Сценарий творческого проекта « Возрождение бисероплетения»

Подосельникова Валентина Михайловна


Представлен опыт группового проекта, для воспитанников  7- 8-летнего возраста, занимающихся в   объединении   декоративно-прикладного творчества бисероплетением. Гипотеза проекта - "Бисероплетение- интересный, модный в современной жизни вид рукоделия незаслуженно забыт". Дети с помощью педагога и родителей изучают историю возникновения бисера и бисероплетения, используя интернет- ресурсы.Готовят презентацию и коллективно выполняют букет подснежников из бисера. Защищают проект в стихотворной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

начальная школа  №30

Творческий проект « Возрождение бисероплетения»

 

Авторы проекта :

 группа учащихся 1–х  классов, воспитанников объединения декоративно-прикладного творчества «Город мастеров»

Руководитель проекта:

Подосельникова Валентина Михайловна - педагог дополнительного образования

г. Сургут       2015    

                                 

Оглавление

   

Содержание проекта

Стр.

1. Организационно-подготовительный этап.  

1.1.Обсуждение проблемы

1.2. Выдвижение гипотезы

1.3.Постановка задач:

2. Поисковый этап.

      2.1. Социологический опрос

      2.2. История бисероплетения.

3. Экспериментальный этап.

       3.1. Как делали бисер в древности. Беседа.

       3.2. Изготовление бусинок (из соленого теста).

4. Практический этап.

       4.1. Анализ идей и обоснование.

       4.2. Выбор материала

       4.3. Техника безопасности

       4.4. Изготовление изделия

 5. Экономический расчет.

 6. Заключительный этап.

 7. Список литературы

3

3

3

4

5

7

7

8

8

8

9

9

9

10

1.Организационно-подготовительный этап. Приложение 1( слайд 1-3)

Выступление педагога.

Учебный предмет:  декоративно - прикладное творчество

Смежные предметы: технология, окружающий мир, математика, чтение.

Продолжительность проекта: 4 занятия

Цели проекта:

  • Становление положительных морально-волевых качеств личности ребёнка: инициативность, коммуникативность, самостоятельность, широта интересов, предприимчивость.
  • Изготовить коллективную работу как наглядное пособие для кружка по бисероплетению

Задачи проекта:

  • Развивать художественно-эстетические способности и технологические умения.
  • Отработать основные навыки проведения простейших экспериментов, связанных с изготовлением бисера из подручных материалов.
  • Формировать  эрудицию ребенка, расширять его кругозор, познавательные интересы.
  • Научить использовать информационные технологии для представления отчетов по исследованию.

Продукт проекта:

 букет цветов из бисера как наглядное пособие для кружка по бисероплетению

Оборудование:

Компьютер, инструкционные карты по правилам работы с ножницами; схемы пошагового изготовления изделий; инструменты и материалы для работы с соленым тестом(целлофановые пакеты для теста, соленое тесто, баночки с водой, кисточки, гуашь,  зубочистки, латексная резинка , влажные салфетки) ; инструменты и материалы для работы с бисером (бисер, бусины, проволока, ножницы).

1.1.Обсуждение проблемы: «Изделия из бисера дорогие, а сделать их своими руками не все умеют». ( слайд 4)

1.2. Выдвижение гипотезы: «Бисероплетение - интересный, модный в современной жизни  вид рукоделия незаслуженно забыт».

1.3.Постановка задач: ( слайд 5)

  • Провести социологическое исследование различных групп населения на предмет умения работать с бисером.
  • Изучить историю развития бисероплетения.
  • Провести эксперимент по созданию бусин из подручных средств.
  • Исследовать и освоить приемы плетения бисером, изготовить коллективную работу «Цветы в вазе»

2.Поисковый этап. ( слайд 6)

Выступление 1 воспитанника.

2.1.Социологический опрос.

 Мы провели социологический опрос среди учащихся, учителей, родителей,  бабушек.

 Всем было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Умеете вы плести из бисера?

2. Знаете ли вы, как появился бисер и  бисероплетение?

3. Нравятся ли вам украшения, картины и сувениры, выполненные из бисера?

Мы опросили 120 человек различного возраста, из них из бисера могут плести только 6 человек, о том, как появился бисер, знают 8 человек, изделия из бисера нравятся 84.

Мы подтвердили  то, что бисероплетение - интересный в современной жизни  вид рукоделия незаслуженно забыт, поэтому нам нужно заинтересовать всех - и родителей, и учащихся этим увлекательным видом рукоделия, а для этого мы  расскажем о нем и покажем, что сами умеем  делать из бисера.

2.2. История бисероплетения.

Выступление 2 воспитанника.

 Ученики, используя Интернет ресурсы, с помощью родителей и педагога подготовили материал в стихотворной форме об истории бисера и бисероплетения.

 Мы пока что первоклашки

От стола по три вершка

И проект одни бы сделать

Не смогли, наверняка!

