"Подкова счастья" (общешкольное мероприятие)

Цель: познакомить детей с историей лепки из солёного теста и значением подковы на Руси;

совершенствовать практические умения и навыки лепки;

закреплять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, сглаживание мест соединения;

развивать умения детей лепить нетрадиционными способами из соленого теста, используя разнообразный подручный материал для создания образа предмета и его украшения.

 развивать умение самостоятельно рассматривать знакомый несложный предмет (образец) и передавать в лепке его форму и строение;

 развивать воображение (побуждать использовать разнообразный дополнительный материал для изображения различных деталей и украшения предмета);

развивать воображение ребёнка, мелкую моторику, аккуратность, эстетический вкус, зрительное восприятие;

- воспитывать аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podkova.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»

«Подкова на счастье» (из соленого теста)

(в  рамках недели художественно- эстетического цикла

«Секреты мастерства»)

Подготовила:

Жилкина Е.С.

Апрель, 2021 г.

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ

Тема: «Подкова  на счастье» (из соленого теста).

Цель: познакомить детей с историей лепки из солёного теста и значением подковы на Руси;

совершенствовать практические умения и навыки лепки;

закреплять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, сглаживание мест соединения;

развивать умения детей лепить нетрадиционными способами из соленого теста, используя разнообразный подручный материал для создания образа предмета и его украшения.

 развивать умение самостоятельно рассматривать знакомый несложный предмет (образец) и передавать в лепке его форму и строение;

 развивать воображение (побуждать использовать разнообразный дополнительный материал для изображения различных деталей и украшения предмета);

развивать воображение ребёнка, мелкую моторику, аккуратность, эстетический вкус, зрительное восприятие;

- воспитывать аккуратность.

Инструментарий (оборудование): готовые изделия – образцы; фотоматериал;  технологическая таблица;  соленое тесто;  стек для лепки;  кисть;  баночка; скалка;  доска; влажные салфетки.

Оборудование:  экран; ноутбук.

Ход занятия.

I.Организация детей.

II.Основная часть.

1.Историческая справка об изделиях из соленого теста.

 В наше время никто, пожалуй, не задумывался о том, какую роль в жизни занимают такие простые компоненты, как мука, соль и вода. Между тем, в старину соль, например, в буквальном смысле имела вес золота. Из-за налога на соль во Франции началась революция, а в России такое событие, как соляной бунт. Во многих культурах мира хлеб и соль - символы гостеприимства, радушия, мудрости и чистоты. Из муки и воды еще в глубокой древности люди готовили простейшую еду - лепешки. Именно тогда, были подмечены такие свойства теста как упругость, эластичность и пластичность и люди стали, не только готовить из этих компонентов, но и творить.

Лепка из солёного теста имеет давнюю историю. Известно, что ещё в древнем Египте делали фигурки из теста для поклонения богам. Италия в средние века славились поистине удивительными мастерами, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого продать. В Китае, начиная с XVII века делали марионетки из теста.

 В Германии и скандинавских странах мастерили такие сувениры из соленого теста, как венки, подковы, медальоны. Считалось, что дом, украшенный такими фигурками, обходят все неприятности. В странах Восточной Европы из соленого теста лепили целые панно; причем не использовали краски и картина имела цвет, характерный для выпечки.

 На Руси соленое тесто появилось одновременно с Рождественской елью. Старинный русский народный промысел - лепка из соленого теста - упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами. Еще наши прабабушки лепили из него фигурки различных животных и птичек. В соответствии с этими обрядами весной, перед прилетом птиц, выпекались фигурные изделия из теста, чаще всего имеющие вид стилизованной птицы. Фигурки назывались «жаворонками».

  Принято было дарить сувениры из теста. Дом, в котором всегда были хлеб да соль называли: "хлебосольный дом". Потому и традиция дарить такие фигурки получила название "хлебосол". Чего только не лепили из теста! Это и жаворонки, символизирующие приход весны, и косули, которых дарили самым близким людям на Новый год или Рождество, и голубей - олицетворение хорошего урожая, и баранки. Можно с уверенностью сказать, что популярность соленого теста носит мировой характер.

  В прошлом веке соленое тесто было забыто, и только 20 лет назад этот вид декоративно - прикладного искусства начал возрождаться и приобретать популярность. Возможно, этот вид творчества популярен потому, что символизирует достаток и благосостояние.

    У лепки из соленого теста есть несколько названий: мукосол, тестопластика, архангельская керамика и биокерамика. Последнее название появилось благодаря тому, что для изготовления фигурок используются только натуральные материалы. Они экологически чисты, что особенно актуально в наши дни. Материал приятен в работе, поэтому процесс лепки вызывает только положительные эмоции. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества.

Принято было дарить сувениры из теста. Ребята сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать какой самый популярный сувенир был на Руси.

Загадка

Есть примета у людей —

Чтоб с успехом сладить,

Взять обувку лошадей,

Над дверьми приладить.

(Подкова.)

3. История о подкове

Подковывая лошадей, люди выполняли сразу две задачи: во-первых, защищали копыто от повреждений, во-вторых, предотвращали неприятности в дороге и сделать поездку удачной.

