ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01. УП.04.Работа в материале. Народная игрушка

Герман Лариса Валерьевна

 Занятия народным декоративно-прикладным искусством в детской художественной школе,  - это путь приобщения учащихся к истокам народной культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_narodnaya_igrushka.docx135.1 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная область

ПО.01. Художественное творчество

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПО.01. УП.04.Работа в материале. Народная игрушка

Сургут 2017

                                                                                                                                                                         

«Рассмотрено»

Педагогическим советом

образовательного учреждения

__________________________

(дата рассмотрения)

«Утверждаю»

Директор Жаркова Н.П.

______________

(подпись)

______________________________

(дата утверждения)

Разработчик: Герман Л.В., преподаватель.

Рецензент:

Рецензент:

                           

       Структура программы учебного предмета:

          I. Пояснительная записка.

II. Учебно-тематический план.

III. Содержание учебного предмета.

IV. Требования к уровню подготовки учащихся.

          V. Формы и методы контроля, система оценок. Аттестация: цели, виды, форма,

              содержание

VI. Методическое обеспечение учебного процесса.

VII. Средства обучения.

VIII. Список литературы.

                                                                                     

I.Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета,

его место и роль в образовательном процессе.

   Программа учебного предмета « Работа в материале. Народная игрушка» разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  предпрофессиональной  программе  в  области  декоративно- прикладного  искусства  «Декоративно-прикладное творчество», ( далее ФГТ) предназначена  для  реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся.

   Предмет «Работа в материале. Народная игрушка» тесно связан с предметами «Рисунок», «Живопись», «Композиция прикладная», «История народной культуры и изобразительного искусства». Данная взаимосвязь помогает учащимся активно осмысливать окружающий мир и воплощать его в формах декоративно-прикладного творчества, гармонично объединяя функциональный и эстетический компоненты в прикладном изделии.

Создание данной программы продиктовано необходимостью изучения народной культуры через праздники, обряды, обычаи, изучение народного игрушки в единой целостной системе. Основной целью учебного предмета «Работа в материале. Народная игрушка» является овладение основными видами народного творчества, практическими умениями и навыками  изготовления народной игрушки, народной росписи,  изготовления народного костюма, а так же  знаниями и представлениями о традиционной народной культуре, как социально- культурном и художественном наследии.

         Занятия народным декоративно-прикладным искусством в детской художественной школе,  - это путь приобщения учащихся к истокам народной культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.    

Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями детей.                                

Основное внимание в программе  уделяется практическим занятиям. Также занятия народным творчеством воспитывают  усидчивость, аккуратность исполнения, умение работать коллективно. Выполнение коллективных работ играет важную роль в воспитании ответственности за качество и мастерство каждого исполнителя.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, развитие с первых же занятий технических навыков, умение создавать свои собственные творческие изделия, соблюдая особенности технологии и опираясь на исторические данные.

Народные промыслы делаются объектом не только художественного, но и технического творчества детей. Этот синтез художественного и ручного труда как нельзя более отвечает творчеству ребенка в этот период

Срок реализации учебного предмета

          Учебный предмет «Работа в материале. Народная игрушка» при 5 (6) - летнем сроке обучения реализуется  с 1 по 5 (6) класс.  

Форма проведения аудиторных занятий

 Занятия по учебному предмету «Работа в материале. Народная игрушка» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

 Объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Работа в материале. Народная игрушка» предпрофессиональной программы со сроком обучения 6 лет составляет:

        

аудиторные занятия:

1 - 2 классы – по 4 часа в неделю;

3-4 классы – по 5 часов в неделю;

5 - 6 классы - по 6 часов в неделю;

        самостоятельная работа:

1 - 3 классы - по 2 часа в неделю

4 - 6 классы – по 3 часа в неделю.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Консультации проводятся с целью подготовки, учащихся к промежуточной и итоговой аттестации (зачет, экзамен) творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Цель и задачи учебного предмета

 Цель: Целью учебного предмета «Работа в материале. Народная игрушка» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им  в процессе освоения программы учебного предмета художественно – исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков,  а так же выявление одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи: 

-Формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству, эстетического вкуса у чувства прекрасного;

- формирование знаний о видах, жанрах, художественных средствах народных промыслов;

-Формирование практических навыков и приемов художественного изготовления народных художественных изделий в различных техниках;

- Развитие и закрепление навыков использования линии, ритма, силуэта, цвета, тона, пропорций, формы, композиции, как средств художественной выразительности в создании образа декоративной вещи;

-Овладение процессом стилизации природных форм.

-Формирование понимания взаимосвязи формы украшаемого изделия и орнамента;

-Развитие навыков работы, учащихся с тканью в различных техниках;

- Умение создавать предметы декоративно-прикладного искусства;

-Ознакомление с культурным наследием русского народа через изучение народных промыслов и народной игрушки;

-Освоение различных технологий изготовления игрушек;

-Развитее навыков самостоятельной творческой деятельности. Умение копировать, варьировать и выполнять изделия декоративно прикладного творчества и народных промыслов.

-Воспитание трудолюбия, целеустремленности, настойчивости при воплощении творческого замысла своего изделия

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-распределение учебного материала по годам обучения;

-описание дидактических единиц учебного предмета;

-требования к уровню подготовки учащихся;

-формы и методы контроля, система оценок;

-методическое обеспечение учебного процесса.

      В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

                                                                 Методы обучения:

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-Объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, экскурсия, работа с литературой, просмотр фильмов, демонстрация технологии и др.).

        -Репродуктивный (практические упражнения и задания, алгоритмы).

-Творческий (творческие задания, проекты, праздники).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета

     Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по декоративно-прикладному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами по видам искусства.

       Аудитория для занятий должна быть оснащена учебной мебелью, материалами и принадлежностями, необходимыми для работы.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета,

сведения о затратах учебного времени,

графике промежуточной и итоговой аттестации

     При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» с нормативным сроком обучения 5 лет общая трудоемкость учебного предмета «Народная игрушка» составляет 1188 часов (в том числе, 792 аудиторных часа, 396 часов самостоятельной работы). При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» с дополнительным годом обучения общая трудоемкость учебного предмета «Народная игрушка» составляет 1485 часов (в том числе, 990 аудиторных часа, 495 часов самостоятельной работы).  

Аудиторная нагрузка: 1-2 годы обучения – по 4 часа в неделю, 3-4 годы обучения – по 5 часов в неделю, 5-й год обучения – 6 часов в неделю. Дополнительный, шестой год обучения – 6 часов в неделю.

  Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка): 1-3 годы обучения – 2 часа, 4-5 годы обучения – 3 часа. Дополнительный, шестой год обучения –3 часа в неделю.

      При нормативном сроке обучения 5 лет экзамен проводится во 2,4,6,8,10 семестрах. В 1,3,5,7,9 семестрах видом промежуточной аттестации является зачет в форме просмотра работ. В 10 семестре проводится итоговая аттестация - экзамен в виде просмотра дипломной работы.

     При обучении с шестым, дополнительным годом обучения зачет проводится в первом полугодии (11 семестр), в форме просмотра творческих работ, итоговая аттестация - экзамен проводится  в виде просмотра дипломной работы  во втором полугодии (12 семестр).

                           Сведения о затратах учебного времени и графике

 промежуточной и итоговой аттестации.

Срок освоения образовательной программы «Декоративно-прикладное творчество» 5 лет

Вид учебной работы,

аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы/полугодия

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аудиторные занятия

64

68

64

68

80

85

80

85

96

102

792

Самостоятельная работа

(домашнее практическое задание)

32

34

32

34

32

34

48

51

48

51

396

Максимальная учебная нагрузка

96

102

96

102

112

119

128

136

144

153

1188

Вид промежуточной аттестации

зачёт

Экзамен

зачёт

экзамен

зачёт

Экзамен

зачёт

Экзамен

зачёт

Итоговая аттестация

Срок освоения образовательной программы

 «Декоративно-прикладное творчество» 6 лет

Вид учебной работы,

аттестации, учебной нагрузки  

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы/полугодия

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Аудиторные занятия

64

68

64

68

80

85

80

85

96

102

96

102

990

Самостоятельная работа

 (домашнее практическое задание)

32

34

32

34

32

34

48

51

48

51

48

51

495

Вид промежуточной аттестации

зачёт

Экзамен

зачёт

Экзамен

зачёт

Экзамен

зачёт

Экзамен

зачёт

Экзамен

зачёт

Итоговая аттестация

Максимальная учебная нагрузка

96

102

96

102

112

119

128

136

144

153

144

153

1485

 

                                         

                                                    II.Учебно-тематический план

1 класс

Наименование темы

Вид учеб. занятий

Кол-во часов

макс.

