Дополнительная общеобразовательная программа «Декоративно-прикладное искусство» 2024

Карпова Татьяна Николаевна

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

«Декоративно-прикладное искусство»  

Аннотация

Декоративно–прикладное искусство - важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Оно по своей сути направлено на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика.

Программа «Декоративно-прикладное искусство»  является адаптированной, в основу ее положены следующие программы:

  1. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования. В.Н. Банников. Ханты-Мансийск.2004 год.
  2. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М., 1997.
  3. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие. /Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

Основная цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства и приобщение учащихся к прикладному творчеству,  и пониманию его истоков.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков декоративно-прикладного искусства.
  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания.

Актуальность программы обусловлена тем, что воспитаннику кружка дополнительного образования предоставляется возможность стать субъектом творчества собственной жизни на основе развития познавательного интереса и индивидуального  подхода педагога к каждому учащемуся.

Направленность программы - программа художественной направленности  направлена на гармоничное развитие личности и творческой самореализации ребенка. Программа позволяет детям путем систематических занятий  приобрести и овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса и сформировать интерес к декоративно-прикладному искусству, а также  содействовать формированию всесторонне развитой личности и удовлетворить свою потребность в общении, самоутверждении и самовыражении.

Социальная значимость программы заключается в том, что создавая подарки и сувениры для своих друзей и близких, ребенок попадает  в удивительный мир творчества, начинает верить в себя, в свои способности, развивает изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное  мышление, творческую индивидуальность.

Новизна программы состоит в том, что данная программа создает для обучающих перспективу их творческого роста, личностного развития; расширение и углубление содержания по основам декоративно-прикладного искусства, а также широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.  

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что пробуждает интерес к декоративно-прикладному искусству, способствует овладению теоретическими знаниям и практическим навыками работы с различными материалами в различных техниках рукоделия и направлена на воспитание художественно-эстетического вкуса, развивает творческую активную деятельность, содействует формированию всестороннего  развития личности.

Основные дидактические принципы программы:

  1. доступность и наглядность,
  2. последовательность и систематичность обучения и воспитания,
  3. учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по декоративно-прикладному  искусству.

Методические условия реализации программы

        Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами декоративно-прикладного творчества, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Принцип построения программы:

Программа составлена с учетом возрастных и психологических возрастных особенностей обучающихся. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.  В зависимости от возраста и подготовки обучающихся, педагог проводит сокращения и упрощения в практической работе с младшими обучающимися.

Отличительной особенностью программы от уже существующих в этой области является комплексное и гармонично-равноправное изучение, понимание и применение в современной жизни. Данная программа дает полное представление о декоративно – прикладном творчестве как об искусстве, его роли в жизни человека; расширяет вариативность применения различных техник в декорировании предметов быта, аксессуарах, дизайне интерьеров; углубляет знания о природе и искусстве; организует художественно - творческую деятельность обучающегося направленную на преображение окружающего мира.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-11 лет.

Срок  реализации образовательной программы - 1 год обучения.

Этот год направлен на первичное знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, где учащиеся постигают азы искусства, путешествуют по разным городам России, а также изучают:  основы цветоведения, основные сведения о композиции, построение композиции с различными видами орнамента, видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку.

Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.

Учебные задания даны в строгой методической последовательности «от простого к сложному», что способствует прочному усвоению курса. В программу включены задания, которые выполняются в разных видах декоративно-прикладного творчества, а также направленные на развитие аналитического мышления и зрительной памяти у учащихся.

Следует учитывать, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, созданы такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетаются с процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки.

Программа по «Декоративно-прикладному искусству» тесно взаимосвязана с программами по музыке, окружающему миру, литературному чтению, историей искусств и мировой художественной культурой.

Формой подведения итогов считать: создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, В качестве форм подведения итогов по программе используются: конкурсы, просмотры, участие в выставках различного уровня.

Проведение итоговых выставок стимулирует дальнейшую работу детей в декоративном творчестве и желание дальнейшего изучения приемов декоративно-прикладного искусства.

Организационно – педагогические условия реализации программы:

Направленность программы - художественная.

Уровень освоения программы - базовый.

Место реализации программы – МАОУ СОШ №7 города Когалыма.

Адрес        реализации        программы:        628484, Тюменская область, ХМАО–Югра,         город                                         Когалым, улица Степана Повха,13

Форма обучения – очная, дистанционная

Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 академическому часу.

