Главные вкладки
Программа дополнительного образования «Студия изобразительного искусства» 10-13 лет
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdo_izo.docx | 56.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
г.Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №6»
имени А.И. Гордиенко, почетного гражданина города Нягани
Принята на заседании педагогического cовета «____»____________ 20__г. Протокол №_________ | Утверждаю директор МАОУ г.Нягань «СОШ№6» им. А.И. Гордиенко от «____» ___________20__г. __________ О.Г. Волоснев |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Студия изобразительного искусства»
Срок реализации: 3 года
Возраст учащихся: 10–13 лет
Рассмотрена на заседании методического совета от «____»___________20__г. Протокол № ___ | Программа разработана: Пашкиной И.Ю., учитель ИЗО |
2022-2023 учебный год
Нягань, 2022
Содержание
I. | Комплекс основных характеристик | |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цели и задачи программы | 3 |
1.3. | Содержание программы (учебный план, содержание учебного плана). Планируемые результаты | 6 |
1.4. | Календарный учебный график | 13 |
II. | Комплекс организационно-педагогических условий | |
2.1. | Условия реализации программы | 14 |
2.2. | Формы контроля | 14 |
2.3. | Оценочные материалы | 15 |
III. | Список литературы | 16 |
I. | Комплекс основных характеристик |
Пояснительная записка
Направленность программы «Занимательное рисование» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (3 года обучения).
Программа разработана на основе авторской программы «Школа акварели» М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
- воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и само созидания;
- художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
- технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 10–13 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
- ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 10–11лет;
- развивающий – 2 года обучения для обучающихся 11–12 лет;
- исследовательский – 3 год обучения для обучающихся 12-13 лет.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении выставок, мероприятий. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное приложение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, праздники, а также групповые, комбинированные, практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Режим занятий
Занятия в первый год обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю 4 часа, 144 часа в год.
Второй год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку в 1 классе. Занятия проходят в режиме – 4 часа в неделю (144 часа в год).
Третий год обучения предполагает работу с одарёнными детьми. Больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.
Режим работы – 4 часа в неделю (144 часа в год.)
1.3. | Содержание программы (учебный план, содержание учебного плана). Планируемые результаты |
Календарно-учебный график первого года обучения
Начало учебного года – 1 сентября
Конец учебного года – по окончанию реализации учебного плана в полном объёме.
Продолжительность учебного года – 34 недель.
Радужный мир
Теоретическая часть.
- Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
Обучаемые первого года обучения
Должны знать:
- названия основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приёмы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами.
Календарно-учебный график второго года обучения
Начало учебного года – 1 сентября
Конец учебного года – по окончанию реализации учебного плана в полном объёме.
Продолжительность учебного года – 34 недель.
Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
- Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
- Беседы по истории искусств. Натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
Месяц | Учебная неделя, в течение которой планируется проведение занятий | Фактическая дата и время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема | Место проведения | Форма контроля |
Сентябрь | 1-я неделя | Практикум | 4 | Вводное занятие. Инструктаж по правилам безопасной работы. Знакомство с программой работы. | Просмотр | ||
2-я неделя | Практикум | 4 | Графика. Приемы работы карандашом. Графические упражнения. | Просмотр | |||
