Библиотечный проект на тему: «Давайте жить дружно!» в рамках Международного месячника школьных библиотек - 2022 по теме: «Чтение для глобального мира и гармонии», «Чтение против нацизма»

Томилова Ольга Ивановна

Библиотечный проект на тему: «Давайте жить дружно!» в рамках Международного месячника школьных библиотек - 2022 по теме: «Чтение для глобального мира и гармонии», «Чтение против нацизма»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тункинская средняя общеобразовательная школа имени Седова Ю.П.»

Библиотечный проект на тему: «Давайте жить дружно!» в рамках Международного месячника школьных библиотек - 2022 по теме: «Чтение для глобального мира и гармонии», «Чтение против нацизма»

Подготовила педагог- библиотекарь  Томилова О.И. и провели  учитель начальных классов Плотникова С.В. и ученики 4 класса.

Оглавление.

Аннотация…………………………………………………… стр. 3

Актуальность……………………………………………….. стр. 3

Цель проекта………………………………………………… стр. 4

Задачи проекта……………………………………………… стр. 4

Формируемые УУД………………………………………… стр. 4

Методический паспорт проекта………………………….. стр. 5

Работа над проектом…………………..…………………... стр. 6 - 7

Результаты и жизнеспособность проекта……………… стр. 8

Используемая литература………………………………… стр. 8

Приложение ………………………………………………… стр. 9 - 19

Аннотация.

Данный проект направлен на формирование у детей главного для общения в жизни качества – дружбы.

Актуальность.

Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа

- это дружба. Ларошфуко.

Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.

Поэтому воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Одна из приоритетных задач государства в сфере образования определена в стандартах нового поколения, которая ориентирует на «воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности».

ФГОС НОО реализуется через учебный план и внеурочную деятельность ОУ, где библиотека занимает важное место в формировании личности в духовно – нравственном, социальном, общеинтеллектуальном и общекультурном направлении. Школьная библиотека является вне возрастным пространством, надпредметным кабинетом, где в неформальной обстановке проходит процесс воспитания и обучения личности школьника.

Для достижения успеха в области духовно – нравственного развития и воспитания в начальной школе важно организовывать занятие как проектную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями.

Каждый педагог - библиотекарь, работая с детьми, делает всё для того, чтобы дети стали дружными, сплочёнными. Именно поэтому необходимо проводить с детьми библиотечные часы с элементами проектной деятельности о дружбе, чтобы ещё раз показать ребятам, как важно быть дружными, помогать друг другу, в трудную минуту оказываться рядом.

Так возникла идея создания проекта «Давайте жить дружно!».

Цель:

формирование представления о дружбе как важнейшей человеческой ценности.

Задачи:

формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;

развивать коммуникативные способности, ассоциативное мышление;

воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства;

способствовать развитию дружеских отношений среди детей; эмоциональной сферы личности;

воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы;

осознавать познавательную задачу;

читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий.

Регулятивные УУД:

уметь работать по заданиям;

уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать своюточку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью библиотекаря.

Коммуникативные УУД:

уметь работать в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах.

уметь работать над проектом в группе, эффективно распределять обязанности.

Методический паспорт проекта.

тип проекта по доминирующей деятельности учащихся: творческий

по предметному содержанию: межпредметный ( литературное чтение, внеклассное чтение, ИЗО, русский язык, музыка, информатика и технология)

по продолжительности: краткосрочный (две недели) с 14.10. по 25. 10.2022 г.

возрастная категория: учащиеся 2 , 3, 4 классов

форма работы: внеурочная

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран;

презентация для проведения мероприятия;

диск с записями фрагментов песен о дружбе;

выставка книг «Книги о дружбе»;

книжка – малышка «Пословицы о дружбе»;

стенгазета «Мои друзья».

Работа над проектом.

Мотивационный этап. Постановка проблемы.

Среди учащихся 2 , 3 и 4 классов был проведён социальный опрос для выявления ответов на поставленные вопросы:

- Что такое дружба?

- В чём и как проявляется дружба?

