Главные вкладки
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ПредПРОФИ»
Дополнительная общеразвивающая программа ориентирована на повышение уровня профессиональной зрелости, развитие способностей у подростков проявлять и оценивать свои возможности в практической деятельности через профессиональные пробы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predprofi.docx | 187.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПредПРОФИ»
Направленность – социально - гуманитарная
Уровень программы – продвинутый
Срок реализации программы - 1 год
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Автор-разработчик:
Монина А.С., методист,
педагог дополнительного образования
МБУДО ЦРТДЮ
р.п.Павловка, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик программы | ||
1.1. Пояснительная записка | 3 | |
1.2. Содержание программы | 8 | |
2. Комплекс организационно-педагогических условий | ||
2.1. Календарный учебный график | 18 | |
2.2.Условия реализации программы | 23 | |
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы | 24 | |
2.4. Методические материалы | 25 | |
2.5. Список литературы | 28 |
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «ПредПРОФИ» (далее Программа) составлена на основе проекта «Билет в будущее» и Атласа востребованных профессий (альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет), в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина и входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». Содержание программы направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Нормативно-правовое обеспечение программы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
- СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Локальные акты ОО
- Положение об организации образовательной деятельности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий МБУДО ЦРТДЮ МО «Павловский район», протокол №4 от 2703.2020г
- Устав МБУДО Центра развития творчества детей и юношества МО «Павловский район» (Постановление администрации МО «Павловский район» №503 от 06.12 2017г);
- Правила приёма, перевода и отчисления обучающихся в МБУДО ЦРТДЮ (2021 г.);
- Положение о разработке и утверждении дополнительных общеобразовательных программ в МБУДО ЦРТДЮ (2021г.);
- Положение о кружковых объединениях МБУДО ЦРТДЮ (2021 г.);
- Положение о педагогическом мониторинге в МБУДО ЦРТДЮ (2021 г.);
- Правила внутреннего распорядка для обучающихся в МБУДО ЦРТДЮ (2021 г.).
Уровень освоения программы - «Продвинутый уровень»
Программа ориентирована на развитие навыка самостоятельной сборки своей карьеры, развитие надпрофессиональных компетенций, формирование устойчивой мотивации; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей подростка. В процессе обучения накапливаются знания продвинутого уровня, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения надпрофессиональных навыков для успешного профессионального будущего.
Программа социально-гуманитарной направленности. Дополнительная общеразвивающая программа ориентирована на повышение уровня профессиональной зрелости, развитие способностей у подростков проявлять и оценивать свои возможности в практической деятельности через профессиональные пробы.
Актуальность программы: Необходимостью любого человека планировать свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях. Вопросы управления карьерой в условиях современного рынка труда приобретают все большее значение, поскольку в условиях жесткой конкуренции работодатели заинтересованы в профессионально мотивированных и социально активных соискателях, умеющих ставить четкие карьерные цели и продумывать пути их достижения. В связи с этим государством уделяется особое внимание процессам карьерного самоопределения. Так, в законодательном документе «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (утв.распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р) приоритетным направлением является «создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии "социального лифта"», которое предусматривает развитие проектной активности молодежи на основе синтеза учебной и трудовой деятельности, профориентационную работу, а также построение эффективной траектории карьерного роста. Карьерные стратегии непосредственно связаны с механизмом профессионального самоопределения и обусловлены этапом социальной транзиции молодежи, когда формируются собственные представления о карьерном статусе в обществе.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы: В рамках составления и реализации настоящей программы учитывалась «Теория поколений» по Нейлу Хоуву и Вильяму Штраусу, 1991г. (ru.wikipedia.org› Теория поколений). Согласно теории, каждые 20–25 лет рождается новое поколение людей, имеющих черты характера, привычки и особенности, которые выделяют их на фоне всех остальных поколений, а затем повторяются у будущих поколений. С 2000-го года наступила «эра поколения Z» - поколения, в которой живут подростки мультимедийных технологий. Содержание, формы, методы и приёмы обучения программы «Мир профессий будущего» подобраны с учётом развитых у современных подростков способностей в области мультимедийной коммуникации.
Дополнительность программы заключается в более полном применении практических навыков по формированию профессиональной зрелости обучающихся через организацию процесса самопознания и приобретения знаний, умений, компетенций, необходимых при планировании своей профессиональной карьеры, раскрытии своего образа «Я», что предполагает создание гибкой системы кооперации средней и старшей ступени школы и системы дополнительного образования для эффективного комплекса, обеспечивающего основу для успешной конкурентоспособности и мобильности выпускников.
Отличительной особенностью программы является организация учебного процесса на основе методической разработки «Мир профессий будущего» ((https://kompas100.ru/mpb), «Профнавигатор. Цель» «Профнавигатор. Выбор» (https://macards.ru, https://mastertigr.ru), Бизнес-симулятор PIVOT (https://levellab.ru), «Моя профессия», «Проффорсайт» и других средств обучения и воспитания для создания новых мест дополнительного образования в виде деловых и интерактивных игр, в ходе которых у обучающихся формируются умения мыслить о будущем, видеть, как технологические и социальные процессы меняют мир вокруг нас и системно оценивать последствия разных событий на длинных временных горизонтах.
Новые педагогические технологии: В основе каждого раздела программы использованы инновационные технологии, которые в интерактивной форме познакомят обучающихся с процессом проектирования своей профессиональной карьеры через организацию процесса создания профессионального проекта, включающий оценку исходной ситуации (внутренних возможностей и потребностей человека, внешних предложений и требований); через определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления внутренних возможностей и потребностей человека с внешними предложениями и требованиями, конструирования профессиональной сферы и вида деятельности из элементов спроса и предложения; через анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего; через построение конкретных шагов для достижения намеченной цели с учетом выявленных ресурсов и ограничений.
Адресат программы: Возраст обучающихся: от 14 до 17 лет. Группы разновозрастные, количество обучающихся в группе 15 человек. Состав группы – постоянный. Набор осуществляется самозаписью, на основании заявления родителя потенциального обучающегося директору МБУДО ЦРТДЮ (по установленной форме), а также на портале «Навигатор дополнительного образования Ульяновской области» путем подачи заявки на обучение по данной программе.
Содержание программы ориентировано на проведения занятий с детьми среднего и старшего возраста. С точки зрения развития социальной активности, ребята в этом возрасте стоят на пороге выбора профессионального будущего. Характерная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого и профессионального развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.
Объём программы: 144 ч
Срок освоения программы – 1 год (36 учебных недель).
Режим занятий: Продолжительность занятий установлена на основании СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Занятия проводятся согласно утвержденному расписанию:
продолжительность одного занятия 2 часа.
(очно) – 45 мин. занятие / 10 мин. перерыв
45 мин. занятие / 10 мин. перерыв
(дистанционно) – 30 мин. занятие / 10 мин. перерыв
30 мин. занятие / 10 мин. перерыв
Весь курс разделён на два модуля (по полугодиям).
Начало учебных модулей: с 14 сентября, с 10 января;
Окончание учебных занятий (модулей) – 31 декабря и 25 мая.
Формы обучения и виды занятий: Форма обучения - очная, с использованием ресурсов электронного обучения, при необходимости использование дистанционных технологий.
Форма организации занятий: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные. Программа создает условия для практико-деятельностного подхода.
Виды занятий: занятие теоретического освоения нового материала, занятие-закрепление пройденного, занятие-участие в проектной деятельности, занятие-тренинг, занятие-защита проекта, онлайн игра. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся.
