электронное портфолио библиотеки на Республиканский смотр-конкурс библиотек
Творческая работа проект семейного чтения «ПрочитАйкин рюкзачок»
Анализ системы инновационной работы школьной библиотеки МБОУ «Тункинская СОШ имени Седова Ю.П. » за 2014-15, 2015-16, 2016-17 учебные годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
электронное портфолио библиотеки | 46.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский смотр-конкурс библиотек общеобразовательных организаций
«Школьная библиотека – территория сотрудничества»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тункинская средняя общеобразовательная школа имени Седова Ю.П.»
Электронное
ПОРТФОЛИО
библиотеки
Педагог – библиотекарь
Томилова Ольга Ивановна
1
Содержание:
- Паспорт школьной библиотеки
- Творческая работа проект семейного чтения «ПрочитАйкин рюкзачок»
- Анализ системы инновационной работы школьной библиотеки МБОУ «Тункинская СОШ имени Седова Ю.П. » за 2014-15, 2015-16, 2016-17 учебные годы.
- Приложения
- Паспорт школьной библиотеки размещен: http://biblioteki.a-333.ru/
- Творческая работа проект семейного чтения «ПрочитАйкин рюкзачок» разработан руководителем проекта педагогом-библиотекарем Томиловой О.И.: http://biblioteki.a-333.ru/
Идея и актуальность проекта в том, что в последние годы в нашем селе, как и во всей стране, наблюдается упадок детского чтения. Идея этого проекта «прочитАйкин рюкзачок» не случайна. При проведении библиотечных мероприятий одно из них посвящалось семье и семейному чтению, желание родителей провести вместе с ребенком незабываемые минуты, которые ему запомнятся на всю жизнь в процессе совместного чтения книги.
Целью проекта была организация свободного времени детей, подростков и привитие интереса к книге и к чтению через игровые формы работы.
Задачами проекта являлись: возрождение традиции семейного чтения в семьях, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Содействие практике семейного чтения, как основы благоприятного психологического климата в семье.
Развитие читательской активности детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей.
Популяризирование детской книги и чтения; развитие читательской компетентности у детей, подростков через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
Способствование развитию творческих и интеллектуальных способностей у детей и подростков через активное участие в игровом процессе, чтение книг;
Знакомство детей, подростков с разнообразием игр и возможностью использования их при организации досуга;
2.
Использование игровых технологий, умение детей творчески мыслить, развивая память, внимание, воображение, наблюдательность;
Способствование приобретению у детей навыка интеллектуальной деятельности в команде, коллективе;
Объединение детей и их родителей посредством игрового и развивающего общения.
Участниками проекта становятся: Тункинский детский сад «Сибирячок» (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы), Токуренский детский сад, МО СП «Тунка», Межпоселенческая библиотека с.Тунка, МБОУ «Тункинская СОШ»- предшкола, Районное управление образования.
Сроки реализации проекта: 2017-2018 учебный год.
В течение 2017-2018 учебного года школьная библиотека продолжает работать над продвижением чтения в семьях дошкольников и учащихся школы. Для этого и был разработан проект «ПрочитАйкин рюкзачок». Он реализовывается через школьную библиотеку, а именно: через пространства библиотек, детских садов и общеобразовательной школы.
Суть этого проекта состоит в том, что в семью ребенка передается рюкзачок. «ПрочитАйкин рюкзачок» -это ярко оформленный ранец, в который помещаю 3-4 книги для детей, 2 книги для родителей и игрушки. Комплект книг для детей составлен из лучших произведений детской современной и классической литературы. Комплект литературы для родителей составлен из книг по психологии детского чтения, даны полезные советы по приобщению ребенка к чтению, памятки, буклеты на тему: «Подсказки для взрослых, или как стать родителем читающего ребенка» и т.д. Каждый комплект формируется в соответствие с возрастом детей.
Рюкзачок используется по принципу «прочитал, передай другому»: берется семьей из группы детского сада или из класса домой на неделю, затем передается в следующую семью и т.д. Когда рюкзачок обходит все семьи, библиотекарь обновляет его содержимое.
