Анализ работы школьной библиотеки за 2019-2020 учебный год
Анализ работы школьной библиотеки за 2019-2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_shkolnoy_biblioteki_2019-2020_uch.god_.docx | 56.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОВГОРТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Кооперативная ул., д.5, с. Овгорт, Шурышкарский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629643
Телефон-факс 8(34994) 67-2-38, E-mail: ovgort_school@mail.ru
ОКПО 31126025, ОГРН 1028900557498, ИНН/КПП 8907001201/890701001
Анализ
работы школьной библиотеки
за 2019-2020 учебный год.
Педагог-библиотекарь: Сибильская
Светлана Степановна
Овгорт,2020
Библиотека Овгортской средней школы-интерната в 2019-2020 учебном году работала над воспитанием гармонично развитой личности, которая была бы максимально социально адаптирована к жизни, а также приобщением к книге как источнику знаний, умению их добывать и реализовывать в практической деятельности. Поэтому основными задачами работы библиотеки являлись:
- Содействие учебно-воспитательному процессу: обучение самостоятельному поиску и выбору информации в различных источниках, в том числе и интернете.
- Обеспечение свободного доступа к всевозможной информации, культурным ценностям, мировым идеям, знаниям.
- Воспитание культурного и гражданского самосознания через литературу
- Организация досуга, связанного с чтением и межличностными отношениями в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных, национальных особенностей обучающихся.
- Обучение обучающихся, навыкам бережного и ответственного отношения к книге, пропаганда работы библиотекаря.
- Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
Показатели работы библиотеки
1. РАБОТА С БИБЛИОТЕЧНЫМ ФОНДОМ
Показатели деятельности библиотеки в 2019-2020 году:
Число пользователей библиотеки 282
Количество обучающихся в школе 259
Читателей – обучающихся 259, или 100%
Количество педагогов-пользователей 36 или 100% читателей
Количество читателей из техперсонала 10 или 63 %
Число прочих, в т. ч. из поселка 7
Читатели читального зала 280 или 85,62 % от всех читателей
Книговыдача 2351 книга, журналов, энциклопедий, словарей, интернет ресурсы и т.д.
Состав читателей | Год | Год |
2018-2019 уч. г. | 2019-2020 уч. | |
Обучающиеся | 265 | 259 |
Педагоги | 36 | 36 |
Техперсонал | 10 | 11 |
Прочие | 8 | 9 |
2018-2019 Уч.год | 2019-2020 Уч. год | |
Посещаемость | 2252 | 2217 |
Читаемость | 7.6 | 7.5 |
Обращаемость | 0,12 | 0.11 |
За год количество читателей составило 282 человека, а в 2018-2019 учебном году 298 человек. Количество читателей-посетителей уменьшилось на 5,3%.
Одной из причин снижения читаемости, посещаемости является отсутствие поступлений новой детской, художественной литературы. Другой причиной является нет периодики для детей и учителей – из-за отсутствия финансирования. Третья причина – увеличение планшетного чтения, использование возможностей интернета, прослушивание аудиокниг. Четвертая причина в том, что количество обучающихся уменьшилось.
Количество экземпляров в фонде увеличилось в связи с поступлением учебников, рабочих тетрадей для использования на уроках. В течение августа – сентября прием, обработка, систематизация и регистрация новых учебников, запись в КСУ и в инвентарную книгу, сверка с поставщиками. Выдача учебников производилась по графику с 1 по 8 класс – учителям- предметникам, с 9 по 11 класс обучающимся в журналах выдачи учебников . В текущем учебном году на подписные издания было выделено 7 000 рублей на 1 полугодие 2020 года. Выписано 3 экземпляра.
Материально-техническое оснащение библиотеки:
1. Библиотека МБОУОШИСОО существует с момента основания школы. Она расположена на первом этаже образовательного учреждения. Читальный зал совмещён с абонементом. Библиотека занимает изолированное помещение. Площадь читального зала и абонемента- 60кв.м.. Имеется дополнительное помещение 16 кв.м для хранения учебников. Помещение оборудовано деревянными стеллажами(4 шт.).
