Проект « Валяние из шерсти. Традиции и современность»
История, основные понятия, старые и новые приемы выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voylok.k.masha_.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Тема: « Валяние из шерсти.
Традиции и современность»
Выполнила ученица МБОУ ДОД «ДХШ ДПИ»
Кузовкова Мария 10 лет
Преподаватель: Герман Л.В.
Г. Сургут
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………..
Глава 1. История возникновения техники валяния из шерсти……………………………………
1.1. Основные понятия…………………………………………………
1.2. Время зарождения…………………………………………………
Глава 2. Основные приёмы исполнения
и декорирования…………………………………………………………
2.1.Традиционные приёмы декорирования войлока……………………
2.2.Новые приёмы работы с войлоком…………………………………..
Глава 3. Валяние из шерсти, как искусство современности.
3.1. Валяние – от ремесла к искусству………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения………………………………
Введение.
Что бы человек не производил, каким бы ремеслом не занимался, врождённое стремление к красоте и гармонии побуждали его создавать изделия художественно оформленные, обладающие целостным строем и функциональностью. Предметы ремесленной деятельности часто достигали высот подлинной художественности. Резьба по кости и дереву, гончарное искусство, искусство стенной росписи и лепных украшений – это лишь малая часть древнейших видов прикладного искусства, дошедших до нас. Валяние из шерсти занимает достойное место в этом списке
Цель данной работы - с познакомить с валянием из шерсти, его перехода из ремесла в декоративно-прикладное искусство, из утилитарного явления в полноправную составляющую художественного мира.
Всё вышесказанное позволят поставить следующие задачи: представить историю валяния из шерсти, познакомить с традиционными приёмами изготовления и декорирования войлока, продемонстрировать динамичное развитие технологий, расширение сфер применения, показать тенденции к изобразительности.
Глава 1. История возникновения техники валяния из шерсти.
1.1.Основные понятия.
Большая советская энциклопедия даёт следующие определения:
«Войлок (тюрк.), прокладочный, уплотнительный, тепло- и звукоизоляционный материал, получаемый валянием. В. отличается большим разнообразием видов, свойств и назначения. Кроме шерстяного (основное количество) и полушерстяного войлока, существуют войлок минеральный из минеральной ваты на битумной связке и войлок из химических волокон. Основные виды войлока:
а) технические… в виде лент, пластин и готовых деталей;
б) бытовые — подошвенные, обувные, шорные;
в) строительные …»
«Валяние, валка, процесс изготовления шерстяных изделий (войлока, валяной обуви, фетра, сукна) путём сцепления и переплетения между собой волокон шерсти. Шерсть — единственное волокно, обладающее валкоспособностью.
«Войлоковаляние, фильц, фелтинг – производство нетканого полотна из шерсти овец, верблюдов, коз и их смеси. Продуктом данного производства является войлок. Процесс валяния основан на принудительном спутывании волокон животного происхождения, которые в силу особенностей их строения, образуют стабильные связи между собой. Как результат, формируется прочное полотно.»
Валяние производится вручную или машинным способом. При этом машинный способ может основываться на процессах, близких к ручному способу изготовления, а так же на иглопробивных станках и термопрессовальном оборудовании.
При традиционном валянии кошмы для юрты или ковра подготовленная шерсть выкладывается на циновки и смачивается молочной сывороткой и накручивается вместе с циновкой на деревянную ось. Собранная конструкция прочно закрепляется и привязывается при помощи верёвок к седлу. Считается, что для полноценной увалки достаточно проехать 15-20 пролётов стрелы, т.е. около 2 км.
Небольшие изделия валяются вручную, причём некоторые проделываемые манипуляции визуально очень похожи на вымешивание теста. Процесс изготовления войлока можно разделить на основные операции:
- раскладывание послойно шерсти, с учётом закладываемой усадки во
время валяния, внесение вваливаемого декора;
- первоначальное подваливание, выравнивание формы полуфабриката;
- собственно процесс валяния, с постоянным контролем и
корректировкой формы;
- окончательная отделка изделия.
1.2.Время зарождения.
Несмотря на то, что валяние из шерсти имеет древнюю историю, оно появилось намного позже, чем прядение и ткачество, что связано со сравнительно долгим одомашниванием овцы, чья шерсть является лучшим сырьём для войлока. Шерсть дикой овцы практически не валяется, т.к. она не имеет чешуйчатого слоя на волосе, кроме того, с одного животного можно получить 3-5 кг шерсти, в то время как на изготовление, например юрты, уходит 100-150 кг. Начало истории войлока можно отнести к 5-6 тыс. до н.э., когда были одомашнены и овца, и лошадь с собакой – первые помощники в выпасе овец.
