Коллективный Творческий проект "Вертеп"
Изучение и сохранение традиций, народных обычаев, праздников. Развитие самостоятельности, творческой инициативы, ответственности, умения работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_vertep_.docx | 37.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская художественная школа № 1 им Л.А.Горды»
КОЛЛЕКТИВНЫЙ
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«В Е Р Т Е П »
Преподаватель:
Герман Лариса Валерьевна
2018 г.
Паспорт проекта
Название проекта: Вертеп
Участники проекта:
-Преподаватель Детской художественной школы № 1 им Л.А.Горды
-Герман Л.В.
-Преподаватель фольклорного отделения КРК им Знаменского
- Смирнова О.В.
-Учащиеся Детской художественной школы № 1 им Л.А.Горды
-Студенты фольклорного отделения Сургутского профессионального колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского
- Родители учащихся
Целевые группы: Учащиеся художественной школы, учащиеся школы искусств, родители, преподаватели.
Основание для разработки проекта: Изучение народных праздников, традиций, обрядов.
Вид проекта: Творческий.
Тип проекта: Партнёрский, с привлечением родителей.
Продолжительность проекта: Краткосрочный.
Сроки реализации проекта: Октябрь - ноябрь – декабрь.
Основные формы реализации проекта:
Использование в работе различных видов деятельности:
Изобразительной, познавательной, фольклорной, театральной.
Самостоятельная декоративно-прикладная деятельность учащихся.
Совместная деятельность учащихся и студентов с родителями и педагогами.
Цель:
Вовлечение учащихся в совместную познавательную, творческую и социально-значимую деятельность, объединяющую учащихся, родителей, педагогов в процессе проектирования и реализации традиционного празднования Рождества.
Задачи:
- Реализация творческих возможностей всех участников проекта.
- Стимулирование интереса и уважения к музыкальному фольклору и народным традициям своего народа.
- Изучение и сохранение традиций, народных обычаев, праздников.
- Развитие самостоятельности, творческой инициативы, ответственности, умения работать в коллективе.
- Развитие социально-значимой деятельности учащихся.
- Формирование положительных эмоциональных переживаний детей, родителей и педагогов от совместного празднования традиционного народного праздника Рождества.
- Расширение и объединение творческих связей между преподавателями и учащимися разных учебных заведений для сохранения социокультурной и образовательной среды .
- Получение опыта проектно-деятельных практических работ.
-Воспитание учащихся, как свободной, творческой личности , знающей свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире.
Продукт:
- Театральное представление.
Ожидаемые результаты:
1. Получение новых знаний об истории и традициях праздника Рождества.
2. Повышение мотивации к учебной работе. Театрализованное представление создает яркий результат, делает учебную работу привлекательной для широкого круга учащихся.
3. Формирование опыта сотрудничества художников и музыкантов. Комплексное восприятие художественно-изобразительных, музыкальных, игровых народных традиций в их нерасчленимом единстве.
4. Укрепление творческой среды учебного заведения.
5. Повышение интереса и уважения к народным традициям и музыкальному фольклору.
6. Создание традиции празднования святок в образовательном учреждении.
7. Развитие творческих способностей учащихся.
Актуальность проекта
Творческий проект «Вертеп» является логическим результатом освоения учебного предмета «Народная игрушка». На протяжении всего курса образовательной программы, учащиеся художественной школы получают знания о народной игрушке через изучение народных праздников, традиции и обрядов. Неоднократно они сами являлись организаторами таких календарных народных праздников, как Масленица, Пасха, Колядки. Активно взаимодействуя с социокультурной средой города, мы нашли единомышленников - творческий коллектив фольклорного отделения Сургутского профессионального колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского. Так, из педагогической практики преподавания предмета «народная игрушка» и капельного пения фольклорного коллектива, возникла идея соединить практический опыт двух учебных заведений в единый коллективный творческий проект.
Основной идеей проекта стало возрождение давней народной традиции рождественского Вертепа.
Тема рождения И. Христа важнейшая для всех христианских народов. В жизни каждого православного человека возникает острая личная потребность погрузиться в историю рождения И. Христа, прожить и прочувствовать многие детали и нюансы этой истории. В связи с этим - это одна из прекрасных тем в воспитательной работе.
Вертепное представление даёт более многогранное и глубокое восприятие темы благодаря театральному «проживанию» истории.
