кружок "Цветочная мастерская"
Программа данного кружка для обучающихся с умственной отсталостью актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта детей в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Программа данного кружка для обучающихся с умственной отсталостью актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта детей в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у обучающихся с умственной отсталостью художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, чтения и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Режим работы кружка – 1 занятие в 2 недели по 1 часу.
Структура программы:
Программа кружка «Цветочная мастерская» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
- Работа с бумагой.
- Работа с бисером, пайетками.
- Работа с фетром, атласными лентами.
- Работа с тканью.
- Выставки, экскурсии, праздники.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
- Исторический аспект.
- Связь с современностью.
- Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
- Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
- эскиз
- воплощение в материале
- выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.
Формы и методы:
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Условия реализации программы
Дидактический материал:
- журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке должны получить
знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- в области композиции, формообразовании, цветоведения;
- о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, фетр)
умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- создавать композицию из цветов, располагая их на панно;
Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки.
Тематический план кружка «Цветочная мастерская»
Структура кружка 1-го года обучения
Возраст детей - от 11 до 14 лет.
Количество - 11 человек
Общее количество часов - 16 ч за учебный год.
Первый год обучения программа предусматривает знакомство детей с таким видом работы как художественное конструирование из бумаги. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ в технике квиллинга, оригами, Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.
№ п/п | Раздел | Темы | Общее кол-во часов | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Вводное занятие | Беседа. Знакомство. Знакомство с планом работы, целями, задачами. Провести инструктаж по технике безопасности. | 1 12.09 | |
2 | «В мире оригами» | 1)Знакомство с техникой "Оригами" | 1 26.09 | |
2) Плоскостные композиции из бумаги в технике оригами. Аппликация. | 1 10.10 | |||
3) Объемные композиции из бумаги в технике оригами. | 2 24.10 21.11 | |||
3 | «Работа с гофрированной бумагой»
| 1) Технология изготовления цветов из гофрированной бумаги и картона. | 2 05.12 19.12 |
|
2) Составление цветочных композиций, панно. | 1 16.01 | |||
4 | «Работа в технике "квиллинг"» | 1) История появления квиллинга | 1 30.01 | |
2) Изготовление цветов из бумаги в технике "квиллинг" | 2 13.02 27.02 | |||
3) Изготовление ваз для составления композиций из цветов. | 1 13.03 | |||
4) Составление композиций-панно по теме «Работа в технике "квиллинг"» | 2 10.04 24.04 | |||
5 | Изготовление панно | Панно цветы (по выбору детей) | 2 08.05 22.05 |
|
6 | Выставка | В течение года |
| |
| ИТОГО: | 16 |
|