Доклад по теме: Работа с родителями

Герман Лариса Валерьевна

Взаимодействие с семьёй является одним из важных направлений работы педагога дополнительного образования. Умелая организация этой работы позволяет сделать образовательный процесс интересным, результативным и насыщенным приятными событиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _doklad_rabota_s_roditelyami.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская художественная школа № 1  им Л.А.Горды»

Доклад

Тема: Основные формы работы с родителями

в учреждении дополнительного образования детей

(из опыта работы)

 

                                                                                                               

                                                          Преподаватель: Герман Лариса Валерьевна

г. Сургут

2018 год

 План:

1.Введение.

 

2. Формы сотрудничества с родителями.

3. Список используемой литературы.

  1. Введение

Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей  не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, и нацелены на образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Эффективность взаимодействия с родителями во многом зависит от форм организации работы.

 Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». 

Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь - с родителями.

Взаимодействие с семьёй является одним из важных направлений работы педагога дополнительного образования. Умелая организация этой работы позволяет сделать образовательный процесс интересным, результативным и насыщенным приятными событиями.

Одна из важнейших  задач в работе с родителями - способствование  установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития учащихся. В основе  сотрудничества с родителями лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи.

2. Используемые формы сотрудничества с родителями:

- Родительское собрания

Планом работы с родителями на предстоящий учебный год предусмотрено  проведение 3- 4 родительских собрания.  Для того чтобы эти мероприятие не стали скучными, «обычным», конечно, необходима тщательная подготовка.  Поэтому в начале учебного года тщательно продумываю формы его проведения.  Первое собрание — очень важное мероприятие, поскольку именно на нем закладываются основы будущих отношений родителя и преподавателя, родителя и учреждения, родителей друг с другом. На первом собрании, как правило, я  знакомлю родителей с задачами на учебный год, требованиями к промежуточной и итоговой аттестации, в соответствии с ФГТ, расписанием занятий и другими документами, касающимися образовательной,  воспитательной и внеурочной деятельности. Родительские собрания оформляются протоколом. Тщательно продуманное собрание принесёт массу положительных эмоций его участникам, повернёт «лицом» родителей к педагогу и интересам собственных детей.

Следующее родительского собрания может быть в форме собрания – практикума. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания. Мы использовали эту фору работы когда, учащиеся неоднократно проговаривали на занятиях свои подростковые проблемы с родителями. На одной из встреч было проведено знакомство с психо – терапевтическими играми на тему улучшения взаимопонимания в семье, «День локтя», «Цветовые зоны».Было активное обсуждение данных методов. На следующем собрании родители сами рассказывали  о результатах предложенных игр. Оказалось, что этот метод очень эффективный и его можно взять в свою педагогическую копилку.

Родительское собрание можно проводить в игровой форме. Форма такого собрания может иметь различные цели и задачи. Например, познакомить обучающихся и родителей с их правами и обязанностями, которые записаны в нормативных документах: «Конвенция о правах ребенка», в Конституции РФ и Уставе школы,

сформировать у детей и родителей  представление об их правах и обязанностях.

- Одной из самых популярных и востребованных форм работы с родителями является организация совместных досуговых мероприятий. Совместные воспитательные и праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей.

В прошлом учебном году мною были проведены внеклассные мероприятия, объединяющие родителей и детей. Многие родители участвовали вместе со своими детьми в различных мероприятиях.

Одним из таких мероприятий стал совместный проект «Вертеп» целью, которого являлось не только вовлечение учащихся, родителей, студентов и преподавателей в совместную познавательную, творческую и социально-значимую деятельность, но и знакомство участников проекта с  историей праздника, традициями и обрядами. 

Родители активно откликнулись на предложение принять участие в проекте. Изготовили вертепный домик, мамы и бабушки напекли традиционные, обрядовые праздничные угощения, а затем все родители были  благодарными зрителями нашего спектакля и активными участниками праздника.  

Ученикам и родителям представилась возможность реализовать свои индивидуальные способности в проектной работе.  А у родителей появилась ещё раз  возможность поддержать своих детей, порадоваться их успехам, лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, возможностей, увлечений, таланта. Совместное мероприятие сблизило детей и родителей.

     В нашей школе выстроена система внеурочной деятельности, которая во многом решает воспитательные задачи. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет. Такая форма совместной деятельности, как праздник, способствует единению и достижению высоких результатов.

         Основные праздники народного календаря, которые мы проводим в школе это: Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Покров. В процессе проведения праздников дети познают обряды, обычаи народной культуры, что в свою очередь способствует воспитанию духовно- нравственной личности. Колядки, Кузьминки, Сороки стали массовыми и любимыми не только для детей, но и для их родителей, которые помогают в подготовке и проведении праздников

- Самой распространенной формой работы с родителями является проведение мастер-классов как для родителей, так  родителей и детей.

Проводились совместные  мастер-классы  с родителями и учащимися : «Ткачество», «Изготовление народной куклы Берегини» , «Зерновушки»и др.

Такое взаимодействие даёт возможность родителям ближе познакомиться с учебной программой, методами и формой обучения, результатами знаний, умений и навыков работы своих детей.

- Следующая форма применяемая в моей практике – беседы и  индивидуальные консультации для родителей.

Беседы, индивидуальные консультации помогают педагогу и родителям лучше понять друг друга. Родители рассказывают о личности ребёнка, его увлечениях, личностных качествах, на которые следует обратить внимание. Педагог может поделиться особенностями поведения ребёнка на занятиях, в деятельности. Такое общение позволяет педагогу лучше понять причины возникающих проблем у обучающегося (при изучении нового материала, во взаимодействии со сверстниками). Для эффективности этих форм важны такие качества педагога как тактичность, компетентность, вежливость, заинтересованность.

Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных (групповых), школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Таким образом, о формах работы с родителями можно говорить много. Каждый педагог имеет свои «секреты» в их подготовке и проведении. Однозначно разнообразные формы помогают педагогу и родителям понять лучше друг друга, взаимодействовать в обучении, развитии и воспитании детей.

Советы педагогу по работе с родителями:

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
2. Постарайтесь отвечать на все вопросы родителей. Если не знаете, что сказать, попросите дать Вам время на размышление, по истечении которого обязательно ответьте на вопрос.

3. Говорите конкретно и уверенно.

4. Не разглашайте информацию, с которой с Вами поделились.

5. Выбирайте доброжелательный стиль общения.

6. Тщательно планируйте и продумывайте каждое мероприятие.

7. Помогайте советами, но не занимайтесь наставничеством.

8. Привлекайте родителей к делам группы, чтобы родители почувствовали свою значимость.

9. Постоянно занимайтесь самообразованием, чтобы с Вами было интересно и детям и родителям.

10. В общении с родителями, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

             Список используемой литературы.

  • Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.
  • Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
  • Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.
  • Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.
  • Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
  • Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции направления и перспективы / Пер. с финского. М., 1993.

       7.Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. ., 2001.        

     8.Коляда М. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

9.Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.

10.Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.