самост.

аудит.

               1 полугодие

Раздел 1. Народные игрушки (текстильные куклы)

 1.1

 Введение в предмет. Декоративное искусство. Искусство народной игрушки Знакомство с образцами народных игрушек разных регионов России.

Лекция

4

2

2

1.2

Игровые куклы: Бабочка, Кувадка, Вепсская кукла.

История возникновения игровых, обрядовых и календарных кукол.

беседа

4

2

2

Выполнение работы в материале

Практическое

занятие

8

2

4

1.3

Обрядовые куклы: Пеленашка, Бессонница, День и ночь кукла.

Выполнение работы в материале

Практическое

занятие

10

2

8

1.4

 Игрушки и куклы Весны: Мартинички, Кукушка Домашняя масленица Колокольчик, Покосница

Выполнение работы в материале

Практическое

занятие

24

8

16

1.5

Хантыйские игрушки:  

Ворона. кукла Акань.

История возникновения.

Изучение элементов хантыйских орнаментов

беседа

4

2

2

Выполнение работы в материале

Практическое

занятие

8

2

6

Раздел 2.

Традиции и убранство народных праздников.

2.1

 История возникновения праздника рождества.

Традиции, значение, создание игрушек

Лекция- презентация.

4

2

2

2.2

Рождественский ангел. Кукла-Коляда

 

Разработка эскизов

Практическое

занятие

4

2

2

Выполнение работы в материале

Практическое

занятие

10

2

8

2.3

Рождественские подарки. Традиционные и современные игрушки.

Разработка эскизов

Урок

4

2

2

Выполнение работы в материале

Практическое

занятие

14

4

10

Итого за 1 полугодие:

96

32

64

                2 полугодие

Раздел 3.   Народные игрушки.

3.1

Соломенные игрушки.

Солнечные кони.

История возникновения, беседа

лекция

5

3

2

Выполнение работы в материале

Практическое

занятие

9

3

6

3.2

 Деревянные игрушки.

(роспись на игрушки)

Знакомство с традиционными видами народной росписи

Лекция

4

2

2

Создание эскизов

Практическое

занятие

6

2

4

Выполнение работы в материале

Практическое

занятие

16

4

12

Оформление работы

Практическое

занятие

4

2

2

3.3

Текстильные мячики

История создания.

Лекция

5

3

2

Выполнение работы в материале

Практическое

занятие

     9

3

6

3.4

 Глиняная народная игрушка

 

История создания. Характерные особенности игрушки.

Лекция

4

2

2

Создание эскизов

Практическое

занятие

4

2

2

Выполнение работы в материале 

Лепка игрушки.

Практическое

занятие

11

3

8

Выполнение работы в материале 

Роспись игрушки

Практическое

занятие

19

3

16

Оформление работы

Практическое

занятие

6

2

4

Экзамен

Итого за 2 полугодие:

102

34

68

Итого за1-й год:

198

66

132

2 класс

Наименование темы

Вид

 учеб.

 занятий

Кол-во часов

макс.

самост

аудит.

1 полугодие

Раздел 1. Игрушки народов Севера

1.1

 Традиционные и современные игрушки и куклы народов Севера

История возникновения, символика.  Характерные особенности игрушки.

Лекция- презентация

6

4

2

Создание эскизов

Практическое

занятие

10

4

6

Выполнение работы в материале 

Создание композиции из кукол и игрушек народов севера.

Практическое

занятие

28

8

20

Оформление работы

Практическое

занятие

8

4

4

Раздел 2. Куклы и игрушки из бабушкиного сундука.

2.1

Чердачные игрушки и куклы.

История возникновения видов чердачных и примитивных игрушек

Лекция- презентация

4

2

2

Создание эскизов

Практическое

занятие

8

2

6

Выполнение работы в материале 

Практическое

занятие

18

2

16

Оформление работы

Практическое

занятие

4

2

2

2.2

Примитивные игрушки и куклы

Создание эскизов

Практическое

занятие

4

2

2

Выполнение работы в материале 

Практическое

занятие

6

2

4

Оформление работы

Практическое

занятие

4

2

2

Итого за 1 полугодие:

96

32

64

               2 полугодие

Раздел 3. Народные  текстильные куклы

3.1

Куклы весны: Веснянка, Живуля Берегиня  Московка Кукла Доля

История возникновения календарных кукол и кукол- барыней.

Беседа

4

2

2

Создание эскизов

Практическое

занятие

6

2

2

Выполнение работы в материале 

Практическое

занятие

28

8

20

3.2

Куклы барыни: Тульская барыня, Мокредина ,Сударушка , Девка- баба..

Создание эскизов

Практическое

занятие

6

2

4

Выполнение работы в материале 

Практическое

занятие

28

8

18

Раздел 4.

Традиции и убранство народных праздников

4.1

Светлая пасха.

Пасхальная кукла.

История возникновения праздника, значение, традиции.

Лекция- презентация

4

2

2

Создание эскизов

Практическое

занятие

4

2

2

Выполнение работы в материале 

Практическое

занятие

     11

3

8

4.2

Современные пасхальные игрушки.

Создание эскизов

Практическое

занятие

4

2

2

Выполнение работы в материале 

Практическое

занятие

11

3

8

Экзамен

Итого за 2 полугодие:

102

34

68

Итого за 2 год:

198

66

132

3 класс

Наименование темы

Вид учеб. занятий

Кол-во часов

макс.

самост

аудит.

                1 полугодие

Раздел.1 Народные текстильные куклы и игрушки

1.1

Мировое древо

История и значение свадебных и обережных кукол.

Беседа

3

1

2

Создание эскизов

Практическое

занятие

4

1

3

Выполнение работы в материале 

Практическое

занятие

7

2

5

1.2

Берегиня , Кострома

Создание эскизов

Практическое

занятие

7

2

5

Выполнение работы в материале 

Практическое

занятие

7

2

5

1.3

Утешница, Кубышка- травница

Создание эскизов

Практическое

занятие

7

2

5

Выполнение работы в материале 

Практическое

занятие

7

2

5

1.4

Кукла для сна

Создание выкройки

Практическое

занятие

7

2

5

Выполнение работы в материале 

Практическое

занятие

7

2

5

Раздел 2.

 Театральные куклы и игрушки.

2.1

Традиционные и современные театральные куклы и игрушки.

 

История возникновения театральных кукол, роль, значение, виды, способы изготовления.

Лекция- презентация

4

2

2

Создание эскизов

Практическое

занятие

6

3

3

Выполнение работы в материале 

Практическое

занятие

36

6

30

Оформление работы.

Театральное выступление.

Практическое

занятие

10

5

5

Итого: за 1 полугодие

112

32

80

2 полугодие

Раздел.3 Куклы - матрёшки

3.1

Матрёшки.

История создания. Основные виды. Характерные особенности.

Лекция- презентация

4

2

2

Создание эскизов

Практическое

занятие

6

3

3

Выполнение работы в материале 

Роспись матрёшки.

Практическое

занятие

34

9

25

Раздел 4.

Традиции и убранство народных праздников.

4.1

 Кукла-Масленица. Кукла-Вербная

История создания. Основные виды. Характерные особенности.

Беседа

3

1

2

Создание эскизов

Практическое

занятие

4

1

3

Выполнение работы в материале 

Практическое

занятие

7

2

5

Раздел 5.  Игрушка - образ

5.1

Игрушка - образ

История создания. Основные виды. Характерные особенности

Лекция- презентация

4

2

2

Создание эскизов

Практическое

занятие

6

3

3

Выполнение работы в материале 

Практическое

занятие

41

6

35

Оформление работы.