Для подготовки и реализации проекта проводится рекламная кампания. С этой целью были подготовлены обращения к руководителям МО СП «Тунка», Районного управления образования, детских садов и школы с призывом поддержать акцию по продвижению чтения. В группах и классах оформляются
3.
красочные уголки с информацией о проекте: положения о конкурсах, сам «ПрочитАйкин рюкзачок», информация о предлагаемых книгах, экран семейного
чтения. Одним из условий участия в проекте является бережное отношение к книгам, и огромное желание родителей провести с ребенком незабываемые минуты, которые ему запомнятся на всю жизнь. Сделаны фотографии с изображением ребенка в процессе знакомства с содержимым рюкзачка.
Особая роль в проекте отводится воспитателям и учителям первых классов, как руководителям детского чтения. На них возлагается миссия по поддержке идей продвижения чтения в семьи своей группы или класса. Были также разработаны и изданы информационные листовки-обращения к родителям.
Проект «ПрочитАйкин рюкзачок» начинается театрализованным представлением для детей в группах детских садов и классах участниках акции, в ходе, которого «ПрочитАйкины рюкзачки » были торжественно переданы в первые семьи.
Чтобы поддерживать постоянный интерес к чтению, в группах детских садов и классах проводились игры, викторины по книгам из «ПрочитАйкиного рюкзачка», конкурсы на лучшую читающую семью, фотоконкурс «Мой ПрочитАйкин рюкзачок», конкурс детских рисунков «Мой любимый герой книги».
Такие формы работы способствуют знакомству детей и родителей с лучшими произведениями детской литературы, общению родителей и детей в группе и школе на тему прочитанных книг. Немаловажное значение имеет момент состязательности, направленный на вовлечение семей в процесс чтения.
Родители также заполняли анкету-диалог «Читаем вместе» с целью выявления результатов акции. Итоги анкетирования подводятся на родительских собраниях.
Библиотечное пространство нашей школы – это виртуальное пространство библиотеки. Библиотекарями школьной и сельской библиотек в электронной среде созданы свои сообщества, группы по интересам, обсуждая актуальные темы, информировали читателей о новых поступлениях, проводили виртуальные выставки.
Наличие Web-сайта в библиотеке, группы в социальной сети Интернет значительно повышают ее статус. Это ее имидж в информационном пространстве.
Библиотечные виртуальные группы школы выступают инструментом по продвижению книги и чтения, информированию о новых поступлениях в
4.
библиотечный фонд, создавая цифровые коллекции. Работа таких групп
направлена на юных пользователей сети Интернет, их родителей, а также педагогов.
Библиотеки формируют и повышают информационную культуру пользователей, обучая их компьютерной грамотности в библиотечных ресурсах и основам работы в сети Интернет.
Будут проведены праздничные программы для всех участников проекта в День семьи (май) и День матери (ноябрь) подведены итоги всех конкурсов, лучшие читающие семьи будут награждены грамотами и призами и торжественно посвящены в читатели библиотеки.