Камерный характер вертепного представления резко контрастирует с другими традиционными святочными обычаями, такими как колядование, святочная вечерка, ряжение, гадания. Это позволяет возродить динамику развития русских святок в начале от тихих рождественских обычаев до более шумных, массовых в конце святок.
Изучая народную культуру во всем своем многообразии, дети знакомятся с музыкальным народным творчеством. Здесь и детский фольклор с его пестрым разнообразием, и календарные праздники, и семейно-бытовые обрядовые действия, сказки и сказания, былины и небылицы, шумные балаганные представления и многое другое.
Социальные преобразования в нашей стране, процессы растущей урбанизации, технический прогресс изменили уклад жизни, разрушают традиции народа, стирают грани национальной культуры, ее истоки, исторически сложившиеся механизмы преемственности поколений. Именно поэтому неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик своего народа, его уникальные особенности, аккумулируя в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений, привнося в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия.
Вспомним немного истории: Святки начинаются с Рождества Христова. 7 января, после церковной службы славильщики со звездой и вертепом обходили дома и пели стихи из церковной службы, а также поздравляли хозяев, которые угощали славильщиков, съестными припасами и деньгами.
Поэтапный план реализации проекта
ДХШ ДПИ | Колледж | |
Теоретическая подготовка проекта | ||
1 этап: согласование идеи, поиск художественного и музыкального решения проекта. | Ознакомление с публикациями по теме народного вертепа: история возникновения, устройство вертепного ящика, традиции народных кукольных представлений, особенности росписи вертепного ящика, варианты изготовления кукол. | Выявление основных сюжетов вертепных представлений. Выбор необходимого варианта драмы "Смерть царя Ирода". Поиск музыкальных материалов, выбор песенных напевов, определение количества кантов, написание музыкальных расшифровок. |
2 этап: подготовительная работа с родителями | Проведение родительского собрания об итоговом занятии в форме народного праздника Святки с приглашением фольклорного ансамбля. Работа с родительским комитетом по изготовлению вертепного домика. | Подготовка сценария праздника, выбор колядок, святочных игровых хороводов, подготовка музыкальных расшифровок. |
Практическая реализация проекта | ||
3 этап: работа над эскизами | Изготовление эскизов росписи, кукол, праздничных подарков для родителей и гостей | Разучивание запланированного репертуара кантов, колядок, игровых хороводов, плясок. |
4 этап: роспись и изготовление кукол | Роспись вертепа и изготовление кукол. | Работа над качеством звучания репертуара: музыкальный строй, единство тембра, тонкости фразировки. |
5 этап: совместные репетиции | Распределение ролей, выучивание текста, совместные репетиции | Совместные репетиции |
Итоговый показ | ||
6 этап: итоговый показ | Проведение итогового показа в форме праздника. Другие выступления с показом вертепного представления. | Участие фольклорного ансамбля колледжа в празднике с показом вертепного представления "Смерть царя Ирода". Организация и проведение других показов. |
Святочный праздник для учащихся после вертепного представления продолжился в виде игровой программы.
Итоги работы:
В результате совместной работы учащимися художественной школы с фольклорным ансамблем, подготовлено вертепное представление «Смерть царя Ирода», в котором удалось соединить яркие, красочные зрительные образы, созданные в куклах, росписи вертепного ящика, выразительное игровое действие и музыку в исполнении фольклорного ансамбля. В учебной жизни наших учеников и наших образовательных учреждений было запоминающееся событие – празднование Рождества, открывающее святочный период. Расширился и обогатился репертуар фольклорного ансамбля. Вертепное представление в целом оставляет в душе ощущение гармонии и света.
