Статья "Познавательая роль музыки"

Ахметшина Аида Шаукатовна

Эмоциональное в искусстве неотъемлемо от познавательного. К познанию действительности ведут эмоции, отражающие реальность. Музыкапомогает лучше слышать жизнь, ее звуковые проявления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья по музыкальной эстетике17.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Познавательная роль музыки

     Познавательное значение искусства    

 В чем сила искусства? Нередко говорят, что искусство должно быть эмоциональным. Если роман, картина, театральная пьеса или симфония никак не волнуют, оставляют холодным читателей, зрителей, слушателей, то эти сочинения нельзя отнести к сфере художественного творчества. Высокую похвалу какому-либо произведению искусства содержат слова: «я потрясен до глубины души», «мне хотелось плакать, мне хотелось смеятья»…. Порицание какому-либо произведению кроется в словах: «оно оставило меня равнодушным», «я скучал», «оно меня не тронуло». Эмоциональное содержание – обязательное качество искусства.

     Познавательный фактор, составляющий основу науки, присутствует и в искусстве. В науке пафос познания возникает на основе эмоции, вызывается ею, в искусстве пафос эмоций основывается на познании мира и побуждает живее постигнуть реальное. Если искусство совершенно освободится от познавательного фактора, от задачи глубже и вернее понять мир, чтобы бороться силой художественных образов за правду, добро и красоту, то оно будет – бесцельным. Произведения искусства вправе преследовать и грандиозные и очень скромные цели. Но во всех случаях оно сохранит истинность и естественность, если не будет разрывать эмоциональный и познавательный факторы и пытаться культивировать их в отдельности.

Познавательные возможности музыки

     Звучаний в окружающем нас мире не мало – плеск волн, свист ветра…Но ,  у животных можно обнаружить какую-то особую, новую функцию звука. Звук получает значение сигнала для общения особей животного царства между собой, а равно и выразителя эмоциональных реакций животных на ощущения окружающего мира, себе подобных, человека и т.д. В данной своей функции звуки становятся для человека очень действенными источниками познания, поскольку позволяют проникнуть в состояние живого организма. Так, например, грозное ворчание собаки, быть может, яснее свидетельствует о ее оборонительных или наступательных стремлениях, чем ее вид. Тихое мурлыканье кошки, вероятно, убедительнее указывает на то, что она «довольна», чем соответственные ее движения.

     Звуки являются у человека едва ли не самыми выразительными передатчиками импульсов эмоционального мира. При этом человек развивает необыкновенное разнообразие своих «звуковыражений», чрезмерное богатство которых достигает предела в сфере речевых интонаций. И разве нельзя сказать, что ласковый голос может действовать сильнее и глубже, чем ласковый взгляд (даже если слова произнесены на незнакомом языке). Эти качества звуковых явлений и слуховых восприятий легли в основу музыки как искусства, воспринимаемого слухом. Музыка открывает широкие пути познанию душевного мира человека через претворение звуков его голоса и дает возможность познавать иные реальные явления, выражаемые звуками.

     Музыка – это образное отражение объективной действительности через музыкальные интонации. Если, слушая музыку, мы как бы улавливаем в ней голоса людей, голоса природы, звуки нашей жизни, то именно потому, что музыка творит свои образы на основе художественного отображения этих голосов, этих звуков. Без живой интонации, перенятой в жизни и преобразуемой музыкальным мышлением, не может быть подлинного музыкального искусства.

     Музыкальные интонации преобразованы музыкальной логикой лада, тональности, гармонии и т.д.

     Музыкальная логика, образующая музыкальные интонации, создает музыкальные формы. Представим, что в начальном разделе произведения появляются две контрастные музыкальные темы, два контрастных музыкальных образа, из которых один носит действенный, а другой – созерцательный характер. Затем, контрастность этих тем обостряется, они как бы сталкиваются друг с другом, вступают в борьбу, а под конец словно сближаются друг с другом. Таким образом, музыкальная логика, музыкальная форма обнаруживают наличие познавательного фактора, ведь через развитие музыкальных тем, мы получаем возможность лучше, живее понять соответствующие явления в самой действительности. Если искусство не учит лучше воспринимать и глубже понимать жизнь, то оно не имеет познавательного значения. Музыкальные интонации присуще только музыке, их нет в других искусствах. Музыкальная же логика, строящая музыкальные формы, сродни человеческой логике, следует всеобщим законам развития жизни. Музыка благодаря своей «текучей» природе, благодаря своему существованию во времени – способна передавать движение. А это открывает перед ней очень широкий и важный круг познавательных возможностей.