- Нужна ли дружба в наше время?

- Есть ли у вас настоящий верный друг?

- Каким должен быть друг

- Какие правила дружбы вы знаете?

Результаты опроса показали, что не все дети имеют в школе друзей, не все понимают, в чём и как проявляется дружба, не могут назвать качества настоящего друга. Именно поэтому возникла необходимость проведения данного проекта.

Подготовительный этап (распределение заданий, определение задач).

На этом этапе были определены цели и задачи проекта. Библиотекарь формирует положительную мотивацию школьников к обсуждению и предлагает виды деятельности для каждой группы учащихся.

Название группы

Цель деятельности

Продукт

Группа «Звонкие голоса»

(дети, которые искали и разучивали куплеты песен о дружбе)

Найти детские песни о дружбе и представить их.

«Музыкальное попурри» на тему детских песен, изготовить своими руками сборник детских песен.

Группа «Любители - читатели»

( дети, которые собирали книги о дружбе для выставки)

Найти книги с рассказами и стихами о дружбе.

Выставка книг «Книги о дружбе», провести обзор книжной выставки.

Группа « Собиратели – издатели»

(дети, которые читали и выписывали пословицы о дружбе и находили толкование к ним, создавали книжку - малышку)

Найти в книгах и изучить пословицы о дружбе, найти им толкование и записать в книжку - малышку.

Презентация книжки – малышки «Пословицы о дружбе».

Группа «Оформители – творцы» (дети, которые собирали и оформляли стенгазету на тему «Мои друзья »)

Найти и принести для оформления газеты фотографии друзей.

Стенгазета «Мои друзья».

Информационный этап.

На данном этапе ребята собирают материал, работают с художественной литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект.

Педагог - библиотекарь наблюдает, координирует работу групп, индивидуально консультирует учащихся, сам является источником информации и помогает в создании продуктов деятельности.

Рефлексивно - оценочный этап.

Ученики участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы. Работа каждой группы оценивалась по следующим критериям:

качество выполнения работы по теме;

самостоятельность работы над проектом;

артистизм и выразительность выступления;

убедительность презентации.

Педагог - библиотекарь выступает участником коллективной оценочной деятельности. Собственно презентация библиотечного проекта проходила в школе 25 октября 2022 г.

с приглашением классных руководителей учащихся 2,3 и 4  классов, педагога – организатора и родителей.

Результаты проекта.

Осуществлённая проектная деятельность позволила:

сформировать у детей целостное представление о дружбе;

воспитать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства;

способствовать развитию дружеских отношений в коллективе; эмоциональной сферы личности;

развить коммуникативные навыки, познавательный интерес и творческие способности;

укрепить взаимодействие между детьми, родителями и педагогом - библиотекарем.

Жизнеспособность проекта.

Проект в дальнейшем может быть использован классными руководителями на классных часах и родительских собраниях духовно – нравственного направления; педагогом – организатором на внеклассных мероприятиях для воспитания личностных качеств младших школьников.

Презентация продукта:

Библиотечный час «Давайте жить дружно!» (Приложение 1)

Используемая литература.

1. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации в 2 частях под редакцией А. Я. Данилюка, Москва, «Просвещение», 2011г.

2. Журнал «Начальная школа» № 6, 2010г.

3. Справочник классного руководителя 1-4 классы, Н.И. Дереклеева, «ВАКО»М., 2005г.

4. Классные часы, выпуск 3, авторы – составители: Усцова Н.И., Дюльденко Д.В. и др., Волгоград, 2008г.

5. Газета «Педсовет» № 5, 2010г.

6. Материалы Интернета.

Приложение 1

Библиотечный час

«Давайте жить дружно!»

Задачи.

Обучающие:

- формировать у младших школьников понятия «дружба» и правил дружбы;

- раскрыть личностную и социальную значимость дружбы;

- расширять и углублять представление детей о доброжелательном отношении к окружающим их людям;

- расширить знания о нашем крае, связанные со словом «дружба».