2. В штатном расписании библиотеки – 1 ставка педагога-библиотекаря
3.Техническое оснащение, его использование:
- рабочее место библиотекаря: 1 компьютер, принтер, сканер, медиапроектор.
К сожалению, нет цветного принтера, т.к. красочные выставки более привлекательны для обучающихся
- место для работы посетителей: 1 компьютер.
4. Используемые формы работы: проектная деятельность, общешкольные мероприятия - литературные гостиные, интеллектуальные игры; книжные выставки, марафоны, квесты, рекомендательные списки, буклеты.
На сегодняшний день функции современной школьной библиотеки изменились. И одной из основных является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при компетентном использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Формы деятельности школьной библиотеки также обновились: начинали с традиционных библиотечных уроков, устных обзоров, читательских конференций, а сейчас - сайты, блоги, проектная деятельность.
В настоящее время наших учеников уже не удивишь компьютером и Интернетом, они в большинстве хорошо всем этим владеют. У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного способа успешного получения знаний или проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня - самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому, многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации. Поэтому необходимо трансформироваться как библиотекам так и педагогам-библиотекарям.
В соответствии с планом воспитательной работы школы-интернат и школьной библиотеки, в целях привития детям любви к чтению книг были проведены следующие уроки информационной грамотности:
- Знакомство с библиотекой - (1 а,б класс – 22 человека)
-«Выбор книги»- урок информационной грамотности – 2 класс (15 человек)
- «Фактографический поиск и алгоритм его выполнения»,-4 класс ( 16 человек)
«22 октября – День школьных библиотек» презентация (3 класс – 32 человек).
-Требования к оформлению информации, полученной из всемирной паутины 10класс(9 человек)
-Ваша безопасность при работе за компьютером и в сети Интернет 5 класс (15 человек)
-Самостоятельная работа с источником информации. 7 класс (15 человек)
В школьной библиотеке оформлены выставки:
2019 – ГОД ТЕАТРА, 2020-ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ В ЧЕСТЬ 75-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
№ | Название | дата | Выход |
1 | «Новые поступления для вас!» | постоянно | выставка |
2 | «Береги здоровье смолоду», «Экология и проблемы 21 века», «Мы за здоровый образ жизни», «Правила дорожного движения», «Наша сила – в единстве» | постоянно | выставка |
3 | Обзоры-беседы «Этно-календарь -» | постоянно | выставка |
4 | «ГТО» | сентябрь | выставка |
5 | 1октября – Международный день пожилых людей – Международный день музыки 5 октября – Международный день учителя 28 октября - Международный день школьных библиотек | октябрь | выставка |
6 | 4 ноября – День народного единства. | Ноябрь | выставка |
7 | 10 декабря – День прав человека 12 декабря - День Конституции РФ | декабрь | выставка |
8 | 23 февраля – День защитника Отечества | февраль | выставка |
9 | 8 марта – Международный женский день | март | выставка |
10 | 18 марта –День воссоединения Крыма с Россией | март | выставка |
11 | 1апреля –День смеха | апрель | Выставка онлайн «в контакте» |
13 | 12 апреля -День космонавтики | 12 апреля | Выставка онлайн «в контакте» |
13 | 19 апреля -Пасха | апрель | Выставка онлайн «в контакте» |
14 | 1 мая – «Праздник Весны и труда» | 1 мая | Выставка онлайн «в контакте» |
15 | 75 ЛЕТ ПОБЕДЫ - 9 мая - | 9 мая | Выставка онлайн «в контакте» |
16 | 19 мая – День пионерии | 19 | Выставка онлайн «в контакте» |
17 | 24 мая – Кирилла и Мефодия | 24 мая | Выставка онлайн «в контакте» |
18 | 27 мая – Общероссийский день библиотек. | 27 мая | Выставка онлайн «в контакте» |
Систематически просматривается на сайте и обновляется список запрещенных документов экстремистского содержания.