Валяние из шерсти – ремесло, распространенное на обширных территориях Памира, Тибета, Кавказа, Алтая, Карпат и Балкан, Передней Азии. Обширен перечень изделий, изготовляемых из войлока. Это и юрты, жилища якутов, монголов, киргизов, представляющие собой разборную конструкцию, крытую войлочными кошмами. Это и предметы быта, наполняющие юрту – нетканые ковры, основания постелей, одежда и обувь, головные уборы, всевозможные сумки, завёртки, предметы ухода за животными. Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода.
Традиционные для России валенки, имеют недолгую историю – около 200 лет. Лишь с конца XVII - середины XVIII вв. началось изготовление цельновалянных сапог с высоким голенищем. До этого вырабатывались пимы – сборная обувь, состоящая из валяного основания и пришивного суконного голенища. Новый вид обуви оказался настолько удачным, что уже в начале ХХ в. в России производилось несколько десятков миллионов пар валенок промышленным способом.
С валянием связано много примет и пожеланий. Так, например, в Монголии в день свадьбы для новобрачных ставят новую юрту, а в кошму, накрывающую её свод, сажают детей со всего поселения и поднимают их на этой кошме как можно выше. Таким образом молодым желается иметь столько детей, сколько «в кошме поместится». У многих народов существует связь белого цвета с миром духов, отсюда возникает особое отношение к войлоку белого цвета; он может быть предметом культовых обрядов, может, имея особую значимость и ценность в обществе, стать статусной вещью, определяющей социальное положение владельца. Сегодня войлок производится кустарно с использованием преимущественно традиционных приёмов и промышленным образом. Промышленность выпускает технический войлок, который применяют в строительстве в качестве эффективного теплоизолятора жилых и производственных строений, прокладочных материалов, фильтров . Пока не нашел замены войлок при шлифовальных и полировальных работах, а также изготовлении теплых видов обуви.
Глава 2. Основные приёмы исполнения и декорирования.
2.1. Традиционные приёмы декорирования войлока.
Способы художественного оформления войлочных изделий напрямую связаны с характерными особенностями материала. Длительное время они оставались неизменными, это: - вваливание узора, выложенного из шерсти другого оттенка или цвета;
- аппликация, в качестве отделочного материала возможно использование не только войлока, но и ткани, кожи;
- вышивка по войлоку, украшение бисером, ракушками;
- роспись по готовому войлоку.
При вваливании участки контрастных цветов природного сырья
соединяются, образуя мягкий, деликатный переход без четкого контура.
Вышивка по войлоку выполняется в традиционных техниках, с использованием орнаментальных и символических рисунков, зачастую выполняющих функцию оберега. Материалы для данного вида декорирования весьма разнообразны.
Для росписи по готовому войлоку, как и для окрашивания сырья, использовали природные красители, получаемые из растений. Зелёный цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый - из отвара ореховой скорлупы, а серый - из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый - луковая шелуха.
Основные войлочные традиции дошли до современности в неизменном виде.
Славянские народы собственно войлок не изготавливали, но владели мастерством создания «полувойлоков» - тканых и затем подвалянных материалов. Наиболее ярким примером подобной технологии является сукно, которое в качестве окончательной отделки могли ворсовать, опаливать, прессовать и окрашивать. Валяние распространилось стремительно и повсеместно с изобретением производства валенок. Среди русских валенок ручного производства наиболее ценны близкие к белому цвету, для придания уникальной бархатистости их поверхность шлифуется пемзой и при необходимости обрабатывается мелом. Валенки могут отделываться вышивкой и аппликацией.
Среди русских валенок ручного производства наиболее ценны близкие к белому цвету, для придания уникальной бархатистости их поверхность шлифуется пемзой и при необходимости обрабатывается мелом. Валенки могут отделываться вышивкой и аппликацией. Для каждого района России характерны свои виды валенок: в Сибири предпочитают обшитые кожаной тесьмой бурки, подошвы вятских непременно подшиты плотным войлоком, татары украшают валенки тесьмой, бисером или гарусом.
2.2. Новые приёмы работы с войлоком.
В последнее время валяние из шерсти обогатилось новыми приёмами работы, которые позволяют создавать ранее не применяемые фактуры и объемные формы. Различают валяние «мокрым» способом, или по-мокрому, с использованием большинства традиционных приемов, когда шерсть после раскладки смачивается мыльным раствором или молочной сывороткой, и по-сухому, когда сваливание осуществляется за счёт принудительного спутывания волокон шерсти при помощи иглы особой формы.