Методы и приёмы: предпрофессиональные и психологические тренинги, консультация со специалистом (в очно-дистанционном формате), дидактические и ролевые игры, составление интервью и др.
Занятия практического освоения материала: организуются в форме экскурсионных походов на производство и предприятия, в организации различных министерств и ведомств (банковское дело, учреждения юстиции, правоохранительные органы, учреждения образования и культуры, агропромышленные комплексы и др.).
Цели и задачи программы
Цель: Содействие обучающимся разобраться в мире профессий и понять, в какой сфере можно использовать свой потенциал, чтобы сделать осознанный выбор в планировании и продвижении своей профессиональной карьеры.
Задачи:
Образовательные:
- - ознакомить подростка с особенностями устройства образовательной системы и рынка труда;
- ознакомление с методами развития рынка труда;
- сформировать знания, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
- сформировать умение владеть способами проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
- изучение основных методов и особенностей построения карьеры;
- приобретение навыков планирования карьеры в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Развивающие:
развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
• формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
• сформировать умение владеть способами установления образовательных коммуникаций со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательного контента;
• развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
Воспитательные:
- уточнить профессиональные планы и адекватный выбор социально- деловой карьеры с учётом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей;
- сформировать практический опыт, соответствующий интересам, склонностям личности обучающегося и профилю дальнейшего обучения;
- сформировать умение владеть способами работы с открытыми источниками информации о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания обучающихся и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута;
- сформировать понимание социально-экономических особенностей и проблем развития государства, региона, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание обучающихся жить и работать на благо своего города и региона;
- популяризировать личностное и профессиональное самоопределение среди обучающихся.
Планируемые результаты.
В итоге освоения программы обучающиеся знакомятся с разнообразием мира профессий, знакомятся с профессиональной терминологией, новыми востребованными профессиями до 2025-го года, формируется установка на необходимость профессионального самоопределения.
Освоение обучающимися программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с Концепцией развития системы дополнительного образования.
Личностные результаты:
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
• Слагаемые успешной карьеры
• Основы планирования карьерного роста
• Технологии трудоустройства
• Основы управления деловой карьерой
• Схему эффективной презентации
• Механизм реализации карьерного роста
• Способы достижения карьерного успеха
Обучающиеся должны уметь:
• Грамотно анализировать и ставить цели
• Составлять планы карьерного роста
• Проходить собеседование
• Составлять резюме
• Эффективно презентовать себя
1.2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.2.1.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Форма контроля | ||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||
Модуль 1 | |||||||||
1. | Введение в программу | 4 | 1 | 3 | |||||
1.1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности и противопожарной защиты | 2 | 1 | 1 | наблюдение | ||||
1.2. | Анализа стартовых возможностей | 2 | 0 | 2 | тестирование | ||||
2. | «Я-личность: проблемы самопознания» | 28 | 10 | 18 | |||||
2.1 | Понятие личности. Самооценка и уровень притязаний | 8 | 2 | 6 | |||||
2.1.1 | Понятие личности. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
2.1.2 | Пирамида уровней притязаний по Маслоу | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
2.1.3 | Самооценка и уровень притязаний | 2 | 0 | 2 | Игровой тренинг | ||||
2.1.4 | Игра «Свет мой зеркальце» | 2 | 0 | 2 | Игровой тренинг | ||||
2.2 | Основные психические процессы. | 16 | 7 | 9 | |||||
2.2.1 | Основные психические процессы. Воображение. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
2.2.2 | Основные психические процессы. Память | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
2.2.3 | Основные психические процессы. Мышление | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
2.2.4 | Основные психические процессы. Интеллект. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
2.2.5 | Основные психические процессы. Темперамент. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
2.2.6 | Основные психические процессы. Характер. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
2.2.7 | Основные психические процессы. Эмоции. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
2.2.8 | Определение своих психологических процессов | 2 | 0 | 2 | Игровой тренинг | ||||
2.3 | Профессиональный тип личности. | 4 | 1 | 3 | |||||
2.3.1 | Профессиональный тип личности | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
2.14 | Упражнения «Хочу могу надо», «Дерево ПВК», «Грецкий орех» | 2 | 0 | 2 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
3 | «Будь успешным» | 28 | 11 | 17 | |||||
3.1 | Общение в жизни человека. | 4 | 1 | 3 | |||||
3.1.1 | Общение в жизни человека. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
3.1.2 | Тест игра «С тобой приятно общаться» | 2 | 0 | 2 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
3.2 | Вербальные и невербальные средства общения. | 4 | 1 | 3 | |||||
3.2.1 | Вербальные и невербальные средства общения. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
3.2.2 | Упражнение «Глухой, немой, слепой» | 2 | 0 | 2 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
3.3 | Барьеры общения. | 4 | 2 | 2 | |||||
3.3.1 | Барьеры общения. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
3.3.2 | Навыки преодоления барьеров общения | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
3.4 | Взаимодействие в группе. | 4 | 2 | 2 | |||||
3.4.1 | Взаимодействие в группе. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
3.4.2 | Выявление статуса личности в группе | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
3.5 | Конфликты. Пути их преодоления. | 4 | 2 | 2 | |||||
3.5.1 | Конфликты. Пути их преодоления. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
3.5.2 | Пути решения конфликтных ситуаций | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
3.6 | Уверенное и неуверенное поведение. | 4 | 2 | 2 | |||||
3.6.1 | Уверенное и неуверенное поведение. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
3.6.2 | Игра «Ярмарка достоинств» | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
3.7 | Будь лидером. | 4 | 1 | 3 | |||||
3.7.1 | Будь лидером. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
3.7.2 | Оценка лидерских качеств обучающихся | 2 | 0 | 2 | Самооценка | ||||
4 | Итоговое занятие | 4 | 0 | 4 | Защита проектов | ||||
Итого по 1 модулю | 64 | 22 | 42 | ||||||
Модуль 2 | |||||||||
5 | Вводное занятие. | 4 | 1 | 3 | |||||
5.1 | Деньги в жизни человека | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
5.2 | Игра «Моя профессия и деньги» | 2 | 0 | 2 | Игровой тренинг | ||||
6 | «Моя карьера будущего» | 72 | 18 | 54 | |||||
6.1 | Рынок труда: | 8 | 2 | 6 | |||||
6.1.1 | Рынок труда: структура, предложения и спрос | 2 | 1 | 1 | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
6.1.2 | Презентация «Современный рынок труда» | 2 | 1 | 1 | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
6.1.3 | Игра «Кто нужен для дела?» | 2 | 0 | 2 | Игровой тренинг | ||||
6.1.4 | Игра « С кем я хочу работать?» | 2 | 0 | 2 | Игровой тренинг | ||||
6.2 | Игра «Профессиональное лото» | 6 | 1 | 5 | |||||
6.2.1 | Игра «Профессиональное лото» | 4 | 1 | 3 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
6.2.2 | Какие работники нужны работодателю? | 2 | 0 | 2 | Игровой тренинг | ||||
6.3 | Деловая игра по профориентации «Моя профессия». | 4 | 1 | 3 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
6.4 | Планирование профессионального будущего. | 4 | 1 | 3 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
6.5 | «Самопрезентация личных и профессиональных качеств». | 8 | 2 | 6 | Игровой тренинг /Защита проектов | ||||
6.6 | Этика профессионала .Командная игра «Этика профессионала: профессионалом не только быть, но и выглядеть» | 8 | 2 | 6 | Игровой тренинг /Защита проектов | ||||
6.7 | Основы стратегии и целеполагания. Игра «Профнавигатор. Цель» | 4 | 1 | 3 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
6.8 | Соотношение Цели, Выбора и Ресурсов. Игра: «Профнавигатор. Выбор». | 4 | 1 | 3 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
6.9 | Деловая игра по профориентации «Проффорсайт». | 4 | 1 | 3 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
6.10 | Бизнес-симулятор PIVOT. | 8 | 2 | 6 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
6.11 | Карьерный успех | 4 | 1 | 3 | |||||
6.11.1 | Карьерный успех | 2 | 0 | 2 | Игровой тренинг | ||||
6.11.2 | Эффективное взаимодействие | 2 | 1 | 1 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
6.12 | Деловая игра "Поток". | 6 | 1 | 5 | |||||
6.12.1 | Диагностика личностных и деловых качеств руководителей | 2 | 0 | 2 | Игровой тренинг | ||||
6.12.2 | Изучение вакансий. Составление анкет. Составление резюме. | 4 | 1 | 3 | Практическое задание | ||||
6.13 | Технологии поиска работы и трудоустройства | 4 | 1 | 3 | Практическое задание /игровой тренинг | ||||
7 | Итоговое занятие. Моя профессиональная карьера (тренинг-игра) | 4 | 0 | 4 | Анализ результатов работы, самооценка | ||||
Итого по 2 модулю: | 80 | 18 | 62 | ||||||
ВСЕГО: | 144 | 40 | 104 |
1.2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
МОДУЛЬ 1
Раздел 1. Введение в программу
Тема 1.1: Вводное занятие
Цели и задачи: Знакомство подростков с программой, с педагогом и друг другом, предоставление ознакомительных сведений о содержании занятий; проведение техники безопасности.
