Главные вкладки
Кротова Наталья Ивановна
сайт воспитателя детского сада
Профессия: Воспитатель дошкольного учреждения
Профессиональные интересы: "Я и мир вокруг меня"
Увлечения: чтение книг, танцы
Регион: Челябинская область
Населенный пункт: город Копейск
Место работы: МДОУ "ДС № 48"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/krotova-natalya-ivanovna"Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги."
О себе
Дата рождения: 19 марта 1978 г.
Место работы: с 2007г. МДОУ "ДС № 48"
Должность: Воспитатель
Педагогический стаж: 16 лет
Квалификационная категория, год присвоения: Высшая, 2016 г.
Образование: «Костанайский педагогический колледж», окончила в 1998 году.
Мое педагогическое кредо: секрет детской любви прост: они открыты и простодушны и для меня лучшая награда – их радостная улыбка и слова: «Вы завтра придете снова?»
Эссе «Счастливым стать просто»
Абсолютно солидарна с Винсентом Ван Гогом – художником 19 века, сказавшим: «Я часто, хотя и не каждый день, бываю сказочно богат – не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое, чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни». Я – воспитатель детского сада. Очень люблю детей и все, что с ними связано. Общение с ними придает мне сил, лишает страха неудач, вдохновляет на творчество! Готовимся к празднику, разучиваем новую игру, делаем макеты и работаем с ними, корпим над созданием лэпбука и радуемся тому, что получилось, создаем в группе музеи и знакомим с экспонатами младших воспитанников, но это ли не творчество? Конечно, творчество! Творчество - это всегда созидание, притом как внешнего мира, так и внутреннего, это умение создавать радость и гармонию прямо сейчас, не откладывая в долгий ящик, возможность быть счастливым и удачливым!
Моя подготовительная к школе группа «Красная Шапочка» - это место, где рады каждому ребенку. Я делаю все, чтобы в группе не было предела фантазии, чтобы, заходя, у ребенка пропадал страх и появлялась уверенность! Я всегда рада и готова помочь раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, открыть его талант, может даже свой ,уникальный, так как уверена, что все дети талантливы от рождения. Развивая творчество в детях, я сама получаю много удовольствия от этого процесса.
Работая с детьми, всегда даю себе отчет и понимаю: моя главная задача, стать ребенку другом, человеком, рядом с которым он чувствовал бы себя защищенным, и ему было по-домашнему спокойно и уютно. Чаще улыбаться и учить детей воспринимать мир с улыбкой. Улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребенок смотрит на окружающий мир и людей совсем иначе.
Каждый день, когда иду на работу, помню: мне доверяют «самое дорогое» - детей, поэтому главная особенность моей профессии это ответственность.
Чтобы завоевать любовь малышей и уважение родителей, мало иметь образование, надо быть высоконравственным человеком, искренним, тактичным, любящим детей. Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это полноценная часть жизни, и мы должны быть за нее в ответе. А чтобы отвечать, нужно выработать для себя определенные правила и следовать им. Они очень просты и понятны:
- всегда с ребятами анализировать их поступки, поведение, совместно приходить к выводу, а как лучше? Правильно? Внушить им заповедь: относись к другим так, как хочешь, чтобы другие относились к тебе. Ведь каждый человек предпочитает хорошее плохому, добро злу.
- создавать такую форму общения, которая позволила бы каждому ребенку выражать и раскрывать себя.
- всегда поддерживать ведущую деятельность у ребенка , развивать ее и видеть результат.
Я - воспитатель, а это значит, что мне предстоит открывать детям дверь в мир взрослых. И оттого, что знаю и умею я, зависит то, чему и как я научу своих воспитанников. Уверена, что развитие ребенка всегда и везде связано с познанием окружающего мира. Мне нравится отвечать на десятки и сотни детских «почему? Почему люди не летают как птицы? Почему небо голубое, а трава зеленая?»…. и так до бесконечности. Мой педагогический принцип: не ограничиваться механическим разговором, важно поддерживать в ребенке познавательность, интерес к окружающему миру и попытаться найти вместе с ним правильный ответ. И тогда будут реализованы его потребности в компетентности, знаниях, коммуникабельности.