3-я неделя | Практикум | 4 | Рисуем эмблему объединения «Занимательное рисование». | Просмотр | |||
4-я неделя | Практикум | 4 | Рисуем акварелью. Приемы работы акварелью. | Просмотр | |||
Октябрь | 5-я неделя | Практикум | 4 | Тематическое рисование «Моя ЮГРА». Знакомство с достопримечательностями ХМАО-Югры. | Просмотр | ||
6-я неделя | Практикум | 4 | Природа ЮГРЫ «Лес». | Просмотр | |||
7-я неделя | Практикум | 4 | Тематическое рисование: «Мои мечты». | Просмотр | |||
8-я неделя | Практикум | 4 | Народный эпос. Орнамент. | Просмотр | |||
Ноябрь | 9-я неделя | Практикум | 4 | Анималистический жанр. Учимся рисовать птиц. | Просмотр | ||
10-я неделя | Практикум | 4 | Тематическое рисование: «Птицы зимой». | Просмотр | |||
11-я неделя | Практикум | 4 | Тема материнства в живописи. Портрет мамы. | Просмотр | |||
12-я неделя | Практикум | 4 | «Моя мама – лучшая на свете!» | Просмотр | |||
Декабрь | 13-я неделя | Практикум | 4 | Развиваем воображение и фантазию. «Чудо – город». | Просмотр | ||
14-я неделя | Практикум | 4 | Изобразительные свойства гуаши. «Зимний лес». | Просмотр | |||
15-я неделя | Практикум | 4 | Орнамент в круге. Гуашь. «Узоры снежинок». | Просмотр | |||
16-я неделя | Практикум | 4 | Украшаем елку. История новогоднего елочного шара. | Просмотр | |||
Январь | 17-я неделя | Практикум | 4 | «К нам едет Дед Мороз». | Просмотр | ||
18-я неделя | Практикум | 4 | Урок – праздник «Здравствуй, Старый Новый год!» | Просмотр | |||
19-я неделя | Практикум | 4 | Домашние питомцы. Эскизы домашних животных. | Просмотр | |||
Февраль | 20-я неделя | Практикум | 4 | Любимые герои кино и мультфильмов. | Просмотр | ||
21-я неделя | Практикум | 4 | Портреты литературных персонажей. | Просмотр | |||
22-я неделя | Практикум | 4 | «Защитникам Отечества, Слава!» | Просмотр | |||
23-я неделя | Практикум | 4 | Открытка для мамы. | Просмотр | |||
Март | 24-я неделя | Практикум | 4 | Город родной. Рисование природы родного края. | Просмотр | ||
25-я неделя | Практикум | 4 | Улицы моего города. Линейная перспектива, ее особенности. | Просмотр | |||
26-я неделя | Практикум | 4 | Ритм цветовых пятен, геометрических форм «Мы в цирке». | Просмотр | |||
Апрель | 27-я неделя | Практикум | 4 | Понятие «стилизация». Орнамент из цветов, листьев и бабочек. | Просмотр | ||
28-я неделя | Практикум | 4 | Листья и ветви. Рисование тушью. | Просмотр | |||
29-я неделя | Практикум | 4 | Прогулка по весеннему саду. Экскурсия. Рисование с натуры. | Просмотр | |||
30-я неделя | Практикум | 4 | Победный май. | Просмотр | |||
Май | 31-я неделя | Практикум | 4 | Прогулка по весеннему саду. Экскурсия. Рисование с натуры. | Просмотр | ||
32-я неделя | Практикум | 4 | Флористика. Основные принципы построения композиции. | Просмотр | |||
33-я неделя | Обобщающее занятие | 4 | Итоговая работа за год. Формат А3. Свободный выбор темы и художественных материалов. | Просмотр | |||
34-я неделя | Контрольно-учётное | 4 | Итоговая работа за год. Формат А3. Свободный выбор темы и художественных материалов. | Просмотр |
Обучаемые второго года обучения
Должны знать:
- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
- творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана;
- основы графики;
- правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь:
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
- проявлять творчество в создании работ.
Календарно-учебный график третьего года обучения
Начало учебного года – 1 сентября
Конец учебного года – по окончанию реализации учебного плана в полном объёме.
Продолжительность учебного года – 34 недель.
Третий год обучения.
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
- Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
- Графика. Материалы – тушь, перо, картон, матрицы из различных материалов.
- Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку.
- Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
- Композиция. Основные правила композиции.
- Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Проведение выставок. Работа на воздухе.
- Декоративно – прикладное искусство – художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение.
- Техника создания изделий: кистевая роспись, батик, прикладная графика, флористика.
- Беседы по декоративно – прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.