Термины и понятия: Образовательное учреждение, профессиональное самоопределение; профессии будущего, техника безопасности.
Теория: Знакомить детей с программой «Я выбираю профессию», с комплексной техникой безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, правила поведения на занятиях и мероприятиях, правила дорожного движения, безопасного маршрута по дороге в ОУ и домой, пребывания в общественных местах и на массовых мероприятиях, правила безопасного поведения на водоемах, интернет-безопасности.
Практика: Проведение игр на знакомство: «Снежный ком», «Здравствуй друг!» и др.
Оборудование: альбомные листы, ручки, цветные карандаши, фломастеры, ноутбук, интерактивная доска с проектором
Тема 1.2: Анализа стартовых возможностей.
Цели и задачи: мониторинг стартовых возможностей обучающихся.
Практика: Проведение комплексной диагностики для профотбора и профориентации.
Оборудование: альбомные листы, ручки, цветные карандаши, фломастеры.
Раздел 2. «Я-личность: проблемы самопознания»
Тема2.1. Понятие личности. Самооценка и уровень притязаний.
Цель: Формирование теоретических представлений об особенностях личности и как они влияют на профессиональную карьеру.
Термины: Личность, структура личности.
Теория: что такое личность. Структура личности. Факторы, влияющие на становление и развитие личности. Я-концепция, пирамида уровней притязаний (Маслоу), виды самооценки.
Практика: Продолжение знакомства обучающихся друг с другом, повышение групповой сплоченности, изучение личностных особенностей и оценка ведущих личностных особенностей участников посредством игровых технологий. выявление уровня самооценки. Элементы творческого задания "Свет мой, зеркальце, скажи".
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска с проектором, альбомные листы, ручки, цветные карандаши, фломастеры.
Тема 2.2. Основные психические процессы. Воображение. Память. Мышление. Интеллект. Темперамент. Характер. Эмоции.
Цель: Изучение участниками собственных психических процессов.
Термины: Воображение. Память. Мышление. Интеллект. Темперамент. Характер. Эмоции.
Теория. Основные составляющие личности. Индивидуальность. Понятие Воображение. Понятие Внимание. Значение внимания. Понятие Память. Уникальные возможности памяти. Основные мыслительные операции. Интеллект. Понятие темперамент. Типы темперамента. Их характеристики. Понятие Характер. Черты характера. Влияние темперамента на становление характера. Эмоции. Способы выражения эмоций.
Практика: Определение своих психических процессов. Упражнение «Продолжи притчу». Упражнения на развитие воображения. Упражнения «Золотая рыбка», «Скачки». Упражнения «Продолжи рассказ», «Восстанови ряд» и др. Изучение и развитие интеллектуальных возможностей обучающихся. Изучение темперамента. «Черты характера», самоанализ «Кто Я? Какой Я?», «Горячий стул». Упражнение «Цвет настроения», «Подарок», «Я рад общаться с тобой» и др.
Оборудование: альбомные листы, ручки, цветные карандаши, фломастеры
Тема 2.3. Профессиональный тип личности.
Цель: Познакомить учащихся с профессионально важными качествами различных типов личностей; способствовать развитию навыков самопознания и рефлексии; способствовать формированию представлений о требованиях профессий различного типа к человеку и соотнесение их с собственными личностными качествами, способностями и мотивами.
Термины: Профессиональные важные качества, самопознание, рефлексия, личные качества, способности, мотив.
Теория: Познакомить подростков с понятием профессиональные важные качества (ПВК). К профессионально важным признакам относятся психологические особенности сенсорной деятельности, внимание, память, эмоционально-волевая сфера и особенности личности.
Практика: Упражнение «Дерево ПВК» (по Климову). Упражнение «Могу, Хочу, Надо». Упражнение. «Грецкий орех».
Оборудование: ноутбук, альбомные листы, ручки, цветные карандаши, фломастеры, интерактивная доска SMART Board 480 77 с проектором
Раздел 3. «Будь успешным»
Тема 3.1. Общение в жизни человека.
Цель: Сформировать представление об общении в жизни человека.
Теория: Представление о значении общения в жизни человека. Способность принимать друг друга. Эффективное общение. Как быть услышанным. Основы ораторского искусства.
Практика: Тест-игра «С тобой приятно общаться». Упражнения на развитие коммуникативных способностей. Выступления обучающихся перед аудиторией. Развитие навыков общения, преодоление волнения перед выступлением.
Оборудование: альбомные листы, ручки, цветные карандаши, фломастеры
Тема 3.2. Вербальные и невербальные средства общения.
Цель: дать представление о вербальных и невербальных средствах общения.
Теория: Представления о вербальных и невербальных средствах общения. Речь. Жесты, мимика.
Практика: Упражнения «Глухой, слепой, немой», игра «Ассоциации» и др.
Оборудование: альбомные листы, ручки, цветные карандаши, фломастеры
Тема 3.3. Барьеры общения.
Цель: дать представления о существующих барьерах общения.
Теория: Какие барьеры общения существуют. Как их преодолевать.
Практика: Диагностика коммуникативных способностей. Упражнения на развитие навыков общения.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска с проектором, альбомные листы, ручки, цветные карандаши, фломастеры
Тема 3.4. Взаимодействие в группе.
Цель: Дать обучающимся представления о том, как эффективное взаимодействие в команде помогает выстраивать эффективную карьеру.
Теория: Понятие Социум. Взаимодействие личности с другими людьми. Понятие Одиночество.
Практика. Выявление социометрического статуса личности в группе. Индекса групповой сплоченности.
Оборудование: альбомные листы, ручки, цветные карандаши, фломастеры
Тема 3.5. Конфликты. Пути их преодоления
Цели: активизировать знания о конфликтах.
Теория: Понятие Конфликт. Стадии конфликта. Пути разрешения.
