Проект "Деревянная торцовая мозаика"

Герман Лариса Валерьевна

История и технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gabdulhakovoy_aliny2.docx502.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей  

Детская художественная школа декоративно-прикладного искусства

проект

Тема:  Деревянная торцовая мозаика

Выполнила:  Габдулхакова Алина

Преподаватель: Герман Л.В.,

преподаватель МБОУ ДОД  ДХШ ДПИ

г. Сургут 2013г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. История мозаики из дерева…………………………………………5

1.Дерево в русской культуре и

прикладном искусстве……..………………………………..…………………..5

2. Деревянная мозаика в современном декоративном искусстве……………7

3. Декоративные свойства древесины…………………………………………..8

Глава 2. Технология изготовления и выполнения мозаики …….…….10

1.  Инструменты, оборудование………………………………………………..10

2. Технология изготовления……………….…………………….………….....10

Заключение……………………………………………………………………...12

Список используемой литературы…………………………………………13

Приложение……………………………………………………………………14

Введение

Торцовая мозаика один из видов декоративной обработки дерева. Деревянная мозаика известна людям с давних времен. Традиционно, знания и секреты мастерства передавалась из поколения в поколение. Мы познакомились с этой технологией на уроках декоративно-прикладного искусства в художественной школе. В процессе овладения данной технологией мы обратили внимание на сколько торцовая деревянная мозаика органична, сдержанно-декоративна и даже изысканна. Источником творческих идей служит природа, мир форм естественных и искусственных, созданных человеком. Здесь природа воспринимается не только на уровне восхищения, но и на уровне разума. Работая над мозаикой замечаешь  красоту существующего мира, его разумность, пользу, целесообразность, учишься анализировать и переосмысливать окружающую действительность. Данный вид декоративного искусства дает полную своду действия, ограниченную лишь чувством вкуса и меры. В зависимости от сложности работы ее можно выполнять как самостоятельно, так и в группах.

Тема деревянной мозаики весьма актуальна на наш взгляд.

Во-первых, дерево ассоциируется с природой, именно с тем, чего так не хватает современному человеку в наш технологический век. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Ни камень, ни металл, ни какой-либо другой материал не обладает такой поэзией и какой-то особой теплотой, которую так щедро излучает дерево — самый живой и излюбленный материал народных умельцев.

Во-вторых, данное направление абсолютно экологично, в нем рационально используются природные материалы. Для выполнения торцовой мозаики не требуется специальная заготовка древесины, используется бросовый материал (от елок, оставшихся после новогодних праздников, до любых прутиков и веточек, найденных на улице, в саду или в лесу). Тем самым, дереву дается вторая жизнь, где оно дарит людям эстетическое наслаждение.

В-третьих, несомненным плюсом деревянной мозаики является то, что она  пользуется спросом и как предмет интерьера, и как сувенир или подарок. поскольку очень хорошо вписывается в современные интерьеры.

В-четвертых, изготовить такую мозаику может любой желающий, так как для этого не требуется ни специального дорогого оборудования, ни особым образом организованного рабочего места.

В процессе работы мы поставили следующую цель - выявить возможность использования традиционной технологии изготовления деревянной торцовой мозаики при изготовления современных изделий ДПИ.

Для достижения этой цели на понадобилось решить ряд задач:

  • Изучить историю возникновения и развития искусства мозаики вообще, и деревянной мозаики в частности.
  • Познакомиться с народными традициями данного вида декоративного искусства.
  • Познакомиться с техникой и овладеть приемами выполнения торцовой мозаики.
  • Познакомиться с особенностями композиционного решения различных деревянных мозаик с учетом декоративных возможностей материала.
  • Самостоятельно разработать и изготовить панно в технике торцовой деревянной мозаики.

Данная работа содержит теоретический и практический материал, который позволит  овладеть основами мозаики из дерева и может быть поможет кому-нибудь решиться заняться декоративно-прикладным искусством. Всем приятно видеть вещи, созданные талантливыми мастерами, чувствовать и понимать их красоту, но вдвойне приятней – своими руками вырезать из дерева, пусть на первых порах не совсем совершенную вещицу, но и она может принести радость, потому что дала возможность прикоснуться к прекрасному, побыть творцом чего-то необычного!

Глава 1. История мозаики из дерева.

  1. Дерево в русской культуре и прикладном искусстве.

         Русское искусство, возникшее на основе народного творчества, создало художественные ценности мирового значения, что определяется высокими гуманистическими идеалами, пронизывающими произведения лучших русских художников.

