рабочая программа кружка декоративно-прикладное искусство
Программа расчитана для студентов от 15-21 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_rukodeliya_programma.docx | 50.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Троицкий технологический техникум»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ «ТТТ»
______________ Ю.Н. Пророченко
«____» _______________2018 г.
Программа
декоративно - прикладного искусства
«Волшебный сундучок»
1 год обучения
2018-2019 уч. год
Разработала: ВолгинаС.А.
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности учащегося, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Прикладное искусство» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления студента.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия студента, т.е. развитие творческой культуры (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у студентов художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Волшебный сундучок» рассчитана для студентов с 15 лет. Группа работает 2 раза в неделю по 1 часу, всего 79 занятий за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 10 человек
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности студента через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у студентов художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию учащихся;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание обучающихся;
- развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого студента и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, студент применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения студентами содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным студентам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие студентов в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий мастер направляет творчество студентов не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, освоят новую технику – декупаж, скрапбукинг.
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в группе
– в техникуме
• Участие в районной выставке творческих работ, конкурсах.
•Защита проектов.
• Творческий отчет руководителя кружка .
•Проведение мастер-классов;
•Участие в тематических выставках (День знаний, поздравления на новый год, 23 февраля,8 марта, День влюбленных, День победы, Пасха, День матери итоговая выставка, и т.д.);
•Участие в конкурсах .
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 год.
Программа
Изделия из бумаги гофрированной и фоамирана.
82ч.
Поделки из бумаги – чудесный способ совместного времяпровождения для студентов. Работать с аппликациями не сложнее, чем складывать из бумаги оригами: достаточно наметить контуры будущей фигурки и вырезать ее, если речь идет о плоских вариантах. А объемные изделия позволяют составлять при помощи них целые картины, которые интересны именно своим рельефом. И, конечно же, с ними можно сделать немало привлекательных аксессуаров для дома.
Композиция из конфет на свадьбу или юбилей станет прекрасным подарком, который запомнится надолго. Сувенир из конфет, собранный в потрясающий букет из конфет, придаст оригинальность и неповторимость подарку. Композиция из конфет выполняется вручную, что говорит о неповторимости букета. Сладкий букет сможет описать все Ваши чувства, так как букет из конфет является индивидуальным и удивительным подарком по любому случаю. В создании букетов из конфет, как и в любом виде ручной работы, есть свои секреты, технологии и навыки, которыми необходимо овладеть, чтобы создавать такие прекрасные композиции. Необходимо научиться этому искусству.
Учебно–тематический план внеурочной деятельности «Волшебный сундучок»
№п/п | тема | Кол.час | ||
1 | Обьемные апликации из гофрированной бумаги. | 69 ч. | ||
2 | Обьемные апликации из фоамирана | 13 ч. | ||
82 ч. |
№ п/п | Дата поведения | урок | Тема | Кол-во часов | Виды и формы занятий | Форма подведения итогов | |
Тема: Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | ч. | ||||||
1 | 03.09.2018 | 1/1 | Вводное занятие .Ознакомление с темами кружка и с техникой безопасности. | 1 | Теория, беседа (сообщение нового материала) | ||
2 | 05.09.201 | ½ | Применяемые инструменты. Техника безопасности. | 1 | Теория, беседа (сообщение нового материала) | ||
3 | 10.09.2018 | 1/3 | Приемы изготовления больших цветов из гофрированной бумаги комбинированных композиций. | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
4 | 12.09.2018 | 1/4 | Приемы изготовления шаблонов коробочки. | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
5 | 17.09.2018 | 1/5 | Сборка коробочки. | 1 | Практика (индивидуальная работа и самостоятельная) | ||
6 | 19.09.2018 | 1/6 | Приемы изготовления шаблонов (листья папоротника) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
7 | 24.09.2018 | 1/7 | Изготовление из заготовок шаблонов (листья папоротника). | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
8 | 26.09.2018 | 1/8 | Приемы изготовления шаблонов (осенние листья ) | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
9 | 01.10.2018 | 1/9 | Изготовление из заготовок шаблонов (осенние листья) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
10 | 03.10.2018 | 1/10 | Приемы изготовления шаблонов (травка) | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
