Конспект занятия "Русская изба"

Герман Лариса Валерьевна

Знакомить детей с жизнью и бытом русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_d.s_ryabinushka.docx23.73 КБ
Файл zanyatie_v_d.s_ryabinushka.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие с детьми из д.с «Рябинушка»

                        Тема:    «Русская изба»        

 Задачи:

  • Продолжать  знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.
  • Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), горница, горшочек, ухват, крынка, коврик, подсвечник, сундук, шкатулка.
  • Развивать интерес к старинным играм, и забавам.
  • Воспитывать интерес  и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

 Материал для занятия. Русская изба: печь, чугунок, ухват, крынка, коврики, половики, дрова, свечи, лучина, куклы в народных костюмах, сундук, шкатулка деревянная, шкатулка плетеная. Обручи с колокольчиками «упряжки», маска «солнышко». Сарафаны для девочек и воспитателя, пояса для мальчиков. Запись русской народной песни.

 Предварительная работа. Знакомство с предметами быта, утварью , одеждой русского народа. Посещение мини-музея «Русский народный быт и промысел», беседы об экспонатах.

 Ход занятия:

   Дети одетые в элементы русских народных костюмов.

Предлагаю детям  отправиться в гости, в русскую избу, а отправимся  мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках  с бубенцами.

Дети «рассаживаются», под русскую народную песню отправляемся в путь.

  Останавливаемся у русской избы, стучимся. Встречают нас Аленушка и Иванушка. Здороваются и мы здороваемся по старинному русскому обычаю кланяемся, положив руку на сердце.

   Рассматриваем русскую избу.

Преподаватель:  Мы пришли в горницу.- самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей.

Скажите, какой предмет занимает больше всего места в  горнице?

Дети: печка.

Преподаватель: да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.

Про неё в народе говорили:  «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».

Печь была самой главной вещью в доме.

Преподаватель: Для чего же нужна была печь  в избе?

Дети: В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.

Преподаватель: Давайте рассмотрим печь. Как устроена печь?

Дети:  Труба, окно, шесток, заслонка, лежанка.

Преподаватель:  А как вы думаете чем топили печь?

Дети:  дровами.

Преподаватель:  Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.

В какой посуде готовили русские хозяйки?

Дети: в горшках, в чугунках. (предлагаю ребенку показать горшочек)

Преподаватель:  ставят горшочек на  шесток . Ой, а как же поставить горшочек в печке то горячо?

Дети:  Ухватом.

Преподаватель: Правильно. ( предлагаю ребенку показать ухват , все рассматривают)

Предлагаю детям показать, как надо брать горшочек ухватом.

Ну вот горшочек в печи, в горнице тепло.

Как же в таком тепле молоко не прокисало? Дети как вы думаете, в чем русские хозяйки хранили молочко?

Дети.  В крынке.

Преподаватель: Правильно.  (предлагаю ребенку показать  крынку, дети рассматривают, обследуют, определяют из чего сделана , какая крынка)

Предлагаю  детям  посмотреть на пол Чем покрыт пол?

Дети: Ковриками, половиками

Преподаватель:  А для чего пол покрывали половиками?

Дети: Для тепла.

Преподаватель:  Из чего же их изготавливали русские хозяйки?

Дети:  Вязали из разноцветных лоскутков ткани.(из старой одежды)

Посмотрите как чисто вокруг, это хозяюшка постаралась порядок навела.

   Физ.  Минутка.

Давайте покажем, как хозяйки прибираются в избе.

Пол подметают, чистят щетками, моют, половики  трясут, печь белят, пыль вытирают и т.д.

Преподаватель: Заскучали что-то наши Аленушка и Иванушка.

Посмотрите, детки, какая красивая одежда на них.

Что надето на Аленушке и Иванушке?

Дети: рубашка, сарафан, кокошник, лапти;  косоворотка, порты, пояс, картуз.

Преподаватель:  Где русские хозяйки хранили одежду?

Дети: В сундуке ( рассматриваем сундук)

Преподаватель: Давайте в него заглянем (достаю  шкатулку деревянную, рассматриваем, обсуждаем, достаю плетеную, рассматриваем, обсуждаем)

Преподаватель : Чтобы сшить такие наряды девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда — электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет?

Дети: Лучину, свечи.

Преподаватель: Из чего делали лучину?

Дети: Из щепочки, отколотой от полена.

Преподаватель: Что подставляли под свечи, чтобы они не падали и стол не пачкали?

Дети: Подсвечники (рассматриваем, обсуждаем из чего вырезали их народные мастера)

Преподаватель:  Дети, а как вы думаете на Аленушке и Иванушке какие наряды надеты: праздничные или в которых каждый день ходят?

Дети: праздничные.

Преподаватель: правильно, собрались Аленушка и Иванушка на праздник, а на праздниках принято в народные игры играть, давайте покажем им как мы играем в игру «Гори солнце ярче..»

Играем в игру.

Преподаватель:  ну вот и пришла пора прощаться с Аленушкой и Иванушкой.

Благодарим за гостеприимство.

Понравилось вам  в гостях?

Как называется дом, в котором живут Аленушка и Иванушка?  (Изба)

Как называется  комната, в которой они нас принимали? (Горница)

Какой самая главная вещь в горнице ? (Печь)

Хвалю и благодарю детей за хорошую работу.

               

Конспект занятия

 для детей подготовительной группы

 д .с. « Рябинушка »

Тема: «Русская изба»

Преподаватель : Герман Л. В.

