золотая хохлома

Кононова Наталья Ильинична

 

Конспект (к презентации) по «Художественно-эстетическое развитие»

на тему: «Знакомство с декоративно - прикладным искусством.

Хохломская роспись.

Чудо-мастерская Хохлома»

в старшей группе

 

 

                                                                                          Подготовила:

                                                                           воспитатель первой категории

                                                                      Кононова Наталья Ильинична

 

г. Санкт-Петербург.

2021г.

 

 

 

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

Цель: Развитие творческих способностей старших дошкольников в декоративном рисовании по мотивам хохломской росписи.

Задачи:

1. Познакомить детей с искусством хохломских мастеров.

2. Продолжать знакомить с историей хохломской росписи.

3. Учить выделять композицию узора, его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья.

4. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (рисовать кончиком кистью, всей кистью).

5. Развивать эстетический вкус.

 Предварительная работа: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Хохломы, организация мини-музея изделий хохломской росписи, беседа о Хохломе, рассматривание альбома «Русское народное творчество», чтение стихов, прослушивание песен о Хохломе, дидактические игры: «Найди элемент хохломской росписи на изделии», «Составь красивый узор и расскажи о нем».

 

Демонстрационный материал: хохломская посуда, таблицы: «Последовательность изготовления хохломских изделий», «Последовательность рисования хохломских узоров», карточки с элементами хохломской росписи, мольберт.
 

Ход занятия.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера!

 

Раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.

У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)

Традиция – слово не русское, оно переводиться с латинского как слово «передача», то есть традиция — это то, что передается от одного человека к другому. Есть традиции, которые возникли давным-давно и сохранились до наших дней.

Так дошли до наших дней изделия, сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас представлена посуда. Посмотрите на неё, какая она яркая, нарядная. Это хохлома.  Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищение – ОХ! И восторженное АХ!  А как же все начиналось? 

 

Хохломская роспись – настоящее волшебство, ведь у художника нет золота, а все его рисунки – «золотые». Но об этом позже, а сначала сказка.

Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок хохломы.
Рассказывают, жил в давние времена в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он себе дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…

В окрестностях города Нижний Новгород, находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской.

         Но чтобы стать художником, одного секрета мало. Надо научиться рисовать хохломской узор.

 Воспитатель. Сегодня мы с вами побываем в дивном мире Хохломы, в мире праздника, музыки, в мире сказок. Давайте представим, что мы пришли в мастерскую к художнику.
(Звучит тихая, русская народная музыка. На столах разложена хохломская посуда. Дети любуются ею.)

Воспитатель. Посмотрите, как красиво в мастерской. Что украсило ее?
Дети. Мастерскую украсила посуда.
Воспитатель. А что мы можем сказать об этой посуде, какая она на вид?
Дети. Красивая, расписная, праздничная, яркая, веселая, блестящая, радостная, сказочная.

Воспитатель. Послушайте загадку и отгадайте ее.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это?

Ответ: Хохлома

 

Воспитатель. Давайте вспомним, как изготавливалась хохломская посуда. А поможет вам в этом вот эта таблица. (Демонстрация таблицы)
 Рис.1

 

(АЛГОРИТМ «Последовательности изготовления хохломских изделий».)
Дети. 1. Вытачивают из дерева;
2. Покрывают жидкой глиной и сушат;
3. Шлифуют;
4. Пропитывают льняным маслом и сушат;
5. Покрывают алюминиевым порошком и сушат;
6. Расписывают узорами;
7. Покрывают лаком

8. Сушат, «закаливают» в печи.

Воспитатель. Какие цвета используют в хохломской росписи?

Дети. В хохломской росписи используют черный (красный, зеленый, золотой - желтый) цвет.

Воспитатель. Давайте назовем элементы хохломской росписи и найдем их на карточке.
( Дети называют элементы хохломской росписи.)

 Рис.2

 

Дети. - В хохломской росписи есть элемент осочка.
- В узорах хохломской росписи есть элемент травинка.
- В хохломских узорах рисуют усики.
- В хохломской росписи есть элемент завиток .
- Хохломские узоры украшают капельками.
- Хохломские узоры расписывают листочками (простыми и сложными).
- В хохломской росписи рисуют цветочки.
- В хохломской росписи рисуют ягодки.
 