Практика. Решение конфликтных ситуаций. Элементы Форум-театра.
Оборудование: альбомные листы, ручки, цветные карандаши, фломастеры
Тема 3.6. Уверенное и неуверенное поведение.
Цель: развитие навыков уверенного поведения при самопрезентации.
Теория: Понятие Идеал. Понятия Достоинства, Недостатки. Самоанализ. Понятие Воля. Уверенное и неуверенное поведение. Аддиктивное (зависимое) поведение. Характеристика аддиктивной личности. Причины аддиктивного поведения.
Практика: Дискуссия «Самое-самое». Методика «Самооценка». Упражнения «Я в лучах солнца». Игра «Ярмарка достоинств». Упражнения на повышение уверенности и доверия к другим членам группы. тест «Поддаешься ли ты чужому влиянию?». Элементы форум-театра.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска с проектором, альбомные листы, ручки, цветные карандаши, фломастеры
Тема 3.7. Будь лидером.
Цель: развитие лидерских навыков.
Теория: Понятие Лидер. Качества, которыми должен обладать лидер.
Практика: оценка и развитие лидерских качеств обучающихся.
Оборудование: альбомные листы, ручки, цветные карандаши, фломастеры
Раздел 4. Итоговое занятие.
Практика: защита проектов по темам 1 Модуля.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска SMART Board 480 77 с проектором
МОДУЛЬ 2
Раздел 5. Вводное занятие. Игра «Моя профессия и деньги»
Цели: помочь участнику игры, пройти в игровой форме путь
профессии, с которой он определится на игре, а также проработать препятствия, с которыми он встретится во время игры.
Практика: Проведение игры. Ведущий игры рассказывает о важности для каждого человека знать особенности своего типа личности, т.к. это является ключевым фактором в выборе будущей профессии. Ведущий предлагает начать игру с «разминки», после чего, игрокам необходимо заполнить тест по профориентации Холланда, адаптированный под современную реальность, на определение типа личности. «Разминку» можно провести устно, обсудив все вопросы с каждым игроком по кругу. Для заполнения теста на «профориентацию» всем участникам раздаются листочки с ручкой. Ведущий зачитывает инструкцию, участники отмечают у себя на листочке предпочитаемую профессию из пары А или Б. И затем, подсчитывают баллы. После определения типа, ведущий рассказывает о каждом типе личности и рекомендуемые профессии. На этом этапе, участнику необходимо определиться с выбором одной профессии, с которой он дальше пойдёт по игре.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска с проектором, альбомные листы, ручки, цветные карандаши, фломастеры
Раздел 6. «Моя карьера будущего»
Тема 6.1. Рынок труда: структура, предложения и спрос
Цель: Сформировать представление о современном рынке труда, новых профессиях и требованиях, предъявляемых к современному специалисту; об организациях, представляющих современный рынок труда; ознакомить с рейтингом и спецификой наиболее востребованных профессий в рыночной экономике.
Термины: Рынок труда, рейтинг, рыночная экономика, экономическая ситуация,
Теория: Презентация «Современный рынок труда», мини-лекция с развивающими вопросами на тему «Рынок труда».
Практика: Игровое упражнение «Кто нужен для дела?», упражнение «Мышеловки» (знакомство с некоторыми "мышеловками" на рынке труда, как они работают.), самостоятельная работа по теме «Какие работники нужны работодателю?».
Оборудование: Комплект настольных игр и профориентационных уроков «Мир профессий будущего»
Тема 6.2. Игра «Профессиональное лото»
Цель: развивать умение у обучающихся соотносить школьные предметы с профессиями будущего
Практика. Игра основана на двух основных механиках – лото и викторина. Они позволяют обучающимся присвоить знания о необходимых надпрофессиональных навыках, соотнести профессии будущего со школьными предметами.
ЭФФЕКТ. Игра формирует у подростков понимание того, что в будущем профессия строится не только на основе профессиональных знаний и компетенций, а еще и на надпрофессиональных навыках. Игра знакомит детей с надпрофессиональными навыками. Игра помогает увидеть взаимосвязь профессий, школьных предметов и надпрофессиональных навыков. Игра позволяет включить в работу весь коллектив подростков. Развивает внимание, позволяет закрепить полученную информацию о надпрофессиональных навыках.
Оборудование: Комплект настольных игр и профориентационных уроков «Мир профессий будущего»
Тема 6.3. Деловая игра по профориентации «Моя профессия».
Цель: формирование у подростков понимания того, как быстро выбрать свою профессию, определить узкую нишу в бизнесе или распределить обязанности внутри своей компании.
Практика. Игра предлагает участникам погрузиться в будущее, посмотреть в процессе игры на свои сильные стороны, определите, какие из них можете применить в разных сферах деятельности и составите для себя «идеальную профессию», учитывающую ваши личные качества и требования рынка.
Оборудование: Профессиональная игра «Моя профессия»
Тема 6.4. Планирование профессионального будущего.
Цель: развитие навыка разработки образовательной и карьерной траектории, навыка сторителлинга.
Практика. Командная игра. Участники игры управляют жизненной траекторией вымышленного персонажа, которого ждут взлеты и падения, успех и неудачи.
ЭФФЕКТ. Навык самостоятельного конструирования жизненного пути - один из ключевых навыков, позволяющих комфортно чувствовать себя в будущем. Участники учатся работать в команде, синхронизировать свои желания с желаниями других игроков.
Оборудование: Комплект настольных игр и профориентационных уроков «Мир профессий будущего»
Тема 6.5. «Самопрезентация личных и профессиональных качеств»
Цель: развитие навыка самопрезентации.
Практика. Командная игра. Участники игры управляют жизненной траекторией вымышленного персонажа. Первый этап посвящен изучению языка телодвижений: смысла отдельных жестов, смысла комбинаций жестов, контекстного смысла, а также того, как наилучшим образом располагать к себе людей. Второй этап направлен на совершенствование вербальных возможностей клиентов: развитие акустических характеристик речи, владение интонациями и риторическими оборотами. Третий этап направлен на изменение стереотипа общения и установления социальных контактов, а именно на развитие умения и навыков самоотдачи в общении и вообще во взаимодействии с другими людьми, то есть на переход от своих проблем и потребностей к интересам партнера.
Оборудование: Комплект настольных игр и профориентационных уроков «Мир профессий будущего»
Тема 6.6. Этика профессионала. Командная игра «Этика профессионала: профессионалом не только быть, но и выглядеть.»
Цель: дать знание о профессиональной этики.
Практика. Командная игра. Участники игры управляют жизненной траекторией вымышленного персонажа, где изучают этику деятельности профессионального и организационного плана: тому, как наилучшим образом презентовать себя заочно, навыкам деловой этики, аксессуарам делового человека и пр.
Оборудование: Комплект настольных игр и профориентационных уроков «Мир профессий будущего»
Тема 6.7. Основы стратегии и целеполагания. Игра ««Профнавигатор. Цель»»
Цель: развитие навыка определиться с желаемым и соотнести его со своими возможностями.
Практика. Командная игра. Участники игры управляют жизненной траекторией вымышленного персонажа. Провести экспресс-диагностику поставленной цели с точки зрения ее актуальности, экологичности, ресурсности и собственной готовности ее реализовать. Провести первичный стратегический анализ. Сформировать намерение довести начатое до успешного воплощения задуманного.
