Анализ работы школьной библиотеки за 2019-2020 учебный год

Сибильская Светлана Степановна

Анализ работы школьной библиотеки за 2019-2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_shkolnoy_biblioteki_2019-2020_uch.god_.docx56.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОВГОРТСКАЯ  ШКОЛА-ИНТЕРНАТ  СРЕДНЕГО  ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ»

Кооперативная ул., д.5, с. Овгорт, Шурышкарский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629643

Телефон-факс 8(34994) 67-2-38, E-mail: ovgort_school@mail.ru

ОКПО 31126025, ОГРН 1028900557498, ИНН/КПП 8907001201/890701001

                                                                                                                       

Анализ

работы школьной библиотеки

за 2019-2020 учебный год.

Педагог-библиотекарь: Сибильская

Светлана Степановна

Овгорт,2020

Библиотека Овгортской средней школы-интерната в 2019-2020 учебном году работала над воспитанием гармонично развитой личности, которая была бы максимально социально адаптирована к жизни, а также приобщением к книге как источнику знаний, умению их добывать и реализовывать в практической деятельности.  Поэтому основными задачами работы библиотеки являлись:

  • Содействие учебно-воспитательному процессу: обучение самостоятельному поиску и выбору информации  в различных источниках, в том числе и интернете.
  • Обеспечение свободного доступа к всевозможной информации, культурным ценностям, мировым идеям, знаниям.
  • Воспитание культурного и гражданского самосознания через литературу
  • Организация досуга, связанного с чтением и межличностными отношениями в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных,   национальных особенностей обучающихся.
  • Обучение обучающихся, навыкам бережного и ответственного отношения к книге, пропаганда работы библиотекаря.
  • Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

Показатели работы библиотеки

1.        РАБОТА С БИБЛИОТЕЧНЫМ ФОНДОМ

   

Показатели деятельности библиотеки в 2019-2020 году:

Число пользователей библиотеки                                282

 Количество обучающихся в школе                            259

 Читателей – обучающихся                                         259,  или 100%

 Количество педагогов-пользователей                        36   или 100% читателей

Количество читателей из техперсонала                      10 или 63 %

Число прочих, в т. ч. из поселка                                   7

Читатели читального зала                                        280 или  85,62 % от всех читателей

 Книговыдача                                                      2351                  книга,  журналов, энциклопедий, словарей, интернет ресурсы и т.д.

Состав читателей

Год

Год

2018-2019 уч. г.

2019-2020 уч.

Обучающиеся

265

259

Педагоги

36

36

Техперсонал

10

11

Прочие

8

9

 

2018-2019

Уч.год

2019-2020

Уч. год

Посещаемость

2252

2217

Читаемость

7.6

7.5

 Обращаемость

0,12

0.11

За год количество читателей составило 282 человека, а в 2018-2019 учебном году 298 человек.  Количество читателей-посетителей уменьшилось на 5,3%.

Одной из причин снижения читаемости, посещаемости является отсутствие поступлений новой детской, художественной литературы. Другой причиной является нет периодики для детей и учителей – из-за отсутствия финансирования.  Третья причина – увеличение планшетного чтения, использование возможностей интернета, прослушивание аудиокниг. Четвертая  причина в том, что количество обучающихся  уменьшилось.

Количество экземпляров в фонде увеличилось в связи с поступлением учебников, рабочих тетрадей для использования на уроках. В течение августа – сентября прием, обработка, систематизация и регистрация новых учебников, запись в КСУ и в  инвентарную книгу, сверка с поставщиками. Выдача учебников производилась по графику с 1 по 8 класс – учителям- предметникам, с 9 по 11 класс обучающимся в журналах выдачи учебников . В текущем учебном году на подписные издания  было выделено 7 000 рублей на 1 полугодие 2020 года. Выписано 3 экземпляра.

