренинговые упражнения с метафорическими ассоциативными картами | Педагог-психолог предлагает участникам выбрать одну или несколько метафорических ассоциативных карт, с которыми у него есть что-то общее, и рассказать с их помощью о себе. Каждый участник группы выбирает карту. Далее учащиеся по очереди рассказывают о себе, своих увлечениях, настроении, ожиданиях от занятия. Делятся впечатлениями о выполнении задания. | |
2. Основной этап. | |||
Представление программы. | Презентация. Мотивационная речь. Выдача раздаточного материала. | Участники знакомятся с программой занятия. Получают раздаточный материал. | Педагог рассказывает о программе занятия. Поясняет, как работать с раздаточным материалом. |
Знакомство с направлениями хореографического искусства. | Групповая дискуссия. Викторина. Видео просмотр. Индивидуальная работа. | Участники просматривают видеоролики по пяти направлениям хореографии, после чего, высказывают своё мнение, отвечают на вопросы викторины, проводя сравнительный анализ. | Педагог презентует каждый видеоролик, даёт описание и пояснение перед просмотром. По завершению просмотра, задаёт наводящие вопросы и просит ответить на вопрос анкеты. |
Ознакомление с первыми шагами к данному виду искусства. | Групповая работа. Анкетирование. | Участники получают информацию о профессиональных хореографических учебных заведениях нашего города и требованиях к поступающим. Далее, проводят самооценку своих профессиональных данных, и результаты фиксируют в анкетах. | Тренер презентует обзор профессиональных учебных заведений и расскажет о тех данных и качествах, которые будут оцениваться при поступлении. Задаёт наводящие вопросы, помогающие проанализировать информацию. Затем, попросит ответить на вопросы анкеты по данному разделу. |
Обзор одного дня учащегося балетного училища. | Мастер-класс. Групповая работа, фронтальный метод, интерактивный метод. Видео-просмотр. | Участники знакомятся с расписанием одного дня учащегося Академии балета. Ознакомятся с наглядным материалом, смогут примерить танцевальную обувь и костюмы по различным направлениям танца. Ознакомятся с рационом питания. Затем участники делают выбор, и фиксируют свои предпочтения в ответах на вопросы викторины. | Тренер презентует поэтапно расписание одного дня учащихся Академии Балета, поясняя о специфике каждого предмета профессионального направления. Обыгрывает различные ситуации и предлагает интерактивные задания, после чего просит ответить на вопросы викторины. |
Коллективное составление схемы «Танец и профессии вокруг него» | Групповая работа, наводящие вопросы, штурмовая атака | Участники называют профессии, которые связаны с танцем. | Педагог и психолог обозначают основную профессию артиста балета в центре флипчарта. Далее, проводят опрос о смежных профессиях. Результаты по принципу mind map схематично записываются на флипчарт. |
Интерактивная игра «Мое место рядом с танцем» | Интерактивный метод. Инсталляция с элементами социодрамы. Профессиональная проба. | Участники выбирают себе профессиональные роли, создают предложенный образ, дополняют его необходимыми предметами: одежда и обувь для танца, лампы-прожекторы, инструменты для визажиста, художника и т.д. По сигналу ведущего отыгрывают свои роли. После проживания ситуации учащиеся делятся впечатлениями. | Педагог-психолог предлагает участникам сделать живую картину, в которой они могут занять подходящее для себя место рядом с танцем в роли танцора, преподавателя танца, хореографа, костюмера, визажиста, художника-технолога по сценическому свету, художника-декоратора и т.п. В центр зала ставят фигуру танца. Участники создают предложенный образ. Затем по сигналу ведущего картина оживает. Каждый участник входит в свою роль. После проводится обсуждение задания. |
Чаепитие балерины | Групповая дискуссия. Интерактивный опрос. Обратная связь участников. | Учащиеся знакомятся с рационом чаепития балерины. За чаепитием ведут дискуссию о занятии, рассказывают о личных посещениях балетных спектаклей и впечатлениях о них. | Педагог предоставляет продукцию для чаепития (приложение №2) рассказывает о пользе предложенных угощений. Проводит опрос учащихся о посещаемых ими когда-либо балетных мероприятиях и направляет ход дискуссии. |
3. Заключительный этап: подведение итогов занятия, результаты анкетирования и викторины. | Обратная связь участников. Индивидуальная работа. | Участники получают информацию по результатам анкетирования и викторины и рекомендации по поэтапному освоению заинтересовавшей профессии. Задают вопросы, высказывают своё мнение по проведенному занятию. | Педагог оглашает участникам результаты анкетирования и предоставляет рекомендации по каждому профессиональному направлению (расшифровка результатов анкетирования и викторины в приложении №1) Так же, опрашивает мнения участников о занятии. |
Ход занятия
- Подготовительный этап:
- Педагог и педагог-психолог помогают учащимся адаптироваться в пространстве, где проходит занятие. Учащиеся осматривают помещение и занимают предоставленные места.