 Русские люди были прекрасными  строителями, виртуозно владевшими  такими материалом, как дерево, которым богата наша земля. Древесина как строительный материал обладает   такими  ценными качествами, как хорошая теплоизоляция, водонепроницаемость, небольшая  плотность, красивый естественный цвет и разнообразие рисунка текстуры, удобство обработки. Из дерева делали все - от храма до ложки: избы, хоромы знати, культовые сооружения и т.д. Из  древесины  возводили жилые строения  и  хозяйственные постройки, укрепления, городские стены и мосты. Уже в древние времена сложился тип крестьянского жилища, которое представляет собой простое  сооружение с двухскатной  кровлей. Отшлифованный поколениями тип здания лег в основу деревянного каменного зодчества. Помимо зданий из древесины делали лодки, струги, корабли, сани, телеги, кареты, орудия труда для  сельского  хозяйства и домашних работ ( прялки, веретена), посуду (ложки,  ковши, солонки, чашки, ведра). 

          Русские мастера художественной обработки древесины обладали неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе – величественного храма до деревянной  ложки -  создавать подлинные произведения искусств. Искусство художественной обработки дерева восходит к древнейшим временам русской истории (9-10 вв.), к тому времени, когда начинала  складываться русская культура. В  конце 9 в. создается Киевское государство, которое в 10-11 вв. достигает наивысшего рассвета. Центрами русского художественного ремесла в это время были стольный град Киев и Великий Новгород.

Развитие художественной  обработки древесины тесно связано  с общим  развитием  русского искусства и архитектуры. Русское искусство художественной обработки древесины - явление  уникальное, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к  искусству древних славян, селившихся с первого  тысячелетия  по берегам Днепра, Волги, Дона, озера Ильмень.

Подлинных древних памятников  искусства художественной обработки древесины  сохранилось немного, поэтому изучают их  по летописям, литературным источникам, фольклору, изображениям в живописи и миниатюре, свидетельствам  иностранцев,  посещавших Русь. Так на стенах славянских святилищ изображались люди, звери, птицы, которые по свидетельству летописей,  казалось  «обладали» жизнью.  Языческие религиозные представления древних славян обусловили широкое использование, особенно в декоративно-прикладном  искусстве, мифологических изобразительных мотивов (фантастические звери, женские фигуры  рядом с конями и др.). С целью изучения древнего искусства, привлекают памятники  народного искусства более позднего времени, которые сохранили  традиционные формы под влиянием стойких социально-экономических, бытовых и художественных факторов.

         Народ, прекрасно зная ценные качества дерева, умело использовал  в  хозяйстве все его части. Так, берестой, которая не впитывает влагу, покрывали крышку, из полосок бересты шили чехлы для  хранения плотницкого  и  столярного  инструмента, чтобы предохранить его от  ржавчины, делали  всевозможные туески для хранения продуктов питания, на бересте писали (знаменитые новгородские грамоты). Из капо-корня (наплыва на корнях лиственных пород  деревьев), обладающего твердостью, упругостью и редкой красотой природного рисунка текстуры, изготовляли тонкостенную посуду. Из хорошо гнущегося ивового прута плели большие и маленькие корзинки, люльки.

         Существовали различные способы  художественной  обработки древесины, но  наиболее распространенным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта. Резьбу по дереву использовали и в других ремеслах. При отделке тканей способом набойки, т.е. ручным печатанием краской по ткани, применяли манеры – деревянные доски с вырезанным узором. Керамические плитки с рельефным узором изготовляли с помощью деревянных форм. Деревянные «печатные» доски применяли для приготовления пряников. Разнообразны крестьянские прялки, украшенные резьбой или резьбой с росписью.

          Наряду с резьбой для художественной отделки древесины применяли и другие способы (роспись, мозаику из срезов веточек дерева),  которые иногда совмещали.

  1. Деревянная мозаика в современном декоративном искусстве.

Виды мозаики

          В  русском деревянном зодчестве торцовые срезы бревен словно кружевной каймой обрамляют рубленные строения. Своеобразная красота деревянных торцов, а так же более высокая твердость древесины с торца исстари привлекали внимание народных мастеров.

          В старых русских городах мостовая, вымощенная срезами стволов, была прочнее и долговечнее, чем дощатая или бревенчатая. Даже  в наше время торцовая мостовая не изжила себя. Деревообрабатывающая промышленность выпускает  шестигранные и четырехгранные шашки для  торцовых покрытий дорог и мостов.  В интерьерах общественных зданий дерево играет иную роль – оно, по-прежнему, остается одним из видов отделочных материалов. И сейчас в интерьерах общественных зданий стены отделывают щитами, фанерованными различных пород древесины, или досками с естественной текстурой древесины. Из дерева создают и небольшие декоративные панно, и панно размером на всю стену,  решетки и отдельные объемные композиции в виде декоративных скульптурных решений. Из торцовых шашек набирают  прочный и красивый паркет. Нередки торцовые кругляши и в интерьере современных общественных зданий для декоративной отделки из стволов дубов, ясеней, сосен и других деревьев. На использовании деревянных кругляшей основан такой вид декоративной работы с деревом как торцовая мозаика.