11 | 08.10.2018 | 1/11 | Изготовление из заготовок шаблонов (травка) | 1 | Практика (индивидуальня работа) | ||
12 | 10.10.2018 | 1/12 | Приемы изготовления шаблонов (круглые листья ) | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
13 | 15.10.2018 | 1/13 | Изготовление из заготовок шаблонов ( круглые листья) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
14 | 17.10.2018 | 1/14 | Приемы изготовления шаблонов (листья сосны) | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
15 | 22.10.2018 | 1/15 | Изготовление из заготовок шаблонов ( листья сосны) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
16 | 24.10.2018 | 1/16 | Приемы изготовления шаблонов ( колосок ) | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
17 | 29.10.2018 | 1/17 | Изготовление из заготовок шаблонов ( колосок) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
18 | 31.10.2018 | 18 | Приемы изготовления шаблонов (лаванды ) | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
19 | 05.11.2018 | 19 | Изготовление из заготовок шаблонов ( лаванды) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
20 | 07.11.2018 | 20 | Приемы изготовления шаблонов (мелкие цветочки) | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
21 | 12.11.2018 | 21 | Изготовление из заготовок шаблона (мелкие цветочки) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
22 | 14.11.2018 | 22 | Приемы изготовления шаблонов (малинка) | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
23 | 19.11.2018 | 23 | Изготовление из заготовок шаблона ( малинка) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
24 | 21.11.2018 | 24 | Приемы изготовления новогодних подарков из конфет. | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
25 | 26.11.2018 | 25 | Изготовление шаблонов для новогодних подарков из конфет | Практика (индивидуальная работа) | |||
26 | 28.11.2018 | 26 | Изготовление шаблонов для новогодних подарков из конфет | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
27 | 03.12.2018 | 27 | Изготовление заготовок шаблона для новогодних подарков из конфет | Практика (индивидуальная работа) | |||
28 | 10.12.2018 | 28 | Изготовление из заготовок шаблона (подарки из конфет) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
29 | 12.12.2018 | 29 | Приемы изготовления новогодних игрушек (ёлочка) | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
30 | 17.12.2018 | 30 | Изготовление шаблонов для новогодних игрушек | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
31 | 19.12.2018 | 31 | Изготовление шаблонов для новогодних игрушек. | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
32 | 24.12.2018 | 32 | Изготовление из заготовок шаблона новогодней игрушки в виде ёлочки | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
33 | 26.12.2018 | 33 | Изготовление из заготовок шаблона новогодней игрушки в виде ёлочки | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
34 | 07.01.2019 | 34 | Приемы изготовления шаблонов (мини букеты) | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
35 | 09.01.2019 | 35 | Изготовление шаблонов (мини букеты) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
36 | 14.01.2019 | 36 | Изготовление из заготовок шаблона (мини букеты) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
37 | 16.01.2019 | 37 | Изготовление из заготовок шаблонов (мини букеты) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
38 | 21.01.2019 | 38 | Приемы изготовления шаблонов для цветка ромашки | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
39 | 23.01.2019 | 39 | Изготовление шаблонов для цветка ромашки | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
40 | 28.01.2019 | 40 | Изготовление из заготовок шаблона ромашки | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
41 | 30.01.2019 | 41 | Изготовление из заготовок шаблона ромашки | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
42 | 04.02.2019 | 42 | Приемы изготовления шаблонов цветка хризантемы. | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
43 | 06.02.2019 | 43 | Изготовление шаблонов цветка хризантемы | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
44 | 11.02.2019 | 44 | Изготовление из заготовок хризантема | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
45 | 13.02.2019 | 45 | Приемы изготовления заготовок букета композиция весны. | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
46 | 18.02.2019 | 46 | Изготовление шаблонов для букета композиция весны (травки- 5 шт.) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
47 | 20.02.2019 | 47 | Изготовление из заготовок шаблона композиция весны (травки- 5 шт.) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
48 | 25.02.2019 | 48 | Изготовление шаблонов букета композиция весны (мелкие цветочки- 5шт) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
49 | 27.02.2019 | 49 | Изготовление из заготовок шаблона для букета (мелкие цветочки- 5шт) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
50 | 04.03.2019 | 50 | Изготовление шаблонов для букета композиция весны (листья с цветочками-4 шт) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
51 | 06.02.2019 | 51 | Изготовление из заготовок шаблона для букета композиция весны (листья с цветочками-4 шт) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
