Мастер-класс для родителей и педагогов «Семейные традиции: чтение как увлекательная игра детей и взрослых»

Томилова Ольга Ивановна

Мастер-класс для родителей и педагогов

«Семейные традиции:

чтение как увлекательная игра детей и взрослых»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ Управление образования АМО Тункинский район

МБОУ "Тункинская СОШ им. Седова Ю.П."

Мастер-класс для родителей и педагогов

«Семейные традиции:

чтение как увлекательная игра детей и взрослых»

                                                                             педагог-библиотекарь Томилова О.И.

с. Тунка 2020

Если с детства у ребёнка не

воспитана любовь к книге, если чтение

 не стало его духовной потребностью

 на всю жизнь – в годы отрочества душа

 подростка будет пустой, на свет божий

 выползает, как будто неизвестно откуда

взявшееся плохое

В.А. Сухомлинский

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов и повышение педагогической компетенции родителей.

Задачи:

- показать родителям ценность домашнего чтения;

- показать значение доброго, тёплого общения с ребёнком в ходе совместного прочтения книги;

- развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослым;

- показать методы и приёмы ознакомления ребёнка с художественной литературой;

- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию;

- обосновать важность приобщения детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса детей

- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей через совместное творчество по прочитанному произведению;

- привлекать родителей к активным формам совместной  с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.

- ориентировать родителей на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;

- способствовать формированию целостной картины мира и  расширению кругозора детей;

- Сформировать социокультурные компетенции:

1. политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов;

2. межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;

3. коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet;

4. социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;

5. персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.

Материал:

Набор 1: книга Колобок, мягкие кубики, пазлы, разрезные картинки, пазлы животные, мягкие игрушки для обыгрывания, варианты подвижных игр.

Набор 2: кинестический песок, манка, вода, лейка, совочки, поднос, машинка, мыльные пузыри.

Набор 3: кинестический песок, манка, вода, лейка, совочки, поднос, машинка, мыльные пузыри.

Ход мастер-класса

Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги!

У каждого из нас с детства есть книги, которые мы помним до сих пор.

Вопрос участникам мастер класса:

Мастер: Есть ли у вас такие книги, которые вы помните с детства?

Ответы участников.

Мастер: Почему эти книги вами так любимы?

Ответы участников.

Мастер:  И у меня есть такая книга, которую читала мне моя мама. Это книга Александра Волкова «Волшебник изумрудного города». Каждый вечер, перед сном мама брала в руки книгу, и я погружалась в увлекательный мир, с нетерпением ожидая встречи с любимыми героями, переживая с ними приключения.

Книги, которые читают нам родители, мы помним всю жизнь. Семейное чтение – это радостные минуты, душевные разговоры, развитие интеллекта ребёнка. Семейное чтение помогает сблизить ребёнка с родителем и наполнить эти мгновения радостью и духовным общением.

Мастер: Почему семейное чтение стало проблемой в 21 веке?

Ответы участников.

Мастер: Как вернуть имидж читающей страны и возродить традиции семейного чтения?

Сегодня вместе с вами мы попытаемся найти оригинальные формы взаимодействия родителя с ребёнком по формированию таланта читателя, научить сложному искусству чтения и понимания книги. Как и любой талант, который спрятан в каждом человеке, его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта лежат в детстве. А чем они характеризуются, сегодня мы попробуем найти ответ.

Сегодня на мастер-классе, вы:

  • научитесь интересно организовывать совместную деятельность с ребёнком;
  • пополните свой багаж оригинальными методами;
  • напомните себе, что книга – это источник всестороннего развития ребёнка;
  • поймёте, как заинтересовать ребенка книгой.
  • получите удовольствие в командной работе.

Давайте начнем с небольшого фильма о работе в команде.

А сейчас, прошу Вас разделиться на три группы.

1 группа - это группа называется «Читаем и играем»

Вам предлагается «волшебный ларец» с содержимым, на основании которого вы должны будете придумать литературные игры, чтобы поддержать интерес к прочитанному. Предлагается: книга Колобок, мягкие кубики, пазлы, разрезные картинки, пазлы животные, мягкие игрушки для обыгрывания, подвижные игры.

2 группа - это группа называется «Читаем и экспериментируем»

Используя  литературные произведения, с помощью некоторых материалов вы погрузите ребёнка в увлекательный мир экспериментирования.

Вам из предложенных материалов необходимо будет подобрать ситуации из прочитанных произведений, которые бы стали увлекательной деятельностью по вовлечению детей в экспериментирование с явлениями неживой природы, природным материалом, возможностью, что–либо «открыть», исследовать.