Оборудование: Трансформационно – профориентационная игровая система «Профнавигатор.Цель»
Тема 6.8. Соотношение Цели, Выбора и Ресурсов. Игра ««Профнавигатор. Выбор»»
Цель: Определиться с наиболее интересным профессиональным направлением.
Практика. Командная игра. Выявить подходящие виды будущей профессиональной деятельности. Проверить свой выбор с точки зрения соответствия своих возможностей условиям достижения успеха в выбранной области. Уточнить детали и сформировать ясное представление о выбранном пути, включая необходимые этапы профессионального становления и самореализации. Проверить себя в новом статусе с точки зрения собственной устойчивости и успешности на выбранном пути.
Эффект от игры. Сочетая в себе возможности осознанных и неосознанных реакций, решений, действий, дает возможность развернуть и структурировать свою цель и процесс выбора, делая его четким и ясным. Развивает внимание, системное мышление, дает универсальную ориентировочную основу для осознанного профессионального самоопределения.
Оборудование: Трансформационно – профориентационная игровая система «Профнавигатор.Выбор»
Тема 6.9. Деловая игра по профориентации «Проффорсайт»
Цель: сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности.
Практика. Командная игра. Такое большое многообразие часто ставит в тупик школьников. Но чаще всего, выбирая сферу своей будущей деятельности, они руководствуются мнением родителей, модой и престижем профессии. При этом мало кто интересуется соответствием будущей специальности и собственной психологии. Однако это очень важный момент. Как же выбрать нужное направление в жизни? Выявить подходящие виды будущей профессиональной.
Оборудование: Профориентационная игра «ПРОФФОРСАЙТ»
Тема 6.10. Бизнес-симулятор PIVOT
Цель: обучение и развитие имеющихся навыков подсчета экономики у обучающихся.
Практика. Командная игра. За время игровой симуляции участники получают: знание основы конкурентной борьбы за аудиторию, подсчет экономики, правильные вложения в ваш бизнес:
1. Наглядность бизнес-процессов
Основные бизнес-процессы собраны в пять показателей, которые дают упрощенную модель для принятия правильных решений.
2. Объединение целей команды и руководства
Команда наглядно понимает бизнес задачи, синхронизируется с тренером.
3. Готовые решения по улучшению показателей бизнеса
Игра дает возможность применить готовые стратегии рынка для эффективного управления своим бизнесом.
Оборудование: Бизнес – симулятор Pivot
Тема 6.11. Карьерный успех
Цель: формирование у обучающихся представления о процессе планирования и продвижения карьеры.
Практика. Командная игра. В ходе игры происходит ознакомление с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственных структур в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, возможностями профессионально квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности, профессиональное просвещение, основы профессионального выбора, пропаганда профессий, иллюстрация современного состояния рынка профессий и перспектив его трансформации.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска с проектором, альбомные листы, ручки, цветные карандаши, фломастеры
Тема 6.12. Деловая игра «Поток»
Цель: формирование умение у обучающихся воспроизводит взаимодействие руководителей предприятий, находящихся во взаимосвязанных, но неравных экономических условиях по поводу использования общего ресурса.
Практика. Игра помогает оценить умение вырабатывать соглашения, способность договариваться, диагностирует личностные и деловые качества руководителей и ключевых сотрудников.
Оборудование: альбомные листы, ручки, цветные карандаши, фломастеры
Тема 6.13. Технологии поиска работы и трудоустройства
Цель: выявление уровня знаний о профессиях пяти сфер деятельности; формирование положительного эмоционального фона; открытие перспектив личностного роста.
Практика. Выход в Центы занятости города. Знакомство с вакансиями. Интерактивные встречи с представителями бизнес-сообщества. Защита проектов.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска с проектором
Раздел 7. Итоговое занятие. «Моя профессиональная карьера»
Цель: повышение у учащихся уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Практика. Игра начинается со вступительного слова ведущего, который озвучивает идею игры и приглашает участников погрузится в мир будущего
Задание 1.
Давайте создадим новый мир. Сейчас мы все вместе нарисуем его, заполняя сектор определенной сферы деятельности человека: а) человек – природа; б) человек – человек; в) человек – техника; г) человек – знаковая система; д) человек – художественный образ. Каждый из вас должен принять участие в сотворении нашего профессионального мира.
Задание 2.
Сейчас мы разрежем наш “Сотворенный мир” на части. Каждой команде достанется кусочек мира, который будет существовать по своим законам. (Дается время на подготовку, для того чтобы представить свой маленький мир). Время выполнения задания 20-25 минут.
Задание 3. “Крокодил”
Каждая команда загадывает какую – либо профессию любой представленной сферы деятельности человека. От каждой команды по участнику, который с помощью жестов и мимики показывает данную профессию. И соответственно другие команды угадывают. (Желательно, чтобы в действиях участвовали 2-3 профессии, т. е. необходимо показать мини-сценки.) Время подготовки 2-3 мин.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска с проектором, альбомные листы, ручки, цветные карандаши, фломастеры
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год обучения: первый год.
Количество учебных недель – 36 недель.
Количество учебных дней – 72 дня.
Дата начала и окончания реализации программы – 14.09.2023 – 25.05.2024
№ | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол – во часов | Темя занятия | Место проведения занятий | Форма контроля |
МОДУЛЬ 1 | ||||||||
1.Введение в программу (4ч) | ||||||||
Контрольное | 2 | Вводное занятие. Правила техники безопасности и противопожарной защиты | МБУДО ЦРТДЮ | Игровые упражнения; опросник сбора первичных данных; рефлексия | ||||
Контрольное | 2 | Анализа стартовых возможностей | МБУДО ЦРТДЮ | тестирование | ||||
2.«Я-личность: проблемы самопознания» (28 ч) | ||||||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 22222 | Понятие личности. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 22222 2 | Пирамида уровней притязаний по Маслоу | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Самооценка и уровень притязаний | МБУДО ЦРТДЮ | Игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Игра «Свет мой зеркальце» | МБУДО ЦРТДЮ | Игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Основные психические процессы. Воображение. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Основные психические процессы. Память | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Основные психические процессы. Мышление | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Основные психические процессы. Интеллект. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Основные психические процессы. Темперамент. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Основные психические процессы. Характер. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Основные психические процессы. Эмоции. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Определение своих психологических процессов | МБУДО ЦРТДЮ | Игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Профессиональный тип личности. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Упражнения «Хочу могу надо», «Дерево ПВК», «Грецкий орех» | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
3. Будь успешным (28 ч.) | ||||||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Общение в жизни человека. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Тест игра «С тобой приятно общаться» | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Вербальные и невербальные средства общения. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Упражнение «Глухой, немой, слепой» | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Барьеры общения. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Навыки преодоления барьеров общения | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Взаимодействие в группе. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Выявление статуса личности в группе | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Конфликты. Пути их преодоления. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Пути решения конфликтных ситуаций | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Уверенное и неуверенное поведение. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Игра «Ярмарка достоинств» | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Будь лидером. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Оценка лидерских качеств обучающихся | МБУДО ЦРТДЮ | Самооценка | ||||
