Воспитание и сохранение интереса к музыкальным занятиям на хоровых репетициях

Умнова Ольга Николаевна
В данной работе рассказывается о том, что на хоровых репетициях не менее важным является воспитание и сохранение интереса у детей и подростков к обучению в условиях хорового коллектива, что именно руководитель (учитель) может пробудить у детей постоянную потребность в общении с высокохудожественной музыкой. Дирижер воздействует на творческую волю детей, вызывает в них художественную самоотдачу, выстраивает при этом стратегическую линию исполнительского процесса вообще.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание и сохранение интереса к музыкальным занятиям на хоровых репетициях.

Умнова Ольга Николаевна

Детская музыкально-хоровая школа «Апрель» им.В.И.Михайлусова. г.Димитровград.

     Самой широкой и массовой школой музыкального воспитания и образования является хоровое пение. Подлинное приобщение к миру хоровой музыки - непременное условие гармонического развития личности ребенка во все времена. Однако в каждом времени этому виду искусства отводилась то большая, то меньшая значимость. В современной жизни, хоровое искусство  постигают лишь те дети, которым это интересно.

     Отношение к фактору интереса в психолого-педагогической литературе весьма различно. Например, В своей книге "Школьный хор" Г.А. Струве писал, что интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, заботливо и разумно поддерживаемый учителями, является основой развития склонностей школьников к различным видам творческой деятельности, основой развития способностей учеников и, нередко, их профессиональной направленности. Ученик, не испытывающий интереса к определенному предмету, усваивает его лишь на 10-15%. Особенно важно сохранить интерес у подростков, так как в переходный возраст общий интерес к учебе у них падает. Руководителю хора важно открыть в детях те или иные способности, заинтересовать их,  не погасить у них ранее приобретенный интерес к хоровому пению и развивать его дальше.                        

      Интерес - способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей школьника. Каждому ребенку свойственно желание быть умнее и лучше, быть более догадливым, и всесторонне развитым. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение.

      Сегодня, когда общество придает наибольшее значение передачам увеселительной формы, когда наши дети по теле- и радио передачам слышат лишь эстрадную, часто упрощенную музыку, всестороннее музыкальное воспитание на примерах классической музыки приобретает все большую значимость и добавляет определенные трудности. Потребность в гармонически развитой личности, в современном обществе усиливается. Именно учитель может пробудить у детей постоянную потребность в общении с высокохудожественной музыкой. Развитию интереса к хоровому пению у детей - как многовековой традиции русского народа, будут способствовать хоровой репертуар и различные творческие ситуации на хоровых занятиях. Они помогут вывести детское мышление на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и незначительного музыкально-художественного явления с позиции, которое мы называем общечеловеческими ценностями.

     Хоровое пение - основа музыкальной культуры многих народов. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.

     Певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового школьника. Есть основание считать пение первичным из всех видов музыкального исполнения, одним из первых проявлений музыкальности. Недаром и при обучении игре на музыкальных инструментах часто говорят о пении как начале всякого серьезного музыкального образования.

      Мысли о хоровом пении как основе музыкального воспитания высказывались и в дореволюционных пособиях, рассматривающих вопросы приобщения детей к музыке. Так, например, Г. Рукавишников писал:"по многочисленным наблюдениям, дети, которые сначала учились петь, а затем играть, делают гораздо более быстрые успехи в музыке, нежели те, которые пению не учились".

       Исключительно важное место хоровому пению придавал Р. Шуман в своих "Жизненных правилах для музыкантов", где указывал на необходимость живого, многостороннего музыкального обучения.

       Дети, которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические, танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа.

        В хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; заметим, кстати, что участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был, достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.

      Роль хормейстера, в данном случае, является очень важной. Как сказал К.Д. Ушинский - «Воспитатель  не должен забывать, что то учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет. Учение - это серьезный труд, требующий волевых усилий, но, тем не менее, этот труд должен быть интересным, привлекательным».  

        «Как быстро пролетело занятие!»  Не правда ли как приятно услышать эту фразу учителю после репетиции! Значит, хоровое занятие прошло интересно и плодотворно. Каждый хормейстер хотел бы проводить уроки интересно, чтобы ребята хотели приходить на занятия вновь. Конечно, не каждому удается проводить репетиции на должном уровне. Активное и заинтересованное отношение учащихся к хоровой музыке всецело зависит от метода работы педагога, осуществляющихся в процессе музыкально-коллективного исполнительства. Профессиональные навыки хормейстера, требуют от него наличия индивидуальных качеств, пригодных для управления и дирижирования хором.

      Дирижер воздействует на творческую волю детей, вызывает в них художественную самоотдачу, выстраивает при этом стратегическую линию исполнительского процесса вообще.

      Обобщив научные доводы музыкальных психологов, педагогов и физиологов нашего времени, можно сказать: профессиональный хормейстер - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание прекрасного у детей. В современном обществе хормейстер является фигурой, которая требует особого внимания. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди любых педагогов оказывались люди, наиболее подготовленные интеллектуально и морально к работе с детьми разного возраста, особенно подростков.

      К личности хормейстера предъявляется ряд самых серьезных требований. Главным требованием является любовь к детям, к профессии, наличие знаний в хоровом искусстве, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общения и нравственности, профессиональное владение разнообразными методиками обучения детей. Конечно, все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются упорной работой над собой.

     Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и др. Например, в процессе разучивания возникает много разных ситуаций, когда нужно ребенка раскрепостить. Значит, придется, и посмешить его и подурачиться, передразнить, т.е. надеть маску клоуна. Или наоборот придать строгость хоровому произведению. Это и есть искусство. Все перечисленные качества в совокупности составляют индивидуальность педагога и своеобразность личности. Интересный, творческий хормейстер - это всегда индивидуальность.

     Хормейстеры, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и музыкальных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

     Для того чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, хоровой коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности. Например, кроме хоровых репетиций в хоровом классе, проводить творческие встречи с интересными людьми, выпускниками, устраивать совместные праздники с чаепитием, участвовать в районных и городских школьных конкурсах и концертах, выезжать на гастроли.

     И в заключении, хотелось бы отметить, что интерес-это главный фактор учебного роста детей, без которого все виды творческой деятельности для учащихся протекают однообразно. И задача хормейстера состоит в том, что нужно вовремя учесть психологические настроения и физическое состояние детей. Лишь интересный во всех планах хормейстер способен привлечь внимание ребенка. Игровая форма на хоровом занятии, как в подростковом возрасте, так и в младшем, также не теряет своей актуальности, только ее доля уменьшается. Они создают условия для гармонического развития личности ребенка. Умение жить дружно и сплоченно в хоровом коллективе, быть организованным и ответственным, поможет в дальнейшей жизни ребенка, его адаптации в трудовом коллективе.

Список использованной литературы

1. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.

2. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., Музыка 1980.

3. Багадуров В. Очерки по истории вокальной педагогики. М., Музгиз 1956.

4. Безруков B. C. Педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

5. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора "Аврора". Екатеринбург 2000.

6. Соловейчик С.Л. От интересов к способностям. - М.: Знамя, 1968.