Методические разработки: "Нетрадиционные техники рисования» и "Технология работы с солёным тестом «Волшебное тесто»

Щетинина Оксана Александровна

Методическая разработка:"Технология работы с солёным тестом «Волшебное тесто».

Цель работы: обучение школьников навыкам изготовления разнообразных изделий из солёного теста.

Задачи:

- обучать специальным технологиям работы с пластическими материалами.   стимулировать детей к экспериментам с материалом, цветом.

- приобщать детей к миру искусства, формировать художественный вкус. Развивать чувство формы, пропорций, цветоощущение.

- развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, слуховое и зрительное восприятие, мыслительные операции, образное мышление.

- обеспечивать условия для развития речевого общения детей и взрослых, сверстников. Обогащать словарь детей.

- обеспечить условия для творческой самореализации детей, проявлению самостоятельности, инициативы.

- формировать умение планировать свою деятельность. Соблюдать правила безопасности при работе.

     Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, одно из

полезнейших занятий для ребёнка.

Методическая разработка: Нетрадиционные техники рисования».

       «Нетрадиционное рисование» это такая техника рисования, которая подразумевает использование материалов, способов, инструментов, способов рисования, традиционными и общеизвестными. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию не только к рисованию, но и к учебе и отдыху, улучшает настроение и общее самочувствие.

     Результат рисования нетрадиционными техниками не зависит способностей детей и всегда яркий и необычный. Технология нетрадиционного рисования достаточно просто и ее освоить может каждый ребенок образовательного процесса, получив при этом достойный результат.

 Цель проекта: развитие творческих способностей учащихся посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта:

    Образовательные:

·        формировать интерес к изобразительной деятельности.

·        овладеть техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.

·        Способствовать развитию потребности самостоятельного использования нетрадиционных техник рисования

Развивающие:

·        развивать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

·        познакомить с нетрадиционными способами рисования «Пуантилизм», «Граттаж «цап-царап», «Штампование», «Процорапывание»

·        развитие творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи.

·        Развивать мелкую моторику рук

·        Развивать «чувство красоты»

Воспитательные:

·        Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и самостоятельно

·        Развивать интерес и любовь к изобразительному искусству.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАУДО город Пыть-Ях

«Центр детского технического творчества»

Методическая разработка дидактического материала:

Технология работы с солёным тестом «Волшебное тесто»

Педагог дополнительного образования: Щетинина Оксана Александровна.

     Волшебное тесто – искусство создания объёмных и рельефных изделий

из солёного теста.

      В наши дни становится необычайно популярно старинное искусство лепки из солёного теста. Мука, соль и вода – это природные продукты, экологически чистые и безопасные для здоровья человека. При их соединении получается чудесный материал, который легко превращается в рельефные картины и различные фигурки.

     Экологичность материала «подарила» этому виду художественного творчества ещё одно довольно точное название – биокерамика.

     Когда люди начали лепить из теста фигурки? Да, наверно, с тех давних времен, когда научились добывать муку для этого теста! В истории каждой древней цивилизации существуют упоминания о тестопластике, как о важной части религиозных обрядов, народного творчества. Ведь мука и вода, как и хлеб, который из них делают, являются неотъемлемой частью человеческой культуры. Традиция эта действительно очень древняя, и распространена она на всех континентах.

     Вернемся ко дню сегодняшнему. За многие века существования, техника работы с соленым тестом практически не изменилась. Все те же мука и вода. Для того чтобы уберечь поделку от всевозможных вредителей, добавляем соль.

    Почему лепка из солёного теста получила сегодня такое широкое признание? Этот вид рукоделия доступен абсолютно всем, так как не требует каких – то художественных способностей и больших финансовых затрат. Для занятий «Волшебным тестом» не нужны какие – то специальные инструменты и дорогое оборудование. Всё необходимое найдётся дома – разделочная доска, скалка, чесночница, чайное ситечко, расчёска, пластиковый нож, трубочка для коктейля, зубочистка, и другие, самые необычные предметы.

     Солёное тесто – идеальный материал для лепки с детьми, ведь он на 100% является натуральным продуктом. Дети стремятся всё попробовать на вкус. С солёным тестом это не будет проблемой! Оно просто не вкусное. И даже если ребёнок съест кусочек, это не нанесёт ему никакого вреда (в отличии от пластилина или других современных материалов для лепки).