Продолжительность занятия - 40 минут, перемена 10 минут.

Структура дополнительной общеобразовательной программы

художественной направленности «Декоративно-прикладное искусство»  

Пояснительная записка

  1. Актуальность программы
  2. Направленность программы
  3. Социальная значимость программы
  4. Новизна программы
  5. Педагогическая целесообразность программы
  6. Цель программы
  7. Задачи программы
  8. Основной принцип преподавания, дидактические принципы программы
  9. Методические условия реализации программы
  10. Принцип построения программы
  11. Отличительная особенность программы
  12. Метапредметные связи
  13. Режим занятий
  14. Формы подведения итогов
  15. Планируемые результаты освоения программы

Учебно-тематический план на первый год обучения

  1. Содержание курса

Условия реализации программы

  1. Календарный график

Кадровое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Литература для учащихся

Список литературы



Предварительный просмотр:

Аннотация методических разработок к

 дополнительной общеобразовательной программе

 художественной направленности

«Декоративно-прикладное искусство»  

С методическими материалами к программе можно ознакомиться на личном сайте https://nsportal.ru/tatyana81 в разделах:

  1. Методическая разработка мастер-класса по художественной росписи по дереву знакомит учащихся с последовательностью выполнения росписи изделия на примере Полхов – Майданской росписи. В методической  разработке  представлены:  технологическая карта мастер-класса, презентация к мастер-классу. Цель мастер-класса -  раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке, через занятия декоративным искусством, а также знакомство с историей нхп России - https://nsportal.ru/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly/library/2019/02/08/master-klass-po

  1. Методическая разработка мастер-класса по художественной росписи по дереву «Мезенская роспись» знакомит с историей, образами и композицией  мезенской росписи. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, проявить фантазию, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно - прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. В методической  разработке  представлены:  технологическая карта мастер-класса, презентации к мастер-классу.- https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/09/08/master-klass-po-rospisi

  1. Методическая разработка мастер-класса "Ганутель-техника мальтийского рукоделия"  - рассказывает историю, технологию необычной техники. Искусство не только наполняет радостной красотой нашу жизнь, но и формирует художественный вкус человека. Из всего многообразия видов творчества декоративно–прикладного искусства, творчество является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически, формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. В методической  разработке  представлена  презентация к мастер-классу - https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2015/04/01/master-klass-ganutel-tehnika-maltiyskogo-rukodeliya

  1. Методическая разработка занятия «Путешествие по городам мастеров» - знакомит с историей развития промыслов  и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы, Полхов-Майдана, Семеново, Городца. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Основу народного декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к  родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд. Произведения народного декоративно - прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа.

Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту.  Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.  В методической  разработке  представлены: технологическая карта занятия, презентация к занятию - https://nsportal.ru/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly/library/2019/02/17/puteshestvie-po,

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2013/09/06/urok-puteshestvie-po-gorodam-masterov

  1. Методическая разработка занятия, урока для учащихся 2 класса «Реальность и фантазия» - Цель занятия: раскрытие образа сказочного персонажа со стороны мифологии, знакомство с художниками-иллюстраторами, развитие фантазии, творческих способностей, навыка изображения людей, воспитание уважительного отношения к пожилым людям, привитие любви к русской сказке.  В методической  разработке  представлены:  презентация к занятию, технологическая карта занятия - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2013/11/13/urok-izo-2-klass

  1. Методическая разработка занятия-урока для учащихся 6 класса «Реальность и фантазия» по работам Сальвадора Дали – цель занятия: дать представление о творчестве как особой форме человеческой деятельности. На занятии развивать представление об истоках творчества художника; обучить приемам работы с нетрадиционным материалом (песком); способствовать развитию художественного воображения, желания и интереса к творчеству; воспитывать чувство уверенности в себе для поддержания творческих успехов. -  https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/11/13/urok-izo-6-klass

  1. Входная диагностика, текущий контроль и контроль на выходе воспитанников студии. Диагностический методический материал для учащихся - https://nsportal.ru/user/263824/page/metody-diagnostiki-uchashchihsya