Познавательные возможности музыки в музыкальном театре

     Музыка на протяжении всей своей истории постоянна была связана с другими искусствами (поэзией, танцем, драматическим театром) и из союза с ними извлекала много для самостоятельного развития.

     Опера –  спектакль, основанный на синтетическом слиянии целого ряда искусств (речь, драматическое действие, декорации) пополненный музыкой (пением, оркестром). Однако, роль музыки – решающая. Музыка накладывает на оперную драматургию свою властную, подчиняющую длань. Хорошая по музыке опера становится и хорошей оперой, а плохая по музыке опера не превращается (даже при условии хорошего либретто) в хорошую драму с музыкой. Неудача оперной музыки губит оперу как художественное произведение. Либретто в опере только намечает, а музыка выполняет и завершает образ. Музыка со своей вокальностью, распевностью, темпом, оркестровкой, «симфоничностью» и т.д. господствует, а либретто подчиняется. Поэтому опера – музыкальное, а не драматическое произведение. И главным автором оперы является композитор, а не либреттист.  Музыка выделяется среди искусств особой способностью впечатлять и волновать. Слушатели оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского находят высшее наслаждение не в развертывании словесного и сценического действия, а в тех шедеврах ариозных образов  героев, которое содержит каждое действие. Можно назвать и замечательные оперы, либретто которых отличаются выдающимися достоинствами (либретто «Бориса Годунова» Мусоргского). Но и в этих операх осью художественных образов оказывается музыка, а не текст и не мизансцена.  При посредстве оперной музыки мы воспринимаем и постигаем существо человеческих эмоций, явлений природы и быта, взятых с их звуковой стороны.

Познавательные возможности музыки со словом

     Виды музыки со словом многообразны. Их можно разделить на две большие группы. К первой можно отнести – песни, оратории, романсы, кантаты и т.д. Ко второй группе – программная музыка

     Песни – самый действенный из массовых жанров музыкального искусства. Только музыка придает песне ту силу, которой не имеет песенный текст. Музыка народных песен отличается особой образной обобщенностью, столь широко по обхвату эмоций, что песенные мелодии могут без ущерба соединяться с различными песенными текстами. Познавательная ценность народных песенных мелодий – через интонации и логику раскрывать существо звучаний действительности и многообразие эмоций человека, выражаемых звуками. Например, русская народная песня «Степь да степь кругом». Слова трогательно рассказывают о гибели ямщика. Мелодия придает образу особый размах, ширь и глубину.  Интонации напева дают живо почувствовать и познать характер русской души, способной и в горе к сдержанной величавости переживаний. Мелодии народных песен – образная совокупность народных эмоций: серьезных и шутливых, горестных и радостных.

     В песнях с инструментальным сопровождением аккомпанемент может создавать образный звуковой фон пейзажа, движения машины и т.д.  Пример, песня «На лодке» Соловьева-Седого. Ее мелодия содержит выразительные лирические интонации любовного признания, а фортепианное сопровождение передает водный пейзаж. Слушатель может сосредоточиться на образе лирического переживания посреди природы.

     Образ песни, остающийся в памяти после ее исполнения, есть образ музыкальный, вбирающий множество деталей текста и сливающий их в единстве эмоционального тонуса. Если музыка слаба, произведение оказывается неудачным, если же музыка хороша, вдохновенна, она обязательно «побеждает» и начинает господствовать.

     Программная музыка – инструментальная музыка, которая имеет определенный содержательный замысел и приложенную к ней программу. Познавательные факторы музыкальных образов как бы комментируются и «направляются» при посредстве словесных пояснений.

     Гармония, согласие, истинный синтез эмоционального и логического начал обуславливает подлинные, высшие достижения музыкального искусства.

Вывод.

     Разные виды искусства, не только эмоционально воздействуют на человека, трогают, волнуют, но и имеют познавательное значение. Искусство, лишенное эмоций, не могло бы никого увлечь. Искусство, лишенное познавательного значения, производило бы только бесполезную эмоцию без воспитательного смысла. Эмоциональное в искусстве неотъемлемо от познавательного. К познанию действительности художественный образ ведет эмоции, он эмоционально отражает реальность.

Познавательное значение музыки в том, что она помогает лучше слышать жизнь, звуковые проявления жизни.  

                                                                                                     

                                                                                                          Ю.Кремлев