Главные вкладки
Кожемякина Надежда Викторовна
сайт старшего воспитателя
Профессия: старший воспитатель
Профессиональные интересы: сценарии праздников
Увлечения: экскурсии
Регион: Ставропольский край
Населенный пункт: п. Иноземцево
Место работы: МДОУ №13 "Янтарь"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kozhemyakina-nadezhda-viktorovna
Работаю в детском саду с 2000 года.
О себе
Имею высшее образование высшую квалификационную категорию, стаж работы 11 лет.
Мой взгляд на мир
Хочется как можно больше помочь детям в воспитании хорошего человека
Мои достижения
Тема занятия:«В гостях у Кубанских мастериц».
Форма:занятие-путешествие.
Цель: прививать любовь к малой Родине.
Задачи:
- Знакомить ребят с культурой Краснодарского края.
- Дать представление ребятам о промыслах и ремеслах жителей Кубани.
- Познакомить ребят со способами вышивки, используемыми населением Кубани.
- Учить детей рисованию в технике батика.
- Систематизировать знания ребят о родном крае.
- Воспитывать чувство гордости за свой край.
- Развивать воображение и творческое мышление ребят.
Оборудование:
- глиняные горшки, разрезные картонные кувшины, рушники;
- мультимедиа-проектор, ноутбук, экран;
- презентация «Образцы народной вышивки жителей Кубани» (см. Приложение 2);
- фартуки, заготовки-планшеты с накрахмаленной тканью для батика;
- образцы орнаментов, кисточки, гуашевые краски, стаканы с водой, каравай.
Ход занятия
(Звучит музыка, под музыку входят дети, их встречает воспитатель в образе кубанской казачки.)
Казачка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите-проходите. Посмотрите внимательно вокруг: вы уже догадались, куда попали? (В кубанскую станицу.)(Слайд № 1)
- Вы узнали меня, ребята? Кто я?(Казачка.)
- Молодцы, ребята! Как хорошо, что вы пришли к нам в гости! Ведь у нас в станице случилась беда!
Ой, беда-беда-беда!
Помогайте, детвора!
Как у нас в станице
Разленились мастерицы.
Не хотят ни шить, ни прясть –
Не поймем, что за напасть!
- Ребята, выручайте. Все мастерицы у нас в станице отказываются работать. Не шьют, не вышивают. Все рушники у жителей нашей станицы состарились, а новые некому сделать. Может быть, вы поможете?
Дети: Да!
Казачка:Какие вы добрые ребята! Ну, тогда отправляемся в путешествие по нашей станице!
Физкультурная минутка.
Мы отправимся в дорогу,
Пошагаем мы немного,
Встанем на носочки,
Сядем на пенечки,
Сядем – отдохнем
И опять пойдем!
Казачка:Ребята, посмотрите: это же чья-то хата.
- Что вы здесь видите? (Глиняные кувшины – глэчики.)
- Как вы думаете, кто здесь может жить? (Гончар – мастер по изготовлению глиняной посуды.)
- А чем он занимается? (Делает посуду.)
- Из чего он делает посуду?(Из глины.)
- Ой, посмотрите, ребята, что я нашла: это же разбитые кувшины. Давайте поможем гончару склеить разбившиеся кувшинчики. Вот вам осколки от кувшинов. Соберите их.
Практическая работа детей.
Казачка:Молодцы, все справились! Продолжим путь.
Физкультурная минутка.
Мы отправимся в дорогу,
Пошагаем мы немного,
Встанем на носочки,
Сядем на пенечки,
Сядем – отдохнем
И опять пойдем!
Казачка:Мы подошли к хате наших мастериц-вышивальщиц. Заходите, ребята! (Повсюду рушники, одежда с вышивкой.) (Слайд № 2)
- Вы догадались, чем занимаются наши искусницы? (Вышивают узоры.)
- Кто-нибудь из вас знает, как называются эти красивые изделия? (Рушник – вышитое льняное полотенце.)
- А вы знаете, что искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и рушники, но и охраняли от злых сил. Для этого мастерицы вышивали специальные узоры или орнамент. Орнамент мог быть разным: изображать животных, растения, геометрические узоры и даже надписи. (Слайд № 3) Очень любили наши предки изображать птиц на рушниках, ведь птицы – это символ любви, счастья, добра. Иногда женщины вышивали павлинов на своих изделиях. Он считается символом мудрости. (Слайд № 4) Узор из растений был не менее популярен на Кубани.
- Посмотрите внимательно, ребята, какие растения вышивали на рушниках? (Калина, рябина – символы любви; виноградная лоза – символ долголетия; василек – символ свадьбы.)
(Слайд № 5) Из геометрических фигурок часто изображали ромбы. Потом стали вышивать треугольники, квадраты и прямоугольники. Из них можно составить очень красивые узоры.
- А какие цвета использовали мастерицы для вышивки? (Слайд № 6)
Чаще всего из цветов использовали красный (цвет солнца, тепла и красоты) и черный цвета. Позже на Кубани стали вышивать в дополнение к красно-черным узорам синими и зелеными нитками.
- А всякий ли узор можно назвать орнаментом, ребята? (Не всякий. Орнамент – это узор, который постоянно повторяется.) (Слайд № 7)
- Если мы вышьем солнышко, цветок и птичку. Это будет орнаментом? (Нет, потому что мы вышили всё по одному, предметы не повторяются.)
- Вышивали наши мастерицы не только на рушниках, но ещё и на одежде. Такая одежда с вышивкой оберегала человека от злых духов.
- Видите, как сложно правильно вышивать, но я думаю, что вы справитесь! (Слайд № 8) У нас есть ткань для рушника. А вот вышивку мы будем делать не нитками, а красками и кисточкой, прямо по ткани. И для всех жителей нашей станицы получатся красивые новые рушники. Ребята, надевайте фартуки, садитесь за свои рабочие места.