В течение августа – сентября прием, обработка, систематизация и регистрация новых учебников, запись в КСУ и в инвентарную книгу, сверка с поставщиками. Выдача учебников производилась по графику с 1 по 8 класс – учителям - предметникам, с 9 по 11 класс обучающимся в журналах выдачи учебников.
По мере необходимости беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг; беседы об ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, другому носителю информации; подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.
В ноябре 2019 составлена заявка согласно: «Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2020-2021 уч. год», на рабочие тетради на сумму 150000 рублей, на учебники выделено 444 000 рублей с учетом рыночной стоимости учебников.
Массовая работа:
В соответствии с планом работы школьной библиотеки на 2019-2020 учебный год, с целью продвижения книги и чтения в молодежной среде креативными средствами, развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся; развития коммуникативных навыков между учениками разных возрастов; формирования самостоятельности и ответственности, в рамках Всероссийского дня школьных библиотек (28.10.2019 года), формирования навыков работы в общей команде под руководством зав. школьной библиотеки С.С. Сибильской проведено 29.10.2019 года массовое общешкольное мероприятие. Оно прошло в форме квеста «Вокруг да около … библиотеки». В мероприятии приняли участие педагоги школы (Е.А. Рочева, Л.Н. Элембаева, И.Ю. Тэсида), а также представители сельских организаций (Е.Г. Лаптандер – специалиста по работе с детьми и молодежью; помощник в разработке Qr – кодов для игры; А.О. Терентьева – заведующая Овгортской сельской библиотеки ; А.С.Рохтымов – звукооператора СДК). Всего приняло участие в игре семьдесят шесть обучающихся.
Перед стартом была проведена линейка. На линейке школьникам С.С. Сибильская озвучила правила игры, критерии оценивания, провела инструктаж. Каждый классный коллектив получил маршрутный лист, лист с Qr-кодами. После сигнала дети приступили к выполнению заданий игры. В ходе квеста дети с удовольствием принимали участие в разгадке зашифрованных станций и выполнении заданий. Их было семь. Задания на каждой станции были интересными и современными.
1. «Vbiblioteke» (рук. С.С. Сибильская). Участники искали информацию. Основным источником информации была книга. Дети осуществляли адресный поиск по алфавитному каталогу.
2. «Арт-дизайн» (рук. Е.А. Рочева). Школьники принимали участие в проектировании на тему «Книга будущего». Каждая команда представила современное видение о будущей книге. Одни считают, что она должна быть в форме «трансформера», другие школьники предположили, что книга должна быть в формате жидкокристаллическом; а некоторые дети хотели бы иметь чип-книгу.
3. «Хайп» (рук. А.О. Терентьева). Дети демонстрировали знания русских пословиц на тему «Книга».
4. «Позитив» (рук. Е.Г. Лаптандер»). Подростки принимали участие в инсценировке известной сказки. Главное условие этого этапа – всем быть на позитиве!
5. «Караоке – клуб» (рук. А.С. Рохтымов). Школьники на этой остановке успешно справились с заданием «Споем вместе!».
6. «Флэшмоб» (рук. Л.Н. Элембаева). Обучающиеся выполняли ритмичные движения руководителя под энергичную музыку.
7. «Креативное мышление» (рук. И.Ю. Тэсида). Обработать ученикам информацию творчески – условие этой остановки.
После прохождения всех этапов квеста дети делились впечатлениями. Каждая команда была в восторге от игры. Положительные эмоции, заряд энергии, свежий воздух, единство команды помогло участникам успешно справиться со всеми заданиями!
Подводя итоги игры, места (номинации) участников распределились следующим образом.