Практическое

занятие

10

5

5

Экзамен

Итого за 2 полугодие:

119

34

85

 Итого за 3  год:

231

66

165

4 класс

Наименование темы

Вид учеб. занятий

Кол-во часов

макс.

самост

аудит.

1 полугодие

Раздел.1. Декоративная кукла в костюме Юга России

1.1

Декоративная кукла в костюме Юга России.

История создания. Основные виды. Характерные особенности

Лекция

10

5

5

Создание эскизов

Практическое

занятие

10

5

5

Выполнение работы в материале 

Практическое

занятие

34

9

25

Оформление работы.

Практическое

занятие

10

5

5

Раздел.2. Декоративная кукла в костюме Русского Севера

2.1

Декоративная кукла в костюме Русского Севера

История создания. Основные виды. Характерные особенности

Лекция

10

5

5

Создание эскизов

Практическое

занятие

10

5

5

Выполнение работы в материале 

Практическое

занятие

34

9

25

Оформление работы.

Практическое

занятие

10

5

5

Итого за 1 полугодие:

128

48

80

          2 полугодие

3.1

Проект: «Народные игрушки разных регионов России».

История создания. Основные виды. Характерные особенности

Лекция- презентация

10

5

5

Создание эскизов

Практическое занятие

15

5

10

Выполнение работы в материале 

Практическое занятие

101

36

65

Оформление работы.

Практическое занятие

10

5

5

Экзамен

Итого за 2 полугодие:

136

51

85

Итого за 4 год:

264

99

165

5 класс при 5-м сроке обучения

Наименование темы

Вид учеб. занятий

Кол-во часов

макс.

самост

аудит.

1 полугодие

Раздел.1. Традиционная и современная игрушка народов мира.

1.1

Тема.  Традиционная игрушка народов Западной Европы.

 

Истории возникновения традиционных игрушек народов Западной Европы. Виды. Способы выполнения.

Лекция-презентация

9

3

6

Создание эскизов

Практическое занятие

9

3

6

  Выполнение  работы в материале.

 Практическое занятие

108

36

72

 Создание и оформление композиции из кукол и игрушек

Практическое занятие

18

6

12

Итого за 1 полугодие:

144

48

96

                   2 полугодие  

Раздел.2. Дипломная работа.

Создание композиции на основе традиционных или современных игрушек.

 

2.1

Выбор темы. Разработка проекта. Эскизы.

 Примерные темы : «Вечорка», «Северные мотивы», «Подружки», «Танцы», «Деревенские хлопоты» , «Сказочные персонажи»и т.д.

Практическое занятие

34

10

24

2.2

Выполнение  работы в материале.

Практическое занятие

87

27

60

2.3

Оформление работы.

Практическое занятие

32

14

18

Экзамен (итоговая аттестация)

 

Итого за 2 полугодие:

153

51

102

Итого 5  за год:

297

99

198

Итого за 1-5 год обучения:

1188

396

792

5 класс при 6-м сроке обучения

Наименование темы

Вид учеб. занятий

Кол-во часов

макс.

самост

аудит.

1 полугодие

Раздел.1. Традиционная и современная игрушка народов мира.

1.1

Тема.  Традиционная игрушка народов Западной Европы.

 

Истории возникновения традиционных игрушек народов Западной Европы Виды. Способы выполнения.

Лекция- презентация

9

3

6

Создание эскизов

Практическое занятие

9

3

6

Выполнение  работы в материале.

 Практическое занятие

108

36

72

Создание и оформление композиции из кукол и игрушек

Практическое занятие

18

6

12

Итого за 1 полугодие:

144

48

96

                   2 полугодие  

Раздел.2. Традиционная и современная игрушка народов мира.

2.1

Традиционная игрушка народов Востока.

Истории возникновения,

этапы развития, виды,

способы выполнения.

Лекция- презентация

9

3

6

Создание эскизов

Практическое занятие

26

8

18

Выполнение  работы в материале.

Практическое занятие

100

34

66

Создание и оформление композиции из кукол и игрушек

Практическое занятие

18

6

12

Экзамен (итоговая аттестация)

 

Итого за 2 полугодие:

153

51

102

Итого 5  за год:

297

99

198

Итого за 1-5 год обучения:

1188

396

792

6 класс

Наименование темы

Вид учеб. занятий

Кол-во часов

макс.

самост

аудит.

1 полугодие

Раздел.1. Традиционная и современная игрушка народов мира.

1.1

 Традиционная игрушка народов России.

Кукла- образ.

История и значение игрушек и кукол центральной части России. Алтайские куклы.

Лекция- презентация

9

3

6

Создание эскизов

Практическое занятие

9

3

6

Выполнение  работы в материале. Создание костюма.

Практическое занятие

108

36

72

Создание  и оформление композиции из кукол и игрушек

Практическое занятие

18

6

12

Итого за 1ое полугодие:

144

48

96

                2 полугодие

 Раздел 2. Дипломная работа.

Разработка и самостоятельное выполнение  коллекции игрушек или кукол

Примерные темы: «Деревенская жизнь»,«Зимние гуляния», «Северные красавицы», «Свадьба», «Славянский мир»,«Семья» и т.д.

2.1

Создание проекта изделия.

Эскизы, подбор материала.

Практическое занятие

34

10

24

2.2

 Выполнение работы в материале.

Практическое занятие

87

27

60

2.3

Создание  и оформление композиции из кукол и игрушек

Практическое занятие

32

14

18

Итоговая аттестация:

Итого за 2ое полугодие:

153

51

102

Итого за 6 год:

297

99

198

Итого за 1-6 год обучения:

1485

495

990

                                     

                                                III. Содержание учебного предмета.

Годовые требования

     Программа учебного предмета «Работа в материале. Народная игрушка» составлена с учетом сложившихся традиций, а также принципов наглядности, последовательности, доступности. 

    Содержание учебного предмета  «Работа в материале. Народная игрушка» построено с учетом

возрастных особенностей детей, включает теоретическую и практическую части.

     Теоретическая часть предполагает изучение учащимися  культурного наследия русского народа через изучение народных промыслов и народной игрушки, истории возникновения традиционной народной куклы.  Создание традиционных, народных и  авторских игрушек разных регионов России, Западной Европы, Востока.

     Практическая часть основана на применении теоретических знаний и навыков ремесла в учебном и творческом опыте.

      Разделы содержания предмета определяют основные направления и виды работы с тканью, пряжей, глиной, деревом и другими материалами, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений  изучать, копировать традиционные виды ДПИ и самостоятельно создавать произведения декоративно-прикладного искусства.

      Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения. Предлагаемые темы заданий по программе «Народная игрушка»  носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания по своему усмотрению, что дает ему возможность творчески применять на занятиях авторские методики.

      Главной формой обучения является изучение  традиционных народных игрушек, кукол,  костюма, народных праздников, обрядов и других видов декоративно- прикладного искусства. Также выполняется  копирование образцов орнаментов и узоров, которые развивают наблюдательность и зрительную память учащихся, дают возможность быстрее овладеть традиционными техниками ДПИ.

На завершающем этапе обучения учащемуся предоставляется право выбора техники, из ранее изученных, для создания своего авторского произведения. На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние (самостоятельные) задания.

Содержание программы включает следующие разделы:  

- Народное декоративное  искусство

-Народные куклы.

-Современные куклы (чердачные, примитивные)

- Глиняные народные игрушки

-Деревянные игрушки

-Соломенные игрушки

-Текстильные игрушки

- Куклы- Матрёшки

-Куклы народов Севера

-Декоративная кукла в костюме Юга России

-Декоративная кукла в костюме Русского Севера

-Народные игрушки разных регионов России

-Традиционные игрушки народов мира

-Творческая дипломная работа в любой из изученных тем

                                                                Первый год обучения

        

Раздел 1. Народные игрушки.( Текстильные куклы)

1.1 Тема. Введение в предмет.  

Декоративное искусство. Искусство народной игрушки.

