Керамическая плакетка «Символ нового года».

Зайцева Яна Александровна

Подача нового материала, принципы поиска и работы с информацией сетевых контентов, алгоритм составления проекта, что такое проектная деятельность, для чего она нужна.

Способствовать развитию творческих способностей учащихся в процессе выполнения лепки и росписи авторской глиняной плакетки.Познакомить учащихся с особенностями индивидуального стиля лепки и росписи плакетки посредством уточнения эскизного варианта, подбора различных выразительных средств ( свободный выбор деятельности, согласно склонности возможности ребёнка. Дети, умеющие вычислять главное, обладающие аналитическим , построительным мышлением выполняют деятельность по структуре проекта. Любящие делать руками — выполняют художественное оформление проекта. Использование метода индивидуального подхода ,ненасилие обучения).

Закрепить технику росписи глиняной плакетки мелкими деталями.

Отработать технические приемы росписи в оживке, обводке, заливке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Учреждение

 Дополнительного образования

Первомайского района города Ростова-на-Дону

«Дом Детского Творчества»

План-конспект мастер класса.

Преподаватель: Зайцева Яна Александровна

Предмет: декоративно-прикладное искусство

Объединение: «Волшебная глина»

Тип занятия: групповое

Тема: Керамическая плакетка  

«Символ нового года».

Цели урока:  Подача нового материала, принципы поиска и работы с информацией сетевых контентов, алгоритм составления проекта, что такое проектная деятельность, для чего она нужна.

Способствовать развитию творческих способностей учащихся в процессе выполнения лепки и  росписи авторской глиняной плакетки.

Задачи урока для преподавателя:

Образовательные:

Познакомить учащихся с особенностями индивидуального стиля лепки и  росписи плакетки посредством уточнения эскизного варианта, подбора различных выразительных средств ( свободный выбор деятельности, согласно склонности возможности ребёнка. Дети, умеющие вычислять главное, обладающие аналитическим , построительным мышлением выполняют деятельность по структуре проекта. Любящие делать руками — выполняют художественное оформление проекта. Использование метода  индивидуального подхода ,ненасилие обучения).

Закрепить технику росписи глиняной плакетки мелкими деталями.

Отработать технические приемы росписи в оживке, обводке, заливке.

Воспитательные:

Пробудить интерес к самостоятельному творческому поиску способов художественного воплощения замысла авторской работы.

Мотивация занятия:

получение нового знания

удовлетворение интереса и любознательности

удовлетворение от собственной самостоятельной работы

Развивающие ( технология проблемного обучения):

Развить творческий подход к выполнению всех этапов в работе над авторской плакеткой.

Развить самостоятельный подход в выборе выразительных средств лепки и росписи авторской плакетки.

Научиться заниматься творческой деятельностью индивидуально, в коллективе и с коллективом.

Задачи урока для учащихся:

Образовательные:

Усвоить этапы лепки и росписи глиняной плакетки.

Овладеть техническими приемами росписи глиняной плакетки.

Воспитательные:

В процессе поисковой деятельности творчески и самостоятельно подходить к решению задачи лепки и росписи, внести индивидуальный стиль в работу.

Развивающие:

Научиться использовать полученные знания и умения в самостоятельной творческой работе. Применить технику исполнения лепки и росписи, композиционные приемы в своей авторской творческой работе.

Работа над проектом:

Использование умственного потенциала, информационных технологий, печатных средств ( распечатка эскизов и технологических карт),расходного материала ( глина, краски, картон ,гипс, фактуры и прочие принадлежности необходимые для выполнения проекта)

Зрительный ряд:

Карточки и таблицы этапов работы над авторской глиняной  плакеткой.

Фотографии авторской глиняной  плакетки преподавателя и учащихся.

Образцы  авторской глиняной готовой плакетки преподавателя и учащихся.

Виды творчества: керамика

Сложность: средняя

Время работы: 2 часа
Лепка : 1 часа.

Роспись: 1 час.

Время сушки и обжига не учитывается ( приблизительный интервал между мастер классом по лепки и росписи зависит от процесса сушки изделия. После намечается обжиг .Время обжига 9 часов + равное количество часов на остывание печи.)

Материалы и оборудование:

1.Глина.  

Для  «Символа года» нужно около килограмма сырой глины.
2.Шликер( шликер- это глина, растворенная в воде до состояния жидкой кашицы, своеобразный глиняный клей. Все детали из глины тщательно прилепливаются на шликер.)
3.Стеки для лепки, скалка, поролоновая губка, канцелярский нож.
4.Пищевая пленка
5.Гипс для формирования формы

7.Печь.

Форма занятия: групповая (разделить группы согласно интересам обучающихся)

План занятия:

Организационная часть.

Беседа о творческом подходе и поиске индивидуального стиля лепки и росписи авторской глиняной плакетки.

Объяснение последовательности выполнения лепки и росписи.

Постановка задачи по изготовлению оттиска изразца.

Практическая работа.

Подведение итогов.

Ход занятия:

Последовательность проведения занятия

время

Наглядное и

звуковое

оформление

1

1.1. Преподаватель объясняет задачи занятия , что означает поиск индивидуального стиля лепки и росписи плакетки.

Демонстрируются образцы авторских плакеток преподавателей и учащихся. Выбрав одну из своих работ, преподаватель объявляет конкурс «Кто вернее всего опишет образ авторской плакетки».