  1. Индивидуальные консультации учащихся. Консультации учащихся для поступления в художественную школу, училище или ВУЗ. Чтоб у учащихся школы был шанс для поступления в художественные ВУЗы проводятся индивидуальные консультации, встречи, беседы, просмотры работ и т.д.Вначале стоит определиться, в каком направлении вам хотелось бы применить свои творческие порывы. Профессия художника имеет несколько разновидностей, например живописец, реставратор, театральный художник. В число специальностей, которые можно получить в художественном вузе, входят и такие, как скульптор, архитектор, искусствовед, преподаватель живописи, художник игрового фильма, художник фильма по костюмам, художник анимационного фильма и компьютерной графики. И первое, что у вас попросят при поступлении, - предоставить на предварительный просмотр творческие работы в соответствии с выбранной стезей. Как правило, это рисунки: портрет и фигура человека, живопись - портрет с руками, композиции. Прошедших данный отбор допускают к вступительным испытаниям. - https://nsportal.ru/user/263824/page/individualnye-konsultatsii-dlya-postupleniya-v-hudozhestvennuyu-shkolu-uchilishche

  1. Медиатека. Интернет-ресурсы испозуемые педагогом в процессе работы. Виртуальные художественные галереи. Виртуальные энциклопедии по искусству.  - Виртуальные галереи детского рисунка. https://nsportal.ru/user/263824/page/mediateka

  1. Полезные ссылки для педагогов дополнительного образования художественной направленности, учителей ИЗО:

Энциклопедия искусства -http://www.artprojekt.ru/Menu.html

Электроннная библиотека -http://www.bibliotekar.ru/index.htm

Страна мастеров - http://stranamasterov.ru/

Методическая копилка - Искусство -http://vmo.omskedu.ru/modules/smartsection/category.php?categoryid=75

Для учителя ИЗО -http://www.proshkolu.ru/user/kuchina70/folder/45623/

Творческое объединение учителей ИЗО -http://umbrag.blogspot.com/

Сообщество учителей ИЗО и МХК -http://2berega.spb.ru/club/izo/list/

Блог дизайнера Марины Терешковой -http://www.mtdesign.ru/



Предварительный просмотр:

Самоанализ воспитательной деятельности педагога дополнительного образования за 2023-2024 учебный год

Ф. И. О. педагога: Карповой Татьяны Николаевны

Название объединения: «Мастерская чудес»

Количество учащихся по классам, посещающих объединение: 1а-6 чел., 1б- 5 чел., 1в-4 чел., 1и-2 чел., 2а-2 чел., 2б-7 чел., 2и-2 чел., 3а- 6 чел., 3б- 1 чел., 4г-2 чел., 11кл. – 1 чел.

Итого: 38 чел.

Название программы: общеобразовательная программа дополнительного образования  «Декоративно-прикладное искусство»

1. Какие формы организации в рамках Вашего курса оказались наиболее эффективными? Рисунки, викторины, тесты, игра, выставка работ учащихся, конкурс.

2. Опишите коллективные результаты, которых достигли ученики в рамках Вашего объединения. 

В ходе изучения программы учащиеся научились нестандартно мыслить, проявлять фантазию, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно - прикладного искусства новизну и элементы сказочности.

3. Опишите индивидуальные результаты, которых достигли ученики в рамках Вашего объединения:

Тухсабоева Навруза – победитель Всероссийского конкурса Парад талантов, призер (3 место) муниципального конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства  «Городецкая роспись – народный промысел»

Мельникова Владислава – победитель первого регионального конкурса «Моя Югра», призер (3 место) муниципального конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства  «Городецкая роспись – народный промысел»

Тимошенко Виктория – победитель международного конкурса «Декоративно-прикладное искусство»

Клочкова Антонина - призер (3 место) муниципального конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства  «Городецкая роспись – народный промысел»

Имамбаева Регина - призер (2 место) муниципального конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства  «Городецкая роспись – народный промысел», участник муниципального этапа регионального конкурса «Непокоренный Ленинград»

4. Участие в школьных и городских мероприятиях:

2023-2024

Муниципальный  конкурс декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства  «Городецкая роспись – народный промысел»

кол-во

 учас-ков

Результат

4

II место – 1

III место – 3

Муниципальный этап регионального конкурса «Непокоренный Ленинград»

кол-во

 учас-ков

Результат

2

участие

Первый региональный конкурс для детей и педагогов «Моя Югра»

кол-во учас-ков

Результат

1

I место – 1

Всероссийские конкурсы

кол-во учас-ков

Результат

2

I место -2

Школьные выставки: «Финансовая грамотность», «Моя любимая школа», «Мы за здоровый образ жизни», «Моя семья», «Осторожно, гололед!», «Дружба народов»

кол-во учас-ков

Результат

38

участие

Всероссийский уровень - 2

Региональный уровень – 1

Муниципальный уровень - 11

5. Тема самообразования: «Современные педагогические технологии дополнительного образования детей»

6. Курсы повышения квалификации  за три последних года:

1)        "Педагог дополнительного образования: современные подходы в образовательной деятельности", г. Смоленск, 2023, Рег. № 378508.