 Ознакомление с декоративным искусство и  искусством народной игрушки.  Беседа о традиционных народных игрушках, куклах. Краткий обзор истории ремесла, знакомство с центрами народных промыслов России. Просмотр видео фильма, презентация, экскурсия в музей, знакомство с образцами народных кукол разных регионов России.

Материалы : Видео фильм, образцы кукол и др.

 Самостоятельная работа: Ознакомление с образцами народных кукол.

1.2 Тема. Игровые куклы. 

Кукла Бабочка,  Кукла Кувадка,  Вепсская кукла и другие

История возникновения  игровых, обрядовых и календарных кукол.

Основные виды изготовления традиционных народных игрушек, кукол. Значение игрушки, куклы в жизни ребёнка, ее роль в детских играх. Обрядовые значения куклы. Характерные особенности. Цветовые сочетания         в одежде кукол. Выполнение кукол.

Материалы: Видео фильм, таблицы, образцы кукол и др.        

Самостоятельная работа: Выполнение куклы по образцу.

1. 3. Тема. Обрядовые куклы.

 Кукла-Бессонница, Пеленашка, кукла «День и ночь» и другие.

Основные виды обрядовых кукол. Традиционное изготовление обрядовых кукол. Дать углубленное понятие и значение обрядовых кукол. Ознакомление с жизнью, бытом русского народа.  Характерные особенности. Отличительные особенности Ознакомление с образцами народных кукол куклы.

 Материалы: Видео фильм, таблицы, образцы кукол и др.

Самостоятельная работа:  Выполнение куклы по образцу

1.4. Тема.        

Игрушки и куклы весны:

 Мартинички, Кукушка (птичка), Домашняя масленица, Колокольчик, Покосница.

Культурное и религиозное значение обрядовых кукол связанно с наступлением весны. Ознакомление с праздником «Масленицы». Значение обрядовой куклы «Покосница» во время праздника сенокоса. Зарисовка эскизов куклы. Изготовление кукол.

Материалы: Пряжа красного и белого цвета, лыко, лоскуты цветной ткани х\б., деревянные палочки 15см, 2шт..иголка, нитки швейные и мулине, ножницы.

 Самостоятельная работа: Выполнение куклы по образцу

1.5. Тема. Хантыйские игрушки.

Ворона. Кукла Акань. 

Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири. Игрушки народа ханты-манси. История происхождения и развития отдельных видов игрушек. Образные игрушки – куклы и животные у народов ханты-манси . Классификация игрушек. Изучение элементов хантыйских орнаментов. Значение орнамента в жизни народов ханты. Выполнить орнамент в полосе. Знакомство со способами изготовления игрушек. Составление эскиза. Декорирование игрушки и куклы орнаментом. 

Материалы: ткань: шерсть, драп., кусочки меха, бисер, иголка; нитки швейные и мулине, ножницы.

Самостоятельная работа: Выполнение эскизов орнамента в полосе.

Раздел 2.

Традиции и убранство народных праздников.

2.1. Тема.  История возникновения праздника рождества.

История возникновения и значение для русского народа праздника Рождества. Традиции праздника, символы и их значение.

Просмотр видео фильма, презентация.

2.2. Тема.  Рождественский ангел. Коляда.

Значение и роль куклы- ангела и Коляды в праздновании рождества. Различные способы изготовления игрушки. Выполнение куклы – ангела традиционным способом и варианты современного творческого решения. Цветовое решение. Творческий подход. Изготовление традиционной куклы Коляды.

Разработка эскизов. Выполнение работы в материале.

Материалы: Ткань, нитки, палочки, ножницы - для традиционной куклы. Для современной игрушки материалы в соответствии с замыслом.        

 Самостоятельная работа: Выполнение эскизов для авторской куклы.

2.3 Тема. Рождественские подарки

 Традиционные и современные игрушки: колокольчик, лошадка, ёлка и т.д.

 Познакомить с историей возникновения традиции рождественских подарков в России. Смысловое значение традиции в современном мире. Изготовление  традиционных рождественских игрушек и современных, используя различные материалы и техники изготовления. Разработка эскизов. Создание выкроек игрушек. Способы декорирования.

Материалы: материалы в соответствии с замыслом.

 Самостоятельная работа: продолжение работы по заданной теме.

Раздел 3.   Народные игрушки.

3.1  Тема. Соломенные  игрушки 

Солнечные кони.

 История возникновения соломенной игрушки. Соломенные обрядовые игрушки. Их роль в народных праздниках. Простейшие игрушки из соломы.  Различные способы изготовления.

 Материалы; солома или лыко,  красные нитки, ленточки.

 Самостоятельная работа: Подготовить материал для работы.

 3.2 Тема. Деревянные игрушки.

( роспись на игрушке)

Знакомство с основными промыслами деревянной игрушки: Богородская, Кудринская, Архангельская.  Знакомство с историей и основными  видами традиционной  росписи: Городецкая, Северодвинская, Хохломская, Мезенская. Просмотр видео фильма, презентации. Знакомство с образцами традиционных деревянных народных игрушек.  

 Особенности росписи разных видов. Основные элементы росписи. Выбор одного из видов росписи. Выполнение эскиза. Перенос эскиза на подготовленную деревянную поверхность. Выполнение росписи деревянной игрушки. Оформление работы, покрытие лаком.

Материалы: Бумага, гуашь, кисти (для эскиза). Деревянная лошадка (заготовка), темпера, кисти для росписи

Самостоятельная работа: Выполнение эскизов орнамента .

 3.3 Тема. Текстильные мячики

История возникновения текстильных мячиков, значение. Различные способы изготовления. Создание выкроек.

 Подбор ткани. Перенос на ткань. Выполнение работы. Оформление мячика.

Материалы; Ткань с мелким рисунком х\б. однотонная, наполнитель, иголка, нитки швейные и мулине, ножницы

Самостоятельная работа: Раскроить остальные элементы по образцу.

3.4 Тема. Глиняная народная игрушка

Познакомить с историей основных промыслов изготовления глиняных  игрушек: Дымковская игрушка, Каргопольская, Филимоновская. Характерные  особенности каждого вида. Изучение элементов  основных видов росписи. Создание эскизов на основе традиционных образцов. Способы изготовления игрушек. Оформить композицию из готовых работ.

Выполнение работы в материале:

-Лепка игрушки.

Материалы: глина (самозатвердевающая), стеки

 Самостоятельная работа: Создание эскизов.

-Роспись игрушки.

 Материалы: акриловые краски, темпера, кисти для росписи.

 Самостоятельная работа: выполнение игрушки по образцу.

                                                      Второй год обучения

 Раздел 1. Игрушки народов Севера 

1.1.Тема. Традиционные и современные игрушки народов Севера.

Познакомить с историей возникновения кукол северных регионов России: Коми-Пермяцкие, Эвенкийские, Ненецкие, Калмыкские.  Символика орнаментов. Основные способы изготовления кукол.  Создание эскиза на основе традиционного материала. Изготовление куклы. Декорирование одежды орнаментом. Составление композиции из готовых работ.

Материалы:        Ткань шерсть, драп, кусочки меха, бисер, иголка; нитки швейные и мулине, ножницы.

Самостоятельная работа: Выполнение эскизов орнамента в полосе.

 

Раздел 2. Куклы и игрушки из бабушкиного сундука.

2.1. Тема.  Чердачные игрушки и куклы.

История возникновения чердачных и примитивных игрушек. Просмотр видео фильма, презентации. Характеристика и отличительные особенности данных видов игрушек.  Способы изготовления чердачных и примитивных игрушек, кукол. Различные материалы для изготовления.  Выполнение эскизов. Создание выкройки. Выполнение работы в материале.

Материалы: Ткань белая х\б , ткань с мелким рисунком х\б., тесьма, кофе, наполнитель, иголка, нитки швейные и мулине, ножницы, пуговицы,  и другие декоративные элементы.

Самостоятельная работа: Зарисовка эскизов  куклы.

2.2. Тема.   Примитивные игрушки и куклы.

 Характеристика и особенности данного вида игрушек.  Различные способы изготовления примитивных  игрушек, кукол, используя различные материалы. Создание эскизов. Выполнение игрушки в материале. Использование в работе творческого подхода.