План реализации проекта
N | Запланированные мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Проведение информационной кампании: подготовка писем и обращений к руководителям МО СП «Тунка», Районного управления образования, детских садов и школы. | май | Томилова О.И. |
2 | Информация в СМИ о проекте | В течение года | Томилова О.И. |
3 | Оформление информационных уголков в классах, участвующих в проекте | сентябрь | Кл. руководители |
4 | Оформление экранов семейного чтения | октябрь | Томилова О.И. |
5 | Разработка положений о конкурсе детских рисунков, фотоконкурса | июнь | Зверева Ю.В. |
6 | Приобретение рюкзачков, литературы, игрушек, методических пособий | май | Томилова О.И. Сороковикова О.Н. Конюшкина Г.В |
7 | Подготовка и издание буклетов «Подсказки для взрослых, или как стать родителем читающего ребенка» | май | Томилова О.И. Шехина Г.Н |
8 | Информация для родителей и детей о проекте на родительских собраниях в классах и на общешкольном родительском собрании. | апрель | Томилова О.И. Тюменцева С.А. |
9 | Театрализованные представления, кукольный театр в ДОУ, в школе. | В течение года | Ащенкова А.Л. |
10 | Торжественное вручение первых рюкзачков. Фото, видеосъемки | май | Томилова О.И. Шушакова Н.Е. Шехина Г.Н. Конюшкина Г.В |
11 | Анкетирование родителей подготовительных групп детских садов, принявших участие в акции. | Март- апрель | Томилова О.И. |
12 | «Я иду в школу!» — конкурсы, игры, викторины по прочитанным книгам из «ПрочитАйкина рюкзачка» в подготовительных группах детских садов. | В течение года | Томилова О.И. Сороковикова О.Н.. Конюшкина Г.В |
13 | Праздничная программа для всех участников проекта в День семьи. Награждение активных участников акции. | 15 мая | Томилова О.И. Зверева М.В. |
14 | Подготовка пригласительных билетов на традиционную ежегодную программу летнего чтения и досуга «Лето и книга», праздничную программу ко Дню Семьи, Дню матери. | Май | Томилова О.И. Сороковикова О.Н. Шехина Г.Н. Конюшкина Г.В |
15 | Анкета-диалог для родителей «Читаем вместе». Анкетирование родителей детей посещающих младшие, средние, старшие группы детских садов, а также родителей детей первоклассников, принявших участие в акции. Подведение итогов анкетирования на родительских собраниях | Октябрь | ТомиловаО.И. Лобыцина Т.Ф.Сороковикова О.Н.. Конюшкина Г.В |
11 | Выставка детских рисунков «Мой любимый герой книги». Организация экскурсий | Октябрь | Зверева Ю.В. Тюменцева С.А. |
12 | Конкурсы, игры, викторины по прочитанным книгам в группах детских садов и в школе | Октябрь-ноябрь | Томилова О.И. Лобыцина Т.Ф.. Шехина Г.Н. Конюшкина Г.В |
13 | Организация фотовыставки. Издание фотоальбома по итогам конкурса «ПрочитАйкин рюкзачок». Организация экскурсий по фотовыставке | Ноябрь | Томилова О.И. Шушакова Н.Е. |
14 | Праздничная программа, посвященная Дню матери. Подведение итогов акции ««ПрочитАйкин рюкзачок». Подведение итогов конкурсов. Награждение активных участников, победителей конкурсов | Ноябрь | Томилова О.И. Шушакова Н.Е. Лобыцина Т.Ф. Сороковикова А.П. |
15 | Создание видеофильма по итогам проекта «Мир, увиденный сквозь книгу» | апрель | Томилова О.И. Шушакова Н.Е. Тюменцева С.А. |
16 | Издание методических рекомендаций по проведению акции «ПрочитАйкин рюкзачок» | В течение года | Томилова О.И. Шушакова Н.Е. |
Ожидаемые результаты
Создание видеофильма по итогам проекта «Мир, увиденный сквозь книгу»;
Издание методических рекомендаций по проведению акции «ПрочитАйкин рюкзачок».
Приложение к проекту: Смета расходов на реализацию проекта: « Семейное чтение «ПрочитАйкин рюкзачок»»
системы инновационной работы школьной библиотеки МБОУ «Тункинская СОШ имени Седова Ю.П. » |
за 2014-15, 2015-16, 2016-17 учебные годы.
В течение трех лет, с 2014 по 2017г.г., школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы. Вся работа проводилась с учетом общешкольного плана. Одной из задач было совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов. Это позволяет предоставлять информацию не только о своих фондах, но и об удалённых источниках информации. Время диктует новые правила профессиональной деятельности, и такие показатели, как количество проведенных мероприятий, число читателей и книговыдачи, уже не являются определяющими в оценке деятельности библиотеки. От библиотекаря ждут умения работы с аудиовизуальными и электронными документами, с современной техникой, владения основами компьютерной грамотности, навыками аналитической и проектной работы.
Главная цель работы библиотеки - развивать познавательный интерес учащихся и любовь к чтению.
Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве. Прежде всего, она, конечно, учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. Особая острота сегодняшней ситуации определяется, прежде всего, сложным финансовым положением школы в целом и школьной библиотеки, в частности. Но несмотря ни на что, школьная библиотека всегда работает, пропагандируя библиотеку и чтение книг, проводит разные мероприятия.
С начала учебного года сдаются отчёты по книжному, учебному фондам, обеспеченности учебниками на новый учебный год и др.. Проводилась обработка учебников для 5, 6, 7 классов по ФГОС.
В системе проводятся экскурсии «Знакомство с библиотекой» (1 кл. ), библиотечные уроки по программе: «Основы информационной культуры школьника для учащихся 2-11 классов».
Традиционными мероприятиями вот уже много лет в работе библиотеки являются «Месячник школьных библиотек» в октябре и «Неделя детской книги» в дни весенних каникул.
В 2015 году Неделя детской книги проводилась по теме: «Невероятные приключения мальчиков и девочек в Стране Читалии».
Неделя включала следующие мероприятия: 1 день - открытие НДК, литературный праздник «Книжкины именины», выставка «Без хороших книг, друзья, нам прожить никак нельзя»; 2 день - театрализованное представление с участием учеников школы и работников школьной и сельской библиотек, командная игра - викторина «Хоровод сказок»;
3 день - слайдовые викторины «В гостях у Чиполино», «Маугли»;
4 день, посвященный 70 летию Победы, «Маленькие герои – большой войны»; 5 день – закрытие НДК (награждение, праздничная дискотека).
Тема 2015 года: «Школьные библиотеки - это круто!» (Проведение месячника школьных библиотек 2015 года).
№ | Название | Дата | Классы |
Открытие месячника на линейке | 8 октября | ||
1 | Акция: «Золотая полка, или Подари книгу школьной библиотеке!» | В течение месяца | 1-11 классы |
2 | «Судьба и лира Сергея Есенина»: книжная выставка к 120-летию поэта. | В течение месяца | 5-11 классы |
3 | «Игра-путешествие по книге Лии Гераскиной (к 105-ти летию со дня рождения) «В стране невыученных уроков» для 4-х классов, выставка одной книги Л. Б. Гераскиной | 27 октября В течение месяца | 2-6 классы |
4 | Конкурс книжных закладок «Школьная библиотека – это круто!» | В течение месяца | 2-7 классы |
5 | Интеллектуальная игра: «Звёздный час по сказкам А.С. Пушкина» | 29 октября | 3 класс |
6 | Литературная викторина, посвящённая творчеству С.А. Есенина. Конкурс знатоков поэзии | 20 октября | 6-7 классы |
7 | Рейд по организации контроля над сохранением учебников | 9 октября 13 октября | 1-4 классы 5-11 классы |
8 | Выпуск странички в школьной газете «Права и обязанности пользователя учебниками» | В течение месяца | |
9 | Конкурс рисунков | С 8-16 октября | 1-7 классы |
10 | Презентация книг А.К.Бобкова. «Война народная, священная война» и «Памяти связующая нить» | 16 октября | 9-11 классы |
11 | Праздник «Сказочная страна-библиотека» | 22 октября | 1-2 класс |
Награждение победителей конкурсов на линейке | 30 октября |
В рамках 2015 года – Года литературы, Международного месячника школьных библиотек самым знаменательным мероприятием была презентация книг Анатолия Кирилловича Бобкова «Война народная, священная война» и «Памяти связующая нить». Встреча с писателем прошла в актовом зале школы совместно с Тункинской сельской библиотекой, директором ЦБС Э.Д.Ардуевой и с сельским поселением «Тунка».
2016 год. НДК по теме: «Со страничек на экран герои книг приходят к нам!» (ответственные: работники школьной и сельской библиотек, работники СДК).
1 день: Литературный праздник «В гостях у Агнии Барто», посвящённый 110- летию со дня рождения поэта.
Театрализованное представление «Герои, знакомые с детства».
2 день: Библиоквест «По дорогам сказок А.С.Пушкина».