2. Развивающие:

- развивать творческие способности, инициативу, познавательную активность;

- развивать у учащихся умения и навыки самооценки.

3. Воспитательные:

- воспитывать добрые качества детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу;

- воспитывать умение работать в группе (навыки взаимопомощи, доверия при решении различных проблем);

- воспитывать гордость за нашу Родину, как за единую дружную многонациональную семью.

Оборудование:

запись песни из м\ф «Приключения кота Леопольда»;

презентация;

фрагмент из м/ф «Приключения кота Леопольда»

толковый словарь С. И. Ожегова;

книги с текстами произведений;

выставка книг «Книги о дружбе»;

стенгазета «Мои друзья»;

запись фрагментов мелодий песен о дружбе;

8. клубок ниток.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово библиотекаря.

- Здравствуйте, дорогие мальчишки и девчонки, уважаемые родители и гости! Я очень рада видеть вас! Уверена, что у вас сегодня хорошее настроение и рассчитываю на вашу поддержку, помощь, плодотворное сотрудничество и активное участие в открытом разговоре.

2. Психологический настрой.

– Вытяните руки вперед, поднимите вверх, разведите в стороны, положите на плечи вашим соседям и скажите: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

II. Введение в тему библиотечного часа.

- А тему нашей беседы, я думаю, подскажет фрагмент из м/ф «Приключения кота Леопольда» (Звучит песня из м/ф «Приключения кота Леопольда»).

- Вы догадались, о чём пойдёт разговор? (О дружбе) Да, действительно, мы поговорим о дружбе.

Давайте отложим дела на «потом»,

О дружбе расскажем, о дружбе споём.

Пусть искорка дружбы, что вместе зажжём,

Подарит нам радость, согреет теплом!

- Почему мы выбрали сегодня эту тему? (Ответы детей).

III. Беседа с учащимися по теме.

- И начать наш разговор мне бы хотелось с такой притчи.

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.

– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

Постановка проблемы.

- Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Ответы детей: что выбрать?)

– Какое решение он принял? (Ответы детей: он выбрал дружбу)

– Значит ли это, что дружба каждому человеку просто необходима? (Ответы детей.)

– О дружбе размышляли во все времена. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». И мы сегодня скажем лучшие слова о дружбе, о друзьях.

- А что, по – вашему, означает слово «дружба»? (Это когда люди хотят быть вместе, когда они доверяют что-то друг другу, помогают друг другу, радуются за друзей, у них есть секреты и т. п.)

- В словаре С.И. Ожегова дано такое объяснение слову «дружба». «Дружба»- это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- А вот как понимают слово «дружба» ваши ровесники.

(Ученики читают стихотворение «Дружба»)

- Что такое дружба?- спросила я у птицы.

- Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

- Что такое дружба?

- Это когда зайцу лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

- Дружба - что такое?

- Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

-А как вы думаете, с чего же всё началось? Как возникло само слово «друг»? (Ответы детей). Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово друг».

Чтец: Когда ещё никто не знал ни слова,

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,

Соседям древний человек привык показывать

Кулак или язык и корчить рожи (что одно и то же).

Но, словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленнее лицо, умение руки,

И человек придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке,

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей - людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Библиотекарь: - Да, слово друг известно давно. Но всех ли людей, которые нас окружают в школе, в кружках, на секциях можно назвать друзьями? Кого мы можем назвать другом? Что значит дружить?

- На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.

- В ходе подготовки к нашему мероприятию вы объединились в группы, чтобы выполнить полученные задания. Давайте послушаем и оценим результат вашей работы. Думаю, что вы согласны с этим предложением?! Начинаем!

- И сейчас, я бы хотела, чтобы вы послушали ещё одну старую и мудрую притчу.

- Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

- Кому понравилась притча? Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? (Ответы детей) Чему учит эта притча? (помогать другу в беде, не оставлять друзей в беде).

- Заданием группы «Собиратели – издатели» было найти и объяснить толкование пословиц о дружбе. Послушаем их выступление.