Воспитатель. Вы заметили, что в хохломе все элементы называют ласково. Это потому, что люди очень любили природу, любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод. А ягоды в хохломе рисовали разные и называли их ласково. А сейчас поиграем.

 Игра «Назови ласково» Я буду вам показывать ягоды, а вы будете их ласково называть.».
Дети. Ягодка, малинка, клубничка, земляничка, рябинка, смородинка, вишенка, ежевичка, и т.д.

Воспитатель. А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка.
На столе хохломской самовар, Очень важный, из носика пар.
(руки на поясе, повороты туловища с «пружинкой»).
А вокруг расписные чашки, Нет посуды хохломской ярче.
(кружиться на поскоке, руки на поясе)
Рядом с ними золотые ложки, На них «травка» - это древняя роспись.
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
Вот с малинками поднос, Он нам все это принес.
(взяться за руки, образовать большой круг)
Хохлома, да хохлома , Наше чудо – дивное! (кружатся, притопывая)
Мы рисуем хохлому (присесть) Красоты невиданной! (встать, руки в стороны, правую ногу вперед на пятку).

Воспитатель. Заговорилась я с вами, а у нас работы много, посмотрите, сколько тарелочек не расписано. Может, вы мне поможете? Давайте будем, как настоящие художники, расписывать их хохломскими узорами, создавать красоту своими руками. (Предлагаю детям сесть за столы)


Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась. 

Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется
Попробуй, сумей-ка.

(АЛГОРИТМ «Последовательности рисования хохломских узоров».)
Воспитатель. Что мы рисуем сначала?
Дети. Сначала мы рисуем центральную ветку.
Воспитатель. Что мы рисуем потом?
Дети. Потом мы рисуем крупные элементы: ягодки, цветочки, листики.
Воспитатель. А что потом рисуем?
Дети. Потом рисуем вокруг крупных элементов мелкие: завитки, травинки, усики, капельки и т.д.
Воспитатель.  Пусть наши пальчики немного отдохнут. Поиграем с пальчиками


 Пальчиковая гимнастика «Цветки».
Наши алые цветки распускают лепестки. (Медленно из кулачков разгибаем пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (покачивание кистями рук вправо, влево)
Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленное сжимание пальцев в кулачки)
Головой качают, тихо засыпают. (покачивание кулачков вперед, назад.)
 

Рефлексия
- Посмотрите, какие чудесные получились у нас тарелочки: яркие, красочные, праздничные. У каждого получился свой неповторимый узор. Настоящие народные мастера!
- Понравилось ли вам рисовать хохломские узоры? (Ответ детей)
- Где живут хохломские мастера? (в селе Хохлома).
- Что они расписывают хохломскими узорами? (посуду).
- Из чего делают эту посуду? (из дерева).
- Какие вы запомнили основные элементы хохломской росписи? (осочки, травинки, криули, усики, капельки, завитки).
- Какие цвета используют в Хохломе? (жёлтый, красный, чёрный, и немного зеленого).
- Мы с вами ещё будем знакомиться с элементами хохломской росписи. - А сегодня вы молодцы!

 - Всего вам хорошего народные мастера!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл секрет золотого узора1.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию для детей Калининского района г. Санкт-Петербурга Воспитатель первой категории: Кононова Наталья Ильинична Санкт-Петербург 2021 Проект для детей старшей группы н а тему: «Секрет золотого узора» (Проект направлен на развитие познавательных, речевых, художественно-творческих способностей у детей)

Слайд 2

Цель: Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия через знакомство с русским народным промыслом Хохлома. Дать возможность ребёнку самостоятельно прикоснуться к народным ценностям, традициями; находить неожиданные открытия, узнавая о хохломе. Задача: 1. Закрепить знания об особенностях хохломской росписи - ее производстве, истории; 2. Учить детей создавать узоры из знакомых элементов хохломской росписи на силуэтах посуды; упражнять в прорисовке главных и дополнительных элементов узора; упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, тампоном, палочкой, пальцем; развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов; 3. Развить связную речь, продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, активизация прилагательных, глаголов в речи; 4. Развить мелкую моторику рук посредством работы с кистью, пальчиковой гимнастики; активизация слов: хохлома, элемент росписи, изделие, мастер, вытачивают, расписывают, и т.д. 5. Организовать взаимодействие ДОУ с родителями по приобщению к истокам народной культуры и истории.

