Конспект занятия "Русская изба"
Знакомить детей с жизнью и бытом русского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_d.s_ryabinushka.docx | 23.73 КБ |
zanyatie_v_d.s_ryabinushka.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие с детьми из д.с «Рябинушка»
Тема: «Русская изба»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.
- Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), горница, горшочек, ухват, крынка, коврик, подсвечник, сундук, шкатулка.
- Развивать интерес к старинным играм, и забавам.
- Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
Материал для занятия. Русская изба: печь, чугунок, ухват, крынка, коврики, половики, дрова, свечи, лучина, куклы в народных костюмах, сундук, шкатулка деревянная, шкатулка плетеная. Обручи с колокольчиками «упряжки», маска «солнышко». Сарафаны для девочек и воспитателя, пояса для мальчиков. Запись русской народной песни.
Предварительная работа. Знакомство с предметами быта, утварью , одеждой русского народа. Посещение мини-музея «Русский народный быт и промысел», беседы об экспонатах.
Ход занятия:
Дети одетые в элементы русских народных костюмов.
Предлагаю детям отправиться в гости, в русскую избу, а отправимся мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках с бубенцами.
Дети «рассаживаются», под русскую народную песню отправляемся в путь.
Останавливаемся у русской избы, стучимся. Встречают нас Аленушка и Иванушка. Здороваются и мы здороваемся по старинному русскому обычаю кланяемся, положив руку на сердце.
Рассматриваем русскую избу.
Преподаватель: Мы пришли в горницу.- самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей.
Скажите, какой предмет занимает больше всего места в горнице?
Дети: печка.
Преподаватель: да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.
Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».
Печь была самой главной вещью в доме.
Преподаватель: Для чего же нужна была печь в избе?
Дети: В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.
Преподаватель: Давайте рассмотрим печь. Как устроена печь?
Дети: Труба, окно, шесток, заслонка, лежанка.
Преподаватель: А как вы думаете чем топили печь?
Дети: дровами.
Преподаватель: Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.
В какой посуде готовили русские хозяйки?
Дети: в горшках, в чугунках. (предлагаю ребенку показать горшочек)
Преподаватель: ставят горшочек на шесток . Ой, а как же поставить горшочек в печке то горячо?
Дети: Ухватом.
Преподаватель: Правильно. ( предлагаю ребенку показать ухват , все рассматривают)
Предлагаю детям показать, как надо брать горшочек ухватом.
Ну вот горшочек в печи, в горнице тепло.
Как же в таком тепле молоко не прокисало? Дети как вы думаете, в чем русские хозяйки хранили молочко?
Дети. В крынке.
Преподаватель: Правильно. (предлагаю ребенку показать крынку, дети рассматривают, обследуют, определяют из чего сделана , какая крынка)
Предлагаю детям посмотреть на пол Чем покрыт пол?
Дети: Ковриками, половиками
Преподаватель: А для чего пол покрывали половиками?
Дети: Для тепла.
Преподаватель: Из чего же их изготавливали русские хозяйки?
Дети: Вязали из разноцветных лоскутков ткани.(из старой одежды)
Посмотрите как чисто вокруг, это хозяюшка постаралась порядок навела.
Физ. Минутка.
Давайте покажем, как хозяйки прибираются в избе.
Пол подметают, чистят щетками, моют, половики трясут, печь белят, пыль вытирают и т.д.
Преподаватель: Заскучали что-то наши Аленушка и Иванушка.
Посмотрите, детки, какая красивая одежда на них.
Что надето на Аленушке и Иванушке?
Дети: рубашка, сарафан, кокошник, лапти; косоворотка, порты, пояс, картуз.
Преподаватель: Где русские хозяйки хранили одежду?
Дети: В сундуке ( рассматриваем сундук)
Преподаватель: Давайте в него заглянем (достаю шкатулку деревянную, рассматриваем, обсуждаем, достаю плетеную, рассматриваем, обсуждаем)
Преподаватель : Чтобы сшить такие наряды девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда — электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет?
Дети: Лучину, свечи.
Преподаватель: Из чего делали лучину?
Дети: Из щепочки, отколотой от полена.
Преподаватель: Что подставляли под свечи, чтобы они не падали и стол не пачкали?
Дети: Подсвечники (рассматриваем, обсуждаем из чего вырезали их народные мастера)
Преподаватель: Дети, а как вы думаете на Аленушке и Иванушке какие наряды надеты: праздничные или в которых каждый день ходят?
Дети: праздничные.
Преподаватель: правильно, собрались Аленушка и Иванушка на праздник, а на праздниках принято в народные игры играть, давайте покажем им как мы играем в игру «Гори солнце ярче..»
Играем в игру.
Преподаватель: ну вот и пришла пора прощаться с Аленушкой и Иванушкой.
Понравилось вам в гостях?
Как называется дом, в котором живут Аленушка и Иванушка? (Изба)
Как называется комната, в которой они нас принимали? (Горница)
Какой самая главная вещь в горнице ? (Печь)
Хвалю и благодарю детей за хорошую работу.
Конспект занятия
для детей подготовительной группы
д .с. « Рябинушка »
Тема: «Русская изба»
Преподаватель : Герман Л. В.
