Главные вкладки
Аннотация к дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Декоративно-прикладное искусство»
Декоративно-прикладное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности и дополнительного образования в школе. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частью обучения и воспитания детей.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, проявить фантазию, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно - прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Обучение в художественной студии декоративно-прикладного искусства — это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это с о т в о р ч е с т в о, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» — представляется нам бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_k_dopolnitelnoy_obshcheobrazovatelnoy_programme.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Декоративно-прикладное искусство»
Аннотация
Декоративно–прикладное искусство - важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Оно по своей сути направлено на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика.
Программа «Декоративно-прикладное искусство» является адаптированной, в основу ее положены следующие программы:
- Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования. В.Н. Банников. Ханты-Мансийск.2004 год.
- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М., 1997.
- Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие. /Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
Основная цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства и приобщение учащихся к прикладному творчеству, и пониманию его истоков.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
- художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
- технической – освоения практических приемов и навыков декоративно-прикладного искусства.
- воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания.
Актуальность программы обусловлена тем, что воспитаннику кружка дополнительного образования предоставляется возможность стать субъектом творчества собственной жизни на основе развития познавательного интереса и индивидуального подхода педагога к каждому учащемуся.
Направленность программы - программа художественной направленности направлена на гармоничное развитие личности и творческой самореализации ребенка. Программа позволяет детям путем систематических занятий приобрести и овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса и сформировать интерес к декоративно-прикладному искусству, а также содействовать формированию всесторонне развитой личности и удовлетворить свою потребность в общении, самоутверждении и самовыражении.
Социальная значимость программы заключается в том, что создавая подарки и сувениры для своих друзей и близких, ребенок попадает в удивительный мир творчества, начинает верить в себя, в свои способности, развивает изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление, творческую индивидуальность.
Новизна программы состоит в том, что данная программа создает для обучающих перспективу их творческого роста, личностного развития; расширение и углубление содержания по основам декоративно-прикладного искусства, а также широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что пробуждает интерес к декоративно-прикладному искусству, способствует овладению теоретическими знаниям и практическим навыками работы с различными материалами в различных техниках рукоделия и направлена на воспитание художественно-эстетического вкуса, развивает творческую активную деятельность, содействует формированию всестороннего развития личности.
Основные дидактические принципы программы:
- доступность и наглядность,
- последовательность и систематичность обучения и воспитания,
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по декоративно-прикладному искусству.
Методические условия реализации программы
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами декоративно-прикладного творчества, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.
Принцип построения программы:
Программа составлена с учетом возрастных и психологических возрастных особенностей обучающихся. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. В зависимости от возраста и подготовки обучающихся, педагог проводит сокращения и упрощения в практической работе с младшими обучающимися.
Отличительной особенностью программы от уже существующих в этой области является комплексное и гармонично-равноправное изучение, понимание и применение в современной жизни. Данная программа дает полное представление о декоративно – прикладном творчестве как об искусстве, его роли в жизни человека; расширяет вариативность применения различных техник в декорировании предметов быта, аксессуарах, дизайне интерьеров; углубляет знания о природе и искусстве; организует художественно - творческую деятельность обучающегося направленную на преображение окружающего мира.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-11 лет.
Срок реализации образовательной программы - 1 год обучения.
Этот год направлен на первичное знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, где учащиеся постигают азы искусства, путешествуют по разным городам России, а также изучают: основы цветоведения, основные сведения о композиции, построение композиции с различными видами орнамента, видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку.
Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
Учебные задания даны в строгой методической последовательности «от простого к сложному», что способствует прочному усвоению курса. В программу включены задания, которые выполняются в разных видах декоративно-прикладного творчества, а также направленные на развитие аналитического мышления и зрительной памяти у учащихся.
Следует учитывать, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, созданы такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетаются с процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки.
Программа по «Декоративно-прикладному искусству» тесно взаимосвязана с программами по музыке, окружающему миру, литературному чтению, историей искусств и мировой художественной культурой.
Формой подведения итогов считать: создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, В качестве форм подведения итогов по программе используются: конкурсы, просмотры, участие в выставках различного уровня.
Проведение итоговых выставок стимулирует дальнейшую работу детей в декоративном творчестве и желание дальнейшего изучения приемов декоративно-прикладного искусства.
Организационно – педагогические условия реализации программы:
Направленность программы - художественная.
Уровень освоения программы - базовый.
Место реализации программы – МАОУ СОШ №7 города Когалыма.
Адрес реализации программы: 628484, Тюменская область, ХМАО–Югра, город Когалым, улица Степана Повха,13
Форма обучения – очная, дистанционная
Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность занятия - 40 минут, перемена 10 минут.
Структура дополнительной общеобразовательной программы
художественной направленности «Декоративно-прикладное искусство»
Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Направленность программы
- Социальная значимость программы
- Новизна программы
- Педагогическая целесообразность программы
- Цель программы
- Задачи программы
- Основной принцип преподавания, дидактические принципы программы
- Методические условия реализации программы
- Принцип построения программы
- Отличительная особенность программы
- Метапредметные связи
- Режим занятий
- Формы подведения итогов
- Планируемые результаты освоения программы
Учебно-тематический план на первый год обучения
- Содержание курса
Условия реализации программы
- Календарный график
Кадровое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Литература для учащихся
Список литературы