1 место – сборная команда 11 класса и 6 а класса; общее количество баллов 46;
2 место – команда 10 класса; общее количество баллов 45;
3 место – команда 6 б класса; общее количество баллов 43
5 класс – «Самый позитивный»;
7 класс – «Самый творческий»;
8 класс – «Самый сплоченный»;
9 класс – «Самый танцевальный»
Выводы: при активном взаимодействии педагогов школы, возможно, достичь высоких положительных результатов в развитии личностных качеств школьников и этому свидетельствует проведенное мероприятие.
Создание видеороликов, посвященных к 75-летию ПОБЕДЫ ВОВ. : «Диалог поколений», «Окна Победы», «Мы помним, Мы гордимся».
Видеоролик «Стопкоронавирус», «Мое Отечество»
Участие в конкурсах различного уровня:
ОГЭ-2020 по обществознанию. Новый формат. Поэтому необходмимо перестраиваться формат – пространство возможностей вебинар 02.12.2019 2
В Новый год с учебниками издательства «Просвещение» по английскому языку вебинар 11.12.2019 2
Как подготовить школьника к успешному прохождению исследования по модели PISA? вебинар 12.12.2019 2
«Учитель года делится опытом»: Алгоритм решения задания №10 из КИМ ЕГЭ по обществознанию вебинар 13.12.2019 2
Обновление содержания пособий для обучающихся по истории и обществознанию в соответствии с современными тенденциями развития образования вебинар 13.12.2019 2
Благодарность за помощь при проведении международной дистанционной олимпиады «Эрудит -II».
Благодарственное письмо за участие в окружной молодежной профильной смене «Фестиваль школьных игр КВН». Диплом 3 степени команде КВН «64 параллель».
Сертификат участника вебинара «Финансовая грамотность. Сотрудничество с государством. Создайте свой стартап.
Сертификат участника вебинара «Вундеркинды ПЛЮС»: формирование продуктивных компетенций (письмо).
Сертификат участника вебинара «Финансовая грамотность. Деньги в цифровом мире и моделирование личных финансов.
Сертификат участника вебинара Простота и уникальность учебного пособия «Финансовая грамотность: современный мир»: Как использовать педагогические фишки и приемы и др.
-участие обучающимися во всероссийской акции «Стопкоронавирус»;
-Участие педагога библиотекаря и обучающихся в окружной викторине «Читающий Ямал», викторина, посвященная ко дню рождения Ю. Афанасьева;
- участие обучающихся Пиналей Марии 5 класс, Рочева Анна 5 классс, Пиналей Владимир 6 класс В РДШ «Стихотворение о войне».
- участие обучающихся Рочевой Анны 5 класс, Соскар Аниты 5 класс в районной викторине «Дети войны»;
-участие во всероссийской олимпиаде «Инфоурок» по математике Конева Анна 10 класс, русский язык Печеркин Александр 8 класс.
Итогом работы с читателями считаю: возросший интерес у некоторых учащихся к работе педагога-библиотекаря, желание читать журналы разной направленности и тематики, активное участие в мероприятиях, качественное проведение многими классными руководителями классных часов, использование энциклопедий, справочной литературы (пользуются повышенным спросом энциклопедии по истории, литературе, искусству, химии), совместной кропотливой работой родителей и педагогов, библиотекарей по вовлечению в ряды читателей детей, взрослых.
Однако, несмотря на успехи, необходимо решать и возникшие в ходе работы недостатки:
- не все обучающиеся читают достаточно для саморазвития, самовоспитания, поэтому задача – вовлечение в мир литературы всех обучающихся через коллективы классов;
- совершенствовать пропаганду книги через сайт школы;
- пополнить не только учебный фонд, но и фонд детской, художественной и методической литературой;
- новое помещение с читальным залом и хранилищем;
- недофинансирование на пополнение фонда периодическими изданиями для детей и подростков, педагогов;
- отсутствие стеллажей для выставочных работ;
-отсутствие цветного принтера;
04.06.2020 педагог-библиотекарь: Сибильская С.С.