Материально-техническое оснащение библиотеки: 

1. Библиотека МБОУОШИСОО существует с момента основания школы. Она расположена на первом этаже образовательного учреждения. Читальный зал совмещён с абонементом. Библиотека занимает изолированное помещение. Площадь читального зала и абонемента- 60кв.м.. Имеется дополнительное помещение 16 кв.м для хранения учебников. Помещение оборудовано деревянными стеллажами(4 шт.).

 

2. В штатном расписании библиотеки – 1 ставка педагога-библиотекаря

3.Техническое оснащение, его использование:

- рабочее место библиотекаря: 1 компьютер, принтер, сканер, медиапроектор.

 К сожалению, нет цветного принтера, т.к. красочные выставки более привлекательны для обучающихся

- место для работы посетителей: 1 компьютер.

4. Используемые формы работы: проектная деятельность, общешкольные мероприятия - литературные гостиные, интеллектуальные игры; книжные выставки, марафоны, квесты, рекомендательные списки, буклеты.

На сегодняшний день функции современной школьной библиотеки изменились. И одной из основных является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при компетентном использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Формы деятельности школьной библиотеки также обновились: начинали с традиционных библиотечных уроков, устных обзоров, читательских конференций, а сейчас - сайты, блоги, проектная деятельность.

В настоящее время наших учеников уже не удивишь компьютером и Интернетом, они в большинстве хорошо всем этим владеют. У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного способа успешного получения знаний или проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня - самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому, многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации. Поэтому необходимо трансформироваться как библиотекам так и педагогам-библиотекарям.

В соответствии с планом воспитательной работы школы-интернат и школьной библиотеки, в целях привития детям любви  к чтению книг были проведены следующие уроки информационной грамотности:

- Знакомство с библиотекой -  (1 а,б класс – 22 человека)

-«Выбор книги»- урок информационной грамотности  – 2 класс (15 человек)

- «Фактографический поиск и алгоритм его выполнения»,-4 класс ( 16 человек)

 «22 октября – День школьных библиотек» презентация (3 класс – 32 человек).

-Требования к оформлению информации, полученной из всемирной паутины        10класс(9 человек)

-Ваша безопасность при работе за компьютером и в сети Интернет        5 класс (15 человек)

-Самостоятельная работа с источником информации.        7 класс (15 человек)

В школьной библиотеке оформлены выставки:

2019 – ГОД ТЕАТРА, 2020-ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ В ЧЕСТЬ 75-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.

Название

дата

Выход

1

«Новые поступления для вас!»

постоянно

выставка

2

«Береги здоровье смолоду», «Экология и проблемы 21 века», «Мы за здоровый образ жизни», «Правила дорожного движения», «Наша сила – в единстве»

постоянно

выставка

3

Обзоры-беседы «Этно-календарь -»  

постоянно

выставка

4

«ГТО»

сентябрь

выставка

5

1октября – Международный день пожилых людей

– Международный день музыки

5 октября – Международный день учителя

28 октября - Международный день школьных библиотек

октябрь

выставка

6

4 ноября – День народного единства.

Ноябрь

выставка

7

10 декабря – День прав человека

12 декабря - День Конституции РФ

декабрь

выставка

8

23 февраля – День защитника Отечества

февраль

выставка

9

8 марта – Международный женский день

март

выставка

10

18 марта –День воссоединения Крыма с Россией

март

выставка

11

1апреля –День смеха

апрель

Выставка онлайн «в контакте»

13

12 апреля -День космонавтики

12 апреля

Выставка онлайн «в контакте»

13

19 апреля -Пасха

апрель

Выставка онлайн «в контакте»

14

1 мая – «Праздник Весны и труда»

1 мая

Выставка онлайн «в контакте»

15

75 ЛЕТ ПОБЕДЫ -  9 мая -

9 мая

Выставка онлайн «в контакте»

16

19 мая – День пионерии

19

Выставка онлайн «в контакте»

17

24 мая – Кирилла и Мефодия

24 мая

Выставка онлайн «в контакте»

18

27 мая – Общероссийский день библиотек.