4.Итоговое занятие (4ч) | ||||||||
Практика | 2 | Итоговое занятие | МБУДО ЦРТДЮ | Защита проектов | ||||
Практика | 2 | Итоговое занятие. Заключение. | МБУДО ЦРТДЮ | Защита проектов | ||||
МОДУЛЬ 2 | ||||||||
5.Вводное занятие (4ч) | ||||||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Деньги в жизни человека | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Игра «Моя профессия и деньги» | МБУДО ЦРТДЮ | Игровой тренинг | ||||
6. «Моя карьера будущего» (72ч) | ||||||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Рынок труда: структура, предложения и спрос | МБУДО ЦРТДЮ | Рынок труда: структура, предложения и спрос | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Презентация «Современный рынок труда» | МБУДО ЦРТДЮ | Презентация «Современный рынок труда» | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Игра «Кто нужен для дела?» | МБУДО ЦРТДЮ | Игра «Кто нужен для дела?» | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Игра « С кем я хочу работать?» | МБУДО ЦРТДЮ | Игра « С кем я хочу работать?» | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Игра «Профессиональное лото» | МБУДО ЦРТДЮ | Игра «Профессиональное лото» | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Игра «Профессиональное лото» | МБУДО ЦРТДЮ | Игра «Профессиональное лото» | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Какие работники нужны работодателю? | МБУДО ЦРТДЮ | Какие работники нужны работодателю? | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Деловая игра по профориентации «Моя профессия». Викторина | МБУДО ЦРТДЮ | Деловая игра по профориентации «Моя профессия». Викторина | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Деловая игра по профориентации «Моя профессия» . Викторина | МБУДО ЦРТДЮ | Деловая игра по профориентации «Моя профессия» . Викторина | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Планирование профессионального будущего. | МБУДО ЦРТДЮ | Планирование профессионального будущего. | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Планирование профессионального будущего. Итоги. | МБУДО ЦРТДЮ | Планирование профессионального будущего. Итоги. | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | "Самопрезентация личных и профессиональных качеств». I этап | МБУДО ЦРТДЮ | "Самопрезентация личных и профессиональных качеств». I этап | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | "Самопрезентация личных и профессиональных качеств". II этап. | МБУДО ЦРТДЮ | "Самопрезентация личных и профессиональных качеств". II этап. | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | "Самопрезентация личных и профессиональных качеств". III этап. | МБУДО ЦРТДЮ | "Самопрезентация личных и профессиональных качеств". III этап. | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | "Самопрезентация личных и профессиональных качеств". Заключительный этап. | МБУДО ЦРТДЮ | "Самопрезентация личных и профессиональных качеств". Заключительный этап. | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Этика профессионала | МБУДО ЦРТДЮ | Этика профессионала | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Этика профессиональных сообществ. Управленческая этика | МБУДО ЦРТДЮ | Этика профессиональных сообществ. Управленческая этика III этап. | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Командная игра «Этика профессионала: профессионалом не только быть, но и выглядеть» | МБУДО ЦРТДЮ | Игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Командная игра «Этика профессионала: профессионалом не только быть, но и выглядеть» Заключительный этап | МБУДО ЦРТДЮ | Игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Основы стратегии и целеполагания. Игра «Профнавигатор. Цель» | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | «Профнавигатор. Цель» .Заключительный этап. | МБУДО ЦРТДЮ | Игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Соотношение Цели, Выбора и Ресурсов. Игра:«Профнавигатор. Выбор» . Первый этап | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Игра:«Профнавигатор. Выбор» . Заключительный этап | МБУДО ЦРТДЮ | Игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Деловая игра по профориентации «Проффорсайт». Певрый этап. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Деловая игра по профориентации «Проффорсайт». Заключительный этап. | МБУДО ЦРТДЮ | Игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Бизнес-симулятор PIVOT. Первый этап. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Бизнес-симулятор PIVOT. Второй этап | МБУДО ЦРТДЮ | Игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Бизнес-симулятор PIVOT. Третий этап | МБУДО ЦРТДЮ | Игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Современные виды производства. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Карьерный успех | МБУДО ЦРТДЮ | Игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Эффективное взаимодействие | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Деловая игра "Поток". Диагностика личностных и деловых качеств руководителей | МБУДО ЦРТДЮ | Игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Изучение вакансий. Составление анкет. Составление резюме. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Изучение вакансий. Составление анкет. Составление резюме. | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Технологии поиска работы и трудоустройства | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Теория/Практика (комбинированное занятие) | 2 | Технологии поиска работы и трудоустройства | МБУДО ЦРТДЮ | Практическое задание/игровой тренинг | ||||
Итоговое занятие. «Моя профессиональная карьера» | ||||||||
Практика | 2 | Итоговое занятие. | МБУДО ЦРТДЮ | Анализ результатов работы, самооценка | ||||
Практика | 2 | Итоговое занятие. | МБУДО ЦРТДЮ | Анализ результатов работы, самооценка |
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.2.1.Оснащение аудитории:
-учебная аудитория с модульной мебелью;
-зона для групповой работы за столом;
-зона для фронтальной работы в круге;
-ученическая мебель для индивидуальной работы за столом.
2.2.2.Материально – техническое оснащение:
- ноутбук;
- альбомные листы,
- ручки, цветные карандаши, фломатеры,
- Интерактивная доска SMART Board 480 77 с проектором
- Профессиональная игра «Моя профессия»
- Комплект настольных игр и профориентационных уроков «Мир профессий будущего»
- Профориентационная игра «ПРОФФОРСАЙТ»
- Бизнес – симулятор Pivot
- Трансформационно – профориентационная игровая система «Профнавигатор.Цель»
- Трансформационно – профориентационная игровая система «Профнавигатор.Выбор»
2.2.3. Оснащение электронно-образовательными ресурсами:
- выход в интернет;
- выход на интернет-платформы;
2.2.4. Информационно – методическое обеспечение
- презентации, видеофильмы https://trudvsem.ru/
- Практические материалы, «Теоретические аспекты профессий ТОП 2025», игровые тренинги https://atlas100.ru/examples/games-and-practices/games/kvest-igra-kompas-professiy-budushchego/
- Демонстрационный материал: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/3888/2009152.pdf
2.2.5.Кадровое обеспечение:
Для проведения программы приглашается специалист, имеющий педагогическое образование и прошедшие специальную подготовку в области профориентационной работы (педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования). Перед проведением занятий специалист должен внимательно ознакомиться с содержанием программы, понять структуру и особенности проведения каждого занятия. Так же необходимо актуализировать знания по темам «Профессиональная ориентация», «Рынок труда», «Личностный потенциал», знать как работать с комплект настольных игр и профориентационных уроков «Мир профессий будущего». В качестве источников предлагается использовать список литературы, прописанный в данной программе. Актуализация знаний необходима для помощи ведущему в подведении детей к определенным мыслям и более эффективному способствованию развития значимых навыков.
При реализации программы в период карантинных мероприятий используются дистанционные образовательные технологии. Учебно-методический комплекс включает электронные образовательные ресурсы для самостоятельной работы обучающихся (https://trudvsem.ru/). При необходимости предусмотрено предоставление обучающимся консультации педагога посредством мессенджеров, а также получение обратной связи в виде присылаемых в электронном виде презентаций проектов.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
2.3.1. Формы аттестации обучающихся
До и после реализации программы проводится диагностика, по результатам которой проверяется наличие положительной динамики в области профориентационной компетенции обучающихся программы (количественные критерии).
