Внеклассное занятие по теме "Русская народная игрушка". "Матрёшка".
Информационно-познавательная беседа с элементами творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matryoshka.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
(Информационно-познавательная беседа с элементами творчества).
ЦЕЛИ: -познакомить ребят с историей создания, многообразием, особенностями русской игрушки-матрёшка; научить расписывать игрушки;
-развивать познавательную активность, образное мышление; навыки работы с карандашом;
-прививать свободу творческого воображения, интерес и любовь к русской национальной игрушке, музыке;
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: - формировать стремление добиваться результатов труда, доводить начатое до конца.
ОБОРУДОВАНИЕ: короб, матрёшка, слайды, записи мелодий русских народных песен, карандаши цветные, шаблоны матрёшек для росписи, наборы букв;
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Орг.момент:
-под звуки мелодии русской народной «Коробочка» песни дети усаживаются на места;
2.Введение в тему:
-Вы .конечно, догадались почему наша встреча началась с этой народной песни? Потому в центре внимания будет вот эта самая «коробочка», а вернее чудесный короб. И конечно, он располным- полон...А вот чем?
Конечно, вещами! Старинными, русскими, крестьянскими.
Может кружевами белоснежными или яркими домоткаными половичками, что плели себе в приданное наши прабабушки в молодости и складывали вот в такие короба? А может деревянными расписными ложками или глиняными плошками да кринками, которые мастерили наши прадедушки? Ладно открою вам тайну. Он наполнен игрушками! Конечно, в нём нам не найти заграничную красавицу Барби или радио управляемый катер. Но игрушки, что здесь лежат, не менее красивые, не менее знамениты в мире и денег стоят не малых сейчас. А особенность их состоит в том, что созданы руками народных русских мастеров. Талантливы, конечно, эти люди и добры, потому что подарить яркую красочную игрушку может только очень добрый человек.
3.Знакомство с матрёшкой.
- Итак, откроем короб. Я вижу замечательную игрушку, угадайте какую?
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко Наша русская...( матрёшка).
(достаётся игрушка. Демонстрация куклы)
4.Знакомство с автором игрушки:
-Может это покажется и удивительным, но человек который придумал матрёшку, известен. Это не крестьянин, а русский художник. Он жил в позапрошлом веке. Путешествуя по Японии, он увидел подобную куклу, только одета она была по- японски .(показ слайдов) Кукла так понравилась ему, что он пошёл к народным умельцам: «Можно ли выточить такую забавную куклу?»Выточили и назвали русским именем Матрёшка.
Так как же звали этого человека? Мы сейчас узнаем. Проведём небольшой конкурс по-принципу «Поле чудес». (дети по очереди называют
буквы открывается фамилия).
МИЛЮТИН
5.Знакомство с материалом:
-Фигурка Матрёшки сделана из деревянного бруска. Дерево спиливали весной, заготавливали в прок, сушили, а потом вытачивали игрушку, причём вытачивали самую маленькую, неразъёмную куколку. Из какого же дерева сделана наша красавица? Это мы сможем узнать при помощи нашей волшебной азбуки.
( составляется слово из карточек)
ЛИПА
6.Знакомство с поговоркой:
-Полено или бревно распиливали на чурочки, потом из них делали заготовки .которые назывались баклуши. Эту незатейливую и не мудрёную работу делали подмастерья или дети. Это поручение считалось не серьёзным, лёгким, простым делом не требующим умения. Отсюда пошло выражение « бить баклуши»-значит ничего не делать.
Можно подобрать похожие выражения-«валять дурака», «лодыря гонять».
- Физкульт. минутка.
На лугу растут цветы
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.) Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают И по-прежнему цветут.
- Творческая мастерская.
-Первые матрёшки были не такие пёстрые. Краски были не яркие, лица бы выписаны, прорисованы тонко. Дело в том ,что росписью матрёшек занимались иконописцы при монастырях.
А потом люди увлеклись куклой, стали делать её в разных местах в Липецке, Воронеже, Вятке.(показ слайдов).Она стала стройнее, наряднее. На её переднике расцвели букеты алых роз, с ярко- зелёными листочками. Современная матрёшка стала разнообразнее. Появились куклы в других национальных костюмах, современных одеждах; группы матрёшек на сказочные сюжеты: «Конёк-горбунок», «Богатыри» и т.д..Мастера стали применять позолоту, лакирование.
Каждый из вас тоже может создать свою матрёшку. Перед вами альбомные заготовки кукол. Их надо расписать :выписать лицо, украсить сарафан и платок.
(под мелодию русской народной песни ребята выполняют работу).
- Обсуждение работ.
- Итог занятия.
-С какой игрушкой мы сегодня познакомились?
-Как звали мастера, который придумал игрушку?
Из какого дерева делают матрёшку?
-С какой поговоркой мы познакомились? -Что она значит?
-Хорошо ли мы с вами провели время?