"Рукодельница"
Декоративно-прикладное творчество с древнейших времен считалось занятием благородным, женщины разных сословий занимались пошивом одежды, вышивкой, декорированием дома. История этого занятия насчитывает тысячелетия, при раскопках гробниц археологи находили предметы декора, одежды и вышивки. И в наши дни эти виды творчества не потеряли своей актуальности: вновь популярна вышивка, изделия созданные своими руками с неповторимым стилем выполнения и личным почерком создателя изделия, подчеркивающим стиль обладателя.
Как предмет дополнительного образования декоративно-прикладное творчество имеет ряд актуальных сегодня преимуществ - способствует развитию творческих способностей, художественного и эстетического вкуса, сенсорно-моторных навыков, внимательности, точности, памяти, фантазии и воображения, создает условия для профессионального самоопределения.
Исследования многих ученых доказывают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук. Ребенок, у которого хорошо развиты пальчики, логично рассуждает, обладает хорошей памятью, умеет концентрироваться, уверенно общается с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rukodelnitsa_2015-2016.docx | 41.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Утверждаю:
дополнительного образования детей директор ЦДТ № 4
Центр детского творчества № 4 ________Кузнецова Г. И.
« »__________ 2015г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей (8-14лет)
курс «Рукодельница»
Всего часов: 144
Рассмотрено и одобрено Программа разработана
На заседании методического совета Бирюковой Екатериной Александровной
ЦДТ № 4 квалификация «Учитель технологии
и предпринимательства
« » ___________ 20___ г.
Протокол №______
г. Ульяновск
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии с основными Положениями Закона Российской Федерации « Об образовании», нормативно-правовыми документами по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования, в частности в курс «Рукодельница» на 1 год обучения.
Программа предназначена для обучения декоративно-прикладному творчеству (вышивка всех видов, декорирование, лоскутное шитье), получения знаний, умений и навыков в данных видах творчества и направлена на раскрытие творческих способностей и развитие личностных качеств к их проявлению, а также на формирование эстетического вкуса и позитивного восприятия общекультурных и общечеловеческих ценностей.
Актуальность программы
Декоративно-прикладное творчество с древнейших времен считалось занятием благородным, женщины разных сословий занимались пошивом одежды, вышивкой, декорированием дома. История этого занятия насчитывает тысячелетия, при раскопках гробниц археологи находили предметы декора, одежды и вышивки. И в наши дни эти виды творчества не потеряли своей актуальности: вновь популярна вышивка, изделия созданные своими руками с неповторимым стилем выполнения и личным почерком создателя изделия, подчеркивающим стиль обладателя.
Как предмет дополнительного образования декоративно-прикладное творчество имеет ряд актуальных сегодня преимуществ - способствует развитию творческих способностей, художественного и эстетического вкуса, сенсорно-моторных навыков, внимательности, точности, памяти, фантазии и воображения, создает условия для профессионального самоопределения.
Исследования многих ученых доказывают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук. Ребенок, у которого хорошо развиты пальчики, логично рассуждает, обладает хорошей памятью, умеет концентрироваться, уверенно общается с окружающими.
Новизна данной программы заключается в том, что наряду с получением основных знаний, умений и навыков в таких видах декоративно-прикладного творчества, как вышивка, декорирование и лоскутное шитье, дети обучаются основам моделирования изделий, возможности самостоятельно изменять размер, форму, фактуру ,цвет и их гармоничному сочетанию.
Программа также предусматривает возможность заниматься указанными видами творчества всем желающим детям, независимо от уровня развития творческих способностей и предлагает равные условия для получения знаний и раскрытия творческого потенциала.