Приложение №1
Сценарий "Смерть царя Ирода"[1]
Действие в вертепе | Текст | Фольклорный ансамбль | |||
Вступление | В помещении гасится свет, звучит колокольчик (или треугольник), вслед за ним – «Рождественская мелодия» на металлофоне. Софитами подсвечивается вертепный ящик. Выходят участники фольклорного ансамбля с двумя зажженными свечами с пением колядки и встают с двух сторон от вертепного ящика. Артисты, которые руководят куклами и произносят текст, еще до начала занимают свои места за вертепным ящиком. После пения выходит ведущий со звездой. | Колядка: «На святом месте» | |||
Ведущий: - Здравствуйте, хозяева! С Рождеством Христовым! С праздником! | |||||
Явление 1 | Звучит колокольчик. Участники ансамбля открывают занавес верхнего яруса. Там – сцена с младенцем в яслях. | ||||
Ведущий: Дозвольте вам Рождество Христово показать, Богородице честь отдать, Царя Ирода покарать! | |||||
Верхний ярус | |||||
Явление 2 | Ведущий ставит звезду на верхнюю часть вертепа над крышей, два участника ансамбля ставят две свечи рядом со звездой под крышей. | «Рождество твое, Христе Боже наш» | |||
Ведущий Где Христос родился, Там звезда явися! | |||||
Звучит колокольчик. Два ангела появляются над вертепом. В конце пения исчезают. | Нова радость стала» | ||||
Ведущий: Пастыри очень обрадовались. Бегли к Вифлеему, Там они нашли Пресвятую Деву Марию с Христом. | |||||
Во время пения из левой двери выходит пастушок, кланяется, уходит. Далее из двух дверей вертепа выходят ангелы, в конце пения уходят. | Христос спаситель в полночь родился. | ||||
Поклонились ему, Возвратились, Возблагодарили Бога, Возвеселились, что от ангелов услыхали, Что глазами увидали. | |||||
Нижний ярус | |||||
Явление 3 | Действие переносится на нижний ярус, в тронный зал. Раздвигается занавес нижнего яруса. Ирод восседает на троне; к нему являются три Волхва, поворачиваются к царю Ироду с поклоном. Он повелевает им на обратном пути из Вифлеема явиться к нему с подробностями о рождении Спасителя. | ||||
Ведущий: А вот царь Ирод. Ирод: - Я в царском пурпуре, И ничто не смеет перечить Моей царской натуре. | |||||
Ведущий: Шли три цари Христу поклониться, Перед небесным царем явиться. Ирод же пригласил: Ирод: - Куда идёте? Ведущий: - спросил. Волхвы: - Мы Волхвы, К рожденному идем, Поклоны отдаем Да и назад повернем. Ирод: - Ну что ж, к рожденному идите, Поклонитесь, Назад воротитесь. Расскажите, где младенец родился, Где Бог воплотился? | |||||
Верхний ярус | |||||
Явление 4 | Цари уходят и появляются на верхнем ярусе. Стоят возле пещеры. | «Из какой земли вы, славные цари?» | |||
Ведущий: Приходили к младенцу персидские цари, Приносили ему частные дары. (Цари кланяются) Говорил им Христос Бог младенец: «Мне недороги ваши дары, А мне дороги ваши души. А я буду царь над царями, А я буду Бог над Богами». Ангел им являет, На путь наставляет. | |||||
Ангел появляется над крышей вертепа. Звон колокольчика. | |||||
Ангел: - Идите иным путём, К Ироду не ходите. Ирод смущает, Волхвов зазывает, Младенцев избивает. | |||||
Нижний ярус | |||||
Явление 5 | Ирод напрасно ждет волхвов и в раздраженном состоянии духа обращается к своему Воину. | ||||
Ведущий: Ирод весьма смутился, Что Христос народился. Волхвов не дождал, Воина послал. Ирод: - Воин мой, Воин, Воин вооруженный, Стань передо мною, Как лист перед травою! | |||||