2)        «Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО», г. Смоленск, 2024, Рег. №680041, 144 часа.

3)        «Дополнительное образование детей в контексте системно-деятельностного подхода», г. Смоленск, 2024, Рег. №680040, 144 часа.

4)        «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС», г. Смоленск, 2024, Рег. №.680039, 72 часа.

5)        «3д моделирование», г. Абакан, 2024, Рег. №373206, 144 часа.

Педагог дополнительного образования: Карпова Татьяна Николаевна

29 мая 2024 года

Самоанализ воспитательной деятельности педагога дополнительного образования за 2023-2024 учебный год

Ф. И. О. педагога: Карповой Татьяны Николаевны

Название объединения: «Музей истории школы»

Количество учащихся по классам, посещающих объединение: 7г- 5 чел., 3а-6 чел., 2б-1 чел.

Итого: 12 чел.

Название программы: общеобразовательная программа дополнительного образования  «Школьный музей»

1. Какие формы организации в рамках Вашего курса оказались наиболее эффективными? 

  1. Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения, систематизация и хранения музейных предметов).
  2. 2. Поисковая, учебно-исследовательская деятельность.
  3. 3.Экскурсионно-просветительская деятельность. Создание постоянных и передвижных экспозиций.

2. Опишите коллективные результаты, которых достигли ученики в рамках Вашего объединения. 

В ходе изучения программы - повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.

3. Опишите индивидуальные результаты, которых достигли ученики в рамках Вашего объединения:

В 2024-2025 учебном году принимать участие в конкурсах краеведческой направленности.

4. Участие в школьных и городских мероприятиях:

Оформление стены памяти, создание экспозиции «Герои с вечно русским сердцем».

5. Тема самообразования: «Современные педагогические технологии дополнительного образования детей»

6. Курсы повышения квалификации  за три последних года:

1)        "Педагог дополнительного образования: современные подходы в образовательной деятельности", г. Смоленск, 2023, Рег. № 378508.

2)        «Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО», г. Смоленск, 2024, Рег. №680041, 144 часа.

3)        «Дополнительное образование детей в контексте системно-деятельностного подхода», г. Смоленск, 2024, Рег. №680040, 144 часа.

4)        «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС», г. Смоленск, 2024, Рег. №.680039, 72 часа.

5)        «3д моделирование», г. Абакан, 2024, Рег. №373206, 144 часа.

Педагог дополнительного образования: Карпова Татьяна Николаевна

29 мая 2024 года



Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма (МАОУ СОШ № 7)

C:\Users\KarpovaTN\Desktop\карпова_page-0001.jpg

Дополнительная общеобразовательная программа

«Декоративно-прикладное искусство»  направленность: художественная

Уровень: базовый Возраст детей: 7-11 лет Сроки реализации: 1 год


Составитель:                   педагог дополнительного образования

высшей категории Карпова  Татьяна Николаевна

г. Когалым 2024

Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

«Декоративно-прикладное искусство»  

Направленность программы - художественная.

Уровень освоения программы - базовый.

Место реализации программы – МАОУ СОШ №7 города Когалыма.

Адрес        реализации        программы:        628484, Тюменскаяобласть, ХМАО–Югра,         город                                         Когалым, улица Степана Повха,13

Пояснительная записка

         «Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источники творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

        Актуальность программы обусловлена тем, что воспитаннику кружка дополнительного образования предоставляется возможность стать субъектом творчества собственной жизни на основе развития познавательного интереса и индивидуального  подхода педагога к каждому учащемуся.

Дополнительное образование играет важную роль в развитии учащихся: помогает проявить и реализовать себя как личность; открывает и развивает новые способности ребят; заполняет их свободное время. Это позволяет не только обучить основам художественного ремесла, но и способствовать формированию индивидуальности, стиля, творческого кредо молодого творца. Успехи в декоративно-прикладном искусстве рождают у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества во всем.