Цели программы:
- получение детьми знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества
- создание условий для развития личности ребенка и развитие мотивации к познанию и творчеству, выявление творческих способностей и их развитие
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка
- повышение общекультурного уровня детей
- развитие социально-значимых качеств, профилактика асоциального поведения
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
Задачи программы:
- давать знания и умения в таких видах декоративно-прикладного творчества, как вышивка, декорирование и лоскутное шитье
- развивать мелкую моторику рук, точность, аккуратность, внимательность
- развивать творческие способности детей, воображение и фантазию
- развивать художественно-эстетическое восприятие, чувство стиля, чувство вкуса
- развивать коммуникативные качества детей, способность адаптироваться в коллективе, проявляя свои личностные качества и творческие возможности.
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Адаптированность программы
Программа предназначена для работы с детьми 8-14 лет и адаптирована относительно уровней творческих способностей учеников.
В процессе обучения применяются разные по степени сложности техника и приемы, учитывается возрастная тематика изготавливаемых изделий, подбираются модели с учетом сложности изготовления.
Во время занятий применяется индивидуальный подход, уделяется внимание каждому ребенку персонально для объяснения приемов и схем, а также ведется контроль усвояемости.
Особое значение имеет работа с детьми с наиболее развитыми творческими способностями.
ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Данная программа дополнительного образования несет в себе три основные функции : образовательная, развивающая и воспитательная.
Образовательная функция.
Основная задача образовательной функции – овладение учащимися системой теоретических знаний, умений и навыков декоративно-прикладного творчества, а именно:
1) обучение детей основным приемам вышивки, декорирования изделий и лоскутное шитье
2) освоение разных по сложности техник вышивки и обработки изделия
3) обучение чтению схем и обозначений и умению моделирования в зависимости от размера и формы изделия, а также сочетанию цветовой гаммы и фактуры изготавливаемых изделий
Развивающая функция
Задача развивающей функции – развитие личности ребенка как целостной системы, а также раскрытие и развитие творческих способностей обучающихся, эмоционально-волевых качеств.
Данная программа способствует:
1) повышению интереса к творческой работе, нацеленной на результат
2) развитию художественно-эстетического восприятия ребенка и его воображения
3) развитию сенсорно - моторных навыков, мелкой моторики пальцев рук
4) интеллектуальному и духовному развитию личности ребенка, укреплению психического здоровья
5) развитие мотивации личности к познанию и творчеству
6) приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям
Воспитательная функция
Основная задача воспитательной функции – воспитание культуры поведения детей на занятиях, их дисциплинированности и чувства ответственности, развитие общительности, формирование позитивного отношения к творческой деятельности, а также профилактика асоциального поведения.
Воспитательная функция осуществляется путем подбора форм и методов обучения и организации общения педагога с учащимися. Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Обучающие:
- обучить детей основным приемам вышивки и декорирования, лоскутного шитья
- освоить разные по сложности техники вышивки
- обучить чтению схем и обозначений
- обучить моделированию изделий в зависимости от размера и формы, а также сочетанию цветовой гаммы и фактуры изготавливаемых изделий
Развивающие:
- повысить интерес детей к творческой работе, нацеленной на результат
- развивать художественно-эстетическое восприятия ребенка и его воображение
- развивать сенсорно - моторные навыки, мелкую моторику пальцев рук
- развивать интеллектуально и духовно личность ребенка
- укреплять психическое здоровье
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения детей на занятиях
- развивать дисциплинированность и чувство ответственности
- развивать общительность, эмоциональную отзывчивость
- формировать позитивное отношение к творческой деятельности
- профилактика асоциального поведения
Прогнозируемый результат
Учащиеся должны:
- знать основные приемы и техники вышивки
- уметь работать с ниткой и иголкой
- знать основные приемы декорирования
-уметь правильно раскроить и обработать ткань для пошива изделия
- уметь моделировать изделия, гармонично сочетать в композиции размер, форму, фактуру, цвет.
Воспитательная составляющая.
Учащиеся должны:
- знать правила поведения на занятиях
- соблюдать правила порядка работы студии, дисциплину, вежливость
Условия реализации программы
Организация учебного, образовательного и воспитательного процесса.