1.2. Учащиеся пытаются ответить на вопросы:

  • Что за персонаж изображен на плакетке
  • Каков характер персонажа
  • Какое настроение у персонажа
  • Какую историю можно рассказать об этом персонаже и т.д.

Преподаватель предлагает выявить победителя конкурса и обещает раскрыть свой творческий замысел в конце занятия.

5 мин

10 мин

Учебно-методическое пособие Зайцевой Я.А «Авторская глиняная расписная плакетка .»

2

Учащимся предлагается самостоятельно определить последовательность этапов выполнения работы над авторской расписной глиняной плакеткой.

Преподаватель раздает учащимся карточки с этапами работы. Учащиеся располагают карточки на листе бумаги, приклеивают их и подписывают свои фамилии. Затем для самостоятельной проверки правильности выполнения задания учащимся демонстрируются таблицы с правильным расположением этапов работы. Учащиеся делают поправки на своих работах ручкой и сдают их преподавателю.

10 мин

Карточки с этапами работы по числу учащихся.

Таблицы с этапами работы.

3

Преподаватель дает задание обменяться плакетками и  эскизами  с целью найти возможности для улучшения лепки (  росписи сделанной на следующем занятии (техническое исполнение росписи, цветовое решение и пр.). Учащиеся обмениваются мнениями, с помощью преподавателя находят пути улучшения или исправления лепки (росписи.)

лепка

15 мин

роспись

15 мин

4

Самостоятельная работа учащихся по внесению изменений в лепку ( в роспись.)

лепка

10

мин

роспись

10 мин

5

Объяснение техник лепки при использовании различных стеков,фактур .  Демонстрация фотографий и образцов игрушек преподавателя и учащихся.

 На следующем занятии по росписи ,преподаватель обращает внимание учащихся на ритмическое заполнение крупных пятен и варианты росписи с использованием более мелких деталей.

Преподаватель напоминает учащимся технические приемы росписи плакетки в оживке, в обводке,  в заливке, демонстрируя образцы с использованием различных технических приемов.

лепка

15 мин

роспись

15мин

Фото и образцы плакеток

6

Несколько учащихся (по желанию) рассказывают о плане своих дальнейших действий по завершению лепки ( росписи.) Преподаватель организует обсуждение запланированных действий и в случае необходимости вносит коррективы в действия учащихся.

лепка

10 мин

роспись

10 мин

7

Самостоятельная работа учащихся по лепке ( росписи плакетки. )Индивидуальная работа преподавателя с учащимися.

лепка

40 мин

роспись

40 мин

Музыкальный фон

8

Подведение итогов конкурса, объявленного преподавателем в начале занятия.

Награждение победителя конкурса. В это время учащиеся выставляют свои работы для просмотра.

10 мин

Приз для победителя конкурса

9

Анализ завершенных работ. Коллективная оценка и определение лучших работ.

10 мин

10

Подведение итогов занятия

Подведение итогов темы.

5 мин


Практическая деятельность. ( описание лепки)

1. Раскатываем глину в пласт толщиной примерно5 мм на влажной мешковине. Чтобы глина не прилипала к скалке можно накрыть глину вторым куском мешковины.


3. Раскатанный пласт вырезаем по кругу.

4. По заранее подготовленному эскизу вылепливаем сюжет композиции.

4.Теперь положим глиняный блин на картон и аккуратно Заливаем его со всех сторон по форме гипсовым раствором. Обрезаем излишек и формируем аккуратную форму.

5.Особенно внимательно следим за толщиной раствора, при необходимости добавляем гипс.

6. После остывания гипса, вычищаем форму от глины. Засыпаем тальком, для лучшей просушки.

7.  Готовую форму заполняем раскатанной глиной. Вынимаем оттиск , уточняем детали.

10.Самое время придать плакетке индивидуальность. С помощью стеков и различных фактур.

15. Теперь плакетка  должна высохнуть при обычной комнатной температуре примерно 1-3 дня. Чтобы глина не растрескалась во время сушки- можно накрыть изделие полиэтиленом, но не прижимать, а лишь слегка прикрыть- чтобы не было резких перепадов температуры и влажности. Это немного удлинит процесс сушки, но у изделия будет больше шансов «выжить» и не треснуть.
Далее глиняное изделие подлежит обжигу в муфельной печи. Главное в этом процессе- постепенный нагрев до нужной температуры, и медленное остывание.

Роспись изделия.

После обжига плакетка  приобрела приятный рыжий окрас.
Для того, чтобы ее расписать нам понадобится:
- Акриловые краски , гуашь
-Кисти ( беличьи)  № 1,3,6-7, большая жесткая кисть .

-Банка для воды.
-Лак прозрачный.

1. Для начала сделаем тонировку, которая подчеркнет детали рисунка. Для этого большой круглой кистью щедро смачиваем изделие водой. Наводим гуашь белого цвета кистью выбеливаем места рельефа. Край плакетки также покрываем  

2.После тонировки керамика должна высохнуть- это произойдет быстро, неглазурованная обожженная глина впитывает в себя воду так же быстро, как и отдает ее.
3.Приступаем к росписи акриловыми красками. Раскрашиваем каждый в своем стиле.

4. Покрываем лаком глаза, и декоративные элементы.
Лак придаст глянцевый блеск и углубит цвет.