Материалы: Ткань с мелким рисунком х\б., тесьма, наполнитель, иголка, нитки швейные и мулине, ножницы, пуговицы, и другие декоративные элементы.

Самостоятельная работа: Зарисовка эскизов  куклы.

 Раздел 3. Народные  текстильные куклы

3.1 Тема.  Куклы весны:

 Веснянка. Живуля. Берегиня – Московка. Кукла Доля

 Изучение  славянских обережных кукол, их смысловой основы. Отличительные характеристики данных кукол. Значение обережных кукол в жизни крестьян, их роль в детских играх. Особенности изготовления кукол. Создание эскизов. Выполнение работы в материале.

Материалы: Ткань с мелким рисунком х\б., лён, тесьма, наполнитель, иголка, нитки швейные и мулине, ножницы

 Самостоятельная работа: Зарисовка эскизов одежды для куклы

3.2 Тема. Куклы барыни:

Тульская барыня. Сударушка. Девка- баба (перевертыш).

 История создания данных кукол. Отличительные особенности кукол. Зарисовка эскизов одежды для куклы. Создание выкройки сарафана для кукол. Изготовление куклы.

Материалы: Ткань с мелким рисунком х\б., наполнитель, иголка, нитки швейные и мулине, ножницы

Самостоятельная работа:  Выполнение куклы по образцу

 

Раздел 4.

Традиции и убранство народных праздников

4.1 Тема.  Светлая пасха.

Пасхальная кукла. 

Историческое, культурное, религиозное значение праздника для русского народа. Изучение традиций и символики праздника.

 Значение и роль куклы в пасхальном празднике. Способ выполнения  традиционной пасхальной куклы.

Материалы: ткань с мелким рисунком х\б.,  ткань белая и красная, наполнитель, иголка, нитки швейные и мулине, ножницы.

Самостоятельная работа: Создание эскизов игрушек.

4.2 Тема.  Современные пасхальные игрушки.

Значение современных пасхальных игрушек ( зайчик, птичка и другие). Отличительные особенности пасхальных игрушек. Использование творческого подхода. Создание эскиза. Выполнение выкроек. Работа в материале. Оформление декоративными элементами.

Материалы: В соответствии с замыслом учащихся.

Самостоятельная работа: Создание эскизов игрушек.

  

                                                   

                                                              Третий год обучения

                             

                                 

 Раздел.1 Народные текстильные куклы и игрушки

1.1Тема. Мировое древо.

 История и значение свадебных и обережных кукол в жизни славянского народа. Смысловая нагрузка обряда. Роль и значение куклы в свадебном обряде. Способ выполнения куклы. Символика цвета в одежде кукол. Создание эскизов. Изготовление куклы.

 Материалы: Веточка – рогатка, ткань с мелким рисунком х\б., тесьма, наполнитель, иголка, нитки швейные и мулине, ножницы

 Самостоятельная работа: Зарисовка эскизов куклы.

1.2.Тема. Берегиня. Кострома

Обереговые и обрядовые куклы их значение и характерные особенности. Символика цвета в одежде кукол. Изучение  способов  кроя сарафана. Зарисовка эскизов кукол и сарафанов. Изготовление куклы.

 Материалы: ткань с мелким рисунком х\б., тесьма, наполнитель, иголка, нитки швейные и мулине, ножницы

Самостоятельная работа:        Работа по теме.

1.3. Тема. Утешница, Кубышка- травница.

 Игровые и Обереговые куклы, их значение в жизни ребенка. Цветовое значение ткани. Способ выполнения куклы. Создание эскизов Изготовление кукол.

Материалы: ткань с мелким рисунком х\б., тесьма, ткани ярких цветов, наполнитель, иголка, нитки швейные и мулине, ножницы, маленькие конфетки, душистые сухие травы.

 Самостоятельная работа: подбор тесьмы, бусинок и пр. материалов для отделки.

1.4.Тема. Кукла для сна.

Игровая кукла, ее значение и роль в жизни детей. Цветовое значение ткани Создание выкройки сарафана. Изучение способа выполнения. Сшивная мягкая игрушка. Самостоятельное создание выкройки куклы. Изготовление куклы и сарафана.

Материалы: лоскуты ткани, различные, х\б., иголка, тесьма, наполнитель, нитки швейные и мулине, ножницы

Самостоятельная работа: Подбор тесьмы , бусинок и пр. материалов для отделки.

Раздел 2. Театральные куклы и игрушки.

2.1.Тема.  Традиционные и современные театральные куклы и игрушки.

История возникновения театральных кукол, игрушек, роль и значение в жизни народа.

Виды ( куклы-марионетки, перчаточные, тростевые куклы, куклы на «потычках», кукла- картинка). Характерные особенности театральных кукол и игрушек. Способы изготовления.

Выполнение  кукол для театрального действия.

Коллективная работа. Выбор театрального действия. Выбор техники, материалов и способа изготовления.  Распределение ролей и выполнения работы. Создание эскизов, выкроек. Выполнение работы в материале. Показ театрального действия.

Материалы: В соответствии с выбранной темой и замыслом учащихся.

Самостоятельная работа: Выполнение эскизов.

Раздел.3 Куклы- матрёшки.

3.1 Тема. Матрёшки.

История возникновения матрёшек. Основные виды матрёшек ( Семёновская, Загорская, Полхов-Майданская, Вятская, Тверская). Просмотр видео фильма, презентации. 

Характерные особенности каждого вида матрёшки.

Копирование образцов, создание своего эскиза на основе копии.

 Подготовительный этап для росписи.

Роспись деревянной матрёшки.

 Материалы: Форма для росписи матрёшек (бельё), темперные, акриловые краски, кисти для росписи.

Самостоятельная работа:  копирование образцов.

Раздел 4.

Традиции и убранство народных праздников.

4.1 Тема. Кукла Масленица. Вербная. Весна.

История возникновения праздника Масленицы и Вербного воскресенья. Духовное наследие праздников встречи весны. Традиции праздников.

 Способы изготовления кукол  и игрушек их особенности и отличия. Символика цвета в одежде кукол.

Выполнение куклы масленицы, куклы- Вербная и куклы Весна. Традиционные способы выполнения и современные вариации. Создание эскизов, выкроек.

Материалы: Лоскуты ткани различные (х\б.),солома, веточки, иголка, тесьма, нитки швейные и мулине, ножницы.

 Самостоятельная работа: Создание эскизов кукол.

Раздел 5.  Игрушка – образ.

5.1 Тема. Игрушка - образ

История создания образных игрушек. Основные виды. Характерные особенности данных  игрушек. Игрушка, кукла выполняется по замыслу учащегося. На основе  ранее изученных игрушек. Изучение  различных способов выполнения. Относится к игровым видам. Использование нетрадиционных подходов и материалов в изготовлении игрушки. Игрушка как объект искусства. Создание образа. Креативное мышление в создании игрушки. Этапы работы.

 Разработка эскизов, выбор лучшего эскиза. Выполнение игрушки в материале.

Материалы: В соответствии с замыслом учащегося.

Самостоятельная работа: Работа по теме.

                                   

                                            Четвертый  год обучения

Раздел.1. Декоративная кукла в костюме Юга России

1.1. Тема. Декоративная кукла в костюме Юга России

Изучение истории кукол и истории костюма в южных регионах России: Тульской, Воронежской, Орловской, Рязанской, Курской, Пензенской губерний. Характерные особенности и отличия от других регионов. Изучение способов изготовления кукол в данном  регионе.  Создание эскизов, набросков. Копирование орнаментов. Раскрой рубахи, юбки понёвы. Создание сшивной, текстильной  куклы. Оформление костюма и головного убора.

Материалы: Лоскуты ткани, различные, х\б., иголка, тесьма, наполнитель, нитки швейные и мулине, ножницы, другие декоративные элементы.