Выступающий:

-Мы нашли пословицы о дружбе и их толкование. И пришли к выводу, что

«Пословицы недаром молвятся:

Без них прожить никак нельзя

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья»

-В пословицах заключена народная мудрость. Хотя они простые и короткие, но богатые по смыслу. Каждая из них может служить для нас девизом в жизни.

(Далее - чтение пословиц по книжке - малышке)

Библиотекарь:

- Ребята, а какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл притчи?

( «Не имей сто рублей, а имей то друзей», «Друзья познаются в беде»). Согласитесь, очень хорошо иметь 100 рублей в карманах и сто друзей одновременно. Но что найти легче? Оказывается, найти деньги легче, чем найти друга.

- А кого мы можем назвать другом? (Ответы  учеников:

- Друг – это интересная книга.

-Друг – это мама, которая поможет в трудную минуту.

-Друг – это библиотекарь, который помогает заглянуть в тайны книг.

- Друг – это игрушки, которые выслушают меня когда мне плохо).

Ученики  читают стихотворение Б.Заходера «Мы – друзья».

С виду мы

Не очень схожи.

Петька толстый,

Я худой.

Не похожи мы, а все же

Нас не разольешь водой!

Дело в том,

Что он и я –

Закадычные друзья!

Все мы делаем вдвоем

Даже вместе…

Отстаем!

Дружба дружбою,

Однако…

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод,

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

- Что-то, Вова,

Позабыл!

- И я забыл…

Ну, неважно! Дрались честно,

Как положено друзьям:

Я как стукну!

- Я как тресну!

- Он как даст!?

- А я как дам?!

Скоро в ход пошли портфели,

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду –

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льется,

А она еще смеется:

Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

Библиотекарь: - Я думаю, что эти мальчики еще маленькие и не совсем понимают, что такое дружба, но у них одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры. И со временем их дружба станет настоящей, крепкой, верной и долгой.

- Если хочешь иметь друга, то и сам должен быть настоящим другом.

- Для чего дружить ровесникам? (Дети отвечают.)

Вывод: У сверстников общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.

Библиотекарь: - А как вы думаете, у человека может быть много друзей? (Ответы детей.)

- Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, одноклассники. Но друг – это дорогое, личное, близкое. Настоящий друг умеет поддержать в трудную минуту, умеет прощать.

- Я хочу прочесть вам стихотворение С. Погорелова.

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слёзы проглотил!

Пришел домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!

Но больше дружбы не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом – ты, матросом – я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек

Ах, Колька, Колька что ж ты это?

Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька – так несмело

Вошёл с поникшей головой:

Прости уж! Сердишься? За дело!

Беда, горячий я такой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: « Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придёшь!»

- Да, настоящая дружба никогда не порвется из-за пустяка. И я думаю, что у ребят из этого стихотворения, самая настоящая дружба.

- А теперь послушайте рассказ В. Осеевой «До первого дождя».

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли укрыть одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Вопросы детям:

- Почему учительница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

- Почему покраснела Маша за Таню? (Ответы детей).

Библиотекарь:- Дружбу надо беречь, надо уметь дружить, настоящая дружба всегда бескорыстна. А то ведь как бывает. Сегодня дружу с Сашей, он дал мне диск с интересной игрой, а завтра – с Машей, она дала мне списать домашнее задание по математике, а через день-другой уже с ними не дружу, потому что мне нужно что-то взять у Марины. Как вы думаете, настоящая ли это дружба? (Размышления ребят).

Обсуждение проблемных ситуаций в группах.

- А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации и ответьте на вопрос: “Как бы я поступил?”

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. (Ответы детей).

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. (Ответы детей).

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить. (Ответы детей).

4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо. (Ответы детей).

– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? (Ответы детей.)

- Да, только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.

-Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

-Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю. Нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.

Чтец:

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра.

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал.

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда - то,

А теперь представил счет.

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу не влечет.

Библиотекарь: Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Если нет, то почему?

(Ответы детей.)

Библиотекарь: Если у людей одинаковые интересы, вкусы или нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы, то и дружба бывает настоящей, крепкой, верной, долгой.