Особенностью данной Программы является внесение вклада в повышение у учащихся общего профессионально личностного самоопределения. Механизм оценки полученных результатов или достижений заключается в проведении промежуточного мониторинга и окончательной оценки деятельности. Диагностический срез на входе и на выходе: Опросник для выявления готовности обучающихся к выбору профессии В.Б. Успенского https://infourok.ru/proforientaciya-oprosnik-uspenskogo-vb-2451053.html . Позволяет определить готовность школьников к выбору будущей профессии по четырем уровням (неготовность, низкая готовность, средняя готовность, высокая готовность).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка о реализации программы и уровне ее освоения обучающимися, фотоматериалы, отзывы детей и родителей, пополнение портфолио, проектная работа, карты наблюдений, материалы диагностики (карты наблюдений, бланки тестирования, планы опросов, критерии для оценивания практических, творческих и проектных работ).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психолого-педагогической диагностики, аналитическая справка, устойчивость выбора профиля; поступление в ВУЗ по выбранной ранее траектории развития (выбранная профессия продолжает выбор профиля), выбор тем исследовательских работ и проектов в рамках НОУ определяется выбором профиля и траекторией профессионального развития.
2.3.2. Оценочные материалы
Для определения уровня профессионального самоопределения подобраны оценочные материалы.
(http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/3888/2009152.pdf )
- Опросник для выявления готовности к выбору профессии (по В.Б. Успенскому)
- Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов)
- Методика «Матрица выбора профессии» (разработана в Московском областном центре профориентации молодежи)
- Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель)
- Опросник профессиональной готовности (ОПГ - 6) (Л.Н. Кабардова)
- Методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности (Л.А. Йовайши)
- Карта интересов (А.Е. Голомшток, модификация А.А. Азбель)
- Методика изучения профессиональной направленности (определение профессионально ориентированного типа личности) (Дж. Холланд, модификация А.А. Азбель)
- Методика «Профессиональные занятия» (Дж. Барретт, модификация А.В. Фефилова)
- Тест-опросник диагностики темперамента Г. Айзенка (EPI)
- Методика «Большая пятерка личностных качеств» (А.Г. Грецов)
- Методика «Семь качеств личности» (Р. Кеттелл, модификация А.Г. Грецова)
- Методика «Свойства личности» (Дж. Барретт)
- Методика определения типа мышления и уровня креативности («Профиль мышления», В.А. Ганзен, К.Б. Малышев, Л.В. Огинец)
- https://trudvsem.ru/proforientation
2.4 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
2.4.1.Организация занятий.
Занятия по программе проводятся в групповой форме и подразделяются на виды: теоретические, практические и контрольные.
1. Теоретические занятия: диалог, дискуссия, объяснение нового материала - используются для введения в новую тему, обсуждения предложенной темы.
2. Практические занятия занимают основное место в процессе реализации программы.
Основная форма работы - тренинг. Цель: выработка определенных навыков самопознания, расширение имеющихся компетенций, овладение способами самопонимания и саморегуляции.
3. Контрольные занятия. Контрольные занятие проходят в виде игровых тренингов и рефлексии (обобщение всей информации в профпортфолио, на основе анализа, которого и делается осознанный выбор и профессиональное самоопределение). Цель: развитие умения посмотреть на ситуацию со стороны, увидеть себя и других за рамками ситуации; умение встать «над» ситуацией, над проблемой выбора.
В ходе образовательного процесса предполагается проведение игр, мастер-классов, выставок, праздников, участие в конкурсах, выставках, подготовка и защита мини-проектов, посещение выставок, мастер-классов и т.п.
В процессе реализации программы используются различные методы и приемы работы:
- Встречи с интересными людьми
- Тренинги
- Профориентационные игры
- Консультирование
- Оформление образа профессий
- Фестиваль профессий
- Сотрудничество с внешкольными молодежными организациями
- Дискуссии
- Ролевые и деловые игры
- Исследовательски-поисковые упражнения
Учебно-методический комплекс для педагога и обучающихся включает:
Набор игр и уроков «Мир профессий будущего» (или эквивалент).
Электронные образовательные ресурсы для обучающихся (ссылки на мастер-классы, теоретический материал)
№ п/п | Раздел, тема | Модуль 1 | |
Количество часов | УМК | ||
1 | Вводное занятие | 4 | |
1.1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности и противопожарной защиты. Входящая диагностика | 2 | https://vk.com/doc-159569636_509647464 http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/3888/2009152.pdf |
1.2 | Анализа стартовых возможностей | 2 | http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/3888/2009152.pdf |
2 | «Я-личность: проблемы самопознания» | 28 | |
2.1 | Понятие личности. Самооценка и уровень притязаний. | 8 | |
2.2 | Основные психические процессы. Воображение. Память. Мышление. Интеллект. Темперамент. Характер. Эмоции. | 16 | |
2.3 | Профессиональный тип личности. | 4 | |
3 | «Будь успешным» | 28 | |
3.1 | Общение в жизни человека. | 4 | http://metodkabi.net.ru |
3.2 | Вербальные и невербальные средства общения. | 4 | |
3.3 | Барьеры общения. | 4 | https://infourok.ru |
3.4 | Взаимодействие в группе. | 4 | |
3.5 | Конфликты. Пути их преодоления. | 4 | |
3.6 | Уверенное и неуверенное поведение. | 4 | |
3.7 | Будь лидером. | 4 | |
4 | Итоговое занятие | 4 | |
Итого: | 64 |
№ п/п | Раздел, тема | Модуль 2 | |
Кол-во часов | УМК | ||
5 | Вводное занятие. Игра «Моя профессия и деньги» | 4 | |
6 | «Моя карьера будущего» | 72 | https://kompas100.ru/mpb Мир профессий будущего |
6.1 | Рынок труда | 8 | https://kompas100.ru/mpb Мир профессий будущего |
6.2 | Игра «Профессиональное лото» | 4 | https://kompas100.ru/mpb Мир профессий будущего |
6.3 | Деловая игра по профориентации «Моя профессия» | 4 | https://kompas100.ru/mpb Мир профессий будущего |
6.4 | Планирование профессионального будущего. | 4 | https://kompas100.ru/mpb Мир профессий будущего |
6.5 | "Самопрезентация личных и профессиональных качеств" | 8 | https://kompas100.ru/mpb Мир профессий будущего |
6.6 | Этика профессионала: профессионалом не только быть, но и выглядеть. | 8 | https://infourok.ru https://mastertigr.ru |
6.7 | «Профнавигатор. Цель» | 4 | https://infourok.ru https://mastertigr.ru |
6.8 | «Профнавигатор. Выбор» | 4 | https://infourok.ru https://mastertigr.ru |
6.9 | Деловая игра по профориентации «Лабиринт выбора» | 4 | https://infourok.ru https://mastertigr.ru |
6.10 | Бизнес-симулятор PIVOT | 6 | https://infourok.ru https://mastertigr.ru |
6.11 | Карьерный успех | 4 | https://infourok.ru https://mastertigr.ru |
6.12 | Деловая игра "Поток". Диагностика личностных и деловых качеств руководителей | 4 | https://infourok.ru https://mastertigr.ru |
6.13 | Технологии поиска работы и трудоустройства | 10 | https://infourok.ru https://mastertigr.ru |
7 | Итоговое занятие. Моя профессиональная карьера (тренинг-игра) | 4 | https://infourok.ru https://mastertigr.ru |
Итого: | 80 |
При реализации программы в рамках воспитательного компонента предусмотрена реализация следующих модулей:
Модуль | Реализация модуля |
Воспитательная среда | Для реализации данного модуля создана совокупность условий: *педагогом объединения разработан план по воспитательной работе на учебный год, в рамках которого обучающиеся кружковых объединений принимают участие в организации и проведении открытых тематических мероприятий: День матери, новый год, день защитника Отечества, 8 марта, Пасха, 9 мая, и тд. *также в рамках воспитательной работы принимают участие во всероссийских акциях. |
Работа с родителями | Педагогом разработан годовой план работы с родителями, которая осуществляется по средствам проведения родительских собраний, индивидуальных консультаций. Родители активно привлекаются к подготовке и проведению мероприятий, проводимых в объединении и в ЦРТДЮ. Работа по воспитанию семейных ценностей, осознанию важности семьи проводится и при подготовке обучающимися подарков и сувениров к значимым праздникам, таким как «День матери, «День отца». Тесный контакт с родителями помогает обеспечить согласованность действий семьи и работу педагогов объединения для достижения поставленных воспитательных целей. |
Наставничество | В объединении предусмотрены как индивидуальные, так и групповые формы работы педагога с обучающимися. Чаще всего это консультации для одарённых детей, либо отстающих, а так же работа по сопровождению проектов, подготовка к конкурсам. Применяется 2 вида наставничества: Педагог - обучающийся, обучающийся – обучающийся. |
Профилактика ЗОЖ | Профилактическая работа – значимый пункт работы педагога в объединении. В процессе освоения программы делается акцент на профилактике травматизма (беседы о нормах охраны труда, организации рабочего места, изучение требований безопасности в учебных классах и на рабочих местах, проводятся инструктажи по ПДД, о правилах поведения в гололёд и на воде). Кроме этого, ведётся работа по формированию бесконфликтной коммуникации внутри объединения, пониманию основ конструктивного поведения в коллективе. В объединении так же делается акцент на развитие здорового образа жизни: в перерывах проводятся подвижные игры, физкультминутки, показываются презентации о здоровой и полезной пище. |
Экологическое воспитание | Педагог проводит беседы, посвященные темам бережного отношения к окружающей среде, природе, правильном с экологической точки зрения поведении человека в различных условиях и ситуациях. На занятиях используются презентации о значении воды для всех живых организмов, о чистом воздухе, о защите окружающей среды с помощью соблюдения элементарных правил поведения в природе. |
2.5. Список литературы
2.5.1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Аблогина С.М. Сценарий игры-телепередачи «Человек и профессия» [Текст] / С.М. Аблогина // Классный руководитель.-2008.-No7.-С. 24-55.
