Инновационные формы и методы профессиональной деятельности воспитателя.

Хасанова Елена Владимировна

Инновация — это нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, содержание, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные формы и методы  профессиональной деятельности воспитателя.

Хасанова  Е.В., воспитатель   общежития

 ОГБПОУ  «Юрьевецкий  агропромышленный  колледж»

Инновация — это нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, содержание, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Объективный воспитательный процесс практически реализует такое
общественное явление, как воспитание в его движении и развитии. В нем
выявляются его структурные составляющие и та основная «клетка», в
которой осуществляются воспитательные изменения в человеке, происходит
формирование его личности. А.С. Макаренко дал следующие определение
объективного воспитательного процесса: «Воспитание есть процесс
социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего  люди. Из них на первом месте  родители педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающий деятельности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетаются с другими отношениями. Направить это развитие и  руководить им  задача
воспитателя».
Цель:

 создание условий для профессионального самоопределения,
становления, гармоничного развития личности и реализации ее творческого
потенциала, образования.

Задачи:  :
1. Формирование у студентов положительной трудовой мотивации,
высокой деловой активности, навыков эффективного поведения на рынке
труда, успешного овладения основными принципами профессионализации.
2.Подготовка студентов к самостоятельной жизни, умеющего
адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем,
самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески
мыслить:

развитие познавательного интереса студентов, уверенности в
значимости высокого уровня знаний; 
совершенствование условий для развития потребностей в
самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе
нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров; 
воспитание гражданственности и приобщение к духовным
ценностям своего Отечества. 
Приоритетными направлениями воспитательной системы колледжа
являются: 
∙ воспитание и обучение профессионала;
∙ правовая культура;
∙ борьба с коррупцией и экстремизмом;
∙ воспитание творческой индивидуальности;
∙ эстетическое воспитание;
∙ воспитание семьянина;
∙ нравственное воспитание и патриотическое формирование ЗОЖ;
∙ воспитание человека, гражданина, патриота;
∙ трудовое воспитание;
∙ воспитание члена коллектива. 


Для студентов общежитие на время учебы становится вторым домом.
Проживание в нем имеет свои особенности, которые необходимо учитывать
воспитателю. Приехавшие в чужой город подростки, оказываются в новой
социальной роли. Происходит естественное уменьшение роли семьи, близких, родственников на их нравственное развитие. Необходимо учитывать то, что отрыв студентов от семьи часто вызывает у них сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью. Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную жизнедеятельность, резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной
для не сформировавшейся личности. На первых порах, молодые люди
испытывают недостаток общения, поэтому необходимо интересно и
увлекательно организовать досуг студентов.
Студенческий возраст  трудный и сложный период жизни молодого
человека. Вместе с тем  это самый ответственный период, поскольку здесь
складываются основы нравственности, формируются социальные установки,
отношение к себе, к людям, к обществу, к будущей профессии. Именно в этом возрасте необходима эффективная организация воспитательной работы с молодежью в колледже как важнейшей сферы жизнедеятельности личности. Студенчество как социальная группа характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношений к будущей профессии. Выпускники колледжа  квалифицированные специалисты составляют ядро человеческого капитала страны, поскольку их знания, умения и навыки, способности и черты характера во многом определяют решение ключевых социально- экономических проблем развития российского общества К системе среднего профессионального образования в современных условиях выдвигаются весьма высокие требования. Подготовка специалистов к жизни и деятельности в условиях преобразования постиндустриального общества в глобальное информационное, предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия при решении нестандартных задач.

