Презентация "Роль школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании школьника"
Актуальной задачей современных педагогов и педагогов–библиотекарей является стремление воспитать добрых, отзывчивых принимающих моральную ответственность за свои поступки учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_shkolnoy_biblioteki_v_vospitanii.pptx | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Пока жива библиотека – жив народ, умрет она – умрет наше прошлое и будущее» Д.С. Лихачев
Роль школьной библиотеки в духовно-нравственном образовании. Актуальной задачей современных педагогов и педагогов–библиотекарей является стремление воспитать добрых, отзывчивых принимающих моральную ответственность за свои поступки учеников, сделать так, чтобы наши дети понимали прекрасное и стремились к нему, были милосердными, творили добро. Только в этом случае наше будущее будет добрым и прекрасным.
Д.А . Медведев сказал: « Воспитание традиций чтения - это то, чем славилась наша страна. Очень важно с детства воспитывать навыки чтения -это то, без чего не обходится жизнь любого нормального человека» Современный школьник читает очень мало. Хорошие ученики в лучшем случае прочитывают только обязательный программный минимум по литературе , о « середничках » и того не скажешь. Что же делать в условиях, когда потребности в духовной пище у подрастающего поколения нет? Библиотека активно работает в этом направлении, стремится донести книгу до читателя, чтобы в условиях нынешнего мало чтения это были произведения, способные оказать влияние на формирование личности ученика. Какую литературу предлагать современным школьникам? Прежде всего, такую, которая бы оказывала влияние на воспитание нравственности в человеке, которая формирует читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость учеников. И пока государственная политика не изменится, и не перейдёт на курс качественного комплектования школьных библиотек современными изданиями, и не будет выделять на этот процесс достаточно средств, дело привлечения читателей в школьную библиотеку с мёртвой точки не сдвинется.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников указано, что «современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Воспитательный идеал является компонентом и, одновременно, универсальной педагогической технологией решения важнейшей национальной задачи преумножения российского народа в численности, повышения качества его жизни, труда и творчества, укрепления духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развития образования, науки и культуры». В этом же документе приведены базовые ценности, которые необходимо воспитывать в школьниках:
«1. Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). 2. Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство). 3. Гражданственность (правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания). 4. Семья (любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей; забота о старших и младших; продолжение рода). 5. Труд и творчество (творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость). 6. Наука (познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание). 7.Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира). 8. Искусство и литература (красота; гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; эстетическое развитие). 9. Природа (жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля). 10. Человечество (мир во всем мире; многообразие культур и народов; прогресс человечества; международное сотрудничество)».
В соответствии с планом воспитательной работы школы библиотека участвует в подготовке классных часов и внеклассных мероприятий, сотрудничая с классными руководителями, завучем по воспитательной работе. Библиотека проводит массовые мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, громкие чтения, конкурсы, литературные игры, обзоры, викторины., марафоны – игры по станциям. Чтение открывает стороны мира, закрытые для любого другого жизненного опыта Читая вместе и обсуждая прочитанное, мы учимся сотрудничеству, общему делу. Книги, прочитанные в детстве, могут оказать влияние на будущее, и на судьбу.
Марафон - игра по станциям (педагог-библиотекарь , воспитатели, сотрудники музея)