3 день: Путешествие – презентация«От стен Тункинского острога» , краеведческая викторина «Люби и знай Тункинский край».
4 день: Кинопутешествие «В гостях у сказки», посвящённое 110-летию со дня рождения А. Роу (в рамках программы «Книга + кино»).
5 день: Закрытие НДК «Цирк в библиотеке».
В 2016-2017 учебном году библиотека продолжила работу:
-по совершенствованию библиотеки, как информационного, культурного и образовательного учреждения;
-способствовала формированию личности ребенка через книгу и чтение;
-прививала обучающимся любовь к книге, воспитывала культуру чтения, бережное отношение к печатным изданиям; потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного года.
-уделяла внимание духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
-пропагандировала здоровый образ жизни;
-работала над воспитанием правовой и экологической культуры детей и подростков;
-содействовала повышению методического мастерства учителей путем пропаганды педагогической литературы и информации о ней ;
-продолжила работу по добровольному обмену учебниками среди обучающихся школы.
Школьная библиотека — это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников как из традиционных (книги, журналы, газеты), так и из нетрадиционных.
Работа с фондом
Работа с фондом - это один из основных видов внутри-библиотечной работы. От ее качества зависит наполняемость фонда и обновление фонда библиотеки. В этом направлении проводилась следующая работа:
В первом полугодии учебного года был произведен прием и техническая обработка учебной и методической литературы.
Проводилась работа по комплектованию фонда учебной литературы на учебные 2014-2017 г.г., оформление заказа на приобретение учебников.
Оформлена подписка на периодические издания для всех участников образовательного процесса: «Вестник образования», «Пионерская правда», «Добрая Дорога Детства», «Школьная библиотека», «Читайка», «Детская газета», «Юный эрудит», «Педсовет», «Последний звонок».
Также в течение этих лет, по мере поступления, производился прием и техническая обработка новой учебной, методической и художественной литературы.
Библиотека приобретает, сохраняет и предоставляет в свободное пользование документы разных типов и осуществляет контроль, за своевременным возвратом материалов.
Развитие библиотечного фонда
Наименование | 2015 г. | 2016 г. | 2017г. (на 01.10.17) | |||
Количество экземпляров на начало года | Закуплено в течение года | Количество экземпляров на начало года | Закуплено в течение года | Количество экземпляров на начало года | Закуплено в течение года | |
Учебники | 3016 | 357 | 3275 | 259 | 3498 | 320 |
Учебные пособия | 1100 | 11 | 1111 | 5 | 1116 | 5 |
Литературно-художественные издания | 8736 | 9 | 8745 | 8745 | 6 | |
Справочные издания | 242 | 7 | 249 | 1 | 250 |
Общий фонд библиотеки на конец 2016-17 учебного года составил 13690 экземпляров. Фонд учебников - 3498 экземпляров. Расстановка фонда произведена по классам. Вся поступившая литература отражена в документах учета библиотечного фонда. Библиотека постоянно следит за состоянием и сохранностью учебников. Систематически (один раз в четверть) проходят рейды по проверке учебников. Лучшими классами по итогам года по проверке учебников стали обучающиеся 3,4, 5 классов. В конце года проводилась акция «Подари учебник школе».
Обеспеченность библиотечного фонда учебной литературой
Обеспеченность учебниками (в %) | ||
2015 г. | 2016 г. | 2017г. (на 01.10.17) |
94% | 95% | 96,3% |
Контрольные показатели
2015 | 2016 | 2017 | |
читатели | 275 | 258 | 236 |
б/ф | 12212 | 12952 | 13398 |
осн | 9936 | 9936 | 9966 |
учебники | 2276 | 3016 | 3432 |
посещения | 4644 | 4654 | 4705 |
к/в | 6508 | 6574 | 6690 |
читаемость | 23,6 | 25,4 | 28,3 |
посещаемость | 16,8 | 18 | 20 |
обращаемость | 0,6 | 0,6 | 0,7 |
Остро стоит вопрос о пополнении методической литературы, так как библиотека обслуживает педагогический коллектив, насчитывающий более 20 человек. Поэтому этот вопрос остается важным и на него необходимо обратить внимание.