- Агеева, И.Д. Парад профессий: веселые познавательные игры для учащихся 5-10 классов [Текст] / И.Д. Агеева // Последний звонок.-2007.-No 7.-С. 3-8.
- Амоша, Л.И. Праздник профессий [Текст] / Л.И. Амоша // Досуг в школе.-2006.-No11.-С. 10-14.
- Анализ опыта работы по профориентации в условиях общеобразовательного учреждения [Электронный ресурс]. —Режим доступа : KazEdu.kz/referat/127961/2, свободный. —Загл. с экрана.
- Бельницкая, Е.А. Мотивы и факторы выбора профиля обучения сельскими и городскими школьниками / Е.А, Бельницкая–2007. -№ 6.
- Бельницкая, Е.А. Особенности организации профильного обучения учащихся всельской и городской местности / Е.А.Бельницкая–2007. -№ 10.
- Горячева, Е.Д. Профильное обучение как проблема управления развитием региональной системы образования / Е.Д.Горячева // Адукацыя і выхаванне. -2005. –№ 12.
- Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теорияи практика: учебное пособие / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. М.: Академический проезд; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
- Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся: пособие для классных руководителей, психологов,социальных педагогов общеобразовательных школ / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова, В.В.Лях. –Мн.: Бел. наука, 2000.
- Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учебное пособие / А.М.Кухарчук. –Мн., Современное слово, 2006.
- Луцевич, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: от теории к практике / Л.В.Луцевич //Весник. –2006. -№ 12.
- Немова, Н.В. Управление системой профильного обучения в школе / Н.В, Немова. -М.:“Сентябрь”. –2006.
- Профессиональная ориентация учащихся. /Сост. О.А.Хаткевич. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
- Профориентация старшеклассников: сборник учебно-методических материалов/сост., ред. и коммент. Т.В.Черниковой. –Волгоград: Учитель, 2006.
- Прошицкая. Е.Н. Выбирайте профессию: учебноепособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прошицкая. –М.: Просвещение, 1991.
- Профориентационный навигатор [Электронный ресурс]. —Режим доступа:
https://czn.admtyumen.ru/content/профориентационныйнавигатор , свободный. —Загл. с экрана.
- Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. –М.: Генезис, 2005.
- Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. –М.: Генезис, 2005.
- Резапкина, Г.В. Я и моя профессия / Г.В. Резапкина. –М.: Генезис, 2004.
- Тарасевич, С.В. Профориентация в школе / С.В.Тарасевич, Н.А.Шалима и др.Мн. “Красико-Принт”. –2007.
- Тесты для выбирающих профессию / сост. А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. –Мн.: «Соврем. Слово», 2005.
- Хаткевич, О.А. Профессиональная ориентация учащихся / О.А. Хаткевич. –Мн.: ИООО «Красико-Принт», 2004.
- Хвостов, В. Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация должны идти одновременно /В.Хвостов // Директор школы. –2006. -№ 6 –с. 83-85.
- Человек и его профессия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М.Кухарчук, В.В.Лях, А.Б.Широкова. –Мн.: Современное слово, 2006.
- Чистякова С. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению / C.Чистякова // Народное образование. –2006. -№ 9.
- Электронный ресурс www.metodkabi.net.ru
- Электронный ресурс www.narod.vch.ru
- Электронный ресурс www.cposo.ru/proforientatsiya/proforientatsionnye-materialy
- Электронный ресурс: http://www.uroki.net/docklruk/docklruk24.htm
- Электронный ресурс: http://www.uchmet.ru/library/material/138279/
- Электронный ресурс: http://www.klassnye-chasy.ru/v-mire-professiy
- Электронный ресурс: https://studfiles.net/preview/5778895/page:2/
2.5.2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И РОДИТЕЛЕЙ
- Громова, Н. Человеку труда посвящается...: знакомство с профессиями [Текст] / Н. Громова, Г. Кузьмина // Библиотека.-2017.-No 1.-С. 50-53.
- Елькина, О.Ю. Путешествие в мир профессий -М.: Издательский центр «Академия», 2012
- Емельянова, Л.П. Труд и жизнь не разделимы [Текст] / Л.П. Емельянова // Досуг в школе.-2006.-No11.-С. 5-10.
- Емельянова, Л.П. Угадай профессию [Текст]/Л.П.Емельянова// Читаем. Учимся. Играем.-200 6.-No1.-С. 73-76
- КлимовЕ.А. Как выбирать профессию [Текст]/Е.А.Климов. –М., 1990. –167 с.
- Лернер, П. С. Твоя профессиональная карьера [Текст] / П.С. Лернер. –М., 2012. –159 с.
- Маслакова, М.Н. На пороге взрослой жизни [Текст] / М.Н. Маслакова // Читаем. Учимся. Играем.-2005.-No1.-С. 89-95.
- Профориентационный навигатор [Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://czn.admtyumen.ru/content/профориентационныйнавигатор, свободный. —Загл. с экрана.
- Панина, С. В. Профессиональная ориентация: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 312 с.
- Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. –М.: Генезис, 2005.
- Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. –М.: Генезис, 2005.
- Резапкина, Г.В. Я и моя профессия / Г.В. Резапкина. –М.: Генезис, 2004.
- Столяренко Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация/ РнД.: Феникс, 1999, ISBN 5-222-00759-6
- Усов, Н.В. Когда работа в радость [Текст] / Н.В. Усов // Читаем, учимся, играем.-2009. -No 7.-С. 45-47.