Аннотация к дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Декоративно-прикладное искусство»

Карпова Татьяна Николаевна

Декоративно-прикладное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности и дополнительного образования  в школе. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частью обучения и воспитания детей.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, проявить фантазию, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно - прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

Обучение в художественной студии декоративно-прикладного искусства  —  это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это с о т в о р ч е с т в о, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» — представляется нам бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

«Декоративно-прикладное искусство»  

Аннотация

Декоративно–прикладное искусство - важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Оно по своей сути направлено на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика.

Программа «Декоративно-прикладное искусство»  является адаптированной, в основу ее положены следующие программы:

  1. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования. В.Н. Банников. Ханты-Мансийск.2004 год.
  2. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М., 1997.
  3. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие. /Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

Основная цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства и приобщение учащихся к прикладному творчеству,  и пониманию его истоков.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков декоративно-прикладного искусства.
  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания.

Актуальность программы обусловлена тем, что воспитаннику кружка дополнительного образования предоставляется возможность стать субъектом творчества собственной жизни на основе развития познавательного интереса и индивидуального  подхода педагога к каждому учащемуся.

Направленность программы - программа художественной направленности  направлена на гармоничное развитие личности и творческой самореализации ребенка. Программа позволяет детям путем систематических занятий  приобрести и овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса и сформировать интерес к декоративно-прикладному искусству, а также  содействовать формированию всесторонне развитой личности и удовлетворить свою потребность в общении, самоутверждении и самовыражении.

Социальная значимость программы заключается в том, что создавая подарки и сувениры для своих друзей и близких, ребенок попадает  в удивительный мир творчества, начинает верить в себя, в свои способности, развивает изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное  мышление, творческую индивидуальность.

Новизна программы состоит в том, что данная программа создает для обучающих перспективу их творческого роста, личностного развития; расширение и углубление содержания по основам декоративно-прикладного искусства, а также широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.  

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что пробуждает интерес к декоративно-прикладному искусству, способствует овладению теоретическими знаниям и практическим навыками работы с различными материалами в различных техниках рукоделия и направлена на воспитание художественно-эстетического вкуса, развивает творческую активную деятельность, содействует формированию всестороннего  развития личности.

Основные дидактические принципы программы:

  1. доступность и наглядность,
  2. последовательность и систематичность обучения и воспитания,
  3. учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по декоративно-прикладному  искусству.

Методические условия реализации программы

        Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами декоративно-прикладного творчества, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Принцип построения программы:

Программа составлена с учетом возрастных и психологических возрастных особенностей обучающихся. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.  В зависимости от возраста и подготовки обучающихся, педагог проводит сокращения и упрощения в практической работе с младшими обучающимися.

Отличительной особенностью программы от уже существующих в этой области является комплексное и гармонично-равноправное изучение, понимание и применение в современной жизни. Данная программа дает полное представление о декоративно – прикладном творчестве как об искусстве, его роли в жизни человека; расширяет вариативность применения различных техник в декорировании предметов быта, аксессуарах, дизайне интерьеров; углубляет знания о природе и искусстве; организует художественно - творческую деятельность обучающегося направленную на преображение окружающего мира.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-11 лет.

Срок  реализации образовательной программы - 1 год обучения.

Этот год направлен на первичное знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, где учащиеся постигают азы искусства, путешествуют по разным городам России, а также изучают:  основы цветоведения, основные сведения о композиции, построение композиции с различными видами орнамента, видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку.

Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.

Учебные задания даны в строгой методической последовательности «от простого к сложному», что способствует прочному усвоению курса. В программу включены задания, которые выполняются в разных видах декоративно-прикладного творчества, а также направленные на развитие аналитического мышления и зрительной памяти у учащихся.

Следует учитывать, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, созданы такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетаются с процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки.

Программа по «Декоративно-прикладному искусству» тесно взаимосвязана с программами по музыке, окружающему миру, литературному чтению, историей искусств и мировой художественной культурой.

Формой подведения итогов считать: создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, В качестве форм подведения итогов по программе используются: конкурсы, просмотры, участие в выставках различного уровня.

Проведение итоговых выставок стимулирует дальнейшую работу детей в декоративном творчестве и желание дальнейшего изучения приемов декоративно-прикладного искусства.

Организационно – педагогические условия реализации программы:

Направленность программы - художественная.

Уровень освоения программы - базовый.

Место реализации программы – МАОУ СОШ №7 города Когалыма.

Адрес        реализации        программы:        628484, Тюменская область, ХМАО–Югра,         город                                         Когалым, улица Степана Повха,13

Форма обучения – очная, дистанционная

Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 академическому часу.

Продолжительность занятия - 40 минут, перемена 10 минут.

Структура дополнительной общеобразовательной программы

художественной направленности «Декоративно-прикладное искусство»  

Пояснительная записка

  1. Актуальность программы
  2. Направленность программы
  3. Социальная значимость программы
  4. Новизна программы
  5. Педагогическая целесообразность программы
  6. Цель программы
  7. Задачи программы
  8. Основной принцип преподавания, дидактические принципы программы
  9. Методические условия реализации программы
  10. Принцип построения программы
  11. Отличительная особенность программы
  12. Метапредметные связи
  13. Режим занятий
  14. Формы подведения итогов
  15. Планируемые результаты освоения программы

Учебно-тематический план на первый год обучения

  1. Содержание курса

Условия реализации программы

  1. Календарный график

Кадровое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Литература для учащихся

Список литературы