На Руси издревле найти подкову на дороге считалось очень хорошей приметой. В некоторых регионах даже была выведена правильная последовательность действий при такой счастливой находке: поднять подкову, плюнуть на нее, загадать желание, бросить через левое плечо и идти своей дорогой, не оглядываясь. Но прижилась-то другая практика: взять подкову с собой и прибить над входной дверью или к порогу. 

Подкову - оберег нужно вешать особым способом.

1. Подкову всегда вешают только на один гвоздь.

2. Желательно, чтобы вешали подкову и хозяин, и хозяйка дома вместе.

3. Перед тем как повесить подкову, хозяин и хозяйка вместе должны взяться за дужки подковы и произнести такие слова:

Подкову на дверь прибиваем,

От всякой беды ограждаем,

Все плохое за порогом оставляем. 

Подкову нужно вешать над входной дверью или прямо на дверь внутри жилища. А вот каким образом ее вешать, хозяева должны решать сами. Если в доме много ссор и скандалов - нужно повесить концами вниз. Если в доме все благополучно, и вы ходите сохранить и приумножить свое благополучие, то нужно повесить подкову концами вверх.

Подкова хранит семейное счастье, тепло, здоровье и конечно деньги - главное верить в это и все это будет. 

Сегодня нам предстоит сделать подкову – оберег. Вы ее можете оставить себе на память или подарить. Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальчиков, тепло вашего сердца.

 - У кого из вас дома есть подкова?

Ответы детей.

- А хотите вы слепить свою подкову? Например, вот такую?

- Лепить мы с вами её будем не просто так, а из соленого теста

4.Подготовка рабочего места

   А сейчас, давайте подготовим рабочее место. Работать лучше на ровной, гладкой поверхности. Для этого прекрасно подойдут специальные пластиковые листы для лепки из пластилина. Обязательно нам понадобится скалка для раскатывания теста и стека с тонким краем для отрезания ровных полос.

Далее можно использовать огромный список предметов в работе: расчески, скрепки, пуговицы, зубочистки, лоскуты материи, бисер, проволоку, фольгу и т.д. Часто в работе применяются материалы природного происхождения: веточки, перья, хвоя, засохшие листья и цветы. Для росписи поделок используется практически любая краска – акварель, гуашь, акрил. Обязательно поставьте рядом стаканчик с водой и растительным маслом. Последним следует слегка смазывать руки, что бы тесто к ним не прилипало.     Ну а водой, при помощи мягкой кисточки (а то и просто пальца), мы будем смачивать соединяемые детали.

Динамическая пауза. Музыкальная ритмопластика: «Тесто помесили.»

5.Практическая часть: 

 Как приготовить соленое тесто: - Для того чтобы приготовить соленое тесто для лепки, нужно взять 2 стакана муки, 1 стакан соли, и понемногу добавляя холодную воду, замесить крутое тесто. Можно делать цветное тесто, добавляя в него гуашь, пищевые красители. Готовое тесто можно 1 неделю хранить в пакете в холодильнике. Готовые изделия из соленого теста можно оставить на открытом месте до высыхания, а можно выпекать на самом слабом огне в духовке. - Итак, приступим к работе над подковой. Их можно сделать на любой вкус.

 Показ процесса работы педагогом.

Этапы изготовления изделия: - Для выполнения работы вам потребуется: солёное тесто, кисточка, стека, скалка, доска.

1. Катаем колобок.

2. Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек) сворачиваем в дугу и сплющиваем пальцами, проглаживаем скалкой. Получилась подкова, лишнее можно срезать стекой.

 3. Обратной стороной кисти на концах подковы делаем отверстие для шнурка.

 4. Теперь начинаем украшать подкову.

5. Можно сделать цветы: Раскатываем небольшой шар, делаем на ладони лепёшку и стекой разрезаемеё на сектора, в середине делаем небольшое углубление концом кисти. Или делаем розу, раскатываем тонкую колбаску, сплющиваем её с помощью скалки и аккуратно начинаем скатывать, при этом расправляя лепестки. Можно сделаем ветки ели: катаем шарик, придаем форму овала, расплющиваем, затем края листика разрезать стекой. Дети вы можете придумать сами любой декоративный элемент.

6. Приклеиваем все детали на подкову с помощью воды.

7. Готовую подкову кладем на бумагу (картон), пластиковую дощечку. Вот наша подкова!

В процессе работы производится текущий по технике безопасности инструктаж.

Выполнение работы обучающимися.

А теперь можете приступить к работе. Сейчас я вам расскажу о Сушке и лакировке соленого теста. Самый надежный способ сушки - естественный. Положите поделку на солнце, на подоконник. На крайний случай, сушить можно на батарее. Процесс достаточно медленный и может занять несколько дней. Однако в этом случае деформация после высыхания будет минимальна. Альтернативным способом сушки является использование духовой печи. Выставьте минимальную температуру, градусов восемьдесят, и каждые полчаса прибавляйте понемногу. Очень важно не пережечь поделку. Поэтому не увлекайтесь. Максимальная температура не должна превышать ста двадцати градусов.

Идёт процесс лепки и украшения подков. Давайте посмотрим на ваше совместное творчество. Скажите, вам понравилось лепить из теста? Теперь вы можете дома лепить всякие фигурки!