Самостоятельная работа: Зарисовка эскизов  куклы

Раздел.2. Декоративная кукла в костюме Русского Севера

2.1 Тема. Декоративная кукла в костюме Русского Севера 

Изучение истории кукол и истории костюма в северных регионах России: Архангельской, Мурманской, Смоленской, Вологодской, Вятской и Тверской губерниях. Характерные особенности и отличия от других регионов. Изучение способов изготовления кукол в данном  регионе.  Создание эскизов, набросков. Копирование орнаментов. Раскрой сарафанов. Создание сшивной, текстильной куклы. Оформление костюма и головного убора.

Материалы: Лоскуты ткани, различные, х\б., иголка, тесьма, наполнитель, нитки швейные и мулине, ножницы, другие декоративные элементы.

Самостоятельная работа: Зарисовка эскизов  куклы

Раздел.3. Народные игрушки разных регионов России.

3.1 Тема. Проект: Народные игрушки разных регионов России.

Выполнение работы по замыслу. Изучение истории народных игрушек и истории костюма в  регионах  России, которые являются для учащегося родными местами. Игрушки и куклы Украины, Татарстана, Казахстана, Белоруссии и других регионов. Просмотр видео фильма, презентации. Характерные особенности и отличия от других регионов. Изучение способов изготовления игрушек, кукол в данном  регионе.  Создание эскизов, набросков. Копирование традиционных орнаментов. Создание игрушек, куклы. Оформление костюма и головного убора.

Материалы: Лоскуты ткани, различные, х\б., иголка, тесьма, наполнитель, нитки швейные и мулине, ножницы, другие декоративные элементы.

Самостоятельная работа: Зарисовка эскизов игрушки,  куклы

 Оформление работы.

                                 

                                            Пятый  год обучения при 5-м сроке  обучения.

                                               

  Раздел.1. Традиционная игрушка народов мира.

1.1.Тема.  Традиционная игрушка народов Западной Европы.

Создание композиции из кукол и игрушек.  

  Истории возникновения традиционных игрушек народов Западной Европы (германская, английская, французская). Просмотр видео фильма, презентации. Исторические этапы развития игрушек. Виды, материалы и способы выполнения. Игрушки текстильные, сшивные по выкройке. Куклы на каркасе, одетые в национальный костюм.

 Возможна индивидуальная или коллективная форма работы.

Выбор темы композиции изделия. Выбор техники выполнения проекта изделия. Подбор материалов и оборудования для практической работы Разработка эскизов. Творческий подход. Подготовка выкроек, лекал. Подбор ткани, нитей. Выполнение элементов индивидуальной части композиции.

Выполнение изделия в материале, в выбранной технике. Создание оформление композиции из кукол и игрушек.  

Материалы: необходимые в соответствии с выбранной темой .

Самостоятельная работа:  Работа по теме.

Раздел.2. Дипломная работа.

Создание композиции на основе традиционных или современных игрушек.

2.1. Выбор темы. Примерные темы : «Вечорка», «Северные мотивы», «Подружки», «Танцы», «Деревенские хлопоты», «Сказочные персонажи» и т.д. Подготовительный этап к  дипломной работе.

 Выбор темы, опираясь на ранее изученный материал Создание коллекции авторских народных кукол, матрёшек, игрушек. Изготовление костюма, головного убора в различных техниках декоративно- прикладного творчества. Поиск гармоничного композиционного решения,  подбор  материала. Выполнение эскизов в цвете, стилизация.  Самостоятельность в выборе темы и техники  исполнения  работы. Творческий подход. Защита темы дипломной работы.

  Материалы: все, необходимые для выполнения  работы в выбранной теме.

Самостоятельная работа: Выполнение эскизов . 

2.2.Тема. Выполнение работы в материале.

Выполнение изделия в материале. Работа над мелкими частями изделия.  Самостоятельное выполнение дипломной работы в выбранной технике. Использование в практической работе вариативности цветового решения материальных фактур  и творческого подхода.

 Материалы: все, необходимые для выполнения дипломной работы в выбранной технике.

Самостоятельная работа: Выполнение отдельных элементов в материале.

2.3.Тема. Создание и оформление композиции из кукол и игрушек.

 Создание  и оформление единой  гармоничной композиции.

  Материалы: все, необходимые для выполнения дипломной работы в выбранной технике. Защита темы дипломной работы.

Самостоятельная работа: Корректировка деталей композиционного оформления по выбранной теме. Подготовка к просмотру, выставке творческих работ учащихся.

                                Пятый  год обучения по 6-й программе обучения  

                                             

  Раздел.1. Традиционная игрушка народов мира.

1.1.Тема.  Традиционная игрушка народов Западной Европы.

 Создание композиции из кукол и игрушек.  

  Истории возникновения традиционных игрушек народов Западной Европы (германская, английская, французская). Просмотр видео фильма, презентации. Исторические этапы развития игрушек. Виды, материалы и способы выполнения. Игрушки текстильные, сшивные по выкройке. Куклы на каркасе, одетые в национальный костюм.

 Возможна индивидуальная или коллективная форма работы.

Выбор темы композиции изделия. Выбор техники выполнения проекта изделия. Подбор материалов и оборудования для практической работы Разработка эскизов. Творческий подход. Подготовка выкроек, лекал. Подбор ткани, нитей. Выполнение элементов индивидуальной части композиции.

Выполнение изделия в материале, в выбранной технике. Создание оформление композиции из кукол и игрушек.  

Материалы: необходимые в соответствии с выбранной темой .

Самостоятельная работа:  Работа по теме.

1.2.Тема.  Выполнение и завершение работы в материале.

 Создание композиции из традиционных игрушек народов Западной Европы.

Выполнение изделия в материале в выбранной технике. Объединение в общую композицию.  

Материалы: необходимые в соответствии с выбранной темой.

Самостоятельная работа:  Работа по теме.

 Раздел.2. Традиционная игрушка народов мира.

2.1.Тема.  Традиционная игрушка народов Востока.

Создание композиции из кукол и игрушек.  

  История возникновения традиционных игрушек народов Востока: Индии, Китая, Японии. Просмотр видео фильма, презентации. Народные куклы Алэл (Индия, текстильная), Нингё (Япония, солома, дерево, текстиль), а также каркасные в традиционных костюмах. Исторические этапы развития игрушек. Виды, материалы и способы выполнения.

 Возможна индивидуальная или коллективная форма работы.

Выбор темы композиции изделия. Выбор техники выполнения проекта изделия. Подбор материалов и оборудования для практической работы Разработка эскизов Подготовка выкроек, лекала. Подбор ткани, нитей.. Выполнение элементов индивидуального блока.

Материалы:  необходимые в соответствии с традициями выбранной страны.

Самостоятельная работа:  Работа по теме.

2.2.Тема.  Выполнение и завершение работы в материале.

 Создание композиции из традиционных игрушек народов Индии, Китая, Японии.

Выполнение изделия в материале в выбранной технике. Творческий подход.

 Объединение в общую композицию.  

Материалы: необходимые в соответствии с выбранной темой.

Самостоятельная работа:  Работа по теме

 

                                                       Шестой год обучения

Раздел.1. Традиционная  и современная игрушка народов мира.

1.1.Тема.  Традиционная игрушка народов России.

  История возникновения традиционных игрушек народов Росси. Этапы развития игрушек. Игрушки и куклы центральных губерний России: Ярославская, Нижегородская, Калужская, Московская, Костромская, Владимирская. Игрушки и куклы малых народов России: Алтайские, Марийские, Удмуртские, Карелы. Игрушки южных регионов России: Грузинские, Чеченские, Азербайджанские. Виды, материалы и способы выполнения игрушек. Просмотр видео фильмов, презентация. Создание композиции из кукол и игрушек. Возможно создание куклы- образа. Использование нетрадиционных подходов и материалов в изготовлении игрушки

Возможна индивидуальная или коллективная форма работы.

Выбор темы композиции изделия. Подбор материалов и оборудования для практической работы Разработка эскизов. Творческий подход. Подготовка выкроек, лекал. Выполнение элементов индивидуального блока. Выполнение изделия в материале в выбранной технике. Объединение в единую  композицию.  

Материалы:  необходимые в соответствии с традициями выбранной темы.

Самостоятельная работа:  Работа по теме

.

 Раздел 2. Дипломная работа.

Разработка и самостоятельное выполнение  коллекции кукол или игрушек.