Явление 6 | Воин (входит): - О, грозный царь Ирод, Почто своего верного воина призываешь? И какие грозные приказы повелеваешь? Ирод: - Пойди в Вифлеем И избей всех младенцев, сущих первенцев! Воин - Слушаюсь и повинуюсь! Воин (уходит и возвращается обратно): - О, грозный царь Ирод! По твоему приказу Я сходил в Вифлеем И избил всех младенцев, сущих первенцев. Только одна баба Рахиля Не дает своего дитёнка бить. Ирод: -Иди и приведи её сейчас сюды! Воин: - Иду и приведу! | Три резких удара бубна. | |||
Явление 7 | Воин уходит в одно из боковых отделений вертепа и тотчас приводит Рахиль с ребенком на руках, жалобно пищащим. | ||||
Ирод: - Как ты, баба, Смеешь не давать своего дитёнка Бить моему верному Воину, Когда я это приказал? Рахиль: - Он же у меня один! Да такой маленький! От него нет никому зла! Ирод: - А, дак ты мне ещё смеешь грубить? Коли её ребёнка! | |||||
Воин закалывает отчаянно кричащего ребенка. Рахиль заливается слезами. | |||||
Рахиль: - Ах, увы, убивают, Меня несчастной оставляют. | |||||
Верхний ярус | |||||
Явление 8 | Ангел: - Не плачь, Рахиль, Восстань, Рахиль, Увидишь своё чадо У Царя Небесного в руцех. | ||||
«Не плачь, Рахиля, зря чадо тело». | |||||
Нижний ярус | Ирод (обращаясь к Воину): - Гони бабу отсюда! | ||||
Воин прогоняет ее в одну сторону. | |||||
Верхний ярус (над крышей вертепа) | Ангел: - Ах, Ирод, Ирод! Погиб ты беспечно И лишился неба навечно! | ||||
Явление 9 | С противоположного хода с завыванием и треском появляется Смерть. | Участники ансамбля дуют в бутылки, изображая вой ветра, стучат деревянными ложками. | |||
Смерть: - О, Ироде, Ироде, Полно тебе грешити, Пора смерти просити! Ирод: - Что это тут за баба пьяная? Смерть: - Я не баба пьяная, Я твоя смерть упрямая! У меня есть меч. Вдарю - скатится твоя голова с плеч! У меня есть ножи и пилы – Подпилю твои суставы и жилы! Ирод: - А, Смерть моя мати! Я не хочу с тобой добровольно поступати, А хочу воевати! Дабы неповинное царство узнати. Смерть: - Ах ты, Ирод, проклятый, безумный! Не хочешь со мной Добровольно поступати, А хочешь воевати, Дабы неповинное царство познати? Воскликну же я своего брата из пропускного ада: Ах, брат мой, встань передо мной! | |||||
Явление 10 | Чёрт (выходит из другой двери): - Ого, сестра. Зачем призвала? Смерть: - Да вот, Ирод проклятый, безумный, Не хочет со мной добровольно поступати, А хочет воевати, Дабы неповинное царство познати. Черт: - Возьми, сестра, косу, Сними ему главу! Ему труп и голова, А нам с тобой держава! Ирод (с ужасом встает на своем троне быстро и порывисто): - О, Смерть моя прекрасная, Дай мне отсрочки на один год! Смерть: - Ни на один месяц. Ирод: - Дай на один день. Смерть: - Ни на один час. Ирод: - Дай на одну минуту! Смерть: - Ни на одну секунду! (Смерть отсекает голову Ирода): - И-их! | Участники ансамбля стучат в барабан, лукошко, рубель, бубен. | |||
Смерть, отрубив голову, плавно удаляется. Черт с визгом и хохотом тащит тело в ад. | |||||
Черт: - О, Ирод ты проклятый! За твои превеликие злости Заберу тебя в преисподнюю бездну! И-и-их! | Ансамбль изображает кипение адской смолы: Жжж… Ззз… Ссс… | ||||
Черт с визгом и хохотом тащит тело в ад. Трон опустел. | |||||
Явление 11 | Ведущий: И пошёл Ирод аж до аду К Люциферу на параду. А мы тому взвеселимся, Рождеству поклонимся. | «Небо и земля ныне торжествуют» | |||
Заключение | Зажигается свет. Кланяется фольклорный ансамбль. По очереди выходят артисты с куклами и кланяются. Звучит заключительная песня. | «Рождество Христово, ангел прилетел». |
Приложение №2.
Репертуар для представления.