Направленность программы - программа художественной направленности  направлена на гармоничное развитие личности и творческой самореализации ребенка. Программа позволяет детям путем систематических занятий  приобрести и овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса и сформировать интерес к декоративно-прикладному искусству, а также  содействовать формированию всесторонне развитой личности и удовлетворить свою потребность в общении, самоутверждении и самовыражении.

Программа является адаптированной, в основу ее положены следующие программы:

  1. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования. В.Н. Банников. Ханты-Мансийск.2004 год.
  2. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М., 1997.
  3. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие. /Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

Социальная значимость программы заключается в том, что создавая подарки и сувениры для своих друзей и близких, ребенок попадает  в удивительный мир творчества, начинает верить в себя, в свои способности, развивает изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное  мышление, творческую индивидуальность.

Новизна программы состоит в том, что данная программа создает для обучающих перспективу их творческого роста, личностного развития; расширение и углубление содержания по основам декоративно-прикладного искусства, а также широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.  

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что пробуждает интерес к декоративно-прикладному искусству, способствует овладению теоретическими знаниям и практическим навыками работы с различными материалами в различных техниках рукоделия и направлена на воспитание художественно-эстетического вкуса, развивает творческую активную деятельность, содействует формированию всестороннего  развития личности.

Основная цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства и приобщение учащихся к прикладному творчеству,  и пониманию его истоков.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков декоративно-прикладного искусства.
  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

На уроках декоративного рисования у школьников развивается:

1. Познавательный интерес, систематизируя и углубляя знания о народном искусстве. Ученики стремятся расширить и углубить свои познания о декоративно-прикладном искусстве в целом, своего региона и места жительства. Этому способствует изучение на уроках декоративного рисования основ народного искусства России на региональном и национальном уровне.

 2. Зрительная память, ведь каждый урок в данном разделе содержит богатый иллюстративный, репродуктивный и другой наглядный материал. Причем каждый народный промысел представлен во всем многообразии форм, вариантах декора. Насыщаем зрительные образы, развиваем логическую память.

3. Воображение, т.к. в декоративно-прикладном искусстве присутствует перевод изображений реальных в изображения декоративные фантазийные, фантастические. Школьники  учатся символическому изображению реальных объектов.

4. Речь, т.к. сам образный художественный язык народного искусства многообразен, богат, речь школьников становится логически связанная, живая, образная.

5. Творческое мышление, накопив достаточный багаж познания в сфере народного искусства, познав его самобытность, оригинальность, школьник становится способен сам создавать декоративные импровизации, разнообразные по композиционному и цветовому решению.

 В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

        Основной принцип преподавания - умелое сочетание «игры», содержащей «первобытный элемент» творчества, и рационального подхода основанного на профессиональном знании.

         На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

        Основные дидактические принципы программы:

  1. доступность и наглядность,
  2. последовательность и систематичность обучения и воспитания,
  3. учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по декоративно-прикладному  искусству.

        Методические условия реализации программы

        Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами декоративно-прикладного творчества, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения декоративно-прикладному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил декоративно-прикладного искусства у школьников развиваются творческие начала. В целях отработки первоначальных умений и навыков по отдельным приемам и операциям в необходимых случаях могут проводиться упражнения учебно-тренировочного характера, например копирование образцов народной росписи по дереву. Это позволяет не только понять и усвоить разные виды техники, но и типовые композиции по росписи. Данные упражнения позволяют развивать детям основы пространственного мышления, развивают у них мелкую моторику, готовя руку ребенка к более сложной деятельности, развивают эстетические знания и художественно-графические умения.

Принцип построения программы:

Программа составлена с учетом возрастных и психологических возрастных особенностей обучающихся. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.  В зависимости от возраста и подготовки обучающихся, педагог проводит сокращения и упрощения в практической работе с младшими обучающимися. Большое внимание уделяется формированию конструкторских умений и навыков у детей младшего школьного возраста. С этой целью по многим изделиям варианты, содержащие конструкторские различия, имеют добавления или изменения. В программе чередуются различные виды и формы занятий, с учетом возрастных возможностей и задатков старших обучающихся, в то же время для них идет усложнение приемов работы, разумно чередуется нагрузка.