Помогали нам в работе

Педагоги - мастера

Мамы, бабушки, сестренки

И подружки со двора.

Выступление 2 воспитанника.

Проявили интерес мы к бисероплетению

Рукоделие забыто это, к сожалению!

Незаслуженно забыто

Бисер – это не пустяк!

Мы без бисера не можем

Дня теперь прожить никак!

Разноцветные стекляшки

Чудо – бусинки горят

О своем далеком прошлом

С нами будто говорят.

Про гробницы фараонов

И про тайны пирамид

Бисер многое расскажет

Он в Египте был открыт. ( слайд 7)

Выступление 3 воспитанника.

 Как же бисер получили?

Тоже вам пора узнать…

Два купца решили соду

Невзначай с песком смешать.

А потом, оставив соду

У  горящего костра,

Про нее совсем забыли

И заснули до утра.

Утром встали, присмотрелись…

А в золе что-то блестит,

Так о слитке, о стеклянном

Нам легенда говорит

Выступление 4 воспитанника.

Лет прошло с тех пор  немало( слайд 8)

Центром производства стал

Остров  в Венеции -  Мурано

Зеркала, сосуды, бисер

Всей округе  продавал.

Стеклодувы на Мурано

Вытворяли чудеса

И работой итальянцев

Восхищались  неспроста.

Нелегко жилось муранцам,

Их держали взаперти

За пределы государства

Не могли они уйти!

Но один муранец смелый

Все же с острова сбежал,

О стекле венецианском

Всей Европе рассказал.

Выступление 5 воспитанника.

И стекольные заводы, ( слайд 9)

Как грибы пошли расти,

В Чехии прозрачный бисер

Мастера изобрели!

Украшения – просто чудо

Стали люди мастерить

Ожерелья и браслеты

Лишь по праздникам носить.

На Руси к стеклу питали( слайд 10)

Интерес десятки лет

Ломоносов из стекляшек

Даже выложил портрет!

Платья, варежки, иконы( слайд 11)

Заблестели, как алмаз

Эти снимки в Интернете

Тоже мы нашли для вас!

Выступление 6  воспитанника.

И  в наши дни -  колье, серёжки( слайд 12)

Украсят девичье лицо,

А вот – еще, браслеты, брошки,

Цветы, пасхальное яйцо...

Какие вещи- загляденье!

От них исходит чудо-свет,

Недаром бисероплетение

Так популярно сотни лет.

Ценился бисер средь народа,

Он украшал наряд и быт.

Выступление 7 воспитанника.

Менялись вкусы, стиль и мода,

Но бисер всё же не забыт.

Он может вышивкой стать гладкой,

Цветком прекрасным и жгутом.

И остаётся он загадкой –

Волшебной, сказочной притом.

Возрос вновь интерес к дизайну,

К вещам красивым и словам.

Пусть бисероплетения тайну

Откроют наши руки вам.

3.Экспериментальный этап. ( слайд 13)

3.1 Беседа. Как делали бисер в древности.

Выступление 8 воспитанника.

Существовали несколько способов изготовление бус и бисера в древнем мире. Самые древние египетские бусы из фаянса (не проваренного стекла) формовали на нити, затем обжигали. Во время обжига нить выгорала, а отверстия сохранялись. Они во многих бусинах очень большие. Осью для таких бусин служила соломинка. В соломину вставляли металлическую проволоку, чтобы бусины не рассыпались во время обжига. Соломинка не давала бусинам прилипать к проволоке, а при обжиге сгорала.

   Стеклярус выполняли из обрезков стеклянной трубочки. Для этого из стекла вытягивали трубочку, а потом ее рассекали. Иногда бусины делали из размягченной стеклянной капли, и тогда отверстие проделывалось в каждой бусине. С 13 века производство бисера становится механизированным.

  1.  Изготовление бусинок из подручного материала (из соленого теста).

Ход работы Выступление 9 воспитанника.

Сделать соленое тесто. Рецепт соленого теста: 2 чашки муки, 1 чашка соли (соль «Экстра» мелкого помола), 1 чайная ложечка обойного клея (для прочности изделий и эластичности теста). При замешивании теста  добавить гуашевые краски оранжевого и желтого цвета.

1.Сформировать бусины разных размеров: оранжевые крупные, желтые поменьше.

2. Проткнуть бусины зубочистками.

3.До следующего занятия дать просохнуть. Из высохших бусин   аккуратно вынуть зубочистки.

4.Взять нитку - резинку и протянуть её через отверстия в бусинах. Получился комплект: бусы и браслет.

Выступление 10 воспитанника.

Вот и мы не лыком шиты,

Не смотри, что первый класс,

Из соленого из теста

Бусы сделаем для вас!

Технология простая:

Соль, вода, мука и клей.

Все смешаем, раскатаем,

И разделим поскорей!