Цель работы: обучение школьников навыкам изготовления разнообразных изделий из солёного теста.

Задачи:

- обучать специальным технологиям работы с пластическими материалами.   стимулировать детей к экспериментам с материалом, цветом.

- приобщать детей к миру искусства, формировать художественный вкус. Развивать чувство формы, пропорций, цветоощущение.

- развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, слуховое и зрительное восприятие, мыслительные операции, образное мышление.

- обеспечивать условия для развития речевого общения детей и взрослых, сверстников. Обогащать словарь детей.

- обеспечить условия для творческой самореализации детей, проявлению самостоятельности, инициативы.

- формировать умение планировать свою деятельность. Соблюдать правила безопасности при работе.

     Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, одно из

полезнейших занятий для ребёнка.

Особенности:

• Предметы имеют объём и воспринимаются ребёнком со всех сторон.

• При лепке ребёнок непосредственно ощущает материал, форму.

• В лепке предметы легко поддаются исправлению недостатков.

     Пластичность материала позволяет детям со страхами, тревожностью, агрессией, гиперактивным, необщительным и замкнутым подправить своё эмоциональное самочувствие.

Почему солёное тесто?

Потому что в процессе лепки из солёного теста у детей:

- развиваются моторные функции;

- повышается сенсорная чувствительность (способность к топкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);

- развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук;

- дети получают возможность устанавливать физические закономерности, экспериментировать с солёным тестом, инструментами и дополнительными материалами;

- обогащаются знания ребёнка о свойствах материалов и возможностях их применения;

- формируется навык планирования своей деятельности, умение работать в коллективе, самостоятельно решать возникающие проблемы.

     Возникает потребность в поиске новых действий, в изменении технологии, конструкции изделий.

    Совершенствуется гибкость и смелость мышления. Появляется возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него задуманный образ.

     Возникает большой интерес к творческому процессу. Дети получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможности выразить в пластическом виде искусства свои мысли, своё отношение к увиденному, услышанному, прочитанному.

Материалы и инструменты необходимые при работе с солёным тестом

- кисточка для смачивания теста;

- ситечко;

- чесноковыжималка;

- фольга;

- стеки;

- зубочистки;

- расчёска;

- кондитерские формочки;

- мука пшеничная;

- соль мелкого помола «Экстра»;

- крахмал;

- краски – гуашь, акрил, пищевые;

- скалка;

- баночка с водой.

Особенности технологии лепки из солёного теста.

Техника работы с соленым тестом

     Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако, его возможности становятся практически неограниченными при условии, если удастся правильно вымесить тесто.

Замес теста.

• Замешивать тесто лучше в глубокой миске, постепенно высыпая в воду с растворённой в ней солью просеянную муку.

• Тесто для лепки должно быть крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно разминая, добиваясь

однородности и эластичности.

• Хранить тесто в банке или пакете, без доступа воздуха. (Если тесто всё-таки обветрилось, и на нём образовалась корочка, смажьте его маслом – корочка легко удалиться)

• Готовое солёное тесто нужно положить в холодильник на пару часов. Охладившись, оно станет более пластичным и однородным.

Особенности лепки.

     Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т. д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т. д. На первом этапе мы используем лепку мелких орнаментальных деталей. Несмотря на то, что в изготовлении эти фигурки довольно просты, они являются важными составными элементами композиции. Эти детали настолько красивы, что и сами по себе могут являться украшениями: это цветы, листья, ягоды, фрукты, овощи и т. д         Изготовление мелких элементов важный этап работы перед переходом к сложным композициям. На втором этапе мы изготавливаем простые поделки, которые имеют множества вариантов выполнения. Кольца, косы, медальоны–это распространенные украшения. Их мы украшаем мелкими орнаментальными деталями.

      На третьем этапе мы переходим к изготовлению более сложных композиций: сюжеты из р. н. сказок, настенные панно, плоские украшения которые изготавливаем с помощью шаблонов. В основе изготовления практически всех элементов лежат шарик и колбаска.

Цветное тесто:

• Чтобы создать цветную поделку нужно замесить цветное тесто. Подкрашивать солёное тесто можно пищевыми красителями, акварелью, гуашью, акрилом, свекольным или морковным соком.

• Окрашивание может производиться на стадии замешивания или вымешивании теста.

• Коричневый цвет можно получить добавив какао или растворимый кофе. Чем больше оттенков у изделия, тем интереснее оно будет выглядеть.

