Главные вкладки
Презентация "День славянской письменности и культуры"
Презентация "День славянской письменности и культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "День славянской письменности и культуры" | 1.9 МБ |
Использование кейс-технологии на уроках литературы | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По широкой Руси – нашей матушке – Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются Вспоминают Кирилла с Мефодием – Братьев славных, равноапостольных В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии,Сербии .
Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей. Русоволосые и сероглазые, Лицом все светлые и сердцем славные, Древляне, русичи , поляне, Скажите, кто вы? МЫ – СЛАВЯНЕ! Своею статью все пригожие, Все разные и все похожие, Зоветесь ныне – россияне, Издревле, кто вы? МЫ – СЛАВЯНЕ!
В нашем посёлке, как и по всей России, День памяти святителей Кирилла и Мефодия церковно-государственный праздник – День славянской культуры и письменности
Братья Кирилл и Мефодий придумали славянскую азбуку, положили начало славянской книжной культуре и просвещению народов. Кирилл и Мефодий старались сделать буквы азбуки красивыми, чтобы руке нетрудно было их писать. Этими буквами были написаны слова многих мудрых книг. Как создателя письменности, святого Кирилла обычно изображают со свитком азбуки в руках
Так вот они - наши истоки, Плывут, в полумраке светясь, Торжественно-строгие строки, Литая славянская вязь. Так вот где, так вот где впервые Обрел у подножия гор Под огненным знаком Софии Алмазную твердость глагол. Великое таинство звука, Презревшее тленье и смерть, На синих днепровских излуках Качнуло недвижную твердь. И Русь над водой многопенной , Открытая вольным ветрам, «Я есмь !» - заявила Вселенной, «Я есмь !» - заявила векам.
Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. Наша АЗБУКА удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия .
. Старославянский язык внес большой вклад в развитие русского языка: он обогатил его интересными и нужными словами. Некоторые старославянизмы стали часто употреблять: время, среда, пламя, праздник. Другие ушли из нашего языка. В последнее время возрождаются такие слова, как милосердие, великодушие, благословенный. Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются во фразеологизмах: Знать на ять - знать досконально, отлично («ять» произносилась как Е, слова, где была эта буква, нужно было просто знать наизусть). Прописать ижицу - проучить как следует, высечь, наказать («ижица» похожа на перевернутый кнут). Стоять фертом - стоять руки в боки (ферт - буква Ф). Сперва аз да буки, а потом и науки - сначала азбуку нужно выучить, а потом заниматься науками.
23 мая 1990 года состоялось открытие памятника в Мурманске перед зданием областной научной библиотеки. Там прозвучало много хороших слов писателей и поэтов. Весной 1991 года праздник объявлен всероссийским. Ежегодно в весенние дни по всей стране отмечаются Дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали - Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян.
Вставай, народ, вздохни всей грудью, Заре навстречу поспеши. И Азбукой, тебе подаренной, Судьбу грядущую пиши. Надежда, вера греет души. Наш путь тернистый - путь вперед! Лишь тот народ не погибает, Где дух Отчества живет. Пройдя под солнцем просвещенья Из давней славной старины, Мы и сейчас, славяне-братья, Первоучителям верны! К апостолам высокославным Любовь святая глубока. Дела Мефодия – Кирилла В славянстве будут жить века.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2» п.г.т . Уренгой Препута Е.П. После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия , несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую азбуку, но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь
Славянская азбука - память о славной истории, святыня и сокровище, которое надо беречь и обязательно сохранить. Мы сегодня прикоснулись к истории дней минувших и напомнили вам о создателях Кириллицы – Кирилле и Мефодии , благодаря которой появился русский язык - прекрасный и могучий. Давайте же бережно относиться к русскому языку. Из поколения в поколение трепетно, с любовью, передавать великое русское слово.
Предварительный просмотр:
Использование кейс-технологии на уроках литературы.
Препута Е.П. учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2» п.г.т.Уренгой
Кейс-технология – это метод обучения, основанный на анализе конкретных ситуаций (кейсов), который активно используется в бизнес-образовании, но может применяться и на уроках литературы. Основная цель кейс-метода заключается в том, чтобы научить старшеклассников анализировать сложные ситуации, принимать решения и защищать свою точку зрения. На уроках литературы этот метод позволяет глубже понять произведение, увидеть его многослойность и многогранность, а также развивать критическое мышление и навыки публичных выступлений.
Как использовать кейс-технологию на уроке литературы?
Шаг 1: Выбор кейса
Для начала необходимо выбрать подходящий материал. Это может быть отрывок из произведения, конкретный эпизод или даже целая глава. Важно, чтобы выбранный фрагмент содержал конфликтную ситуацию, которую студенты смогут проанализировать и обсудить.
Пример: В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно рассмотреть сцену убийства старухи-процентщицы. Обучающиеся должны будут проанализировать мотивы Раскольникова, его внутренние противоречия и последствия его поступков.
Шаг 2: Постановка проблемы
После выбора кейса учитель формулирует проблему, которую студентам предстоит решить. Проблема должна быть достаточно сложной и неоднозначной, чтобы стимулировать дискуссию и глубокий анализ.
Пример: Почему Раскольников решил убить старуху-процентщицу? Какие факторы повлияли на его решение? Каковы возможные последствия этого поступка?
Шаг 3: Индивидуальная работа
Ученикам предоставляется время для индивидуального анализа кейса. Они должны прочитать текст, сделать заметки, сформулировать свои мысли и подготовить аргументы.
Пример: Каждый ученик пишет краткий анализ сцены убийства, отмечая важные моменты и свои собственные выводы.
Шаг 4: Групповая работа
Затем дети объединяются в группы для совместного обсуждения кейса. Каждая группа должна прийти к общему выводу и подготовить презентацию своих результатов.
Пример: Группа обсуждает мотивацию Раскольникова и приходит к выводу, что его поступок был вызван сочетанием социальных, экономических и психологических факторов.
Шаг 5: Презентация и обсуждение
Каждая группа представляет свои результаты классу. Остальные ребята задают вопросы, высказывают свое мнение и критикуют представленные аргументы. Учитель направляет дискуссию, помогая студентам глубже понять тему.
Пример: Одна группа утверждает, что Раскольников действовал под влиянием нищеты и социального неравенства, другая группа считает, что он был движим своими философскими убеждениями.
Шаг 6: Рефлексия
В конце урока проводится рефлексия. Обучающиеся делятся своими впечатлениями от занятия, отмечают, что было сложно, а что интересно. Учитель подводит итоги и оценивает работу каждого ученика.
Пример: ребята пишут короткие эссе, в которых они отражают свои мысли после дискуссии и делают выводы о значении прочитанного фрагмента для всего романа.
Преимущества использования кейс-метода на уроках литературы
- Активизация познавательной деятельности: Кейсы требуют от студентов глубокого анализа и самостоятельной работы, что способствует активизации мыслительной активности.
- Развитие критического мышления: Ученики учатся видеть разные стороны одной проблемы, анализировать факты и делать выводы.
- Навыки публичных выступлений: Презентации и обсуждения развивают навыки общения и публичных выступлений.
- Интерактивность: Уроки становятся более интересными и динамичными благодаря групповой работе и обсуждению.
- Применение теории на практике: Ребята видят, как теоретические знания могут быть применены в реальной жизни.
Использование кейс-технологии на уроках литературы помогает сделать обучение более интересным и эффективным, а также развивает у обучающихся важные жизненные навыки.