52 | 11.03.2019 | 52 | Приемы изготовления композиции букета настроение. | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
53 | 13.03.2019 | 53 | Изготовление шаблонов травки | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
54 | 18.03.2019 | 54 | Изготовление из заготовок шаблона травки-5 шт. | Практика (индивидуальная работа) | |||
55 | 20.03.2019 | 55 | Изготовление из заготовок мелкие цветочки | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
56 | 25.03.2019 | 56 | Изготовление шаблонов - листья с цветочками. | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
57 | 27.03.2019 | 57 | Изготовление из заготовок шаблона листья с цветочками-5 шт. | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
58 | 01.04.2019 | 58 | Изготовление шаблонов букета композиция роз- 5 шт. | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
59 | 03.04.2019 | 59 | Изготовление из заготовок шаблона букета композиция роз- 5 шт. | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
60 | 08.04.2019 | 60 | Изготовление шаблонов для букета композиция (мини букеты)-5шт. | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
61 | 10.04.2019 | 61 | Изготовление из заготовок шаблона для букета композиция весны (мини букеты) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
62 | 15.04.2019 | 62 | Сборка из заготовок цветов в букет. | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
63 | 17.04.2019 | 63 | Приемы изготовления большого букета | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
64 | 22.04.2019 | 64 | Изготовление шаблонов для букета ( хризантем -9 шт) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
65 | 24.04.2019 | 65 | Изготовление из заготовок шаблона (хризантем-5 шт.) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
66 | 29.04.2019 | 66 | Изготовление из заготовок шаблона (хризантем-4 шт.) | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
67 | 06.05.2019 | 67 | Изготовление шаблонов травки | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
68 | 08.05.2019 | 68 | Изготовление из заготовок шаблона травки-5 шт. | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
69 | 13.05.2019 | 69 | Сбор букета из заготовок травы и хризантем. | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
Тема: Обьемные апликации из фоамирана | 13 ч. | ||||||
70 | 15.05.2019 | 70 | Приемы изготовления цветов из фоамирана комбинированных композиций. | 1 | Теория, беседа (сообщение нового материала) | ||
71 | 20.05.2019 | 71 | Приемы изготовления аппликации виде сердца. | 1 | Теория и практика (лабораторные работы) | ||
72 | 22.05.2019 | 72 | Изготовление шаблонов формы сердца | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
73 | 27.05.2019 | 73 | Изготовление шаблонов розы-2 шт. | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
74 | 29.05.2019 | 74 | Изготовление шаблонов розы-2 шт. | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
75 | 03.06.2019 | 75 | Изготовление шаблонов розы-3 шт. | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
76 | 05.06.2019 | 76 | Изготовление из заготовок шаблона розы-3 шт. | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
77 | 10.06.2019 | 77 | Изготовление из заготовок шаблона розы-4 шт. | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
78 | 12.06.2019 | 78 | Изготовление шаблонов листья-5 шт. | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
79 | 17.06.2019 | 79 | Изготовление из заготовок шаблона листья-5 шт. | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
80 | 19.06.2019 | 80 | Сборка аппликации в виде сердца | 1 | Практика (индивидуальная работа) | ||
81 | 24.06.2019 | 81 | Подготовка к выставке. | 1 | Практика Оформление выставки | ||
82 | 26.06.2019 | 82 | Показ-представление новой коллекции. Итоговая Выставка работ по пройденным материалам. | 1 | Практика Оформление выставки | Итоговая тематическая выставка. Показ. | |
Итого: | 82 ч. |
Организационно - методическое обеспечение программы.
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.
5. Материалы и инструменты: краски акриловые, гуашь, кисти, клей акриловый, клей ПВА, открытки, распечатки, шнуры, бисер, бусины, атласные ленты, стразы, горячий клей, пластмассовые бутылки, различны лоскутки ткани, сушеные листья, свечи восковые ;
различные объекты декорирования: рамки и другие предметы интерьера.
инструменты: ножницы, карандаши, кисти, высечки и прочее.
6. Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
7. Компьютер для показа презентаций.
8.Рабочие места : парты- 12 шт. , стулья- 24 шт.
Список литературы.
- Шорохов Е.В. Основы композиции. – М.: Просвещение, 2014.
2. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей – М. Владос, 2015
Соколов М.В., Соколова М.С., Саляева Т.В. Декоративно-прикладное искусство – М.,
Владос, 2015
3.«Декоративно-прикладное искусство : понятия; этапы развития» : учебное пособие; Кошаев В. Б.
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2014 г. 112 страниц
4. «История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства»: учебно-методический комплекс
КемГУКИ • 2014 год • 56 страниц
«История и теория дизайна»: учебное пособие
Смирнова Л. Э.
Сибирский федеральный университет • 2014 год • 224 страницы
5. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 2012г.
6. Черутти Патриция Наве. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство.- 2014 г.