Отличительной особенностью программы от уже существующих в этой области является комплексное и гармонично-равноправное изучение, понимание и применение в современной жизни. Приобщение к различным видам народного творчества формирует у обучающихся основу целостного эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей и позволяет овладению  практическим приемам и навыкам ручного труда. Данная программа дает полное представление о декоративно – прикладном творчестве как об искусстве, его роли в жизни человека; расширяет вариативность применения различных техник в декорировании предметов быта, аксессуарах, дизайне интерьеров; углубляет знания о природе и искусстве; организует художественно - творческую деятельность обучающегося направленную на преображение окружающего мира.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-11 лет. Младший школьный возраст – это особый период жизни, в которой ребенок  впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью, характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью. 

На обучение по Программе принимаются все желающие без специальной подготовки. Основанием для зачисления на обучение является заявление родителей (законных представителей несовершеннолетних) учащихся. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.

Срок  реализации образовательной программы - 1 год обучения.

Этот год направлен на первичное знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, где учащиеся постигают азы искусства, путешествуют по разным городам России, а также изучают:  основы цветоведения, основные сведения о композиции, построение композиции с различными видами орнамента, видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Приобретают навыки ведения последовательной работы над композицией в различных материалах, поэтапного проведения всей работы – от начала до завершения. Максимальная активизация познавательной деятельности учеников, развитие у них творческих способностей становится важной задачей обучения.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. В процессе творческой работы дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие проекты на основе собственного замысла. У школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку.

Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.

        Для качественного развития творческой деятельности учащихся программой предусмотрено:

  • предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
  • система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
  • в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
  • создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
  • создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
  • объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Процесс развития творческих способностей школьника на уроках декоративного искусства будет успешным при использовании разнообразных методов обучения. Современная дидактика (Данилов М. А., Скаткин М. Н., Лернер И.) обосновала пять основных методов обучения:

1. Объяснительно - иллюстративный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемное изложение.

4. Частично-поисковый.

5. Исследовательский.

Все они полностью, либо частично находят своё применение на занятиях декоративного творчества.

Учебные задания даны в строгой методической последовательности «от простого к сложному», что способствует прочному усвоению курса. В программу включены задания, которые выполняются в разных видах декоративно-прикладного творчества, а также направленные на развитие аналитического мышления и зрительной памяти у учащихся.

Следует учитывать, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области. Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, разработки художественно-творческих пособий, адаптированных для  младшего школьного возраста.

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, созданы такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетаются с процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Наглядность помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал  в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

Занятия учебных групп проводятся:

Один  раз   в неделю по 2 часа.

Режим занятий:

Общее количество часов в год – 72 часа.

Количество часов в неделю – 2 часа.

Продолжительность занятия – 1 час.

 

Программа по «Декоративно-прикладному искусству» тесно взаимосвязана с программами по музыке, окружающему миру, литературному чтению, историей искусств и мировой художественной культурой.

Формой подведения итогов считать: создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, В качестве форм подведения итогов по программе используются: конкурсы, просмотры, участие в выставках различного уровня.

        В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие - цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся;
  • промежуточные - проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие;
  • итоговые - определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения.

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  1. через механизм тестирования;
  2. через отчётные просмотры, выставки законченных работ.

        Следует учитывать, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

        

Планируемые результаты освоения программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые обучающимися в результате освоения программы:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

● формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;

● формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений;

● становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;

● формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

● развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

● формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой

деятельности учащихся.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия

с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;

- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.

Познавательная УУД:

- сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и

использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих

задач;

- находить необходимую для выполнения работы информацию в различных

источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);

- сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;

- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;

- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.

Коммуникативные УУД:

- организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;

- формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.

Предметные результаты:

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом.

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;

мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

- узнают о народных промыслах. 

Проведение итоговых выставок стимулирует дальнейшую работу детей в декоративном творчестве и желание дальнейшего изучения приемов декоративно-прикладного искусства.

Преподаватель оставляет за собой право менять последовательность ведения тем, разделов по данной программе, работать по одному или нескольким направлениям, изменять содержание программы и перечень практических, теоретических работ, вносить изменения в распределении часов на изучение отдельных тем.

Распределение часов дано по учебному плану изучения декоративно-прикладного искусства с учетом 2 часа в неделю.