МБОУ ДОД «ДХШ ДПИ»
Сургут 2013г.
Предварительный просмотр:
Открытое занятие с детьми из д.с «Рябинушка»
Тема: «Русская изба»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.
- Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), горница, горшочек, ухват, крынка, коврик, подсвечник, сундук, шкатулка.
- Развивать интерес к старинным играм, и забавам.
- Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
Материал для занятия. Русская изба: печь, чугунок, ухват, крынка, коврики, половики, дрова, свечи, лучина, куклы в народных костюмах, сундук, шкатулка деревянная, шкатулка плетеная. Обручи с колокольчиками «упряжки», маска «солнышко». Сарафаны для девочек и воспитателя, пояса для мальчиков. Запись русской народной песни.
Предварительная работа. Знакомство с предметами быта, утварью , одеждой русского народа. Посещение мини-музея «Русский народный быт и промысел», беседы об экспонатах.
Ход занятия:
Дети одетые в элементы русских народных костюмов.
Предлагаю детям отправиться в гости, в русскую избу, а отправимся мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках с бубенцами.
Дети «рассаживаются», под русскую народную песню отправляемся в путь.
Останавливаемся у русской избы, стучимся. Встречают нас Аленушка и Иванушка. Здороваются и мы здороваемся по старинному русскому обычаю кланяемся, положив руку на сердце.
Рассматриваем русскую избу.
Преподаватель: Мы пришли в горницу.- самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей.
Скажите, какой предмет занимает больше всего места в горнице?
Дети: печка.
Преподаватель: да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.
Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».
Печь была самой главной вещью в доме.
Преподаватель: Для чего же нужна была печь в избе?
Дети: В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.
Преподаватель: Давайте рассмотрим печь. Как устроена печь?
Дети: Труба, окно, шесток, заслонка, лежанка.
Преподаватель: А как вы думаете чем топили печь?
Дети: дровами.
Преподаватель: Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.
В какой посуде готовили русские хозяйки?
Дети: в горшках, в чугунках. (предлагаю ребенку показать горшочек)
Преподаватель: ставят горшочек на шесток . Ой, а как же поставить горшочек в печке то горячо?
Дети: Ухватом.
Преподаватель: Правильно. ( предлагаю ребенку показать ухват , все рассматривают)
Предлагаю детям показать, как надо брать горшочек ухватом.
Ну вот горшочек в печи, в горнице тепло.
Как же в таком тепле молоко не прокисало? Дети как вы думаете, в чем русские хозяйки хранили молочко?
Дети. В крынке.
Преподаватель: Правильно. (предлагаю ребенку показать крынку, дети рассматривают, обследуют, определяют из чего сделана , какая крынка)
Предлагаю детям посмотреть на пол Чем покрыт пол?
Дети: Ковриками, половиками
Преподаватель: А для чего пол покрывали половиками?
Дети: Для тепла.
Преподаватель: Из чего же их изготавливали русские хозяйки?
Дети: Вязали из разноцветных лоскутков ткани.(из старой одежды)
Посмотрите как чисто вокруг, это хозяюшка постаралась порядок навела.
Физ. Минутка.
Давайте покажем, как хозяйки прибираются в избе.
Пол подметают, чистят щетками, моют, половики трясут, печь белят, пыль вытирают и т.д.
Преподаватель: Заскучали что-то наши Аленушка и Иванушка.
Посмотрите, детки, какая красивая одежда на них.
Что надето на Аленушке и Иванушке?
Дети: рубашка, сарафан, кокошник, лапти; косоворотка, порты, пояс, картуз.
Преподаватель: Где русские хозяйки хранили одежду?
Дети: В сундуке ( рассматриваем сундук)
Преподаватель: Давайте в него заглянем (достаю шкатулку деревянную, рассматриваем, обсуждаем, достаю плетеную, рассматриваем, обсуждаем)
Преподаватель : Чтобы сшить такие наряды девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда — электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет?
Дети: Лучину, свечи.
Преподаватель: Из чего делали лучину?
Дети: Из щепочки, отколотой от полена.
Преподаватель: Что подставляли под свечи, чтобы они не падали и стол не пачкали?
Дети: Подсвечники (рассматриваем, обсуждаем из чего вырезали их народные мастера)
Преподаватель: Дети, а как вы думаете на Аленушке и Иванушке какие наряды надеты: праздничные или в которых каждый день ходят?
Дети: праздничные.
Преподаватель: правильно, собрались Аленушка и Иванушка на праздник, а на праздниках принято в народные игры играть, давайте покажем им как мы играем в игру «Гори солнце ярче..»
Играем в игру.
Преподаватель: ну вот и пришла пора прощаться с Аленушкой и Иванушкой.
Понравилось вам в гостях?
Как называется дом, в котором живут Аленушка и Иванушка? (Изба)
Как называется комната, в которой они нас принимали? (Горница)
Какой самая главная вещь в горнице ? (Печь)
Хвалю и благодарю детей за хорошую работу.
Конспект занятия
для детей подготовительной группы
д .с. « Рябинушка »
Тема: «Русская изба»
Преподаватель : Герман Л. В.
МБОУ ДОД «ДХШ ДПИ»
Сургут 2013г.