Валяние по-сухому - новое направление в валянии, обладающее большими возможностями в формовании разнообразных объемных изделий с помощью специальной иглы. Это могут быть и броши, и игрушки, и скульптуры. Сухое валяние может использоваться как самостоятельный прием, так и в комбинации с традиционными. Сухое валяние может существовать и в виде отделки, когда на ткань накалывается рисунок. Для облегчения трудоёмкого процесса возможно применение бытовой фильцевальной/иглопробивной машинки.
Применение так называемого нуно-войлока, когда к шерсти приваливается ткань, кружево или трикотаж, обогащает поверхность изделия богатой фактурой, неожиданными цветовыми эффектами.
Глава 3. Валяние из шерсти, как искусство современности.
3.1.Валяние – от ремесла к искусству.
Изначально войлочные изделия производились для личного или внутрисемейного употребления. Они были просты по форме и исключительно утилитарны.. Долгое время их отделка была «говорящей», она не только несла в себе родовую информацию, но и служила оберегом, обладала сакральным смыслом.
Глубокое понимание мастером-ремесленником сути обрабатываемого материала позволяет создавать вещи-явления, вещи, как совершенное, законченное произведение декоративно-прикладного искусства, ярко и точно отражающие характерные природные свойства используемого материала. Знание используемого сырья воплотилось в художественно-технические приёмы, формирующие конструктивное и орнаментально-сюжетное решение. Накопление опыта подобного рода в определённой степени подготовили разрыв между «просто» ремеслом, т.е. производством исключительно функциональных вещей, и валянием из шерсти, как явлением декоративно-прикладного искусства, обогащающие предметную среду, окружающую человека .
Опираясь на знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, современные мастера вводят в изделия новые образы . Порой, развитие валяния из шерсти стремительно ускоряется, подгоняемое нововведениями в технологиях окрашивания и подготовки шерсти, меняющимися требованиями времени.
Современное валяние-искусство работает и с традиционными формами, рождая уникальные выставочные образцы, нацеленные на создание сложных с образов, и с новыми, отражающими исключительно авторское понимание формы, цвета и материала. По мере освоения художниками-прикладниками возможностей техники валяния, её богатства и разнообразия, через череду экспериментов, формируется яркий, многоликий мир войлока.
Обширные возможности материала, его доступность и демократичность привлекают как любителей, так и профессиональных художников, которые привносят в валяние базовые знания композиции и цветоведения. Невероятное разнообразие мира войлока зависит от цветовых и технологических предпочтений художников, их культурных традиций, стремления к творческим поискам и готовности к смелым экспериментам.
Помимо всего вышесказанного, валяние – это доступный досуг, средство самовыражения и самореализации. Работать с войлоком могут и дети, и взрослые . Валяние в ненавязчивой форме знакомит с законами цветоведения, учит чувствовать форму, характер предметов и материалов, развивает образное и объёмное видение, внимание, терпение, усердие, т.е. обладает качествами, развивающими личность. Занятия войлоковалянием имеют и оздоравливающий эффект: работа попеременно с тёплой и прохладной водой, мягкое воздействие на рефлекторные точки рук закаливают организм, а посильная, самостоятельно дозируемая физическая нагрузка тонизирует занимающегося.
Заключение.
Войлоковаляние – яркое, самобытное явление культуры, одновременно обладающее устоявшимися традициями и значительным потенциалом развития новых технологий.
Современное валяние из шерсти опирается на опыт, накопленный в течение многих веков, активно используя творческие наработки многих поколений.
Анализ специфики материала дал возможность подтвердить особые живописные свойства войлока, возможность использования его, как материала и уникального, многообещающего способа создания произведений изобразительного искусства.
Список литературы:
1. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция / К.Т. Даглдиян. – Ростовн/Д:Феникс,2008. – 312 с: - (Высшее образование)
2. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.,2001.
3. Статья "Мир войлока", автор Калашникова Н.М. Статья подготовлена по материалам Российского этнографического музея. Санкт-Петербург
4. Д.Чаликова, статья «Валенки русские», журнала "Наука и жизнь" №12, 2005 г. www.nkj.ru/archive/articles/3161/
5. Статья "Мир войлока", автор Калашникова Н.М. Статья подготовлена по материалам Российского этнографического музея. Санкт-Петербург
6. статья «Юрта у дороги», журнал «Вокруг света», №9 (2636)| Сентябрь 1993 Рубрика «О странах и народах»,