- Педагог-психолог проводит тренинговое упражнение на знакомство "Самопрезентация через МАК (метафорические ассоциативные карты)". Ведущий предлагает участникам выбрать одну или несколько метафорических ассоциативных карт, с которыми у него есть что-то общее, и рассказать с их помощью о себе.
Каждый участник группы выбирает карту. Далее учащиеся по очереди рассказывают о себе, своих увлечениях, настроении, ожиданиях от занятия. Делятся впечатлениями о выполнении задания.
- Представление программы.
- Педагог запускает слайд-шоу и рассказывает о теме и ходе занятия. На экране слайд №1. Рассказывает о истории появления танцевального искусства и о музе танца Терпсихоре, которая изображена на слайде.
- Педагог раздаёт раздаточный материал (распечатанную анкету и викторину) и даёт пояснения по заполнению. Заполнение происходит постепенно, на каждом этапе.
- Знакомство с направлениями хореографического искусства.
- Все участники занятия просматривают поэтапно, строго соблюдая предложенную последовательность, видео с танцевальными номерами: классическое направление; современная хореография; народный танец; мюзикл или танцевальное шоу; стрит-дэнс.
Педагог презентует каждое видео, рассказывая о авторах и исполнителях каждого ролика (если известно). На слайде №2 указаны ссылки на видеоролики.
- Обсуждение каждого просмотренного видеоролика. Учащиеся рассказывают о своих впечатлениях. Педагог задаёт наводящие вопросы, например: «Что именно так понравилось в данном танцевальном образе?»; «Почему слабо заинтересовал тот или иной ролик?» с целью помочь сделать каждому учащемуся обоснованный выбор.
- Учащиеся фиксируют свой выбор в раздаточном материале. На экране слайд №3.
А) страница 2 раздаточного материала – обводит нужную букву, в соответствии с последовательностью видеороликов.
Б) страница 3 раздаточного материала – обводит нужную букву, отвечая на вопрос: «На что более всего вы обращали внимание при просмотре каждого видеоролика?»
- Ознакомление с первыми шагами к данному виду искусства.
- Педагог рассказывает о требованиях при поступлении в различные профессиональные заведения хореографического направления (в городе проживания). Объясняет и показывает, какими природными данными и приобретёнными навыками должен обладать поступающий. Рассказывает об этапах приёмных комиссий.
- Учащимся предоставляется возможность провести анализ своих способностей и природных данных и оценить их по пятибалльной шкале на странице 1 раздаточного материала. Педагог, при этом должен хорошо разъяснить каждый пункт опроса. На экране слайд №4.
- Обзор одного дня учащегося балетного училища.
- Педагог рассказывает о расписании учебного дня воспитанника Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, начиная с завтрака и дороги в учебное заведение и переходя к расписанию занятий, в котором перемешиваются школьные предметы и профессиональные учебные занятия, репетиции и выступление на сцене одного из академических театров. Обязательно используются интерактивные методы:
А) Просмотр видеоролика урока классического танца (ссылка в слайде №5) При этом, участники занятия могут повторять движения и стараться делать это синхронно. Так же, педагог обращает внимание на дисциплину в балетном классе.