Чтецы:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого – то беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту, всегда.

И если кому – то поможет

Твоя доброта дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты.

Услышишь ты песенку чью – то,

И станет светлее кругом:

Волшебное самое чудо

Мы дружбой недаром зовем.

Библиотекарь: - Настоящая дружба познается не только в беде, но и в радости.

-Послушайте, как об этом сказано в стихотворении А. Дементьева.

Друг познаётся в удаче.

Такой же порой, как в беде,

Если он душу не прячет,

Чувства не держит в узде.

Друг познаётся в удаче,

Если удача твоя,

Друга не радует – значит,

Друг твой лукав как змея.

Или же горькая зависть

Разум затмила его,

И, на успех твой позарясь,

Он не простит ничего.

Он не простит…

Но иначе

Скажет об этом тебе.

Друг познаётся в удаче

Больше порой, чем в беде.

- Ребята, а у вас есть друзья? Поднимите руки, у кого есть. А вы можете объяснить, почему свои отношения называете дружбой? (Высказывания учащихся).

- Сейчас учащиеся группы «Оформители – творцы» расскажут о своих друзьях. (Дети показывают фотографии своих друзей и рассказывают о них.)

Выступающий: - Наша группа собрала фотографии своих друзей и оформили вот такую стенгазету, на которой вы видите их.

Педагог - библиотекарь:

- А есть ли среди вас дети, которые находятся в ссоре? Я очень рада, что все вы – дружный коллектив. Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, если все вокруг подружатся? (Ответы учащихся).

- Какое надежное и емкое слово – дружба! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе. Какие сказки и рассказы о дружбе вы помните? (Ответы детей.)

- А я вам предлагаю послушать внимательно басню Л.Н.Толстого "Отец и сыновья” и ответить на вопрос: Чему учил отец своих сыновей?

Отец приказывал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

- Сломайте.

Сколько они ни бились, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

- Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь – вас всякий легко погубит.

- Так чему же учил отец своих детей? (Ответы учащихся: жить в согласии, дружно)

- Сейчас мы проведём викторину «Кто с кем дружит?»

- Я буду называть разных героев, разные имена, а вы говорите, кто с кем дружит? Кто кому нужен?

1 . Добрая Белоснежка и …(семь гномов)

2. Забавные бурундучки Чип и …(Дейл)

3.Зеленый крокодил Гена и (Чебурашка).

4.Доверчивый Буратино и (Мальвина).

5.Смешной Вини-Пух и (Пятачок).

6. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая)

7. Карлсон: «Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: «Друг спас жизнь друга». Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (малиновое варенье)

8. Герои Эд.Успенского - Крокодил Гена, Чебурашка и Галя - решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, а пока его строили – все подружились).

9. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили не тужили. (Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел).

10. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)

11. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон)

12. Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)

Педагог - библиотекарь: - Передаю слово ребятамгруппы « Любители – читатели», которые подготовили нам выставку книг о дружбе.

Выступление учащегося: - Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая эти книги, вы приобретёте себе настоящих друзей – литературных героев. (Обзор выставки книг)

Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);

В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;

Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;

В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи», Г. Андерсен «Дюймовочка», Р. Киплинг «Маугли», А.Гайдар «Тимур и его команда» и др.

Книга – учитель,

Книга – наставник,

Книга – близкий товарищ, друг.

В. Боков.

Педагог - библиотекарь: - Точно так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В.Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Давайте вспомним слова этой песни.

- О чём эта песня? (ответы детей: об улыбке, о дружбе, о том, что дружба начинается с улыбки)

- А какие ещё есть песни о дружбе, мы сейчас услышим от ребят группы «Звонкие голоса», которые приготовили нам музыкальное выступление (Выступление ребят – см. приложение на диске)

Педагог - библиотекарь: - Давайте сделаем нашу жизнь хорошей. Будем помогать друг другу в трудную минуту, пусть беды обходят нас стороной. Ну а если случатся, то пусть всегда рядом будут родные, близкие и надёжные друзья.

