90 лет назад, 17 августа 1933 года состоялся первый полет жидкостной ракеты ГИРД-09 .

Ловцова Анжелика Федоровна

90 лет назад, 17 августа 1933 года состоялся первый полет жидкостной ракеты ГИРД-09 конструкции М.К. Тихонравова, разработанной под руководством С.П. Королева.

 

г. Москва, Восточный округ.АНО ОО "Русская Международная Школа" .                                 (Ловцова Анжелика Фёдоровна-учитель физики и астрономии).

 

17 августа 1933 года была запущена первая советская ракета (ГИРД 09) на гибридном топливе конструкции М.К.Тихонравова в Нахабино. Ракета поднялась на 400 м.

https://sun1-17.userapi.com/impg/naEyuYQHX3Ddd0QQYcvW3nPCNQkLuNE8Y4cZcA/rW2qZAaDcZU.jpg?size=220x517&quality=95&sign=097f1f09237a62f40a45c31369cc9e95&type=album

Ракета 09 (слева) — ракета на гибридном топливе (первая в СССР ракета на гибридном топливе).

 

Разработана в ГИРД под руководством С. П. Королёва по проекту М. К. Тихонравова. Запуск состоялся 17 августа 1933 года.

Технические характеристики:

Горючее — сгущённый бензин (желеобразный раствор канифоли в бензине)

Окислитель — жидкий кислород

Двигатель — Ракетный двигатель 09

Стартовая масса — 19 кг

17 августа 1933 года была успешно испытана первая советская баллистическая ракета ГИРД-9 с жидкостным реактивным двигателем. Она была создана специалистами Группы изучения реактивного движения под руководством Сергея Королёва. Труды этого коллектива легли в основу зарождавшейся ракетно-космической отрасли СССР. ГИРД-9 представляла собой экспериментальное изделие массой 19 кг, но спустя 20 с небольшим лет СССР освоил технологии выпуска боевых баллистических ракет с ядерными боезарядами.

 

Интерес к космонавтике был очень велик уже в 20-х годах прошлого века. В 1921 году была организована Газодинамическая лаборатория (ГДЛ). С 1928 года под руководством Н.И. Тихомирова проводились летные испытания ракет на бездымном шашечном порохе. С 1929 года в ГДЛ В.П. Глушко начал разрабатывать ракеты с электрическими (ЭРД) и жидкостными (ЖРД) ракетными двигателями. В 1932 году в Москве была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД) и под руководством С.П. Королева в 1933 году осуществила первые пуски советских жидкостных ракет.

Полет ракеты ГИРД-09 положил начало широкому фронту исследований в области отечественного ракетостроения.

https://sun9-55.userapi.com/impg/qAQ27KGXE4FSUfr6fD-DN0qwFEjX3-8yuLWIoQ/Wm6nDAXvWAg.jpg?size=598x807&quality=95&sign=561a8f44e66766b986596e62480592f5&c_uniq_tag=dqU_4LUMUo-duiur9WW_MyMWiE1asixumjilH5ilmxg&type=album

Фото из фондов Музея профессора Н.Е. Жуковского.

 

Пионеры ракетной техники

ГИРД-9 была создана Группой изучения реактивного движения (ГИРД). Это научное объединение было основано в 1931 году Фридрихом Цандером. В марте 1933 года он скоропостижно скончался от тифа, и разработка первой баллистической ракеты была завершена под руководством Сергея Королёва.

 

«Гирдовцы — это пионеры ракетной техники, усилиями которых были разработаны теоретические и практические основы реактивного полёта, созданы первые советские ракеты и реактивные двигатели», — говорится в материалах «Роскосмоса».

 

Как отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник Института космических исследований Натан Эйсмонт, ГИРД объединил талантливых, в основном молодых энтузиастов, которые видели огромный потенциал в развитии технологий реактивного движения и были поддержаны государством.

 

«Имя основателя ГИРД — Цандера — в истории нашей космонавтики оказалось в тени великого Королёва и почти забыто. Однако идеи Цандера были необычайно прогрессивны для своего времени, часть из них была реализована на практике уже в королёвскую эпоху. Цандер заложил фундамент, который во многом позволил нашей стране вырваться вперёд в ракетной гонке», — рассказал Эйсмонт.

 

По словам эксперта, одной из главных задач коллектива ГИРД была проработка прототипов жидкостного реактивного двигателя (ЖРД). По настоянию Цандера коллектив учёных начал создавать агрегаты на жидком кислороде и сгущённом бензине. Такой подход позволил уменьшить толщину стенок ракеты и значительно её облегчить.

 

Как рассказал RT первый заместитель главного редактора журнала «Русский космос» Игорь Маринин, Цандер выбрал оптимальную концепцию ракетного двигателя.

https://mf.b37mrtl.ru/russian/images/2023.08/original/64dcd92e02e8bd6a414d21b5.jpg

Коллектив ГИРД и Сергей Королёв © Роскосмос, РГАНДТ

 

«Первые ракетные двигатели функционировали за счёт сгорания твёрдых горючих веществ, в частности пороха. «Пороховые» ракеты выигрывали в мощности, однако проигрывали в том, что ими было крайне сложно управлять: если порох загорелся, то потушить его в полёте было практически невозможно. В свою очередь, на жидкостных баллистических ракетах появилась возможность регулировать тягу и даже выключать двигатель во время полёта», — пояснил Маринин.

 

В сентябре 1933 года ГИРД совместно с Газодинамической лабораторией (ГДЛ) вошла в состав нового объединения — Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). В его составе группа произвела пуск более совершенной экспериментальной ракеты ГИРД-Х массой 29,5 кг. Наряду с этим учёные проектировали ракетопланы и крылатые ракеты.

 

«Историческое значение деятельности ГИРД состоит в том, что группа сыграла большую роль в формировании основных направлений ракетной техники и в создании школы ракетостроения», — говорится в материалах «Роскосмоса».

 

 

 

Используемые источники.

 

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/ГИРД-09

https://rvsn.ruzhany.info/yasakovai_01_03.html?ysclid=llg4gyptky865817065

https://russian.rt.com/russia/article/1189113-ballisticheskaya-raketa-zhidkostnyi-dvigatel-gird?ysclid=llg4l9qzte958165522