Безусловно, формирование молодого специалиста происходит не только
в учебных аудиториях колледжа, но и во вне учебной деятельности, к которой прежде всего относится воспитательная работа в общежитиях.
Каждый год к нам приходят и заселяются в общежитие новые студенты.
Мы изучаем документы, беседуем, наблюдаем за поведением проживающих. И уже в первые месяцы проживания выявляются студенты из категории
социально и педагогически запущенных. Во время адаптации к новым
условиям происходят различные ситуации, в том числе нарушение правил
проживания в общежитии, которые позволяют предположить, что тот или
иной студент педагогически запущенный.
В соответствии с функциями воспитательной деятельности используются следующие  методы воспитательной работы:
1. Способствование созданию комфортной атмосферы и доверительного отношения среди педагогов и учащихся. Для этого мы придерживаемся единых требований со всеми, чтобы настраивать учащихся на позитивные отношения к учебе и окружающих их людей. Это позволяет работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, родителями. Создаются условия, приближенные к домашним (имеется комната отдыха, телевизионная комната, бытовая комната, тренажерный зал и т.д.).
2. Организовать просмотр телепередач и фильмов с тематикой, направленной на здоровый образ жизни, воспитание положительных качеств у подростков.

5. анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы. 


Оказываем помощь во взаимоотношениях со сверстниками, в
стремлениях к самоутверждению (похвала, поставить в пример другим, т.е.
опора на положительное в подростке). 
6. Учим студентов защищать свои права и интересы.

На специальном стенде размещаем правовую информацию, статьи законов, кодексов, телефоны доверия. Объясняем, даем совет, как правильно поступить в той или иной ситуации. Приглашаем сотрудников ПДН, для проведения информационно-профилактических бесед.
Главной целью воспитательной работы в общежитии является
мобилизация студенческого коллектива общежития для активной работы по
созданию комфортной среды проживания, развития навыков самоуправления
и самовоспитания. Ведь общежитие – не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления
профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей
и противоречий процесса адаптации молодежи к новым социально- бытовым
условиям.
Ведущим принципом воспитательной работы в общежитии является
создание комфортных условий для проживания студентов, ведь пребывание в
общежитии – особый период в их жизни и значительно отличается от жизни в семье, где они находятся в центре внимания. Резкая смена условий жизни,
социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся
личности. В условиях столь значительных жизненных перемен у молодых
людей важно не только продолжить проводившуюся с ними ранее школой
работу по нравственному воспитанию, но и обеспечить дальнейшее развитие
моральных качеств.
Необходимо учитывать то, что, отрыв подростков от семьи часто
вызывает у них сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью,
нервозностью, капризностью, угрюмостью. Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную жизнедеятельность. Происходит естественное

уменьшение влияния семьи, близких родственников на их нравственное
развитие. Из опыта работы почти у30% проживающих в общежитии ослаблены связи с родителями. Очень важно не упустить таких подростков, необходимо уделить им особенное внимание. Общение со взрослым высоко ценится среди обучающихся, особенно первых курсов.
Среди проживающих в общежитии есть особые категории студентов:
выпускники детских домов;
студенты из опекаемых или из многодетных семей
Данным категориям, проживающих в общежитии уделяем особое
внимание: проводим с ними индивидуальную работу, направленную на
коррекцию их поведения, повышения уровня их общей культуры и адаптации
к новым условиям проживания и обучения. Необходимо создание условий для удовлетворения их познавательных, эстетических и других потребностей,
обеспечивающих формирование и развитие личности. Исходя из своих
наблюдений за данной категорией студентов, трудности в адаптации состоят в том, что большинство из них нерационально распределяют свое время. Они не могут самостоятельно настроить свой режим дня.
Воспитателю надо уметь установить дружеский контакт с проживающими в общежитии. Для этого началом служит добрая улыбка, добрый взгляд или совместные действия, и если установился контакт, то уже легче становится понимать настроение воспитанников, мотивы их поведения.
Очень важно уметь находить правильный подход к каждому проживающему в общежитии, учитывать его темперамент, уравновешенность нервной системы, его способности, интересы, потребности, предложить сферу применения сил, помочь поверить в себя, в свои творческие способности, научить жить более интересно. Эта работа должна проводиться с учётом психолого- возрастных особенностей молодежи. Для этого проводим опрос студентов при помощи анкеты «Анкета студента», выявляем интересы и увлечения, проживающих общежития с целью дальнейшего их привлечения в проводимых в общежитии мероприятиях.
Очень важно суметь помочь студентам организовать их свободное
время, приобщить к занятиям спортом, привлечь в клубы, кружки. При этом
цель организации досуга обучающихся заключается не в том, чтобы их отвлечь от пустого времяпровождения, а занять, развлечь и, главное, вызвать ответную мысль, побудить к творческому поиску, разбудить стремление повысить культурный уровень, расширить круг интересов, приобрести навыки самостоятельной организации свободного времени.
Таким образом, важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической
атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть,
сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия
студентов в культурно-досуговых и спортивно оздоровительных
мероприятиях, проводимых в общежитии. Для осуществления воспитательной работы в общежитии использую наиболее эффективные формы работы индивидуального и группового характера: беседы, собрания, тематические и развлекательные вечера, викторины, лекции, диспуты, устные журналы, соревнования, конкурсы, экскурсии. Для удобства проживающих в общежитии на этаже имеется комната отдыха, оснащенная телевизором.