Мозаикой называется орнаментальное или   цветовое  изображение, набранное из кусочков одного или нескольких цветных материалов, на какой либо поверхности.

           В мозаике могут употребляться самые различные материалы, в том  числе и дерево. Набор из дерева занимает в мозаике особое место. Богатство декоративных возможностей древесины люди заметили давно, а способы обработки дерева для мозаичных работ, известные с давних пор, постоянно совершенствуясь, дошли до наших дней.

          Мозаика из дерева относится к произведениям декоративно – прикладного искусства. Она служит для отделки предметов нашего быта:  мебели, шкатулок и сувениров, самостоятельных композиций  и панно. Используя в работе разные породы древесины, естественную игру цвета и рисунок материала даже одной породы, можно достичь большой выразительности.

          Мозаичные работы из древесины просты по технике выполнения. Процесс создания мозаики тесно связан с  рисованием, черчением и столярными работами.          Мозаика из дерева может быть выполнена в виде инкрустации, когда  вместе с древесиной употребляются и другие отделочные материалы, а   также в виде интарсии, маркетри где используется только древесина, а также срезы веточек.

         Техника деревянной мозаики доступа для освоения, на выполнение работы уходит относительно немного времени. Изделия из мозаики красивы и долговечны, отделка доступна и легко может быть восстановлена после разрушения. Они  хорошо сочетаются с современным интерьером как квартир, так и офисных помещений.

          Мозаика в технике торцовых срезов может набираться из срезов веточек разных  пород  деревьев, различной толщины, срезанных под различным углом. Она получила наибольшее применение при создании композиций и панно.

          В современном жилище художественная обработка дерева сохраняется в мелкой пластике бытовой утвари, которая имеет большое значение сувенирного «напоминания».

Срезы мелких веточек с недавних пор привлекли к себе внимание ювелиров, которые изготавливают из них броши, бусы, запонки и другие оригинальные и нужные вещицы.

Для торцового декора самым подходящим материалом чаще всего оказывается тот, который попросту называют лесным «мусором» - засохшие ветки и стволы небольших деревьев. Засохшая древесина на торце всегда была более декоративна, чем древесина только что спиленного дерева. В старой сухой ветки протекают химические и биологические процессы, которые окрашивают ее в различные цвета.

  1. Декоративные свойства древесины

Основным материалом для мозаичных работ в технике  «срезы» являются срезы веточек  различных пород дерева. Понять особенности древесины, умело использовать её естественные декоративные свойства – главная задача при исполнении мозаичных работ. Декоративные  свойства древесины  заключены в текстуре, цвете и блеске.

Текстура древесины – это рисунок внутреннего строения волокон в плоскости резания. На рисунок влияют годичные слои, различие в их окраске, сердцевидные лучи. Характер  текстуры зависит и от направления разреза древесины.

Хороша  текстура  любого дерева, каждое по-своему играет красотой своих слоев, колец, образующих удивительные рисунки, похожие на легкую паутинку или узоры на крыльях нарядных бабочек. Окрашена древесина в самые разнообразные цвета – от ослепительно-белого, через кремовый, желтый и оранжевый, до темно-коричневого. Цвета древесины бывают розоватые, красные, как у лиственницы, или разрисованные сиреневыми черточками и пятнышками, как  у сирени. Древесину дуба, ивы и некоторых других деревьев пропитывает коричневый оттенок, называемый продубиной. Слабо выраженную текстуру березы преображает белая мраморная гниль. На  торцовом срезе  сухих веток сосны появляется малиново-красной цвет с синевато-сиреневыми оттенками. Древесину ели поражает ситовая пестрая гниль. На первой стадии поражения грибками древесина  хорошо шлифуется и лакируется.  А  после полного высыхания древесины прекращаются происходящие до этого процессы разложения. Такая древесина более пригодна для выполнения декоративных работ.

Цвет древесины зависит от породы, но иногда одна порода обладает широким диапазоном цвета, например, древесина ореха, груши и др. Большинство пород древесины имеет цвет от розовато-бурого до красновато- коричневого, меньше -  желтого и совсем немного пород красного, черного и серого цвета.

При выполнении мозаики очень важно уметь  использовать свойства цветов и их сочетаний зрительного удалять или приближать изображение, сияние цветов на расстоянии, влияние цвета на кажущееся уменьшения или увеличение размера рисунка, изменение оттенков при освещении, а также разделение цвета на холодные и теплые тона.

При выполнении  мозаики из дерева лучше использовать природные цвета древесины, подобрав из различных пород много оттенков и тональностей.