Раскрашивание.

• Раскрашивают изделия из солёного теста чаще всего гуашью – её цвета наиболее яркие и стойкие. Перед тем как раскрашивать изделия, их можно грунтовать белой масляной краской. После того как грунтовка высохнет, приступают к раскрашиванию. Можно изделия не грунтовать, а сразу красить гуашью и акриловыми красками. Краски наносят не слишком толстым слоем, так как после высыхания изделие может слегка потрескаться.

Рецепты теста

Классический рецепт:

Мука – 300 г (2 чашки)

Соль – 300 г(1 чашка)

Вода – 200 г(200мл)

Тесто для утончённой обработки:

Мука – 200 г

Соль – 200 г

Крахмал – 100 г

Вода – 150 мл

Сушка изделий из солёного теста

• Сушка воздушная.

     В среднем тесто сохнет примерно по миллиметру в день. Значительно ускорить этот процесс поможет размещение поделки на ровной поверхности. Этот способ считается лучшим, так как именно при медленной сушке деформация изделия минимальна. Очень важно, чтобы поделка не подвергалась резкому изменению влажности и температуры, то есть нужно избегать сквозняков.

• Сушка в духовке.

     Нагревать духовку нужно до восьмидесяти градусов, поместив в неё поделку и внимательно следить за термометром. Особенно на начальном этапе сушки температура не должна повышаться. Для этого можно раз в пятнадцать минут открывать дверцу духовки и выпускать лишний жар. Для полного высыхания работы требуется от двух до четырёх часов.

• Комбинирование двух предыдущих.

     Примерно сутки сушится поделка естественным путём, а потом доводят процесс до конца в духовке.

Лакирование

• Лак не только придаёт блеск и законченность поделке – он предохраняет её от воздействия влаги и постепенного крошения. Для лакирования поделок из солёного теста используют жидкий лак. Жидкий лак придаёт зеркальный глянец и подчёркивает яркость красок. Но нужно лак наносить много раз, так как он очень быстро впитывается. Густой лак придаёт украшениям матовый блеск, им достаточно покрыть изделие 1-2 раза, а от влаги и крошения он защищает изделие надёжнее жидкого.



Предварительный просмотр:

МАУДО город Пыть-Ях

«Центр детского творчества»

Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования»

Педагог дополнительного образования: Щетинина Оксана Александровна.

      Изобразительное искусство очень интересный и важный аспект в развитии личности ребенка. Использование техник изобразительного искусства позволяет развивать воображение, фантазию, наблюдательность, мелкую моторику руки, развивает чувственность восприятия окружающего мира.

    Изобразительная деятельность учит думать, сравнивать, анализировать, сочинять, позволять изучать и познавать окружающий мир.

     Также в процессе творчества учащиеся развиваются интеллектуально и эмоционально, ищут сое место в жизни, получают опыт коллективной работы, учатся работать с различными инструментами, материалами, техниками.

     ФГОС ставит целью развитие многогранной творческой и успешной личности, умеющий решать проблемы и мыслить нестандартно, находить оригинальные пути выхода из различных ситуаций, быть способным к адаптации в различных жизненных ситуациях. Развитие творческих способностей позволяет решать данную задачу. Один из способов – использоание нетрадиционных техник рисования.

       «Нетрадиционное рисование» это такая техника рисования, которая подразумевает использование материалов, способов, инструментов, способов рисования, традиционными и общеизвестными. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию не только к рисованию, но и к учебе и отдыху, улучшает настроение и общее самочувствие.

     Результат рисования нетрадиционными техниками не зависит способностей детей и всегда яркий и необычный. Технология нетрадиционного рисования достаточно просто и ее освоить может каждый ребенок образовательного процесса, получив при этом достойный результат.

 Цель проекта: развитие творческих способностей учащихся посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта:

    Образовательные:

·        формировать интерес к изобразительной деятельности.

·        овладеть техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.

·        Способствовать развитию потребности самостоятельного использования нетрадиционных техник рисования

Развивающие:

·        развивать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

·        познакомить с нетрадиционными способами рисования «Пуантилизм», «Граттаж «цап-царап», «Штампование», «Процорапывание»

·        развитие творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи.

·        Развивать мелкую моторику рук

·        Развивать «чувство красоты»

Воспитательные:

·        Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и самостоятельно

·        Развивать интерес и любовь к изобразительному искусству.

