Конспект занятия "Русский народный танец"
Знакомство учащихся с историей русского народного танца, повышение интереса к культуре русского народа. Упражнение в технике исполнения экзерсиса ранее разученного, разучивание у станка движения народного танца, изучение движений на 1/8, координация во время переменного хода вперед и назад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
ПЛАН УРОКА
Цель: познакомить учащихся с историей русского народного танца, повышая интерес к культуре русского народа.
Задачи: упражнять в технике исполнения экзерсиса ранее разученного, разучивать у станка движения народного танца, изучение движений на 1/8, координация во время переменного хода вперед и назад.
ХОД УРОКА
С незапамятных времен на Руси основным трудом было земледелие, в связи с которым в течение многих веков возникали и складывались народные празднества, забавы и игры. Обычно они приурочивались к началу сева или сбору урожая. Во время жатвы наряжались снопы, иногда придавая им человеческий облик, и разукрашенными носили по деревне. В весенний праздник 25 марта со всех концов деревни собирались девушки. В руках у них были ветки жаворонки, сделанные из тряпок и ленточек. Девушки перекликались, подражая хору птиц, что знаменовало приход весны. Семейные праздники – смотрины, сватовства, девичники, свадьбы тоже сопровождались определенными обрядами, в которые органически вливались песни и игровые хороводы. Древнейший вид русской пляски – хоровод. Хороводы очень многообразны по своему содержанию, видам и танцевальному рисунку. Наиболее типичен вид хороводов, в которых песня и пляска соединены с драматическим действием. Все участники хоровода составляли круг, в середине которого находилась девушка или парень или двое девушек и двое парней, разыгравших содержание песни. Остальные участники хоровода пели песни и танцевали, повторяя иногда движения находившихся к кругу. В вопросно-ответном хороводе танцующие стоят в две линии, одна против другой, «стена на стену». Первая линия подходит с вопросом ко второй и отходит назад, затем вторая линия подходит с ответом и возвращается на место. Такое построение характерно для хороводов с песнями «Просо», «Бояре», «Кто с нами на пашеньку пахати». (детям предлагается прослушивание народных музыкальных произведений ). После Октябрьской революции постепенно меняется тематика хороводов, создаются новые песни и пляски. Известно, что во Владимирской области рабочие водили летом хороводы возле фабрики еще в 20-е годы, а в Пермской области создали новый игровой хоровод «Сосенка», в котором молодежь представляет, как выращивают лес для новых советских строек. Помимо хороводных плясок, большое место в народных русских танцах занимали парные и сольные, которые исполнялись внутри и вне хоровода. Особенность русской парной пляски заключалась в том, что танцующие не держали друг друга за руки, парень не обнимал девушку за талию, и она не опускала своих рук ему на плечи. Они танцевали друшг перед другом или один вокруг другого.
В старину женской пляски были присущи большая плавность и певучесть движений, величавость походки, горделивость и скромность, а иногда задор и лукавство. Мужская пляска отличалась широтой, плавностью Проходки, ловкостью присядок и различных притопов, повадками «удалого молодца». В наше время русская пляска, парная или сольная, в том числе и перепляс технически усложнились. Появились всевозможные проходки, бесконечно разнообразные дроби и притопы, сложные лихие присядки, замысловатые «хлопушки».
РАЗМИНКА
(экзерсис у станка)
Музыкальное сопровождение – русская плавная мелодия. Музыкальный размер 2/4. темп медленный исходное положение: ноги в шестой позиции.
- плие (в размере русского лирического танца).
Музыкальный размер 2/4. темп умеренный. Исходное положение: ноги в пятой позиции. Упражнения выполняются поочередно правой, затем левой ногой по 4 креста.
- батман тандю.
- батман жэте.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Растяжки ног у станка (плие, гранд плие).
- В паре друг на против друга (перетягивание), сидя на колене, стоя у стены.
- Шпагаты (продольный на левую и правую ногу, поперечный).
- Вращения (по диагонали, на средине зала)
- Разучивание переменного хода вперед назад (темп умеренный.И.П.: ноги в шестой позиции, кисти рук лежат на талии «кулачками» или ладонями).
- «Ковырялочка».
- Тройной притоп.
- Дробь.
- Припляс (типа «падебаск»)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Женский поклон («малым обычаем» - в пояс). Упражнения на восстановление дыхания.