Месяц | Учебная неделя, в течение которой планируется проведение занятий | Фактическая дата и время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема | Место проведения | Форма контроля |
Сентябрь | 1-я неделя | Практикум | 4 | Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок – тест. | Просмотр | ||
2-я неделя | Практикум | 4 | «Впечатления о лете». | Просмотр | |||
3-я неделя | Практикум | 4 | Зарисовка растений с натуры в цвете. Группировка элементов. Акварель. | Просмотр | |||
4-я неделя | Практикум | 4 | «Осенние листья» - композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. | Просмотр | |||
Октябрь | 5-я неделя | Практикум | 4 | Плакат – вид прикладной графики. Поздравление ко Дню учителя. | Просмотр | ||
6-я неделя | Практикум | 4 | Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. | Просмотр | |||
7-я неделя | Практикум | 4 | Флористика. Применение основных принципов построения композиции. Выражение образа с помощью природных форм и линий. | Просмотр | |||
8-я неделя | Практикум | 4 | Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах. | Просмотр | |||
Ноябрь | 9-я неделя | Практикум | 4 | Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая, собственная. | Просмотр | ||
10-я неделя | Практикум | 4 | Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. | Просмотр | |||
11-я неделя | Практикум | 4 | Гуашь, акварель. | Просмотр | |||
12-я неделя | Практикум | 4 | Монотипия «Отражение в воде». | Просмотр | |||
Декабрь | 13-я неделя | Практикум | 4 | В царстве Матушки-Зимы. | Просмотр | ||
14-я неделя | Практикум | 4 | «Зимние виды спорта». Движение в композиции. | Просмотр | |||
15-я неделя | Практикум | 4 | Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. | Просмотр | |||
16-я неделя | Практикум | 4 | «Терема». Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала. | Просмотр | |||
Январь | 17-я неделя | Практикум | 4 | «Скачущая лошадь». Движение в композиции. Гуашь. | Просмотр | ||
18-я неделя | Практикум | 4 | «Улицы города». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам. | Просмотр | |||
19-я неделя | Практикум | 4 | «Голубая сказка Гжели». Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. | Просмотр | |||
Февраль | 20-я неделя | Практикум | 4 | В чем секрет узора хохломы. Вариации элементов росписи Хохломы. | Просмотр | ||
21-я неделя | Практикум | 4 | Кукольный антураж. Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом. | Просмотр | |||
22-я неделя | Практикум | 4 | Краски природы в праздничном наряде русской красавицы. | Просмотр | |||
23-я неделя | Практикум | 4 | Упражнения на стилизацию элементов. | Просмотр | |||
Март | 24-я неделя | Практикум | 4 | «Зооморфный орнамент». | Просмотр | ||
25-я неделя | Практикум | 4 | «Цветы и птицы» – декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа. | Просмотр | |||
26-я неделя | Практикум | 4 | Ярмарочный городок. Знакомство с творчеством Б. Кустодиева. | Просмотр | |||
Апрель | 27-я неделя | Практикум | 4 | Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком. | Просмотр | ||
28-я неделя | Практикум | 4 | Космический пейзаж. Прием «Акварель+соль». | Просмотр | |||
29-я неделя | Практикум | 4 | Экспериментируем с графическими материалами. | Просмотр | |||
30-я неделя | Практикум | 4 | Освоение техники квиллинга. | Просмотр | |||
Май | 31-я неделя | Практикум | 4 | Богатыри земли русской в творчестве художников и писателей. | Просмотр | ||
32-я неделя | Практикум | 4 | Радуйся многоцветью весны и лета. | Просмотр | |||
33-я неделя | Обобщающее занятие | 4 | Учимся рисовать у природы. Какого цвета сторона родная. | Просмотр | |||
34-я неделя | Контрольно-учётное | 4 | Творческая аттестационная работа. Оформление работ к выставке. | Просмотр |
Обучаемые третьего года обучения
Должны знать:
- разнообразие возможных выразительных средств изображения;
- значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
- различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
- основы дизайна;
- творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского, Б Кустодиева.
- правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Должны уметь:
- работать в определённой цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
- передавать пространственные планы способом загораживания;
- передавать движение фигур человека и животных;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
- решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
1.4. Календарный учебный график на 3года обучения
№ | Учебный год | Начало учебного года | Конец учебного года | Продолжительность |
1 | 2022-2023 | 1сентября | по окончанию реализации учебного плана в полном объёме | 34 недели |
2 | 2023-2024 | 1сентября | по окончанию реализации учебного плана в полном объёме | 34 недели |
3 | 2024-2025 | 1сентября | по окончанию реализации учебного плана в полном объёме | 34 недели |
II.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимо наличие:
- учебного кабинета, рассчитанного не менее чем на 15 посадочных мест;
- учебно-методических материалов;
- ПК или иного компьютерного оборудования, подключенного к сети Интернет;
- методического обеспечения программы.
2.2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Система оценивания и отслеживания результатов обучения детей: в начале учебного года проводится входной контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса.
– текущий контроль проводится в конце 1 полугодия
– итоговый контроль проводится в конце обучения.
Формы контроля:
– индивидуальные консультации;
– собеседования;
– беседа;
– наблюдения;
– итоговые занятия.
Формы подведения итогов реализации программы:
– итоговые занятия;
– мероприятия;
– рефлексия мероприятия.
2.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценивание результатов освоения учащимися программного содержания происходит на основе выставки рисунков в конце каждого занятия. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки ребёнка.
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
- Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
- Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
- Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
- Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
- Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
- Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
- Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
- Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.