Учебно-тематический план на первый год обучения

№ темы

название темы

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

Введение

1

Введение

1

1

-

2

Основы гигиены труда

1

1

-

Опрос

3

Основы цветоведения

2

1

1

Выполненная работа

4

Основные сведения композиции

4

1

3

Выполненная работа

5

Орнамент и его виды. Построение композиции с различными видами орнамента

6

1

5

Выполненная работа

6

Виды изобразительного искусства

1

1

-

Тестирование

7

Виды декоративно-прикладного искусства

1

1

-

Тестирование

Декоративно-прикладное искусство

8

Работа с различными тканями (мягкая игрушка, аппликация из ткани)

11

1

10

Выполненная работа

9

Плетение (плетение из различных материалов, бисероплетение, ганутель)

10

1

9

Выполненная работа

10

Работа с бумагой (бумагопластика, квиллинг, оригами)

9

1

8

Выполненная работа

11

Лепка (пластилин)

6

1

5

Выполненная работа

12

Дизайн

8

1

7

Выполненная работа

13

Художественные работы из нетрадиционных материалов

10

1

9

Выполненная работа

14

Выставка работ

2

-

2

Выполненная работа

Итого

72

13

59

Содержание курса

Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья ребенка. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных изделий из разнообразных материалов. На занятиях в процессе работы обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

 

Тема 1. Введение.

Ознакомление с программой. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Знакомство с образцами народного творчества.

Тема 2.  Основы гигиены труда.

Общие понятия о санитарии и гигиене труда. Физиолого-гигиенические основы трудового процесса. Гигиена умственного и физического труда. Понятие об утомляемости. Рабочая поза. Активный и пассивный отдых. Перерывы в работе, их назначение и правильная организация. Значение правильного освещения помещений и рабочих мест, требования к освещению.

Тема 3. Основы цветоведения.

Основные свойства цвета. Основные и смешанные цвета. Цветовой круг. Контрастная и тональная цветовая гармония. Цвет и фактура. Изменение цветов на расстоянии. Эффект теплых и холодных цветов, их эмоциональная характеристика.

Тема 4.Основные сведения о композиции.

Объяснение приемов построения композиции. Основные закономерности композиции – симметрия, равновесие, ритм и т.д. взаимодействие отдельных элементов композиции. Воспитание чувства отзывчивости на прекрасное и безобразное в искусстве. Развитие фантазии, чувства цвета.

Тема 5. Орнамент и его виды. Построение композиции с различными видами орнамента.

Понятие об орнаменте. Виды орнамента. Стилизация. Мотивы и формы.

Орнамент – широкая область художественной культуры народов разных стран; демонстрация многообразия форм и мотивов орнамента. Усвоение зеркальной симметрии. Стилизация природных форм. Силуэт. Главное отличие орнамента от других видов художественного изображения, подчиненность расположения изобразительных мотивов законам симметрии и ритмам повторов.

Ознакомление с особенностями построения композиции различных видов орнамента в полосе, круге, квадрате.

Тема 6. Виды изобразительного искусства.

Виды и классификация изобразительного искусства.

Тема 7. Виды декоративно-прикладного искусства.

Виды и классификация изобразительного искусства.

Тема 8.  Работа с различными тканями (мягкая игрушка, аппликация из ткани).        

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

Тема 9.  Плетение (плетение из различных материалов, бисероплетение, ганутель).

Основные виды бисерного искусства. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения.  Использование бисера в народном костюме. Использование разных видов проволоки, в том числе флористической. Материалы и приспособления. Бисерная азбука. Элементы плетения. Основные приёмы бисероплетения на проволоке.  Жесткость изделия и хрупкость стекляруса.

История узелкового плетения. Современные материалы для плетения. Выбор материала. Приспособления для плетения. Декоративное плетение на Руси. Узорочье. Узлы-амулеты. 

Плоские узлы. Двойной плоский узел. Витая цепочка. Плоская цепочка. Цепочка  с пико из двойных плоских узлов

Материалы и приспособления для плетения в технике макраме. Узелковая грамота.

Тема 10. Работа с бумагой (бумагопластика, квиллинг, оригами).

Знакомство со свойствами и качеством бумаги. Материалы и инструменты для работы с бумагой, ТБ при их использовании. Работа с бумагой в разных техниках: сминание, скручивание, сгибание бумаги в разных направлениях. Комбинированные способы обработки бумаги: подрезы, загибы. Рабочее место, норма и правила при работе с бумагой. Изготовление игрушек, сувениров, подарков, открыток. Использование различных материалов для украшений поделок.

