Главные вкладки
урок ассоциативная композиция "Времена года"
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
СПБ ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Преподавателя Александровой Натальи Владимировны
Специальность: 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
Дата проведения: 15.12.2022 г.
Группа 2-119Н
Курс 1
Семестр 1
Дисциплина: Цветоведение
Тема 7.Колорит
Тема занятия:
«Выполнение ассоциативной композиции. Времена года»
Методическая тема:
«Использование различных форм активизации познавательной деятельности студентов» Презентация. Имитационные упражнения.
Тип занятия: Комбинированное
Вид занятия: Поисково-лабораторная работа
Цель занятия: Познакомить с техникой «монотипия»
1.Образовательные цели:
- организовать деятельность студентов по ознакомлению с материалом;
- способствовать развитию личностно-смыслового отношения к получаемой специальности;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;
- организовать деятельность студентов по самостоятельному применению знаний при выполнении практического задания.
2. Развивающие цели:
– способствовать развитию у студентов интереса к выбранной специальности, мотивации;
- содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль деятельности;
- способствовать развитию у студентов навыков художественно – декоративного оформления, умению оценивать качество выполненных работ.
3. Воспитательные цели:
– способствовать воспитанию у студентов самоорганизации, ответственности, аккуратности, художественно-эстетического вкуса, коммуникативной культуры, творческого отношения к будущей профессии.
Задачи:
- Знакомство с новой техникой живописи;
- Применение знаний образно-эмоционального значения цветов при выполнении практического задания.
Методы обучения:
- По источнику знания:
словесные,
наглядные,
практические.
2. По виду деятельности: репродуктивные, частично-поисковые
Материально-техническое оснащение занятия:
-телевизор, ноутбук
Инструменты и приспособления:
Кисти, палитра, стаканчики для воды, салфетка, краски (акварельные), карандаш, ластик, бумага для акварели
Дидактическое оснащение занятия:
- презентация по теме «Выполнение ассоциативной композиции»
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
Этапы урока | Время в мин. | Цель этапа | Приемы, методы обучения | Что делает преподаватель | Что делают студенты |
Организационный | 2 мин. | Настроить студентов на деловой ритм. Создать мотивацию на получение знаний по теме занятия. | Методы обучения: - словесный
| - Приветствует студентов, - объявляет тему занятия, тему изучаемого раздела, - объявляет цель проведения занятия. | - Знакомятся с темой урока, - знакомятся с целью проведения урока, - включаются в деловой ритм. |
Актуализация знаний и личностного опыта студентов | 15 мин. | 1. Выявить знания по смешению красок, живописным приемам 2. Установить взаимосвязи содержания обучения с будущей профессиональной деятельностью. | Методы обучения: - словесный - наглядный - практический; информационно-компьютерная технология | - Организовывает выступление студентов с презентацией, дополняет ответы - Демонстрирует различные приемы | - Слушают выступления студентов, преподавателя, - отвечают на вопросы, дополняют ответы студентов |
Практическая работа: Выполнение изображения яблока (пуантилизм, лессировка) | 20 мин. | Выполнение ассоциативной композиции на тему: «времена года» | Методы обучения: - практический - частично-поисковый -творческий Формы организации деятельности: - индивидуальная деятельность | - Инструктирует - Сообщает нормы времени на выполнение задания. -консультирует при выполнении практического занятия - Оказывает помощь студентам, имеющим затруднения в процессе работы. - Проводит промежуточный контроль на различных этапах выполнения задания. | - Самостоятельно выполняют практическое задание - демонстрируют работы на стенде. |
Подведение итогов занятия | 3 мин. | - Оценка и анализ выполненных работ - Оценка умения осуществлять самооценку | Методы обучения: - словесный - наглядный Формы обучения: - индивидуальная, в группах | - Предлагает студентам обсудить выполненное задание и провести самооценку - подведение общего итога | - Студенты обсуждают выполненные работы |
Ход занятия
1.Организационный этап.
- Проверка по журналу явку студентов. Выявить отсутствующих. Проверка рабочих мест на наличие необходимых материалов и инструментов.
-актуализация знаний, сообщение темы и цели занятия.