Б) Педагог предлагает ситуацию: «Идёт занятие, в ходе которого необходимо отработать методом многократного повтора физически сложное упражнение» Далее, предлагается несколько поведенческих ситуаций, одну из которых участники должны выбрать и зафиксировать результат, обведя нужную букву в раздаточном материале на странице 3, вопрос 2. На экране слайд №5. Все варианты ответов педагог должен выразительно озвучить.
В) Следующее интерактивное задание – это примерка танцевальной обуви и костюмов. При этом, обязательно наличие такой обуви как: пуанты, народные туфли, туфли для бальных танцев. Предоставление костюмов по возможности. И тот и другой наглядный материал лучше всего предоставить с различным размерным рядом. После примерки и выполнения некоторых движений в танцевальной обуви, участники должны сделать выбор, обосновываясь удобством той или иной пары обуви и заинтересованностью в ней танцевать и зафиксировать свой выбор, обведя нужную букву в раздаточном материале на странице 2, вопрос 2. На экране слайды №6,7,8.
Г) Далее, педагог рассказывает об обеденном перерыве и предлагает учащимся выбрать один из предложенных вариантов обеда. На экранах слайды № 9,10,11,12,13. Каждый вариант обозначен определённой буквой – её то и нужно будет обвести в раздаточном материале на странице 2, вопрос 3.
Д) Педагог рассказывает о свободном часе – перерыве между занятиями и репетицией (или спектаклем) предлагая, при этом учащимся несколько вариантов свободных занятий. На экране слайд №14. Учащиеся фиксируют результат, обведя нужную букву в раздаточном материале на странице 3, вопрос 3.
Е) Заключительным этапом раздела идёт рассказ о детских партиях в балетных постановках академических театров. Педагог описывает партии и показывает интересные танцевальные элементы (на выбор) После этого, предлагает участникам сделать выбор: «Что же самое важное в танце?» и зафиксировать ответ, обведя нужную букву в раздаточном материале на странице 2, вопрос 4.
- Коллективное составление схемы «Танец и профессии вокруг него»
- Педагог и педагог-психолог в центре флипчарта фиксируют понятие «ТАНЕЦ» и начинают задавать наводящие вопросы: «Какие профессии способствуют созданию танцевального спектакля?» Участники приводят свои варианты. Правильные варианты фиксируются на флипчарте вокруг «ТАНЦА» - таким образом составляется схема взаимодополняемости танца и других профессий.
- Интерактивная игра «Мое место рядом с танцем»
Педагог-психолог предлагает участникам сделать живую картину, в которой они могут занять подходящее для себя место рядом с танцем в роли танцора, преподавателя танца, хореографа, костюмера, визажиста, художника-технолога по сценическому свету, художника-декоратора и т.п.
Из числа участников выбирают заместителя на роль танца, ставят в центр зала. Затем участники создают предложенный образ, сами решают, кем они хотят быть рядом с танцем, и занимают свое место рядом с ним. Дополняют инсталляцию необходимыми предметами: одежда, обувь для танца, лампы-прожекторы, инструменты для визажиста, мольберт, кисти, краски для художника и т.д. По сигналу ведущего картина оживает. Каждый участник входит в свою роль.
Примечание: ведущий может предложить ребятам попробовать себя в разных ролях.
После проживания ситуации учащиеся делятся впечатлениями.
Обсуждение: Почему выбрали именно эту профессиональную роль? Соответствует ли она вам? Ощущения, впечатление.
- Педагог предлагает зафиксировать результаты (заинтересовавшую профессию) в раздаточном материале на странице 3, вопрос 4.
- Чаепитие балерины.
- Педагог и педагог психолог накрывают на стол, разливают чай в чашки, предлагают угощения (рацион в приложении №2) рассаживают участников за стол.