27 мая

Выставка онлайн «в контакте»

Систематически просматривается на сайте и обновляется список запрещенных документов экстремистского содержания.

В течение августа – сентября прием, обработка, систематизация и регистрация новых учебников, запись в КСУ и в инвентарную книгу, сверка с поставщиками. Выдача учебников производилась по графику с 1 по 8 класс – учителям - предметникам, с 9 по 11 класс обучающимся в журналах выдачи учебников.

По мере необходимости беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг; беседы об ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, другому носителю информации; подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.

В ноябре 2019 составлена заявка согласно: «Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2020-2021 уч. год», на рабочие тетради на сумму 150000 рублей, на учебники выделено 444 000 рублей с  учетом рыночной стоимости учебников.

Массовая работа:

В соответствии с планом работы школьной библиотеки на 2019-2020 учебный год, с целью  продвижения книги и чтения в молодежной среде креативными средствами, развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся; развития коммуникативных навыков между учениками разных возрастов; формирования самостоятельности и ответственности, в рамках Всероссийского дня школьных библиотек (28.10.2019 года), формирования навыков работы в общей команде под руководством зав. школьной библиотеки С.С. Сибильской проведено 29.10.2019 года массовое общешкольное мероприятие. Оно прошло в форме квеста «Вокруг да около … библиотеки». В мероприятии приняли участие педагоги школы (Е.А. Рочева, Л.Н. Элембаева, И.Ю. Тэсида), а также представители сельских организаций (Е.Г. Лаптандер – специалиста по работе с детьми и молодежью; помощник в разработке Qr – кодов для игры; А.О. Терентьева – заведующая Овгортской сельской библиотеки  ; А.С.Рохтымов – звукооператора СДК). Всего приняло участие в игре семьдесят шесть обучающихся.

Перед стартом была проведена линейка. На линейке школьникам С.С. Сибильская озвучила правила игры, критерии оценивания, провела инструктаж. Каждый классный коллектив получил маршрутный лист, лист с Qr-кодами. После сигнала дети приступили к выполнению заданий игры. В ходе квеста дети с удовольствием принимали участие в разгадке зашифрованных станций и выполнении заданий. Их было семь. Задания на каждой станции были интересными и современными.

1.        «Vbiblioteke» (рук. С.С. Сибильская). Участники искали  информацию. Основным источником информации была книга.  Дети осуществляли адресный поиск по алфавитному каталогу.

2.         «Арт-дизайн» (рук. Е.А. Рочева). Школьники принимали участие в проектировании  на тему «Книга будущего». Каждая команда представила современное видение о будущей книге. Одни считают, что она должна быть в форме «трансформера», другие школьники предположили, что книга должна быть в формате жидкокристаллическом; а некоторые дети хотели бы иметь чип-книгу.

3.         «Хайп»  (рук. А.О. Терентьева). Дети демонстрировали знания русских пословиц на тему «Книга».  

4.        «Позитив» (рук. Е.Г. Лаптандер»). Подростки принимали участие в инсценировке известной сказки. Главное условие этого этапа – всем быть на позитиве!

5.        «Караоке – клуб» (рук. А.С. Рохтымов). Школьники на этой остановке успешно справились с заданием «Споем вместе!».

6.        «Флэшмоб» (рук. Л.Н. Элембаева). Обучающиеся выполняли ритмичные движения руководителя под энергичную музыку.

7.        «Креативное мышление» (рук. И.Ю. Тэсида). Обработать ученикам информацию творчески – условие этой остановки.

После прохождения всех этапов квеста дети делились впечатлениями. Каждая команда была в восторге от игры. Положительные эмоции, заряд энергии, свежий воздух, единство команды помогло участникам успешно справиться со всеми заданиями!

Подводя итоги игры, места (номинации) участников распределились следующим образом.

