Главные вкладки
Педагогические идеи Иоханеса Иттена в дизайн-образовании (статья)
Описание педагогических идей И. Иттена в дизайн-образовании, разработанных им в процессе работы в Баухаусе. Методы, изложенные в книге "Искусство формы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_idei_i.ittena_v_dizayn_obrazovanii_2.docx | 594.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ИОХАНЕСА ИТТЕНА В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ.
«Получение знания из книг или от учителей подобно путешествию в повозке. …Но повозка может служить только на большой дороге. Тот, кто достиг конца её, сойдёт с повозки и отправится дальше пешком».
И. Иттен
Иоханес Итттен – педагог первой школы дизайна Баухаус. Он получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу, который лёг в основу преподавания многих современных начальных художественных учебных заведений. Разработанная им программа стала учебной основой многих художественных школ следующих поколений.
Вдумчивый исследователь и чуткий к индивидуальности воспитатель. Свои теоретические и педагогические взгляды и, что особенно ценно, саму систему подготовки художников И. Иттен изложил в своих знаменитых книгах о цвете и форме, изданных на многих языках. Созданная им система обучения призывала не подавлять личность, а помогать художнику выбрать свой путь, не теряя уверенности в своих силах.
Как и в российском ВХУТЕМАСе, И. Иттен, вместе с другими создателями Баухауза, стремился преодолеть старый узкокорпоративный подход в обучении художников, развить у них мастерство свободного владения формой и цветом как основными универсальными инструментами изобразительного творчества.
Свою книгу «Искусство формы» Иттен начал с важных слов: «В самом процессе преподавания есть неповторимые и особо ценные моменты, когда ты вдруг ощущаешь, как в том или ином ученике начинают открываться глубины его души и он озаряется каким-то своим внутренним светом. Любое изложение моего учения кажется мне тусклым по сравнению с тем, что в действительности происходит во время непосредственного общения с учениками. Невозможно повторить ни интонации, ни ритм и строй речи, ни место и время, ни духовный настрой класса и другие обстоятельства, которые и создают живую атмосферу общения. Но именно это неповторимое и является основой творческого климата. Мой принцип обучения базируется на интуитивном движении к цели. Моя увлечённость предметом передавалась ученикам и вызывала эффект сотворчества и совместного постижения того, о чём я говорил. Учить, доверяя своему внутреннему голосу, это совсем не то, что следовать умозрительно построенным методикам. Моими лучшими учениками я считаю тех, которые сумели, доверяя своей интуиции, открыть для себя собственный путь в искусстве. Только внешнее подражание и копирование того, что даёт учитель, не позволяет проявить себя в полную силу. Правда я должен признать, что не всегда предлагаемое мною было абсолютно новым и зачастую лишь воскрешало к жизни то, что было основой творчества художников прошлых эпох».
Выпускники, окончившие этот форкурс, в дальнейшем легко нашли язык самовыражения и стали знаменитыми художниками, скульпторами, архитекторами. Книга «Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах», которая стала классическим методическим пособием.
Цели созданной программы форкурса Иттена были следующие:
- Пробудить творческие силы и способности студентов;
- Помочь студентам в выборе профессии через работу с различными формами и материалами;
- Обучить основам композиции – фундаменту для любого направления в искусстве
Иттен описывает посредством каких инструментов он добивался этих целей. В частности, необходимо было учитывать тяжёлую экономическую и политическую обстановку в Германии того времени (1919 - 1920). Ситуация сказывалась на всех сферах, в том числе и на художественной. Иттен включил в курс элементы духовных восточных практик, которые помогали студенту сосредоточиться, снять психологическое и физическое напряжение.
Через рассказ о процессе обучения Иттен раскрывает основные упражнения с формой на бумаге и скульптуре.
Далее идут главы, посвящённые отдельным выразительным средствам. В первой главе «Светлое и тёмное» Иттен даёт понимание контраста и описывает, через какие упражнения можно испытать влияние контраста на зрительное восприятие.
Во второй главе описывается работа с цветом. По сути, это краткое изложение теории, детально представленной в книге «Искусство цвета». Здесь Иттен рассказывает о семи типах контрастов и инструментах «Цветовой круг» и «Цветовая звезда».
Далее объясняется работа с материалом и текстурой. Автор рассказывает, как студенты оскорбились, когда он предложил им написать простой натюрморт с лимонами. Когда задание было выполнено, Иттен разрезал один из лимонов, дал по дольке студентам и спросил, есть эта суть в их картине? Практика выходит за пределы листа. Студенты Иттена развивали тактильное восприятие, вслепую знакомясь с текстурами разных материалов. Подобные упражнения помогли в дальнейшем по-иному передавать чувства в художественных произведениях на плоскости и в объёмных моделях.
Следующая часть посвящена работе с формой и в наибольшей степени – с композицией. Иттен начинает с движений, а не с рисунка. Только после того, как телу становится понятно, через какие движения идёт ассоциация с формой, ученик переходит к изображению. Здесь же автор подчёркивает значение акцента в произведении.
Знакомство с ритмом автор начинает через танец. Далее на бумаге передавались ритмы марша, вальса и других музыкальных стилей. Также велась работа с написанием фраз с разной скоростью и анализом ритма в картинах знаменитых художников.
В последней главе «Субъективные формы» Иттен описывает интересную связь внешности и характера художника и особенностей их работ. Через раскрытие личности, а не навязывание ученику шаблонов Иттен призывает всех преподавателей строить обучение искусству.