Предлагается: кинестический песок, манка, вода, лейка, совочки, поднос, машинка, мыльные пузыри

3 группа - это группа называется «Творим и говорим» Это для умелых родителей, педагогов которые любят мастерить, творить своими руками. С помощью творческого воображения и предложенных произведений вам необходимо будет создать атрибуты и декорации для мини-спектакля.

Предлагается: фланелеграф, пальчиковый театр, настольно-печатный театр, кукольный театр, мягкие игрушки, маски, ширма. Материалы: обои, цветная бумага, мелки, краски, кисти, клей, ножницы, аудиозапись «Два веселых гуся».

Звучит спокойная музыка, практики выполняют задания.

Группы презентуют ответы.

Рефлексия

Мастер: Уважаемые участники, вы все сегодня постарались, творчески выполнили задания, артистично представляли свои разработки.

Скажите, пожалуйста, какие идеи Вам понравились больше всего? Что вы возьмете для работы с родителями?

Ответы участников.

Мастер: В завершение нашего мастер-класса, мне хотелось бы узнать: что для Вас значит книга?

Книга – это:

-чудо

-источник развития ребенка

-увлекательный мир

-совершение открытий

-развитие воображения

-семейная традиция

-яркие эмоции

-опыт

-пополнение словарного запаса

-развитие памяти

-развитие речи

-познавательное развитие

-художественно-эстетическое развитие

Приложение 1

Задание для 1 группы:

1. Используя содержимое сундучка, представить литературные игры для поддержания интереса детей к прочитанному произведению.

2. Используя необходимые атрибуты, разыграть по ролям отрывок сказки «Теремок».

Задание для 2 группы:

1. С сопровождением выразительного чтения, продемонстрировать эксперименты по содержанию представленного текста (3 стихотворения).

2. Продумать и зачитать вопросы к детям из представленных стихотворений.

Задание для 3 группы:

1. Используя содержимое сундучка, перечислить и добавить свои варианты создания театра и декораций в домашних условиях.

2. Используя необходимые материалы сундучка, создать «Театр на рулоне» по потешки «Два весёлых гуся» и представить зрителям под фонограмму.

Приложение 2

Художественное произведение для группы №1

Сказка «Теремок» (отрывок)

Ведущий: Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Медведь: - Р-р-р! Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Мышка: - Пи-пи-пи! Я, Мышка-норушка!

Лягушка:- Ква-ква-ква! Я, Лягушка-квакушка!

Зайчик:- Я, Зайчик-побегайчик!

Лисичка:- Тяв-тяв! Я, Лисичка-сестричка!

Волчок:- У-у-у! Я, Волчок-серый бочок. – А ты кто?

Медведь:- Р-р-р! А я Медведь косолапый.

Все:- Иди к нам жить!

Ведущий: Медведь и полез в теремок.

Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:

Медведь:- Я лучше у вас на крыше буду жить.

Все:- Да ты нас раздавишь!

Медведь:- - Нет, не раздавлю.

Все:- Ну так полезай!

Ведущий: Влез медведь на крышу и только уселся – трах! – раздавил теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок – все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!


Приложение 3

Художественные произведения для группы №2

К.Дисковая «Я рисую»

Я рисую на песке,
Словно мелом на доске.
Просто палочкой черчу 
Все, что только захочу. 

Это ежик, это кит, 
Это бабочка летит… 
Места здесь - для всех ребят! 
Все рисуют, все творят! 

Только вдруг пролился дождь, 
Все исчезли: кит и еж… 
И покрыл рябой узор 
Весь песок, асфальт и двор. 

Вот какой художник
Этот бойкий дождик!

В.Берестов «Песочница»

Посреди двора — гора 
На горе идёт игра. 
Прибегайте на часок, 
Залезайте на песок: 

Чистый, жёлтый и сырой 
Хочешь — рой, А хочешь — строй, 
Хочешь — куклам испеки 
Золотые пирожки. 

Приходите к нам, ребята 
Не забудьте взять лопаты 
Экскаваторы, совки, 
Вёдра и грузовики. 

Э.Фарджен «Мыльные пузыри»

Осторожно - пузыри... 
- Ой, какие! 
- Ой, смотри! 
- Раздуваются! 
- Блестят! 
- Отрываются! 
- Летят! 
- Мой - со сливу! 
- Мой - с орех! 
- Мой не лопнул дольше всех!

 Г.Люшнин «Песчаный дом»

Поутру из чёрной тучи
Падал дождик целый час.
Отсырел песок сыпучий
За калиткою у нас.

Сразу взялся я за дело
И построил дом с окном.
В полдень солнышко пригрело,
И рассыпался мой дом.