Такое свойство как блеск, дает дополнительные возможности при создании декоративных работ из дерева. Блеск - это свойство поверхности древесины отражать свет. Гладкая поверхность блестит больше, чем шероховатая. Структурные неровности вызывают появление бликов и его степень зависят от многих причин:  породы, плоскости среза, наклона среза.

Наиболее часто используют в мозаике древесину березы  обыкновенной, груши, дуба, клена, осины, рябины, черемухи.

Глава 3. Технология изготовление и выполнение мозаики

  1. Инструменты, оборудование

Помещение, в котором работают над мозаикой должно быть просторным сухим, светлым. Освещение стола должно располагаться с левой стороны, помимо общего  освещения нужна ещё настольная лампа, установленная так, чтобы тень от руки не закрывала изделие.

Технология изготовления деревянной мозаики очень проста, но все равно, без инструментов и оборудования не обойтись. Таким образом, рабочее место должно быть оборудовано следующим образом:

  • основной инструмент - специально заточенный нож или резак;
  • пинцет, для укладки элементов мозаики;
  • подготовленные и разложенные в емкости по цветам срезы веточек;
  • клей ПВА;
  • основа для набора мозаики (фанера, доска);
  • бумага, карандаш от М до 4 М, резинка, калька, копировальная бумага;
  • рамка.

2. Технология изготовления

Технология изготовления деревянной мозаики выполняется в несколько этапов.

  1. На листе бумаги  делается в натуральную величину рисунок будущей мозаики, учитываем, что он  должен быть стилизованный, и располагаться по центру. Оставляя одинаковое пространство со всех сторон. Правильно закомпонованная работа имеет большое значение. Для подготовки рисунков используется бумага белая, тонированная в серый или охристый цвет.
  2. Чтобы перевести подготовленный рисунок на фанеру для дальнейшей работа в материале, используются калька и копировальная бумага. Переведем рисунок на кальку, затем переводим рисунок на фанеру.
  3. Готовим срезы веточек. Для этого используем канцелярский нож и деревянную доску. Угол и толщина среза зависит от задуманного.
  4. Начинам выкладывать мозаику по заданному эскизу. Лучше вести работу от центра композиции или сверху вниз. С помощью клея ПВА смазываем небольшой участок изображения. Накалываем иголочкой срез и приклеиваем на изображение. Для  очень мелких деталей можно использовать пинцет. Если какая-то часть композиции выполняется мелкими деталями, то сначала выкладывается контур, а затем заполняется середина элемента. Срезы выкладываются по форме «как будто мы гладим рукой своей птичку или рыбку», в каком направлении идет рука, так и располагаются «чешуйки» или  «перышки». В процессе работы нужно не забывать о чередовании цвета и формы срезов.
  5. Завершающий этап заключается в оформлении работы в раму.

Заключение

Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека, и конечно же, с окружающей природой. С изделиями декоративно-прикладного искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому важно вырабатывать способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира и понимание важности бережного к нему отношения.

Дерево – самый древний  и распространенный в европейских жилищах материал, он не потеряет своей популярности никогда. Изделия из дерева всегда актуальны и современны.

Техника «деревянная мозаика» помогает решить одну из важнейших на сегодня задач – сохранение экологии. Так как использует веточки только уже срубленных кем-то или упавших деревьев, но  ни в коем случае не живых деревьев. Учит не только созерцать красоту деревьев, но и бережно к ним относится. Кроме того, очень хорошо развивает мелкую моторику рук, т.к. работа ведется с мелким материалом.

Работа над деревянной мозаикой развивает чувство красоты и гармонии, желание приносить людям радость, воспитывает усидчивость и аккуратность при работе. Освоив приемы работы, и выполнив самостоятельно интересную мозаику, трудно остановиться. Как правило. Появляется желание узнать больше, об этом удивительном искусстве.

В результате изучения этой техники мы ознакомилась с наследием забытых русских промыслов, изучили технологию деревянной мозаики и выполнили декоративное панно в этой технике.

Список используемой литературы:

Лямин  И.В. Мозаика по дереву. - М., Гослесбумиздат, 1961

Меликсетян  А.С. Мозаика из дерева. - М., «Просвещение», 1969.

Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел. – М.. Изд-во Эсимо, 2003

Хворостов А.С. Древесные узоры. - М., «Сов. Россия», 1976.

Приложения

Образец работ №1. «Глухари»

C:\Users\Алина\Desktop\народ.игрушка\6.jpg 

Образец работ №2. «Рыбы»

C:\Users\Алина\Desktop\народ.игрушка\22.jpg 

Образец работ №3. «Необычная рыба»

C:\Users\Алина\Desktop\15_big.jpg 

Образец работ №4. «Аисты»

C:\Users\Алина\Desktop\zhuravli2.JPG