- Проходит беседа о посещении балетных спектаклей и балетных персонажей, композиторах и балетмейстерах. Можно предложить каждому участнику представить себя балериной, можно даже взять роль какой-либо известной балерины.
- Подведение итогов анкетирования.
- Педагог и педагог-психолог подводят итоги анкетирования и опроса викторины (приложение №1)
- Оглашают каждому лично результаты. Желательно, начинать с тех, у кого результат по направленностям самый явный. К примеру: « У нас выявилась восходящая звезда мюзиклов – это Катя!» или «Подал заявку, как истинный музыкант и концертмейстер – Богдан!» - обязательно поздравить! Затем, объявить результаты тем, у кого результаты анкетирования двояки. Например: «А Лена будет заниматься классическим и современным танцем – у неё к этому большой интерес и природные данные позволяют!»
- Далее, каждый участник подходит к педагогу и знакомиться с рядом учебных заведений, дающих профессиональное образование по профилю и специальности заинтересовавщей его.
На экране слайд №16, на котором имеются необходимые ссылки. Дополнительно, можно воспользоваться сетью интернет.
Приложение 1
Анкета, викторина и расшифровка результатов.
Страница №1 раздаточного материала.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ:
Стройность и пропорциональность фигуры 1 2 3 4 5
Гибкость (складка, шпагаты, мостик) 1 2 3 4 5
Выворотность («Крабик», «Лягушка») 1 2 3 4 5
Мышечная собранность, тонус 1 2 3 4 5
Общее состояние здоровья 1 2 3 4 5
Чувство ритма 1 2 3 4 5
Выразительность танцевального исполнения 1 2 3 4 5
Страница №2 раздаточного материала.
Танцевальная классификация:
1.Выбор просмотренного видео-материала:
А Б В Г Д
2.Выбор танцевальной обуви:
А Б В Г Д
3.СТОЛОВАЯ (выбор обеда):
А Б В Г Д
4.ЧТО ВАЖНЕЕ ДЛЯ ВАС В ТАНЦЕ?
Форма, техника, точность линий……………………А
Передача образа через спонтанные и
необычные танцевальные движения………………..Б
Культура народов, чьи танцы танцую.
Их нрав и характер…………………………………..В
Свет и блеск шоу. «Танцуют все!»………………….Г
Чтоб было круто и весело,
Хоть на голове крутись!.…………………………….Д
Страница №3 раздаточного материала.
Акценты восприятия:
1. После просмотра видеоматериала: «На что именно я обращала больше внимания во время просмотра всех видеороликов?»
Т - танец
Х - идеи и задумки хореографа
М - музыка
К - костюмы
Д - декорации
Г - грим и прически
2. Поведенческий выбор:
1) Т 2) Х 3) М 4) К 5) Д 6) Г
3. «В час перерыва чем займусь?»:
- Т 2) Х 3) М 4) К 5) Д 6) Г
4. Спонтанный выбор:
Т - танец
Х - идеи и задумки хореографа
М - музыка
К - костюмы
Д - декорации
Г - грим и прически
Расшифровка результатов:
Страница 1: Если результат самооценки высок, то участник чувствует готовность к освоению танцевальных дисциплин. Если ниже среднего, то следует рассмотреть сопутствующие профессии.
Страница 2:
Большинство ответов: «А» - заинтересованность классическим танцем
«Б» - заинтересованность современной хореографией
«В» - заинтересованность народным танцем
«Г» - заинтересованность мюзиклом или шоу
«Д» - заинтересованность стрит хореографией
Страница 3:
Если большинство ответов:
Т - заинтересованность в искусстве танцора
Х - заинтересованность в искусстве хореографа и преподавателя
М - заинтересованность в музыкальном искусстве
К - заинтересованность в искусстве модельера, костюмера
Д - заинтересованность в искусстве декоратора, художника
Г - заинтересованность в искусстве визажа и парикмахерском искусстве