Классный час: М.И. Глинка. Гений русской музыки (220 лет со дня рождения)

 Евстифеева Галина Борисовна

Классный час для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_-_m.i._glinka._geniy_russkoy_muzyki.docx122.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Республики Татарстан

Управление культуры исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района РТ

МБОУ ДОД «Камско-Полянская ДМШ» НМР РТ

Классный час

«М.И. Глинка. Гений русской музыки»

(220 лет со дня рождения)

                                 

                                                   преподаватель хора                                                    

                                                                высшей квалификационной

                                  категории                                                                

                                                                    Евстифеева Галина Борисовна

2024г.

1 июня 1804 года родился великий русский композитор Михаил Глинка.

Изображение выглядит как одежда, человек, Человеческое лицо, портрет  Автоматически созданное описание

Михаил Глинка — великий русский композитор, отец русской оперы и основоположник русской национальной музыкальной школы. Его уникальный талант и вклад в развитие музыкальной культуры не оставляют равнодушным ни одного ценителя классической музыки.

Детство Михаила Глинки

Сразу после рождения бабушка забрала мальчика на воспитание. Годом ранее умер первенец родителей Михаила Алексей, и она считала, что это произошло из-за небрежности семьи. Бабушка разбаловала Михаила: он редко выходил на улицу, рисовал мелом на полу и играл в медные тазы, имитируя звон колоколов.

В 1810 году бабушка умерла, и шестилетнего Михаила забрали родители. Мать начала заниматься его образованием. Глинка увлекся географией и книгами о путешествиях. В 1813 году они с семьей переезжают в новый двухэтажный дом. В большой гостиной поставили фортепиано.

В один из вечеров Михаил Глинка услышал в гостиной концерт композитора Бернхарда Круселля с кларнетом и решил взяться за изучение музыкальных инструментов.

Учеба в Петербурге

В декабре 1817 года Михаила Глинку направили в Петербург учиться в благородном пансионе при Педагогическом Институте. Пансион был известен высоким уровнем образования. Михаилу Глинке легко давалась алгебра, и он скоро стал репетитором, помогая своим друзьям с учебными заданиями. Хуже всего справлялся с танцами и фехтованием.

Глинку учили теории музыки и сольфеджио, и по выходным дням он посещал концерты и оперы. Гувернер будущего композитора, поэт Вильгельм Кюхельбекер, позволял ему играть на фортепиано в любое время и хвалил его импровизации. На более продвинутых курсах Кюхельбекер представил Глинку своим друзьям: Александру Пушкину и Антону Дельвигу.

Опера «Жизнь за царя»

Из-за здоровья в 1828 году Глинка переезжает в Европу и живет в разных странах. Михаил Глинка старался выучить язык той страны, в которую приезжал. Языки давались ему легко, и через короткое время он уже мог понимать разговоры на улице.

В Европе Глинка знакомится со своей будущей женой Марией. Вместе они вернулись в Петербург. В гостях у пары часто собиралась творческая элита. Александр Пушкин, критики Петр Плетнев и Петр Вяземский, а также писатели Николай Гоголь и Владимир Одоевский — были завсегдатаями таких вечеров.

В один из таких ужинов Михаил Глинка рассказал свою идею создания национальной русской оперы. Поэт Василий Жуковский сразу придумал ее сюжет — историю крестьянина Ивана Сусанина, который завел польско-литовский отряд в лес и тем самым спас царя от гибели.

Работоспособности композитора можно было позавидовать, сочинял он быстро. За весну 1835 года были готовы черновики первого и второго действий, большая часть всех тем. И уже в начале 1836 года опера была закончена.

Начались репетиции. Слухи о первой национальной опере быстро распространились по столице. На один из предпремьерных показов пришел Николай I. Михаил Глинка решил посвятить оперу императору, и назвал ее «Жизнь за царя». 9 декабря 1836 года состоялась премьера.

За свою оперу Михаил Глинка не получил от театра ни рубля. Директор Петербургского Большого театра взял с композитора подписку о том, что он не будет требовать вознаграждения.

Опера «Руслан и Людмила» и Екатерина Керн  

Фото: tretyakov.ru Картина Ильи Репина «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», 1887Изображение выглядит как в помещении, Человеческое лицо, человек, книга  Автоматически созданное описание

Картина Ильи Репина «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», 1887

Работа над этой оперой продвигалась медленно. Он был постоянно занят на службе капельмейстером Придворной певческой капеллы. У певчих не хватало знаний, и Михаил сам преподавал им сольфеджио.

В 1839 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью Анны Керн, музы Александра Пушкина. В своих записках композитор признавался, что влюбился в нее с первого взгляда.

Екатерина разделяла страсть Михаила к музыке, они вместе музицировали и пели арии из оперы «Жизнь за царя». Глинка написал для нее «Вальс-фантазию» и посвятил романс «Если встречусь с тобой», выбрав для него стихи Алексея Кольцова. Композитор решил разойтись со своей женой, но та не согласилась на развод.

Тем временем Екатерина заболела тяжело, Глинка сильно переживал. Он прекратил показываться на работе, и в декабре 1839 года его уволили.

В 1841 году Екатерина Керн выздоровела, но врачи посоветовали ей отправиться на юг России. Михаил Глинка планировал ехать за ней и даже написал цикл из 12 романсов под названием «Прощание с Петербургом». Однако бракоразводный процесс заставил композитора остаться в городе.

В ту ночь, когда Керн уезжала, Глинка работал над музыкой без передышки. Именно тогда он придумал основу для увертюры к опере «Руслан и Людмила». К 1842 году опера была полностью готова, и начались репетиции в Петербургском Большом театре. 27 ноября 1842 года прошла премьера, но она не была успешной: во время пятого акта императорская семья покинула зрительный зал.

Последние годы

Последние годы жизни Михаила Глинки были отмечены творческими успехами и тяжелыми испытаниями. В 1856 году он был назначен главным придворным композитором в Санкт-Петербурге, это было очень престижно. Однако за короткий срок он начал сталкиваться с проблемами здоровья.

В 1857 году Глинка перенес серьезную операцию на шее, после которой его состояние ухудшилось. Ему стало все тяжелее работать и писать музыку. Но он продолжал активно участвовать в музыкальной жизни своего времени.

21 февраля 1857 года Михаил Глинка скончался от холеры в своем доме в Берлине. Ему было всего 53 года. Его смерть была огромной потерей для русской музыкальной культуры. Творчество Глинки — великое наследие, которое до сих пор вдохновляет и поражает слушателей.