Оригами. Термины и условные знаки, применяемые в оригами. Базовые формы оригами: простой треугольник, дверь, воздушный змей, конверт, двойной треугольник, двойной квадрат, рыба, катамаран.

Рассказ об истории возникновения квиллинга. Беседа с детьми об использовании квиллинга в современном мире. Показ готовых работ.

Тема 11. Лепка (пластилин).

Техника безопасности. Аппликация из пластилина. Знакомство с техникой.

Тема 12. Дизайн.

Понятие «Дизайн». Основы дизайна. Виды дизайна (дизайн стекла, ткани, дерева, металла). Простейшие приемы дизайна. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с инструментами. Различные способы украшений, украшение коробок, рамок под фотографии, панно, бусы, декупаж вазы, украшение шкатулки.

Тема 13.  Художественные работы из нетрадиционных материалов.

Остров ненужных вещей.

Тема 14. Выставка работ.

Условия реализации программы

Календарный график

Учебный период

Реализация дополнительных общеобразовательных программ для групп дополнительного образования

Итого недель в учебный период

1 полугодие

2 полугодие

34 недели

Период

Количество недель

Период

Количество недель

02.09.2024г.- 28.12.2024г.

16 недель

09.01.2025г.-26.05.2025г.

18 недель

Сроки организации промежуточного и итогового контроля реализации дополнительных общеобразовательных программ

19.12.2024г. - 23.12.2024г., 22.04.2025г. – 29.04.2025г.

Учебный период

Реализация дополнительных общеобразовательных программ образовательных проектов в каникулярный период*

Итого недель в учебный период

Период

Количество недель

2 недели

28.10.2024-02.11.2024г.

1 неделя

24.03.2025-29.03.2025г.

1 неделя

Итого в учебный период с 02.09.2024г. по 26.05.2025г.

36 недель

* Пришкольные лагеря с дневным пребыванием детей

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и высшую квалификационную категорию.К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.

Материально-техническое обеспечение

Занятия студии ДПИ проводятся в учебном кабинете или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации проведения занятия по декоративно-прикладному творчеству необходимо следующее оснащение:

материалы:

• бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, гофрированная, тетрадная;

• открытки, салфетки, фольга;

• картон: цветной, тонкий, упаковочный;

• поролон, вата, проволока;

• природный материал;

• «бросовый» материал (коробки, пластиковые бутылки, кондитерские упаковки);

• поролон; пенопласт; соленое тесто, пластилин;

• клей «ПВА», клей карандаш;

• шерстяные нитки;

• соль, крупа, ватные диски;

• ткань, фетр.

инструменты, приспособления:

• карандаши;

• фломастеры;

• ластик;

• линейки;

• краски;

• нитки, иголки;

• кисточки;

• ножницы;

• канцелярский нож;

• прозрачная калька для перевода рисунков;

• схемы;

оборудование:

• ноутбук;

• проектор;

• экран;

• принтер;

• сканер.

Литература для учащихся:

1.        Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. Р. Миневич.- М. : Мозаика - Синтез, 2001г.- 22с.: ил.- 18Ш 5-86775-065-5

2.        Дорожин, Ю.Г. Узоры Северной Двины [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. О.Знатных. - М.: Мозаика-Синтез, 2002г.- 24с. : ил.- 18Ви 5-86775-081-7

3.        Евсеев, И.С. Роспись посуды и аксессуаров [Текст]: И.С. Евсеев.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 252[1] с. : ил.- (Мастерская). 18ВМ 5-222-08451-5

4.        Орлова, Л.В. Хохломская роспись [Текст] : рабочая тетрадь по основам народного искусства. -М. : Мозаика-Синтез, 1998г.-15с. : ил.

 

Список литературы:

1.        Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.

2.        Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.

3.        Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.

4.        Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.

5.        Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.

6.        Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.

7.        Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.

8.        Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.

9.        Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

10.        Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000.

11.        И. А. Дворкина, Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.

12.        Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств, 1988 год

13.        Живописная система В. Э. Борисова - Мусатова. М.,1980.

14.        Дейнека А. Рисунок и композиция // Учитесь рисовать. М., 1961.

15.        О композиции. М., 1959.

16.        Шорохов Е. Основы композиции. М., 1979.

 Примерная программа для детских художественных школ и художественных школ искусств (углубленный курс). М., 2003