Набор в студию декоративно-прикладного творчества «Рукодельница» осуществляется в начале учебного года. Состав участников объединения – 45-50 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа) во второй половине дня согласно расписанию. Требования и нормы СанПИНа о сохранении физического и психического здоровья детей учтены. Помещение должно быть просторным, проветриваемым, хорошо освещенным.
Необходимое оборудование.
Для обеспечения учебного процесса и качественной работы педагога и учащихся необходимо наличие столов и стульев.
Каждому обучающемуся на занятиях необходимо иметь:
- для вышивки – мулине разный цветов, пяльца, ткань, бисер, ножницы;
- для декорирования – кружево, бумага, ткань, бисер, ножницы, крючок;
- для лоскутного шитья – нитки, ткань, ножницы, швейная машина.
Принцип разработки учебного и учебно-тематического плана
Данная программа занятий декоративно-прикладного творчества включает в себя три вида творчества: вышивка, декорирование, лоскутное шитье. Исходя из этого, программа разделена на три блока соответственно, плюс четвертый блок включает в себя мероприятия воспитательного и культурно-просветительного характера. Почти все темы объединяют в себе несколько занятий, так как выполнены в одной технике и имеют единое идейное содержание, а отличаются лишь теми или иными приемами.
Идейно-тематическое содержание некоторых уроков прерывает последовательность занятий по блокам, например, после основного курса вышивка и декорирование, данная программа предусматривает несколько занятий по изготовлению изделий с вышивкой к праздникам.
Программой предусмотрены выездные занятия: экскурсии, посещение выставок, с целью расширения кругозора и получения новой информации, а также для сплочения коллектива в свободной нерабочей обстановке.
Структура занятий
Исходя из специфики работы, складывается определенная последовательность занятия:
- демонстрация образца, планируемого к изготовлению;
- показ и разъяснение схемы изделия;
- показ и разъяснение необходимых приемов и техники изделия;
- контроль усвоения (индивидуально с каждым учеником);
- физ. минутка, смена деятельности.
Формы проведения занятий
Усвоение материала в ходе учебного процесса проходит в форме практических занятий, на которых учащиеся осваивают приемы и техники работы. Теоретические знания – исторические материалы и обучение толкованию схем и обозначений – даются параллельно.
Контроль усвоения программы
Данная программа дополнительного образования предусматривает контроль усвоения программы, диагностику, как важную часть педагогического процесса. Диагностика позволяет анализировать результаты деятельности педагога и детей, обучающихся в объединении, учит делать выводы и помогает находить новые формы и методы работы.
Диагностика является одним из основных способов контроля усвоения программы и степенью ее реализации.
Формы и методы проведения диагностики
Учитывая разный уровень творческих способностей учеников, необходимо следить за динамикой их развития и совершенствования. Чтобы проследить за ростом творческих способностей и процессом освоения программы в сфере декоративно-прикладного творчества применяются такие формы и методы диагностики, как:
- непосредственный контроль на занятиях (индивидуально за каждым учеником), метод - наблюдения;
- выставка (школьная, районная, городская, областная); данная форма диагностики используется по прошествии определенного периода времени, на стадии завершения работы над несколькими изделиями. Метод – показательная работа в условиях соревновательности, в духе соперничества за призовые места.
Участие в выставках дает стимул для дальнейшей творческой работы, служит мотивом к планированию новых целей и задач, стремлению находить интересные формы и методы для реализации программы, побуждает к достижению новых творческих успехов и повышению мастерства.