1 место – сборная команда 11 класса и 6 а класса; общее количество баллов 46;

2 место – команда 10 класса; общее количество баллов 45;

3 место – команда 6 б класса; общее количество баллов 43

5 класс – «Самый позитивный»;

7 класс – «Самый творческий»;

8 класс – «Самый сплоченный»;

9 класс – «Самый танцевальный»

Выводы: при активном взаимодействии педагогов школы, возможно, достичь высоких положительных результатов в развитии личностных качеств школьников и этому свидетельствует проведенное мероприятие.

Создание видеороликов, посвященных к 75-летию ПОБЕДЫ ВОВ. : «Диалог поколений», «Окна Победы», «Мы помним, Мы гордимся».

Видеоролик «Стопкоронавирус», «Мое Отечество»

Участие в конкурсах различного уровня:

ОГЭ-2020 по обществознанию. Новый формат. Поэтому необходмимо перестраиваться формат – пространство возможностей        вебинар        02.12.2019        2

В Новый год с учебниками издательства «Просвещение» по английскому языку        вебинар        11.12.2019        2

Как подготовить школьника к успешному прохождению исследования по модели PISA?                вебинар        12.12.2019        2

«Учитель года делится опытом»: Алгоритм решения задания №10 из КИМ ЕГЭ по обществознанию        вебинар        13.12.2019        2

Обновление содержания пособий для обучающихся по истории и обществознанию в соответствии с современными тенденциями развития образования        вебинар        13.12.2019        2

Благодарность за помощь при проведении международной дистанционной олимпиады «Эрудит -II».

Благодарственное письмо за участие в окружной молодежной профильной смене «Фестиваль школьных игр КВН». Диплом 3 степени команде КВН «64 параллель».

Сертификат участника вебинара  «Финансовая грамотность. Сотрудничество с государством. Создайте свой стартап.

Сертификат участника вебинара «Вундеркинды ПЛЮС»: формирование продуктивных  компетенций (письмо).

Сертификат участника вебинара «Финансовая грамотность. Деньги в цифровом мире и моделирование личных финансов.

 Сертификат участника вебинара Простота и уникальность учебного пособия «Финансовая грамотность: современный мир»: Как использовать педагогические фишки и приемы и др.

-участие обучающимися во всероссийской акции «Стопкоронавирус»;

-Участие педагога библиотекаря и обучающихся  в окружной викторине «Читающий Ямал», викторина, посвященная ко дню рождения Ю. Афанасьева;

 - участие обучающихся Пиналей Марии 5 класс, Рочева Анна 5 классс, Пиналей Владимир 6 класс В РДШ «Стихотворение о войне».

- участие обучающихся Рочевой Анны 5 класс, Соскар Аниты 5 класс в районной викторине «Дети войны»;

-участие во всероссийской олимпиаде «Инфоурок» по математике Конева Анна 10 класс, русский язык Печеркин Александр 8 класс.

Итогом работы с читателями считаю: возросший интерес у некоторых учащихся к работе педагога-библиотекаря, желание читать журналы разной направленности и тематики, активное участие в мероприятиях, качественное проведение многими классными руководителями классных часов, использование энциклопедий, справочной литературы (пользуются повышенным спросом энциклопедии по истории, литературе, искусству, химии), совместной кропотливой работой родителей и педагогов,  библиотекарей по вовлечению в ряды читателей детей, взрослых.

Однако, несмотря на успехи, необходимо решать и возникшие в ходе работы недостатки:

- не все обучающиеся читают  достаточно для саморазвития, самовоспитания, поэтому задача – вовлечение в мир литературы всех обучающихся через коллективы классов;

- совершенствовать пропаганду книги через сайт школы;

- пополнить не только учебный фонд, но и фонд детской, художественной  и методической литературой;

- новое помещение с читальным залом и хранилищем;

- недофинансирование на пополнение фонда периодическими изданиями для детей и подростков, педагогов;

- отсутствие стеллажей для выставочных работ;

-отсутствие цветного принтера;

04.06.2020                                             педагог-библиотекарь: C:\Users\123\Downloads\image-03-03-22-11-08.jpeg Сибильская С.С.