Слайд 3

История возникновения Хохломы. Золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в 17 веке в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома. В село Хохлома на ярмарку съезжалось множество народу – себя показать и людей посмотреть. Одни везли на продажу свои дивной красоты расписные изделия из дерева, другие направлялись туда полюбоваться этим чудом и выбрать что-нибудь для себя. Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды. В XX веке центром промысла стали село Семино и город Семенов, где и по сей день находится фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись». Хохломская роспись – настоящее волшебство, ведь у художника нет золота, а все его рисунки – «золотые». Отличительна черта росписи - это растительный орнамент, выполненный черной и красной красками на золотистом фоне. Для того, чтобы посуда получила золотой отблеск, на неё наносится оловянный порошок, который, после обжига в печи дает медово-золотистый оттенок. Есть два вида хохломской росписи: «верховая», когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся рисунок, и «под фон», когда перед раскраской намечается контур орнамента, а только потом фон заполняется черной краской. Хохломская роспись легко узнаваема по своим традиционным элементам: цветы, ягоды земляники и рябины, а иногда и птицы. Роспись выполняется тонкой кистью и наносится только вручную, поэтому орнамент никогда не повторяется. Ей украшается посуда, ложки, ковши и даже некоторые предметы домашней мебели.

Слайд 4

Предметы росписи

Слайд 5

Элементы роспи си

Слайд 6

Дидактические игры, стихи. Д/и «Что лишнее» Дидактические задачи : учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь - доказательство. Д/и «Угадай, какая роспись» Дидактические задачи : закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновывать свой выбор, называть элемент росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров. Стихи: Хохлома, Хохлома – Наше чудо дивное! Мы рисуем Хохлому Красоты невиданной. Нарисуем чашку Солнечною краской, А цветы – огоньки Красной краской от зари. Золотая Хохлома Вы не знаете, ребята, Отчего и почему Очень часто называют Золотою Хохлому? Разве золотом покрыты В ней деревья и дома, Может всюду там сияют Золотые купола? Деревянная, резная, Расписная Хохлома! Удивительной посудой- Вот чем славится она! Этот тонкий, этот дивный Золотистый завиток! Раз увидишь – не забудешь, И хотел бы, да не смог!

Слайд 7

Загадки. 1. Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась. Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым. Засияла, поднялась, сладким соком налилась. А трава, как бахрома. Что же это?…( Хохлома) 2. Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они, как золотые, А может, солнцем залитые. (Хохлома)

Слайд 9

Взаимодействие с родителями 1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Золотая хохлома». 2. Привлечь родителей в создании мини - музея в группе. 3. Консультация для родителей: «Знакомство детей с хохломской росписью», «Творчество в детском возрасте» . 4. Подготовка информационных стендов, папки-передвижки «Роль рисования в приобщении детей к народной культуре». 5. Предложить родителям расписать доски и ложки в стиле хохломской росписи.

Слайд 10

Используемая литература: «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства» Л.В. Орлова - Москва «Мозаика – синтез». 2. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации (конспекты занятий)» Грибовская А.А. - Москва 2011 г. 3. «Русское народное творчество в детском саду» Усова А.П. – Москва 1972 г. 4. «Народное декоративное – прикладное искусство» - М.: Просвещение, 1984. 5. «Дети и народное творчество» - М.: Просвещение, 1995 г. 6. «Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие» - М.: Мозаика – Синтез, 2002 г 7. Бедник Н, Хохлома, Л. 1980 8. Орлова Л.В. Хохломская Роспись, - М.; Мозаика-Синтез, 2002 9. Интернет ресурсы: nsportal . ru 10. Интернет http://allforchildren.ru/