Дальше шарики из теста

Зубочистками проткнем,

Высушим и через дырку

Нитку лихо протолкнем!

Вот какие вышли бусы!

Их раскрасим в яркий цвет,

Увлекательней занятия

Для детей, поверьте, нет!

 Выступление 11 воспитанника.

4.Практический этап. ( слайд 14)

4.1. Анализ идей и обоснование. ( слайд 15)

Сначала мы должны выбрать поделку для нашего проекта. Для этого мы рассмотрели несколько вариантов изделий из бисера.

1.Березка из бисера - изделие интересное, но   эту поделку нам не сделать за два занятия.

2. Зеленый попугай - нам очень нравится этот сувенир, но он не подходит для коллективной работы

4. Букет подснежников – вот что мы будем делать!

Для нашего проекта мы выберем несложную  в исполнении работу - букет подснежников. Техника плетения таких цветов проста. Подснежники весенние цветы,  март, апрель -  время цветения этих цветов, они занесены в красную книгу, рвать их нельзя. Мы сделаем подснежники из бисера и постараемся в своей поделке передать их чистоту и нежность, а живые будут расти, цвести и радовать нас своей красотой.

4.2.     Выбор материала( слайд 16)

Выступление 12 воспитанника.

Для изготовления подснежников необходимы следующие материалы:

  • Проволока диаметром 0, 3мм зеленого цвета 10м.
  • Бисер белого цвета (№ 8)  15 г.
  • Бисер зеленого цвета (№ 8) 15г.
  • Продолговатые бусинки белого или салатного цвета 5 г.

4.3. Техника безопасности при работе с бисером. ( слайд 17,18)

Выступление 13 воспитанника.

До начала работы нужно положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

Во время работы нужно следить за тем, чтобы не пораниться острыми концами проволоки.

Нельзя оставлять проволоку, ножницы, кусачки и другие колющие предметы на рабочем столе без присмотра.

Нельзя проволоку брать в рот.

Маленькие кусочки проволоки нельзя оставлять на рабочем столе, а тем более смахивать на пол. Их нужно убирать в специальное место.

4. 4. Выступление 14 воспитанника.

Изготовление изделия

 Набираем на проволоку 14-15 белых бисеринок, скручиваем петелькой, оставив примерно одинаковое количество проволоки с каждой стороны. Вокруг этой первой петельки делаем вторую. Набираем столько бисера, чтобы его было достаточно для второго ряда, обычно от 21 до 25 штук. Скручиваем. Перед нами готовый первый лепесток подснежника из бисера. ( слайд 19)

 На один из концов проволоки снова набираем бисер и делаем маленькую петельку. Вокруг неё огибаем петельку второго ряда, и перед нами уже готовый второй лепесток. Лепестков выполняем три. В серединку цветка прикрепляем бусину и ещё одну белую бисеринку. Получаем пестик. Загибаем листочки, придаём подснежнику форму. ( слайд 20)

Сзади крепим пять зелёных бисеринок по кругу. (слайд 22) 

Листья у подснежника выполняем в технике параллельного плетения из зеленого бисера. Листья у подснежников узкие, но длинные. Для листьев проволоку берем длиной 60 см. Схема листьев:(слайд 23)

В середине занятия, чтобы дать детям небольшой отдых, делаем гимнастику для глаз.( слайд 21)

5. Экономический расчет

Выступление 15 воспитанника.

Для поделки мы купили:

- зеленый бисер 15 г - 25 рублей

- белый бисер 15 г – 25 рублей

- белые бусинки 10 г – 30 рублей

- зеленую проволоку 10 м – 40 рублей

25+25+20+40=120 (рублей)

Букет делали 10 учениц, каждая ученица израсходовала на поделку 12 рублей

6. Заключительный этап. ( слайд 25)

 Выступление педагога

Педагог:

  Красивый получился букет?

Я  хочу подвести итог. Вы сделали прекрасные цветы для общего букета.

По конструктивным критериям они прочны, удобны в использовании.

По технологическим – оригинальны и рациональны.

По эстетическим критериям  поделка имеет законченные, красивые формы, с правильно выбранным цветовым решением.

Так же учтены экономические критерии. Они доступны, практичны.

Я думаю, что поставленные в проекте задачи мы выполнили. Спасибо за работу.

Список литературы  и Интернет-ресурсы ( слайд 25)

  1. Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 1997.
  2. Бернхем Стефани 100 оригинальных украшений из бисера. – М.: Мир книги,2006.
  3. Божко Л.А. Бисер. Уроки  мастерства. – М.: Мартин, 2002.
  4. Ляукина М.В.Бисер. - М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.
  5. http://allday.ru/2007/11/22/snezhinki_pod_mikroskopom.html
  6. http://kseniaflor.narod.ru/biser/biser07.html#nul#nul
  7. Экспериментальная деятельность – детские проекты. http://www.sc17krsk.narod.ru/eksper/deti1.htm