кружок "Цветочная мастерская"

Программа данного кружка для обучающихся с умственной отсталостью актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта детей в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа  вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа кружка24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

       Программа данного кружка для обучающихся с умственной отсталостью актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта детей в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа  вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование у обучающихся с умственной отсталостью художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, чтения и т.д., и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

 

Режим работы кружка – 1 занятие в 2 недели по 1 часу.

Структура программы: 

 Программа кружка «Цветочная мастерская» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.   Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  1. Работа с бумагой.
  2. Работа с бисером, пайетками.
  3. Работа с фетром, атласными лентами.
  4. Работа с тканью.
  5. Выставки, экскурсии, праздники.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект.
  2. Связь с современностью.
  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

     Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы.         При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз
  2. воплощение в материале
  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.

Формы и  методы:

Приоритет отдается активным формам преподавания:

  • Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
  • Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
  • Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Условия реализации программы

Дидактический материал:

 - журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

 Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке  должны получить 

          знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, фетр)

 умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  •  создавать композицию из цветов, располагая их на панно;

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки.

Тематический план  кружка «Цветочная мастерская»                                                  

Структура кружка 1-го года обучения

Возраст детей -  от 11 до 14 лет.

Количество - 11 человек

Общее количество часов - 16 ч за учебный год.

         Первый год обучения программа предусматривает знакомство детей с таким видом работы как художественное конструирование из бумаги. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ в технике квиллинга, оригами,  Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

п/п

Раздел

Темы

Общее кол-во часов

Примечание

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

Беседа. Знакомство.

Знакомство с планом работы, целями, задачами.

Провести инструктаж              по технике безопасности.

1

12.09

2

«В мире оригами»

1)Знакомство с техникой  "Оригами"

1

26.09

2) Плоскостные композиции из бумаги в технике оригами.

Аппликация.

1

10.10

3) Объемные композиции из бумаги в технике оригами.

2

24.10

21.11

«Работа с гофрированной бумагой»

 

1) Технология изготовления цветов из гофрированной бумаги и картона.

2

05.12

19.12

 

2) Составление цветочных композиций, панно.

1

16.01

4

«Работа                     в технике "квиллинг"»

1) История появления квиллинга

1

30.01

2) Изготовление цветов из бумаги в технике "квиллинг"

2

13.02

27.02

3) Изготовление ваз  для составления композиций из цветов.

1

13.03

4) Составление композиций-панно по теме «Работа в технике "квиллинг"»

2

10.04

24.04

5

Изготовление панно

Панно цветы        (по выбору детей)

2

08.05

22.05

 

6

Выставка

В течение года

 

 

 ИТОГО:

16