В течение семестра мы познакомились со всеми понятиями цветоведения. Цветовой тон (особенность цвета отличаться от других цветов спектра), светосила (напряженность цвета, отличают светлые и более темные цвета), насыщенность (интенсивность цвета). Ахроматические (белый, черный, и все оттенки серого) и хроматические цвета (все цвета спектра). Цветовой круг (содержит все цвета, видимые человеком) и контрасты цветовых сопоставлений. Знания и понимание этих терминов и тем – основа мастерства художника. Сегодня у нас последняя, очень живописная тема этого семестра, это тема «колорит» (это общий характер окраски предмета, который создает впечатление и образ от всех цветов одновременно, а содержание этого впечатления зависит от выбора художника)
Тема занятия: «Выполнение ассоциативной композиции. Времена года»
Цель занятия: Познакомить с живописной техникой «монотипия»
2. Содержание учебного материала.
Образно-эмоциональное воздействие цветов:
- фиолетовый и бордовый;
- зеленый;
- красный и оранжевый;
- желтый;
- черный, белый, серый;
- бирюзовый;
- коричневый;
- синий, голубой;
- сиреневый.
- Техника «монотипия»
3. Практическая часть.
Студенты начинают самостоятельно выполнять практическую работу – изображение времени года (по выбору) в технике «монотипия». Преподаватель контролирует этот процесс и по мере необходимости консультирует и корректирует.
4. Подведение итогов.
Студенты выкладывают свои работы на общий стол. Проводится просмотр и обсуждение результатов. Преподаватель аргументирует оценки.
В ходе сегодняшнего урока мы познакомились с техникой «монотипия», выполнили на бумаге колористическую композицию на заданную тему. Убедились в значимости понимания, и грамотного применения цветовых сочетаний. Колорит раскрывает нам красочное богатство мира и помогает художнику передать настроение картины (спокойное, радостное, тревожное, грустное).
Образно-эмоциональное значение цвета
- Фиолетовый + бордовый
Фиолетовый символизирует высший разум, мудрость. Несмотря на холодность и таинственность, благоприятно воздействует на вдохновение. Сам по себе выразительный и глубокий.
Бордовый образованный от коричневого и красного выглядит солидно. Олицетворяет силу, стойкость, внушает целеустремленность.
- Зеленый
Является промежуточным между желтым и синим. Символизирует покой, гармонию, жизнь. Вызывает ощущение свежего, живого. Действует успокаивающе, уравновешивает.
- Красный + оранжевый
Красный самый активный, обладает стимулирующим эффектом, снабжает силой, энергией. Наделён чувственностью, уверенностью.
Оранжевый- смесь желтого и красного, это любимый цвет страстных мечтателей. Символизирует легкость, благородство, праздник.
- Желтый
Самый светлый из всех цветов.
Символ солнца, цвет золота и тепла. Чистый желтый, на взгляд, радостный, легкий, теплый, яркий. Символизирует движение, радость, приятные ощущения. Ассоциируется с выразительностью, оптимизмом. При этом зеленовато-желтые оттенки обладают отталкивающим эффектом.
Черный+серый+белый
Черный означает конец, но вместе с этим и начинается все новое. Через черный можно выразить печаль, глубину, сложность, тайну.
Белый, как и черный и все оттенки серого являются ахроматическими. Белый символизирует невинность, чистоту, мир. Несёт в себе справедливость, через него можно выразить молодость, точность.
Серый не обладает особым эффектом, чаще является фоном. Ассоциируется со скромностью, практичностью, спокойствием.
- Бирюзовый
Несет в себе умиротворенность, прохладу морских волн. Благоприятствует общению, являясь при этом холодным оттенком.
Символизирует креативность, удачу.
- Коричневый
Символизирует традиционное представление, трудолюбие и преданность. Цвет относится к теплой гамме и вызывает ощущение надежности, устойчивости.
- Синий + голубой
Синий всегда пассивный, всегда сжат и сосредоточен в себе, вызывает атмосферу безопасности, умиротворения. Относится к холодному и символизирует вселенную.
Голубой считается цветом творчества. Символизирует легкость, воздушность, чистоту. Является прохладным и спокойным. Благоприятствует спокойствию.
- Сиреневый
Символизирует привязанность. Располагает к философским рассуждениям. Дает ощущение полета, вносит в картину романтику.