Чтобы «открывать» детям новое, воспитатель всегда должен само совершенствоваться, нарабатывать свое мастерство и навыки. Делиться опытом и перенимать опыт от других. Никогда не останавливаться на достигнутом, всегда идти вперед.
Я горжусь своей работой, успехами своих воспитанников, а их немало: мои дети добры и отзывчивы, любознательны и активны, здоровы и веселы. Они призеры и лауреаты многих городских конкурсов. Когда видишь результат своей работы, улыбки детей тогда веришь, что мир наполняется добром, и я на правильном пути!
Я безгранично счастлива от того, что сделала правильный выбор, что моя профессия нашла меня и могу приносить пользу в воспитании подрастающего поколения. Думаю, что, когда мои воспитанники подрастут и станут взрослыми, они тоже оценят мои старания. Даже если не станут великими и знаменитыми, а будут жить в гармонии с окружающим миром, будут добрыми, честными, справедливыми, будут радоваться жизни – это уже счастье, это смысл жизни человека на Земле.
Не представляю себя без нашего детского сада, своей группы, замечательного коллектива педагогов – сотрудников. Буду и впредь стараться быть другом для коллег, внимательным наставником для детей, добиваться успеха, вдохновения в работе, чтобы каждый день был счастливым для всех!
Опыт работы
по теме: "Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста"
Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать ‒ и я пойму».
Тема моего опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста».
На мой взгляд, вопрос экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников актуален в настоящее время.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Лев Семенович Выготский неоднократно говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.
В своей работе я придерживаюсь определения, предложенного Николаем Николаевичем Поддьяковым, психологом, академиком РАО, руководителем Лаборатории умственного воспитания: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Преимущество экспериментирования в том, что поисково-исследовательская деятельность учит дошкольника управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», то есть «добыть знания». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Почему я выбрала именно это направление работы?
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, познание окружающего мира дошкольниками должно строиться не на запоминании, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.
Главное достоинство применения экспериментирования в детском саду заключается в том, что:
-экспериментирование охватывает все стороны детской деятельности;
-экспериментальная деятельность учить детей видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, делать умозаключения и выводы;
- в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения;
- детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности: развитием речи, изобразительной деятельностью, ФЭМП, трудом. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно;
- экспериментирование – деятельность, которую можно реализовать в разных формах:
- самостоятельной деятельности, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно,
- непосредственно образовательной деятельности - организованной воспитателем,
- совместной– ребенка и взрослого – на условиях партнерства.
- в ходе экспериментирования у выпускников детского сада формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний, любознательность.
Целью моей работы является: формирование у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения поставленной цели были определены ряд задач:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
- выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;
- развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);
- развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины);
2. Формировать у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
3. Развивать у детей познавательных способностей:
- мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- способов познания путем сенсорного анализа.
4. Развивать ребенка в социально-личностном направлении:
- развитие коммуникативности;
- совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
- развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
5. Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.
Свою работу по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста я начала с мониторинга, который предложен Основной образовательной программой ДОУ, «Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Познавательное развитие». Мониторинг выявил, что не у всех детей познавательный интерес устойчивый; не всегда они видят проблему; малоактивны в выдвижении идей; у некоторых из них стремление к самостоятельности не выражено; пользуются доказательствами с помощью взрослого.
Для эффективной организации экспериментально-исследовательской деятельности с воспитанниками я создала:
- развивающую предметно-пространственную среду, которую систематически пополняю новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживаю исследовательский интерес;
- в группе в свободном доступе есть Центр экспериментирования, оборудованный необходимыми материалами;
- в Центре экспериментирования имеются технологические карты опытно-экспериментальной деятельности детей по сезонам. Например, на осенний период познавательно – исследовательская деятельность включает темы: «Бесформенная вода», «Почему листья зеленые», «Такой разный песок», «Откуда пришел звук?», «Времена года», «Что умеют глаза?», «Поднимаем уровень воды», «»Что находится в почве?», «Как определить температуру воздуха?», «Магнитная задачка», «Осеннее увядание», «Полиэтиленовый мир», «Очищающий песок», «Почему зажигается фонарик?», «Вода, быстрей наливайся!», «Раз польем, два польем…»;
- в книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, детская художественная литература;
- в группе создан музей «Экспериментайка»;
- лэпбуки, помогающие в работе с детьми;
- в течение года создаются различные мини - музеи: шляп, котов, ручек, камней и другие;
- макеты улиц, сюжетно-ролевых игр;
- игровая зона оснащена дидактическими играми с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и наблюдательность.