Предметно-развивающая среда и материалы:

 - бумага разного цвета и фактуры, картон, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, кисти тонкие и толстые, шаблоны и трафареты, штампы различных форм и размеров, зубочистка, пастель, маркеры, восковые мелки

     Методы реализации проекта:

·        Метод наглядности,

·        Практический,

·        Словесный,

·        Мотивационный

     Предполагаемый результат проекта:

·        знакомство с нетрадиционными техниками рисования;

·        получение практического опыта рисования,

·        интерес к разнообразным видам и способам рисования;

·        обогащение словарного запаса,

·        умение работать в группах и искать информацию.

 I. Подготовительный

II. Основной

III. Заключительный

 

Подготовительный этап

Педагог определяет цели и задач проекта; изучает методическую литературу;

анализ многообразие художественных техник, подготавливает предметно-развивающую среду; разрабатывает план работы.

Основной этап

     Дети делятся на 4 группы. На столе у каждой группы лежит конверт с определенной информацией о нетрадиционной технике рисования. Учащиеся в течение 7-10 минут изучают содержание, а после кратно отображают информацию о данной технике на ватмане. Делятся этой информацией в классе. После того каждая группа берет необходимые материалы для данной техники. В конце занятия каждая группа делятся полученным результатом и своими впечатлениями. Ознакомившись с наглядными примерами создают рисунок в данной технике. Педагог корректирует деятельность детей.

       Дети вместе с педагогом осваивают определенную технику нетрадиционного рисования, углубляясь  в изучение данного метода рисования.

     Педагог подготавливает ватман для создания общего «рисунка»  разных нетрадиционных  техниках исполнения. Каждая группа должна создать свою часть рисунка в той технике, которая им «досталась». В итоге занятия рисунок объединяется и подводятся результаты.

     Работа предполагает решение следующих задач:

·        реализация плана работы по рисованию нетрадиционными техниками;

·        работа в группах,

·        анализ информации, рассматривание иллюстраций;

·        экспериментирование с изобразительными материалами;

·        коллективное творчество;

·        выставки детских «рисунков»;

     Заключительный этап проекта:

·        разработка методических рекомендаций в виде «проекта» по использованию нетрадиционных техник рисования;

·        участие в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном уровне в различных техниках нетрадиционного рисования,

·        распространение педагогического опыта по данной теме на различных уровнях,

·        использование новых техник нетрадиционного рисования.

 

Процорапывание

     Данная техника подразумевает  "выцарапанные" по краске картины. На бумаге рисуется что-то мелками или свечой на бумаге (или просто закрасьте лист цветными мелками). Теперь покройте лист бумаги с изображением плотным слоем краски (гуашью) и дайте высохнуть. После высыхания краски можете приступать к выцарапыванию изображения. В местах, где есть мелок, краска будет сходить хорошо, в остальных местах она будет оставаться ровным фоном.

     Материалы: мелки, гуашь

Штампование

     "Штамповать" можно любые предметы, это могут быть кубики (набор геометрических фигур) или резинка на обратной стороне карандаша и т. д.

     Изначально ребенок представляет какой-то образ и старается передать его при помощи этой техники.

     Материалы: Разные виды штампования, карандаш, краска, губка, кисть, бумага, баночка для воды.

Граттаж «цап-царап»

      “Граттаж”  - скрести, царапать.

     Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

     Материалы:  картон, пастель масляная, гуашь, зубочистка/спица, кисть баночка для воды.

Пуантилизм

     «Пуантилизм» (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) –Пуантилизм – это рисование точками . Краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками. Особенность техники "пуантилизм"- это отказ от смешения красок на палитре, использование точечных мазков чистых цветов, смешение которых происходит на некотором расстоянии.        Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна.

1. На бумаге рисуем простым карандашом шаблон рисунка.

2. На ватную палочку наносим краску, предварительно разбавленную небольшим количеством воды.

3. Обводим рисунок по контуру, обмакивая ватную палочку в краску.

4. Заполняем точками по всему рисунку.

      Так же в данной технике создаются и переходы от светлого к темному и наоборот. Техника рисования точками необычна, интересна и довольно проста.

     Материалы: цветная или белая бумага, краски: акварель или гуашь, ватные палочки, можно использовать маркеры (фломастеры), восковые мелки.