Условия реализации педагогического процесса
Для реализации данной программы необходимо:
- профессиональная подготовка руководителя, его высокий уровень знания в области декоративно-прикладного творчества;
- высокий культурный уровень педагога (широкий кругозор в области культуры и искусства, наличие педагогических навыков, такта, художественного вкуса и умения увлечь учеников творческой инициативой);
- умение руководителя подобрать интересную тематику изделий, соответствующую уровню технического мастерства учеников, их возрастным особенностям и интересам;
- умение руководителя планировать занятии в меру эмоционально насыщенными, не вызывающими переутомления; на каждом занятии учащиеся должны получать что-то новое;
- умение педагога создавать на занятиях обстановку творческой активности и товарищества; доброжелательное отношение ко всем участникам объединения;
- регулярность занятий соответственно составленному расписанию.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Поставленные задачи и цели данной программы определяют выбор методов и методических приемов обучения. На занятиях по декоративно-прикладному творчеству предлагается применение трех основных и взаимосвязанных методов обучения:
- наглядный
- словесный
- практическая деятельность
Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики. Выбор тех или иных приемов обучения определяется конкретными задачами данного занятия, сложностью материала, этапом обучения и уровнем подготовки детей.
Наглядный метод позволяет на конкретных примерах показать детям наиболее правильное выполнение того или иного действия, он включает в себя:
- конкретную демонстрацию выполнения приемов и техник вышивки и пошива изделия
- показ расположения рук и нитки (пялец, ткани), которые необходимо усвоить для правильного выполнения изделий
- направление движения иглы, выкройки или бисера в процессе работы
- наиболее рациональный расклад выкроек на ткани для изготовления изделия
Словесный метод направлен на сознание ребенка, способствует осмысленности , содержательности его деятельности. Слово педагога помогает лучше понять правильность выполнения действий, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. Словесный метод включает в себя объяснения, пояснения, беседу и служит для объяснения на словах правил выполнения тех или иных приемов работы, пояснения терминов, чтения схем изделий.
Метод практической деятельности. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное обучение, развитие и воспитание в виде систематических упражнений, выполнении приемов и техник работы. В практической деятельности особое значение имеет принцип последовательности и постепенного усложнения творческих задач. Принцип последовательности и постепенности должен быть основополагающим в вопросе подбора изделий для изготовления, где важно учитывать творческие способности детей и их заинтересованность, а также степень сложности изделий. Важно помнить, что изготовление сложных изделий новичками может вызвать общее утомление, и одновременно неудовлетворенность получаемыми результатами, так же как слишком легкие изделия могут вызвать равнодушие к творческому процессу и ослабить интерес к его художественной ценности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
ОБЪЕДИНЕНИЯ «РУКОДЕЛЬНИЦА»
1 год обучения
Количество часов | ||||||||||
№ | Блок | Всего | Теория | Практика | ||||||
1 | Вышивка | 54 | 7 | 47 | ||||||
2 | Декорирование | 44 | 8 | 36 | ||||||
3 | Лоскутное шитье | 42 | 5 | 37 | ||||||
4 | Мероприятия культурно-просветительного и Воспитательного характера | 4 | - | - | ||||||
Итого | 144 часа | |||||||||
№ занятия | Тема | Кол-во | часов | |||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||||
1 | Вводное занятие. История вышивки. План работы. Материалы. | 2 | 2 | - | ||||||
2-5 | Вышивка простых стежков (крест, глядь, строчка, цепочка и т.д) | 8 | 1 | 7 | ||||||
6-8 | Изготовление подарочного набора салфеток | 6 | 1 | 5 | ||||||
9-12 | Изготовление новогоднего мешочка «Новогодний сапожок» | 8 | 1 | 7 | ||||||