Примерные темы: «Деревенская жизнь», «Зимние гуляния», «Северные красавицы», «Свадьба», «Семья», «Славянский мир» и т.д.

2.1.Тема.  Создание проекта изделия.

Подготовительный этап к  дипломной работе.

 Выбор темы, опираясь на ранее изученный материал Создание коллекции авторских народных кукол, матрёшек, игрушек. Изготовление костюма, головного убора в различных техниках декоративно- прикладного творчества. Поиск гармоничного композиционного решения,  подбор  материала. Выполнение эскизов в цвете, стилизация.  Самостоятельность в выборе темы и техники  исполнения  работы. Творческий подход. Защита темы дипломной работы.

  Материалы: все, необходимые для выполнения  работы в выбранной теме.

Самостоятельная работа: Выполнение эскизов .

2.2.Тема. Выполнение работы в материале.

Выполнение изделия в материале. Работа над мелкими частями изделия.  Самостоятельное выполнение дипломной работы в выбранной технике. Использование в практической работе вариативности цветового решения материальных фактур  и творческого подхода.

 Материалы: все, необходимые для выполнения дипломной работы в выбранной технике.

Самостоятельная работа: Выполнение отдельных элементов в материале.

2.3.Тема.Создание и оформление композиции из кукол и игрушек.

 Создание  и оформление единой  гармоничной композиции.

  Материалы: все, необходимые для выполнения дипломной работы в выбранной технике. Защита темы дипломной работы.

Самостоятельная работа: Корректировка деталей композиционного оформления по выбранной теме. Подготовка к просмотру, выставке творческих работ учащихся.

 

IV.Требования к уровню подготовки обучающих

                                                         

    Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Работа в материале. Народная игрушка»:

    Результатом освоения учебного предмета является приобретение обучающимися следующих знаний, умений:

- историю, происхождение и развитие русской народной игрушки, иметь представление о традиционных игрушках народов России.

- историю  культуры народных праздников и обычаев нашей страны.

- определения основных терминов и понятий в области народного традиционного искусства игрушки. 

-различные виды и техники декоративно-прикладной деятельности;

- основные технологии изготовления разных видов народной игрушки -  из ткани, соломы, дерева, глины.

- анализировать произведения народного декоративно-прикладного творчества.

-  самостоятельно применять различные художественные материалы и техники при изготовлении народной игрушки.

-умение работать с различными материалами;

При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих знаний, умений:

  1 год обучения

Знать: 

-  Историю возникновения народных игрушек, её значение.

-  Историю возникновения народных праздников, их значение.

-  О главных отличительных элементах орнамента в росписи городецких  мастеров.

-  Основные приемы изготовления обрядовых и обереговых народных кукол.

-  О правилах безопасности при работе с инструментами и материалами

Уметь:

  -Грамотно и  аккуратно выполнять работу

-  Пользоваться в работе схемами, рисунками.

-  Выполнять простые виды швов.

 - Решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации, импровизацию по мотивам       городецкой росписи.

- Свободно пользоваться приемами работы с соломкой при изготовлении соломенных народных игрушек.

 

 2 год обучения

Знать:

- Историческую основу ДПИ и народных промыслов.

-Значение русских народных праздников, традиций, обрядов.

- Значение цвета, орнамента, пропорции и времени года при изготовлении народных игрушек, кукол.

- Основные приемы изготовления современных игрушек.

- Особенности материалов используемых при изготовлении современных и народных игрушек.

  -Основные приемы изготовления игрушек, кукол  народов Севера.

- Основные виды швов. 

-Основные виды тканей и способы  их обработки;

Уметь: 

-Пользоваться в работе ручными инструментами: ножницы, игла.

-Свободно пользоваться схемами, рисунками в работе при изготовлении народных кукол.

-  Пользоваться выкройками и лекалами при изготовлении современных игрушек.

 - Выполнять основные виды швов

. -Грамотно и  аккуратно выполнять работу

- Решать художественно-творческие задачи на  импровизацию при изготовлении современных игрушек

                                                                   3 год обучения

Знать:

- Об отличительных особенностях народных кукол в разных регионах России.

- Особенности выполнения  обрядовых народных кукол и их значение.

- Свободно рисовать кистью элементы растительного  орнамента при росписи матрёшек

-  Основные виды матрёшек и их отличительные особенности.

 - Особенности выполнения театральных игрушек

Уметь:

- Свободно выполнять народные игрушки используя различные виды и приемы изготовления.

-  Решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации, импровизацию при работе с различными материалами при изготовлении игрушки по замыслу.

- Выполнять основные виды росписи русских народных матрёшек.

-  Использовать в работе творчество и фантазию, не разрушая целостного восприятия народной и авторской куклы.

-  Создавать авторскую куклу на основе полученных знаний.                                                         

4 год обучения

Знать: 

-  О произведениях народных мастеров разных регионов России.

- О взаимосвязи между такими понятиями, как форма художественной вещи, её назначение, материал и орнамент.

- Определения основных терминов и понятий в области народного традиционного искусства игрушки

-  Об отличительных особенностях народных игрушек, кукол в разных регионах России.

Уметь:

-Свободно пользоваться различными приемами шитья и вышивки при изготовлении народных игрушек, кукол.

-  Анализировать произведения народных мастеров и ДПИ

 - Пользоваться  схемами, рисунками, набросками, выкройки изготовления народных и современных  игрушек и кукол . 

-Самостоятельно  проектировать  форму  изделия  и  выполнять  его  в  материале

- Составлять композиции из игрушек и кукол.

                                                             5 год обучения

Знать: 

-Исторические сведения по развитию ДПИ и народных промыслов.

-Сведения о техниках и материалах. 

-Определения основных терминов и понятий в области народного традиционного искусства игрушки;

-Сведения о знаках и символах в изделиях народных промыслов.

-Исторические сведения о народных праздниках, обычаев и обрядов.

- Историю традиционных игрушек народов Западной Европы и Востока.

Уметь:

-Создавать свои схемы, рисунки, наброски, выкройки изготовления народных и современных  игрушек.

-  Решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации, импровизацию в различных техниках при изготовлении  композиций игрушек.

-Применять стилизацию и декорирование в традиционных и современных игрушках

                                                           6 год обучения 

        Знать:

-Традиции народных промыслов разных народов, символику орнаментов.

 -  Профессиональную терминологию;  

- Виды стилизаций в народном декоративно-прикладном искусстве

- Техники выполнения  декоративных швов

- Методы стилизации в народном декоративном искусстве;

- Историю традиционных игрушек народов Америки и Африки. 

-Основные технологии изготовления разных видов народной игрушки -  из ткани, соломы, дерева, глины

   Уметь:

- Творчески воплощать свои фантазии в форме декоративно-прикладного искусства.

-Стилизовать растительные и зооморфные формы ,применяя в изделиях народной игрушки

- Анализировать теоретические и исторические основы традиционной народной игрушки разных областей и народов

- Использовать полученные знания в создании самостоятельных композиций в материале.

 - Применять на практике, полученные умения и навыки технике  изготовления народных и современных игрушек .

 -  Решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации, импровизацию в различных техниках при изготовлении  композиций игрушек.

 

                                       V.        Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

                           

       Видами контроля по учебному предмету «Народная игрушка» являются текущая, промежуточная и итоговая аттестации.

   Текущий контроль 

В целях  проверки соответствия знаний, умений и навыков  учащихся  требованиям  образовательных программ осуществляется текущий   контроль знаний. Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету «Работа в материале. Народная игрушка», на организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала.  Имеет  воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

Текущий  контроль осуществляется  в течение учебных полугодий.

 Формами текущего контроля являются:

- домашнее задание;

- посещаемость;  

- выполнение учебных практических заданий;

-  просмотр.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность.  

    Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по темам текущей программы (текущий контроль).

Текущий контроль осуществляется регулярно (каждый 2-3 урок) в рамках расписания занятий учащегося.  На основании результатов текущего контроля выставляются полугодовые, годовые оценки.

Осуществление систематического контроля успеваемости учащихся является обязательным элементом учебного процесса.     