Название произведения | Жанр | Место записи, источник | |
1 | «На святом месте пустыня стояла. Радуйся! Да радуйся, земля! Просвятися, небо! Сын Божий народился!» | Колядка | Украинские переселенцы в Сибири |
2 | «Рождество твое, Христе Боже наш!» | Рождественский тропарь | Обиходный напев |
Вариант: с. Шаблыкино Ишимского района Тюменской области | |||
3 | «Нова радость стала» | Колядка | Из репертуара фольклорного ансамбля «Традиция» (г. Владивосток, руководитель О. Семенов) |
4 | «Христос Спаситель в полночь родился» | Рождественский кант | Рождество Христово. Крещение. Автор-составитель Игумен Никифор (Кирзин). ТСЛ, 2003. |
Вариант: с. Викулово Викуловского района Тюменской области | |||
4а | Вариант: «Дева Мария Иисуса Христа спородила… Многая лета!» | Вариант: С. Осиновка Викуловского района Тюменской области | |
5 | «Из какой земли вы славные цари» | Рождественский кант | Из репертуара фольклорного ансамбля «Васильев вечер», г. Томск |
6 | Не плачь, Рахиль | Рождественский кант | Из репертуара фольклорного ансамбля «Васильев вечер», г. Томск |
7 | Небо и земля ныне торжествуют | Рождественский кант | К нам пришло, прикатило Рождество Христово. Сборник методических материалов / С-Петербург. С. 6. |
8 | Рождество Христово, ангел прилетел | Рождественский кант | К нам пришло, прикатило Рождество Христово. Сборник методических материалов / С-Петербург. С. 5. |
Вариант: «Рождество Христово» Омская область, районный центр Оконешниково |
Список литературы:
- Попова Т.В. Основы русской народной музыки. М.: Музыка, 1977.
- Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество: очерки по теории фольклора. М.: Композитор, 1994.
- Бачинская Н. Народные песни в творчестве русских композиторов. М., 1962.
- Барсов Е. Причитания северного края. Ч.1, 2, 3. М., 1872, 1882, 1886 .
- Бачинская Н. Музыкальный стиль русских хороводных песен. М.: 1976.
- Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. – В сб.: Библиотечка: в помощь клубному работнику. М., 1990. №7.
- Владкина-Бачинская Н. Музыкальный стиль русских хороводных песен. М.: Музыка, 1976.
- Гошовский В. У истоков народной музыки славян. М., 1871.
- Земцовский И. Мелодика календарных песен. Л., 1975.
- Исторические песни XIII-XVI веков (с приложением 72-х напевов)/Составители Б.Путилов, Б.Добровольский. М.-Л., 1960.
- Кулаковский Л. У истоков русской народной музыкальной культуры. Брянская флейта Пана – кувиклы // Советская музыка. М., 1940. №8. С. 89-90.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.
- Народный театр. Серия: Библиотека русского фольклора / Сост. А.Ф. Некрылова, И.И. Савушкина. М.: Советская Россия, 1991.
- Петров В. М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры забавы для детей. М., 2000.
- Попова Т. Основы русской народной музыки: Учебное пособие для музыкальных училищ и институтов культуры. М.: Музыка, 1977.
- Руднева А. Анастасия Лебедева. Серия Народные певцы и музыканты. М., 1971.
- Сахаров И.П. Сказания русского народа. – В сб.: Библиотечка: в помощь клубному работнику. М.: Советская Россия, 1990. №8.
- Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. – В сб.: Библиотечка: в помощь клубному работнику. М.: Советская Россия, 1990. №11.
- Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.
- Добровольский Б.М., Коргузалов В.В. Былины. Русский музыкальный эпос. М., 1981.
- Науменко Г. Жаворонушки выпуск №4. М.: Всесоюзное издательство Союза композиторов, 1986 .
- Веретенников Народное музыкальное творчество Белгородского края. Б.: Дом Шаповалов, 2002 .
- «Народное творчество»
- Евдокимова И. Мнушкин Трофимова Л. Традиции предков – в новый век .сборник сценариев праздников народного календаря, выпуск №1. К.: ОДНТ, 2005 .
- Величкина О. Иванов А. Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. М.: 1992
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.
[1] В качестве источников использованы: «Царь Ирод» и «Смерть царя Ирода» / "Фольклорный театр"/ Составители А.Ф. Некрылова, Н.И. Савушкина. - М.: «Современник»,1988. С. 340-343, 346-348.
«Сценарий рождественского спектакля с куклами Л.Г. Воробьевой» / «К нам пришло, прикатило Рождество Христово»: Сборник методических материалов, Санкт-Петербург, 2000. С. 1-14.
«Рождественская вечорка» / Покров. Святки. Масленица. Сценарии и методические рекомендации к проведению праздников народного календаря. Выпуск первый. Составители В.В. Балкова, С.Г. Бармина, А.А. Бобрихин, О.Б. Ворончихина.Екатеринбург, 2000. С. 29-40.
Видео записи фольклорных ансамблей «Васильев вечер» (г. Томск) и «Околица» (г. Москва).