Ежемесячно  проводим общее собрание студентов, проживающих в
общежитии, на котором поднимаем вопросы, касающиеся правил проживания, награждения студентов, ведущих активную общественную деятельность, соблюдения правил внутреннего распорядка, техники безопасности, пожарной безопасности, санитарных норм. Соблюдение данных правил контролируется, за нарушение правил проживания в общежитии может быть объявлено замечание, вынесен выговор, строгий выговор и отчисление из числа проживающих в общежитии. Для повышения правовой грамотности студентов организуем встречи с инспектором по делам несовершеннолетних и  участковым инспектором.
В общежитии проводим работу по поддержанию необходимого
санитарного состояния, выполнению распорядка дня, привитию навыков
самообслуживания. С целью контроля соблюдения санитарно-гигиенических
норм еженедельно совместно с жилищно-бытовым сектором проверяем
санитарное состояние комнат, ведем экран чистоты. Ежегодно проводим
конкурс «Самая лучшая комната». Победителя конкурса выбираем по
результатам проверок санитарного состояния. При возникновении спорных
вопросов учитываем уют в комнате.

. На заключительном общем собрании, в конце мая, победители в данных номинациях и студенты, активно принимающие участие в организации и проведении мероприятий, награждаются призами.
В начале учебного года необходимо выявить лидеров среди студентов,
проживающих в общежитии. Из их числа на общем собрании студентов
Студенческий совет состоит из председателя, заместителя председателя, из культурно-массового сектора, художественно-оформительского, спортивного, санитарного. Студсовет организует работу по самообслуживанию, привлекает проживающих к выполнению общественно полезных работ в общежитии и на прилагающей территории (2 раза в год проводим субботники на придомовой территории), организует проведение культурно -массовой работы.
Каждый четверг проходят заседания студенческого совета общежития.
На заседаниях обсуждаем план мероприятий на ближайшую неделю,
назначаем ответственных лиц из числа студентов, на заседания приглашаем
студентов, нарушающих Правила проживания в общежитии, проводим с ними беседы, объясняем законы, которые они нарушили, призываем к
ответственности. Вся воспитательная работа в общежитии направлена на формирование личности высокой нравственной культуры, профессионально и социально компетентной, с активной жизненной позицией, имеющей навыки в управлении, умеющей принимать решения и нести за них ответственность.
Воспитание студентов, проживающих в общежитии – сложный и
многогранный процесс, требующий от его организаторов тщательного отбора
воспитательных средств, постоянного взаимодействия с администрацией,
студенческим советом. Наша общая задача – искать и находить новые формы
работы по организации досуга молодёжи, развивающие её духовно и
интеллектуально, помогающие ей определить своё место в жизни.