Взаимодействие начинающего концертмейстера с педагогом-хореографом на уроках классического танца.

Фроликова Лариса Александровна

Урок хорерграфии- это синтез движения и музыки. Его создают два человека. Хороший результат достигается только в содружестве педагога- хореографа и концертмейстера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие начинающего концертмейстера с педагогом- хореографом на уроках классического танца

Музыкальное сопровождение уроков хореографии для начинающего концертмейстера, образно говоря, не паханное поле, которое из урока в урок придется вспахивать, чтобы через определённый отрезок времени появились желаемые результаты труда. Хореографический, вокальный или инструментальный концертмейстер – это все же не «близнецы-братья»- у них разная специфика работы и разные задачи. А роднит их, пожалуй, только техника исполнения произведения и умение читать с листа.

Начинающий концертмейстер сталкивается с определенными трудностями. К таковым относятся: отсутствие навыка концентрации внимания одновременно на исполняемом произведении, на учащихся, исполняющих движение и на возможных замечаниях педагога- хореографа по ходу того или иного движения, что может создавать неудобство педагогу на занятии.                                                                           Это прежде всего касается темпа. Начинающие концертмейстеры (особенно играющие по нотам) если не смотрят на учащихся, то могут играть быстро там, где надо играть сдержаннее: например, при изучении батман тандю лицом к палке или в батман жете, где при броске ноги (например, на 45 градусов) надо обязательно сыграть «точку» - в результате учащиеся не успевают добросовестно сделать движение, и оно получается не проработанным. Либо в аллегро: концертмейстеры медленнее играют вступление к тому или иному прыжку, тогда как по темпу вступление должно совпадать с прыжком и призвано «заряжать его энергией». В тех же «диагоналях»-  тур пике,  тур шене и т. д., когда не все учащиеся справляются с заданным темпом и нужно играть под каждого учащегося.              

Что касается репертуара, то на первых порах (да и потом) в подборе музыкального материала к занятиям, как воздух, необходима помощь педагога- хореографа, ибо в имеющихся муз. пособиях примеры не всегда подходят к тому или иному движению и хорошее знание названий движений экзерсиса концертмейстером может не означать его правильного исполнения. В музыкальном сопровождении важны и мелодия, и гармония, и ритм, а готовый музыкальный материал не всегда может отвечать задачам того или иного движения. Поэтому необходимо хорошо запоминать упражнения, данные педагогом- хореографом на занятии, чтобы вовремя сориентироваться при игре определённого музыкального фрагмента, ведь иногда достаточно чуть - чуть изменить мелодию или ритм, чтобы музыка, что называется, «пошла в ногу с движением», помогала ему, а не сбивала его. Достичь желаемого синтеза движения и музыки помогут навыки импровизации. Понятно, что врождённая склонность к импровизации дана не всем. Но если не отказываться от попыток импровизации, хотя бы на базе того или иного произведения, то наградой за это может стать приобретённый навык импровизации и результаты не заставят себя долго ждать (опять же, это важно для концертмейстеров, которые могут играть исключительно по нотам).

 «Экзерсис- это (от франц. exercice, от exercer ≈ упражнять, развивать путём упражнений) комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Выполняется у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене палке) и на середине учебного зала. Ежедневные экзерсисы состоят из одних и тех же элементов» (см. в Большой Советской Энциклопедии). При игре экзерсиса не желательно использовать узнаваемые музыкальные темы из классических балетов. Такие темы хороши, например, для адажио на середине зала или при исполнении танцевальных комбинаций. Для экзерсиса лучше подбирать учебную музыку, в которой ритм соответствует движению.                                                                                         Замечательное музыкальное пособие Л. Ярмолович «Принципы муз оформления уроков классического танца»– это «настольная книга» для начинающего концертмейстера. Простые мелодии заключены в определенные ритмические формулы и все это насыщается выразительной гармонией. Можно смело импровизировать на базе этих примеров. Также не менее интересны и полезны сборники Г. Новицкой «Урок танца», Н.Раевской «Классический танец. Музыка на уроке»…

 Педагог-хореограф должен раскрыть концертмейстеру не только «секреты» ритмической стороны движения, особенно когда сочетаются разные по ритму и характеру движения, но и сразу же на первом занятии раскрыть «секреты» препарасьонов (в т. ч. затакта). Длинный препарасьон (4/4), короткий (2/4), три ноты (где каждая нота играется выразительно, не спеша, чтобы рука( руки) танцора «успела(и) пропеть» вступление перед движением).И тогда концертмейстеру, пришедшему первый раз на занятие, в словах «сыграйте препарасьон» не послышится «сыграйте «три поросёнка».

И в результате многолетнего труда, основанного на постоянном поиске нового муз. материала, или придании старому материалу нового облика, используя для этого, в т.ч. навыки импровизации, профессионально сотрудничая на занятиях с педагогом-хореографом, концертмейстер превращается в мастера своего дела. Великолепными специалистами, тонко улавливающего нюансы и пульсацию движений, например, связанные с темпом движения в целом или его частью (там, где необходимо сыграть ritenuto или accelerando), плюс яркое исполнение акцентов на сильных долях или затакты, которые тоже «задают тон», характер движению и пр.) не рождаются, а становятся. И этому становлению, в том числе, способствует кропотливая почти ежедневная работа вместе с педагогом-хореографом, который становится не только коллегой, но и другом, партнером в работе и тогда занятия приобретают творческие очертания.

Не «сбросить со щита» и психологическую совместимость между педагогом- хореографом и концертмейстером. Доброта, открытость, чувство такта и дружеского плеча-вот качества, ведущие к непринужденности и взаимопониманию на занятиях.

Задача педагога-хореографа - составить программу, тематическое планирование учебного материала по хореографии. Задача концертмейстера -к этой составленной программе подобрать музыкальный материал. И планирование, и реализация учебной программы, и постановочная работа- возможны только в сотворчестве педагога-хореографа и концертмейстера.

Построение занятий зависит от педагога-хореографа. А эмоциональная отдача на занятиях - от правильно подобранной и хорошо исполненной концертмейстером музыки. Различные задачи у педагога-хореографа и концертмейстера объединяет общая цель – культурное и эстетическое воспитание обучающихся.