13-18 | Изготовление комплекта украшений (предмета обихода), с учетом выбранного способа вышивки | 12 | 1 | 11 | ||||||
19-23 | Изучение способа вышивки из подручных материалов (минералы, пуговицы, кожа, декоративных элементов) | 10 | 1 | 9 | ||||||
24-27 | Вышивка, как элемент декора одежды. (вышивка на воротниках) | 8 | 1 | 7 | ||||||
28-29 | Основы декорирования. | 4 | 2 | 2 | ||||||
30-31 | Творческая доска | 4 | 1 | 3 | ||||||
32-35 | Изготовление вазы с применение нескольких техник декорирования | 8 | 1 | 7 | ||||||
36-40 | Изготовление набора «Дамский сундучок» (шкатулка, зеркало, расчёска) | 10 | 1 | 9 | ||||||
41-44 | Изготовление блокнота в технике «скрамбурк» | 8 | 1 | 7 | ||||||
45-49 | Декорирование одежды | 10 | 2 | 8 | ||||||
50-55 | Изготовление простого изделия в технике «лоскутное шитье» | 12 | 2 | 10 | ||||||
56-58 | Изготовление летней сумки в технике «лоскутное шитье» | 6 | 1 | 5 | ||||||
59-64 | Изучение способов объединения лоскутного шитья и вышивки, изготовление изделия на выбор | 12 | 2 | 10 | ||||||
65-70 | Изготовление изделия на выбор предмет интерьера, комплект аксессуаров) | 12 | 1 | 11 | ||||||
71-72 | Экскурсии | 4 | - | - | ||||||
Итого | 144 | 22 | 122 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Содержание данной образовательной программы представляет собой полное раскрытие сути и принципов декоративно-прикладного творчества, раскрывает его цели, задачи и пути их реализации. В содержательной части предлагаются правила, приемы и методы декоративно-прикладного творчества, а также описаны специфические моменты коллективной творческой деятельности и педагогической работы курса «Рукодельница».
В содержании даются методические и педагогические рекомендации в работе с детьми 8-14 лет и различных творческих способностей, для достижения целей и задач, поставленных в программе.
Форма учебного процесса – практическая деятельность учащихся с помощью педагога.
Весь учебный процесс разделен на 4 основных блока:
1-й блок – занятия по вышивке. Блок включает в себя освоение различных техник и приемов вышивки, от простых стежков к сложным стежкам. Учит работе с разными материалами – различные по качеству нитки и ткани, мелкий и крупный бисер, эластичные нити, что способствует развитию воображения. Тематика изделий разнообразна, при их выборе учитывается возраст и интересы учащихся. Учитывается также сезонная актуальность, например, изготовление новогодних сувениров к праздникам Нового года и Рождества
2-й блок – декорирование изделия. Этот блок включает в себя освоение способов и приемов декорирования одежды и предметов обихода. Учит работать с нитками и природными материалыми, кожей, тканью, бисером и самостоятельно подбирать их соответствие. Изготавливаемые на занятиях изделия очень актуальны и носят особенно прикладной характер (аксессуары, подарки и др.)
3-й блок – лоскутное шитье. Данный блок позволяет освоить лоскутное шитье, разнообразие которого определяется размером, формой, также выбором фактуры ткани (трикотаж, ситец, мех, плюш и др.) Занятия учат работе с тканью, ножницами и иголкой, раскладу выкроек и раскрою ткани, шитью иголкой вручную. Детям предоставлен выбор изделий на свой вкус, в рамках сложности определенного изделия.
4-й блок – мероприятия воспитательного и культурно-просветительного характера. В каникулярное время предусмотрено посещение выставок и городских музеев.
Литература
- Выгодский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.: «Просвещение», 1991.
- Волков И.П. «Учим творчеству» - М.: «Педагогика», 1987.
- Демина Л.М. «По законам красот» - М.: «Педагогика» ,1990.
- Ерзенкова Н.В. «Свой дом украшу я сома» - Мн.: Полымя», 1992.
- Криксунова И. «Создай свой имидж» - Санкт-Петербург: «Лань», 1997.
6. И.Мелик-Пашаев Л.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству» -М.: «Педагогика», 1987.
7. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов» - М.: «Просвещение», 1991.
18 .Пидкасистый П. И. «Педагогика» - М.: «Роспедагенство», 1996.