1 ученик:

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких,

Дружба – это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба – это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

2 ученик:

Мы за мир, мы за дружбу,

Дружбу народов на всей Земле.

3 ученик:

Мы хотим, чтоб жили дружно

На нашей планете люди всей!

Педагог - библиотекарь: Наша родина Россия - самое большое государство мира. В России проживают представители более 160 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках. Разнообразна, богата и многонациональна наша великая страна Россия. Все её народы – одна большая семья, все мы, независимо от национальности и вероисповедания, называем себя «россияне». А создать большую и дружную семью всегда нелегко. Веками складывались духовные традиции, объединяющие все нации и народности нашей страны. Этих традиций много. Но одна – самой добрая и прекрасная традиция – дружба народов России.

-Во многих городах России есть памятники и монументы, посвященные дружбе народов.

- Например, в Москве на ВДНХ есть фонтан «Дружбы народов» (слайд 3). В центре фонтана, над зеркалом воды, возвышается большой золотой сноп из главнейших сельскохозяйственных культур нашей Родины: подсолнуха и пшеницы.

Сноп окружают 16 скульптур девушек – колхозниц разных национальностей.

- Парки, аллеи, где люди встречаются, знакомятся и дружат(слайд 4).

- Есть дом Дружбы (слайд 5). Здание из красного кирпича расположенное на Соборной площади города Владимира было построено в 1907 году по проекту архитектора Якова Ревякина. Деньги на возведение собрало владимирское купечество. Первоначально в нем располагалась городская Дума. В 1917 году - городской Совет народных депутатов. С 1948 по 1985 годы здесь размещались пионеры и здание называлось Дворцом пионеров. В 2008 году закончилась реконструкция здания. Теперь это Дом Дружбы. Здесь планируется устраивать приемы для гостей из других регионов и стран. В здании также есть гостиничные номера, концертный зал и место для поведения переговоров.

- А знаете ли вы, что во многих странах и у нас России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами (слайд 6)

- Орденом Дружбы народов награждаются граждане России, предприятия, организации, области, города за большой вклад в укреплении дружбы народов.

- Ежегодно 9 июня мир отмечает День друзей. Эта праздничная дата считается неофициальной, но повод для её создания не теряет актуальности (слайд -7)

- Международный день друзей просто создан для того, чтобы мы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, напомнили своим друзьям о том, как они важны для нас, и порадовали их. Про этот праздник в России знают совсем немногие. Между тем Международный день друзей с каждым годом становится всё популярнее.

- Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать и правила.

- Какие правила дружбы вы уже знаете? (Ответы детей).

-Существует много правил дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

Основные правила дружбы (слайд 8)

Один за всех, и все за одного.

Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

Радуйтесь вместе с друзьями.

В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

-А какое бы правило добавил в список кот Леопольд? («Давайте жить дружно!»)

Педагог - библиотекарь:

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится (слайд 9).

IV. Подведение итогов.

- О чём мы сегодня с вами говорили?

- Что вам понравилось на нашем мероприятии?

- Какая из групп подготовилась лучше? Почему?

- Что интересного для себя узнали?

- Какие правила дружбы вы запомнили?

- Помогут ли эти правила дружбы вам в жизни? (Ответы детей)

V. Рефлексия.

Педагог – библиотекарь:

- Дружба не знает границ, она соединяет сердца не только близко живущих людей, но и тех, кого разделяют тысячи километров. Что же помогает этим людям поддерживать связь и отношения?

( Письма,  телефон – сотовая связь, фото и видеосъемка, а также Интернет. Связь, которая как паутина ,опутала весь мир.)

- На сегодняшнем мероприятии я предлагаю вам сплести нашу паутинку дружбы.

- Давайте встанем в круг. У меня в руках клубок. Надо передавать клубок друг другу так, чтобы нить клубка переплеталась, как паутинка и при этом, передавая клубок, ещё раз скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Давайте жить дружно».

- И мне думается, что этот библиотечный час даст начало той дружбе, которую мы пронесем через всю школьную жизнь.