Наличие сайта https://nsportal.ru/tomilova-olga-ivanovna
страница школьной библиотеки на сайте школьные библиотеки Тункинского района http://biblioteki.a-333.ru
Работа с читателями:
В библиотеке ведется Дневник работы библиотеки, в бумажном варианте, в который ежедневно заносятся данные о посещаемости и книговыдачи за день. Как показывает анализ читательской активности обучающихся, статистические данные, полученные за этот учебный год:
Анализ читательских формуляров показывает, что интерес к чтению в начальной школе традиционно высок. Учителя активно пропагандируют книги. Особенно хочется отметить обучающихся 1-4 классов — частые посетители библиотеки, они особенно активно интересуются художественной литературой и периодическими изданиями.
Работа с родителями
- Предоставление учебной и художественной литературы, способствующей самообразованию.
- Проведение индивидуального информирования родителей об обеспеченности учебной литературой.
- Беседы при выдаче учебников по их сохранности и бережному отношению.
- Буклеты для родителей: «Читаем вместе»
- Выступления на общешкольных родительских собраниях с рекомендациями по привлечению детей к чтению.
Работа с педагогическим коллективом
- Взаимное сотрудничество с классными руководителями, учителями-предметниками по проведению библиотечных уроков и внеклассных предметных мероприятий.
- Информирование педагогов о новых поступлениях учебной литературы.
- Совместная работа по формированию заказа на учебную литературу
- Подбор литературы в помощь проведению предметных недель и общешкольных мероприятий;
- Подбор литературы в помощь педагогам для проведения родительских собраний, педсоветов.
- Оформление книжных выставок к проведению предметных недель.
- На педагогических совещаниях, при директоре школы, выступления по обеспеченности учебной и методической литературой на начало учебного года и с годовым отчетом работы библиотеки.
По самообразованию
Библиотекарь участвует во всех библиотечных семинарах : выступала с докладами на МО школьных и сельских библиотекарей по темам: «Проектная работа в школьной библиотеке», «Роль школьной библиотеки в духовно- нравственном просвещении школьников», «Школьная библиотека как пространство подготовки и развития семейного чтения».
Для повышения профессиональных навыков используются опыт работы других библиотекарей, интернет-ресурсы: http://rusla.ru/rsba/technology/infores/ -Информационный портал школьных библиотек России и другие сайты школьных библиотек.
Повышение квалификации.
2016год. ГАУ ДПО Республики Бурятия «БРИОП» «Дизайн-моделирование мобильного, трансформирующегося, насыщенного и развивающего пространства библиотеки с учетом деятельных форматов читательской активности школьников развивающего пространства школьной библиотеки» (24 ч.)
2017 год. ГАУ ДПО Республики Бурятия «БРИОП»
«Современные технологии в деятельности школьных библиотек» (40ч)
2017 год. ГАУ ДПО ИРО «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов в системе инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (80ч.)
Выводы:
1. Школьная библиотека является центром культуры и чтения, информационно- ресурсной базой, представляющей как собственные, так и удаленные библиотечно- информационные ресурсы (других библиотек) педагогическим работникам, обучающимся и родителям.
2. Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и обучающимися, воспитанниками.
3. Библиотека нуждается в пополнении фонда методической, справочной, художественной и детской литературы, так как он слишком мал и устарел, техническом обеспечении.
4. Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействовали патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формировали интерес и любовь к чтению.
Ожидаемые результаты:
- Продолжить формирование библиотечного фонда в соответствии с ФГОС.
- Внедрять новые формы работы по изучению библиографической грамотности учащихся: развивать умения пользоваться справочными изданиями.
- Активизировать читательскую активность в начальном и среднем звене.
- Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
- Для полноценного функционирования библиотеки необходимо ее техническое обеспечение (наличие более инновационной техники: компьютера, МФЦ).
Педагог-библиотекарь: О.И.Томилова
- Мне нравится (1)