МБОУ ДОД «ДХШ ДПИ»

Сургут 2013г.

     



Предварительный просмотр:

Открытое занятие с детьми из д.с «Рябинушка»

                        Тема:    «Русская изба»        

 Задачи:

  • Продолжать  знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.
  • Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), горница, горшочек, ухват, крынка, коврик, подсвечник, сундук, шкатулка.
  • Развивать интерес к старинным играм, и забавам.
  • Воспитывать интерес  и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

 Материал для занятия. Русская изба: печь, чугунок, ухват, крынка, коврики, половики, дрова, свечи, лучина, куклы в народных костюмах, сундук, шкатулка деревянная, шкатулка плетеная. Обручи с колокольчиками «упряжки», маска «солнышко». Сарафаны для девочек и воспитателя, пояса для мальчиков. Запись русской народной песни.

 Предварительная работа. Знакомство с предметами быта, утварью , одеждой русского народа. Посещение мини-музея «Русский народный быт и промысел», беседы об экспонатах.

 Ход занятия:

   Дети одетые в элементы русских народных костюмов.

Предлагаю детям  отправиться в гости, в русскую избу, а отправимся  мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках  с бубенцами.

Дети «рассаживаются», под русскую народную песню отправляемся в путь.

  Останавливаемся у русской избы, стучимся. Встречают нас Аленушка и Иванушка. Здороваются и мы здороваемся по старинному русскому обычаю кланяемся, положив руку на сердце.

   Рассматриваем русскую избу.

Преподаватель:  Мы пришли в горницу.- самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей.

Скажите, какой предмет занимает больше всего места в  горнице?

Дети: печка.

Преподаватель: да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.

Про неё в народе говорили:  «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».

Печь была самой главной вещью в доме.

Преподаватель: Для чего же нужна была печь  в избе?

Дети: В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.

Преподаватель: Давайте рассмотрим печь. Как устроена печь?

Дети:  Труба, окно, шесток, заслонка, лежанка.

Преподаватель:  А как вы думаете чем топили печь?

Дети:  дровами.

Преподаватель:  Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.

В какой посуде готовили русские хозяйки?

Дети: в горшках, в чугунках. (предлагаю ребенку показать горшочек)

Преподаватель:  ставят горшочек на  шесток . Ой, а как же поставить горшочек в печке то горячо?

Дети:  Ухватом.

Преподаватель: Правильно. ( предлагаю ребенку показать ухват , все рассматривают)

Предлагаю детям показать, как надо брать горшочек ухватом.

Ну вот горшочек в печи, в горнице тепло.

Как же в таком тепле молоко не прокисало? Дети как вы думаете, в чем русские хозяйки хранили молочко?

Дети.  В крынке.

Преподаватель: Правильно.  (предлагаю ребенку показать  крынку, дети рассматривают, обследуют, определяют из чего сделана , какая крынка)

Предлагаю  детям  посмотреть на пол Чем покрыт пол?

Дети: Ковриками, половиками

Преподаватель:  А для чего пол покрывали половиками?

Дети: Для тепла.

Преподаватель:  Из чего же их изготавливали русские хозяйки?

Дети:  Вязали из разноцветных лоскутков ткани.(из старой одежды)

Посмотрите как чисто вокруг, это хозяюшка постаралась порядок навела.

   Физ.  Минутка.

Давайте покажем, как хозяйки прибираются в избе.

Пол подметают, чистят щетками, моют, половики  трясут, печь белят, пыль вытирают и т.д.

Преподаватель: Заскучали что-то наши Аленушка и Иванушка.

Посмотрите, детки, какая красивая одежда на них.

Что надето на Аленушке и Иванушке?

Дети: рубашка, сарафан, кокошник, лапти;  косоворотка, порты, пояс, картуз.

Преподаватель:  Где русские хозяйки хранили одежду?

Дети: В сундуке ( рассматриваем сундук)

Преподаватель: Давайте в него заглянем (достаю  шкатулку деревянную, рассматриваем, обсуждаем, достаю плетеную, рассматриваем, обсуждаем)

Преподаватель : Чтобы сшить такие наряды девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда — электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет?

Дети: Лучину, свечи.

Преподаватель: Из чего делали лучину?

Дети: Из щепочки, отколотой от полена.

Преподаватель: Что подставляли под свечи, чтобы они не падали и стол не пачкали?

Дети: Подсвечники (рассматриваем, обсуждаем из чего вырезали их народные мастера)

Преподаватель:  Дети, а как вы думаете на Аленушке и Иванушке какие наряды надеты: праздничные или в которых каждый день ходят?

Дети: праздничные.

Преподаватель: правильно, собрались Аленушка и Иванушка на праздник, а на праздниках принято в народные игры играть, давайте покажем им как мы играем в игру «Гори солнце ярче..»

Играем в игру.

Преподаватель:  ну вот и пришла пора прощаться с Аленушкой и Иванушкой.

Благодарим за гостеприимство.

Понравилось вам  в гостях?

Как называется дом, в котором живут Аленушка и Иванушка?  (Изба)

Как называется  комната, в которой они нас принимали? (Горница)

Какой самая главная вещь в горнице ? (Печь)

Хвалю и благодарю детей за хорошую работу.

               

Конспект занятия

 для детей подготовительной группы

 д .с. « Рябинушка »

Тема: «Русская изба»

Преподаватель : Герман Л. В.

МБОУ ДОД «ДХШ ДПИ»

Сургут 2013г.