Промежуточная аттестация

     Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и усвоение им образовательной программы на определенном этапе обучения. Периодичность промежуточной аттестации определяются администрацией и педагогическим советом учреждения.

 Формой промежуточной аттестации учащихся по данному предмету являются:

зачёт  и экзамен,  который проводится в форме просмотра творческих работ учащихся.

-Зачёт проводится в форме просмотра  по итогам 1-го полугодия. 

     Зачёты направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся по определенному предмету (проверка навыков самостоятельной работы учащихся, проверка технического продвижения, степень овладения навыками художественного мастерства,  проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации)  с обязательным выставлением оценки, которая заносится в журнал учета успеваемости.  

        Промежуточная аттестация -  проводится в счет аудиторного времени в 1,3,5,7,9 семестрах при 5 –летнем  сроке обучении и в 1,3,5,7,9 11 семестрах при 6-летнем  сроке обучении.

-Экзамен

    Основной формой промежуточной аттестации является экзамен.  Экзамен по предмету «Работа в материале. Народная игрушка» проводится  в форме творческого просмотра (во внеаудиторное время) во 2,4,6,8 семестрах при 5 –летнем сроке обучения и во 2,4,6,8, 10 семестрах при 6 –летнем сроке обучения в соответствии с разработанными фондами  оценочных средств.

По результатам текущей, промежуточной и экзаменационной  аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 Итоговая аттестация

     Итоговая аттестация в выпускных классах проводиться в соответствии с положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации  учащихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств.

Итоговая аттестация проводится в 10 семестре.

            В случае завершения изучения учебного предмета (полного его курса – 6 лет) итоговая аттестация учащихся проводится в шестом классе (12 семестре) в соответствии с Положением и   обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании школы.

     Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную воспитательную и корректирующую функции.

Требования к экзамену:

Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.

  Итоговая работа демонстрирует умения реализовать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, литературой.

Итоговая работа может быть выполнена в смешанной технике, например:  Создание коллекции авторских народных кукол, вышивание стилизованных  народных мотивов. Создание  русского народного костюма одного из регионов России( сарафан , кокошник, рубаха). Может быль коллективной или выполненной одним учащимся. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса: в 5-ом классе или  6-ом классе (при 5-6-летнем сроке освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» соответственно).

                                                        Критерии оценок: 

Во время объяснения новой темы и перед выполнением каждого задания преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих задач оценивается работа ученика.

 Оценка 5 (отлично): 

-Оригинальная, ясно выраженная проектная идея.

- Достаточно гармоничное композиционное решение

 -Соблюдена последовательность ведения работы

-Интересное образное и колористическое решение.

-Отличное владение материалами и техникой исполнения.

-Аккуратное выполнение работы.

- Грамотно подобраны  материалы

- Высокая степень самостоятельности при разработке и выполнении изделия.

Оценка 4 (хорошо):

. -Изделие выполнено достаточно аккуратно,

 -Ясно выраженная проектная идея.

 -Незначительные отклонения в соблюдении технологических приемов

 -Грамотное соединение частей в единую композицию.

 - Соблюдена последовательность ведения работы,

 -Незначительные недостатки в композиционном решении

 -Хорошее владение материалами, приемами и техникой исполнения.

 - Правильно подобраны материалы

 -Аккуратное выполнение работы, с соблюдением всех технологических приемов,

 - Работа выполнена с редкими консультациями преподавателя

Оценка 3 (удовлетворительно):

- Изделие выполнено недостаточно аккуратно

-Не вполне ясно выраженная проектная идея.

-Отклонения в соблюдении технологических приемов

-Невыразительное цветовое и композиционное решение.

- Не соблюдена последовательность ведения работы

- Слабое владение материалами и недостатки в технике исполнения.

- Низкий уровень самостоятельности

Оценка 2 (неудовлетворительно):

-Наличие  проектной идеи.

- Работа не закончена или не выполнена вообще

-Ошибки в цветовом  и композиционном решении.

- Очевидные ошибки во всех этапах ведения работы

- Слабое владение материалами и недостатки в технике исполнения.

-Неаккуратное выполнение работы.

- Отсутствие самостоятельности при работе.

 

VI. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

    Предложенные в настоящей программе темы заданий по предмету «Работа в материале. Народная игрушка » следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики. 

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы.    Программа предлагает следующую схему этапов выполнения работы в материале.

1.Знакомство с историей возникновения с декоративно – прикладными и народными промыслами.

2.Освоение приемов изготовления

3.Выбор темы

4.Выбор материала

5.Разработка цвето- тонового эскиза

6.Создание творческой работы.

7. Оформление творческой работы.

   Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.

  Выполнение каждого раздела программы необходимо сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром образцов ДПТ в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приёмов и этапов ведения работы.

    На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания каждой задачи и практических приёмов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы.

Одним из действенных и результативных методов в работе в материале, несомненно, является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность учащимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты мастерства.

Каждое задание предполагает решение определенных учебно - творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень оригинальности изделия  будет определяться степенью решения поставленных задач.

По мере усвоения программы от учащихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе.

      Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному освоению учебного предмета учащимися.

Активное использование учебно-методических материалов необходимо учащимся для успешного восприятия содержания учебной программы.

   Рекомендуемые учебно-методические материалы:

образцы народных промыслов;

учебные пособия; презентация  заданий по разделам (слайды, видео фрагменты);

учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для учащихся;

учебно-методические пособия для самостоятельной работы учащихся;

методические материалы по выполнению самостоятельных работ;

  Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы; справочники; словари, альбомы и т. п.;

ссылки в сети Интернет на источники информации;

   Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебно - методических пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективное руководство работой учащихся по приобретению практических умений и навыков на основе теоретических знаний.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.

  Обучение по программе «Работе в материале. Народная игрушка» должно сопровождаться выполнением домашних (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение упражнений по теме занятия. Домашние задания должны быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку учащегося.

    Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом проделанной работы с участием самих учащихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.

    Для успешного результата в освоении программы «Работа в материале. Народная игрушка» необходимы следующие учебно-методические материалы:

- наглядные методические пособия по темам,

- технологические карты, традиционные орнаментальные рисунки,

- фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,

- интернет – ресурсы, презентационные материалы по тематике.

  • посещение выставок;
  • поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
  • чтение дополнительной литературы;
  • выполнение заданий по цветоведению и композиции;
  • копирование декоративных орнаментов;

                                                   VII.Средства обучения

-наглядные методические пособия по темам,

-технологические карты, традиционные орнаментальные рисунки,

-фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,

-видеоматериал,

-интернет – ресурсы,

-презентационные материалы по тематике разделов.

-демонстрационные: подлинники         изделий народного творчества, выполненные в разных техниках .

-электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы;

-аудиовизуальные: слайд -   фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,

-аудиозаписи.

-таблицы, плакаты, дидактический материал.

                                               VIII.Список литературы

  Основная литература 

1.Васильева Е.Ю. Педагогическая мастерская : опыт проектирования образовательной программы.-А., АО ИППК , 1999

2.Возвращение к истокам: народное  искусство и детское творчество- ред.

Т.Я.Шпикаловой, Г.А .Поровской.-М. Владос, 2000

3.Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции,

Технология.- М.: Культура и традиции, 2007.

4.Пухначева Е.Ю. Методика преподавания народного декоративно-

Прикладного искусства.-М. 2000.

5.Декоративно-прикладное искусство. Программа и методическое пособие.

НМЦ  ХО. 2005.

6.Соснина Н.И., Шангина И.И. русский традиционный костюм.

Иллюстрированная энциклопедия, СПБ 2001.

7.Головачева Р.М. Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Калуга 2001.

8.Русский земледельческий календарь. Круглый год.

9. Забылин М. Русский народ. Старинный быт. Строительство и убранство

Дома, костюм, травник, русский стол, музыка. М.: 2005.

 Дополнительная литература

1.Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2

2.Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996

3.Глушко Е.А. Словарь славянской мифологии, Новгород  1995.

4.Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма, М.: Молодая гвардия 1988.

5.Пармон Ф.М. Русский народный костюм, М.: 1994.

6.Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и

Поэзия. М.: 2005.