Поисково-познавательная деятельность детей организуется не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Для этого организуются игры-экспериментирования с разными материалами:
- игры с песком и снегом;
- игры с водой, мыльной пеной, мыльными пузырями;
- игры с бумагой;
- игры с тканью.
На каждый вид игр-экспериментов созданы картотеки.
В образовательной деятельности с воспитанниками работу строю по принципу: развить способности к экспериментированию у каждого ребёнка.
В своей педагогической деятельности активно использую метод проектов. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания в экспериментально-исследовательской деятельности, развивает творческие способности и коммуникативные навыки.
Проектная деятельность помогает мне связать процесс обучения и воспитания реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Вот те проекты, которые реализованы: «Реактивный шарик», «Тесная бутылка», «Двигаем предметы»- мини-проекты в рамках долгосрочного проекта «Ах этот воздух»; «Песочный конус», «Можно ли услышать песок»», «Ветер в пустыне» - мини-проекты в рамках долгосрочного проекта «Чудеса из песка» ; «Вижу- не вижу», «Где вода?», «Почувствуй стакан», «Что в банке?» - мини-проекты в рамках долгосрочного проекта «Волшебница-вода»; «Чудесный кошелек», «Раз, два, три – бумагу преврати» - мини-проекты в рамках долгосрочного проекта «Бумажный бум».
Проекты, которые предстоит реализовать: «Поиск воздуха», «Место для воздуха», «Он в мешке», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта» - мини-проекты в рамках долгосрочного проекта «Ах этот воздух»; «Чистая вода», «Цветной песок» - мини-проекты в рамках долгосрочного проекта «Чудеса из песка»; «Игры с кубиком льда», «Рукам своим не верю», «Где больше?», «Какая температура?» - мини-проекты в рамках долгосрочного проекта «Волшебница-вода» и другие.
Я и мои воспитанники активно участвуем в конкурсах: «Я - исследователь», «Лучшая развивающая предметно-пространственная среда» (2018 г. 1 место), «Подарок ветерану», « Новогодние чудеса»; акциях: «Бессмертный полк», «Береги самое дорогое».
Свою работу не представляю без взаимодействия с родителями, при этом работу и общение с родителями понимаю как процесс сотрудничества. По крупицам мне удалось завоевать доверие, взаимопонимание и расположение родителей моих воспитанников. Я провожу консультации, беседы, тематические родительские собрания.
За это время уже сделано немало:
- разработан перспективный план по познавательно– исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста;
- проведен семинар-практикум «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»;
- родительское собрание на тему "Экспериментирование как средство"
- интеллектуального развития детей»;
- проведена консультация с педагогами «Практические рекомендации педагогам по организации исследовательской деятельности в группе»;
- разработана картотека для родителей для совместного проведения экспериментов;
Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Вы только послушайте, как они говорят и рассуждают.
Перспективу в проведении совместной с детьми экспериментально-исследовательской деятельности вижу в формировании достаточно высокого уровня развития речи, интеллектуальных способностей, коммуникативных качеств; в формировании высокой познавательной активности воспитанников; для педагогов и родителей – составление методического пособия по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Закончить свое выступление хочу словами:
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».
Литература:
1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004.
3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006.
4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004.
5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013.
6. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
7. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.
8. Куликовская И. Э., Н. Н. Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, 2003.
9. Машкова С. В. и др. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет/- Волгоград: Учитель, 2012.
10. Одинцова Л. И. Экспериментальная деятельность в ДОУ.- М.: Сфера, 2012 год (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
11. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л. Н. – М.: «Аркти», 2009.
12. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду. Пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
13. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М, 1996.
14. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
15. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.
16. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Классическая художественная литература: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский.
Моё портфолио
Мои достижения