Главные вкладки
Формирование навыков читательской грамотности во внеурочной деятельности
Функциональная грамотность - формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_chitatelskoy_gramotnosti_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков читательской грамотности во внеурочной деятельности
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Выделяют несколько видов функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.
Функциональная грамотность - формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности и поэтому имеет разнообразные формы проявления. Одним их основных направлений является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, эффективно использовать информацию.
Формирование личности невозможно без коммуникации, без развития уровня культуры субъекта и его социализации в обществе. Наличие взаимосвязей в социуме определяется понятием, как функциональная грамотность, проявляющаяся в способности личности контактировать с внешней средой, быстро в ней адаптироваться и успешно функционировать.
Степень развития коммуникативных связей закладывается в детском возрасте и формирует такие свойства личности, как: самостоятельная деятельность, построение коммуникативных связей и взаимодействия, стремление к познанию, саморазвитию и самосовершенствованию, формирование компетенций для жизнедеятельности в социальной среде (ответственность, трудолюбие, уважительность, терпение, воля, милосердие, сострадание).
Практическая значимость понятия грамотности предполагает умение личности формировать свое мировосприятие и морально-этический кодекс, на основе которого выстраиваются социальные взаимоотношения с окружающим миром и облегчается дальнейшая работа по их развитию.
Читательская грамотность является составляющим компонентом функциональной грамотности и предполагает способность индивида не только читать, но и анализировать информацию, интерпретировать ее на основе уже имеющегося опыта и знаний и использовать ее в повседневной жизни при решении социальных задач.
Основы функциональной грамотности закладываются в школе и формируют такие компетенции, как: правильное чтение; умение работать с текстом (извлекать из текста важную и необходимую информацию, искать в тексте ответы на поставленные вопросы); поиск дополнительных источников информации; работа с разнообразными информационными ресурсами, формирование аналитических оценок (суждений и умозаключений) на основе изученного материала.
Обучение чтению предполагает не простое освоение навыков чтения, а развитие способностей ребенка функционировать в современном обществе, его операционную деятельность в бытовом и трудовом направлениях.
Л.С. Выготский относил те процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии созревания, к зоне ближайшего развития. «Зона ближайшего развития ребенка-это расстояние между уровнем его актуального развития, определенным с помощью задач, решенных самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощь задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами» .
При проведении уроков и дополнительных внеклассных занятий, таких как: литературные вечера, клубы, кружки, мероприятия литературного чтения, у ребенка формируются знания и принципы решения социальных задач в различных сферах деятельности. В условиях постоянно меняющейся реальности у учащихся вырабатывается функциональная грамотность, т.е. способность на основе прочитанного находить важное и полезное.
Ориентация школьного обучения направлена на прочтение текста, анализ прочитанного, развитие навыков осознанного восприятия текста и понимания того, что написано. Главной задачей обучения чтению является выработка осмысленной оценки текстовой информации, так как именно четкое мировосприятие лежит в основе личностного развития и саморазвития молодежи.
В современном мире обучение читательской грамотности имеет широкий выбор источников информации, которые предоставляют отличающиеся оценки интерпретации текстов, событий, достоверности сообщений. Ребенок должен научиться анализировать, делать на основе изученного материала правильные выводы, ориентироваться в ценностях и нормах современной действительности.
Внеурочная деятельность, являясь частью общеобразовательного и воспитательного процессов, создает благоприятные условия для развития у школьников интереса к чтению, расширяет границы изучаемых тем и направлений обучения (личностных, предметных, метапредметных), предоставляет учащимся широкие возможности для самореализации. Это определят и специфику внеурочной, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения, т.е. формировать всестороннее развитие личности.
Формирование читательских компетенций реализуется через взаимодействие с библиотеками, учреждениями культуры, во взаимосвязи с родителями учащихся, нестандартными формами работы с источниками информации, внеклассными мероприятиями, использованием ИКТ. Всякая внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, поэтому используются такие формы занятий, как проведение ролевых игр, организация исследовательской деятельности, уроков-путешествий, чтение сказок, использование современных информационных технологий.