- Итак, что же мы будем рисовать на рушнике? (Орнамент.)
- Какой может быть орнамент? (Растительный, животный, геометрический.)
- Какие цвета нам понадобятся?(Красный, черный, синий, зеленый.)
- Начинайте, ребята.
Практическая работа детей.
(Во время работы звучат спокойные песни из репертуара Кубанского казачьего хора.)
Казачка:Все ребята закончили. Какие чудесные рушники у вас получились.
- Спасибо вам, ребята. Вы такие молодцы! Вы сделали для жителей нашей станицы новые рушники, узнали, какие мастера работают на Кубани, что они умеют делать.
- Вы запомнили? (Гончары делают глиняные горшки, а вышивальщицы вышивают одежду, рушники.)
- За то, что вы помогли мне, ребята, я отблагодарю вас. А вот чем, я хочу, чтобы вы отгадали:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб.)
Казачка: Издавна на Руси хлеб считался самым ценным подарком! Люди говорили: «Хлеб – всему голова!», «Худ обед, когда хлеба нет!», «Хлеб да вода – молодецкая еда!» В Кубанских станицах работают искусные пекари, которые выпекают самый вкусный хлеб в мире. Его я хочу вам подарить!
(Казачка выносит каравай.)
- Спасибо вам за помощь, ребята! А нам пора обратно, в детский сад, где вы на обед отведаете мой подарок!
Моё портфолио
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 Представления
Задание 1.1
Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.
Используется метод индивидуальной беседы, включающий 3 части:
1-я часть- выявляются представления ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.
Ребенку предъявляется 10 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолет). Предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:
• Как ты узнал, что все это живое?
• Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное, растение) живой?
• Расскажи, что есть у (называется конкретное животное, растение, человек),
• Зачем нужны (называются части и органы)?
• Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?
2-я часть- делается акцент на изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии.
Задаются вопросы:
• Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?
• Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Что делает человек, чтобы быть здоровым?
• Как себя чувствует это растение (животное, человек)? Как ты это узнал? Как ему помочь?
3-я часть- выявляются представления ребенка о приспособлении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей.
Ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, надземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно-игровая ситуация: «Кто-то (любой игровой персонаж) перепутал животных и места их обитания». Задаются вопросы:
• Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?
• Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)?
• Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?
В беседе можно использовать рассказы из книги Н. Сладкова «Не долго думая, или Дела и заботы Жалейкина». Ребенку предлагается оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ. Беседа может проводиться полностью или по частям в разное время.
Задание 1.2
Цель: изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов.
Метод - индивидуальная беседа.
Вопросы:
• Любишь ли ты животных и растения?
: • С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему?
• Зачем нужны животные и растения?
• Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
• Может ли человек прожить без других людей? Почему?
Задание 1.3
Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребенка о нормах отношения к живому.
Метод - индивидуальная беседа.
Ребенку предлагается ситуация, в которой герой предпочитает помощи живому существу развлечения.
Задаются вопросы:
• Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
• Как бы ты поступил на его (ее) месте?
• Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей? Через некоторое время создается аналогичная практическая
ситуация, в которой ребенку нужно сделать реальный выбор
между игрой и помощью живому (см. зад. 2.3).
2 Отношение детей к природе
Задание 2.1
Цель: выявить характер отношения ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.
Используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий.
Задание 2.2
Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.
Используются наблюдения за отношением детей к живым существам в комнате природы. Созданные условия заключаютсяв том, что некоторые из живых существ нуждаются в помощи (растения - в поливе, удалении пыли; животные - в кормлении, чистке клетки и др.), для чего приготовлены необходимые средства. В комнате размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и т. п.). Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться в ней тем, чем они хотят. Если ребенок не догадывается о необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов:
• Как себя чувствует живой объект?
• Как ты это узнал?
• Как ему можно помочь?
• Хотел бы ты помочь животному или растению?
• Почему ты хочешь ему помочь?
Задание 2.3
Цель: выяснить особенности отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора.
Моделируется реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому существу и другим, более привлекательным занятием.
Воспитатель предлагает ребенку обеспечить уход за нуждающимися в помощи животными или растениями. После принятия дошкольником задания его зовут принять участие в игре. За поведением ребенка ведется наблюдение и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор.
3 Практическая деятельность детей в природе
Задание 3.1
Цель: выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Ребенку предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву (каждый вид ухода выполняется отдельно).
Сначала у ребенка выясняется, хотел бы он поухаживать за растениями и для чего нужно это делать. Затем предлагается:
• выбрать из уголка природы растение, нуждающееся в поливе (удалении пыли, рыхлении) и объяснить свой выбор;
• ответить, каким станет растение после ухода за ним;
• рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода;
• подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда;
• объяснить, как узнать, что уход достаточен.
Ребенку предлагается полить растение (удалить пыль, рыхлить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результата труда.
Уровни экологической воспитанности детей дошкольного возраста
Iуровень — для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной «+» направленности. Отношение ситуативно. Дети могут проявлять к объектам небрежность и агрессивность, действуя неосознанно, механически, подражательно; негативно относиться к внешне непривлекательным живым существам; по собственной инициативе не проявляют желание общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними; представления о природных объектах и их свойствах поверхностны; живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения, имеют недифференцированные представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети понимают, но не осознают, почему нельзя наносить природным объектам вред. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания, или не могут объяснить, что «так надо»; не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой, не умеют ухаживать за живыми существами.
IIуровень — дети проявляют к природе «+» отношение избирательной направленности; они заботятся о живых объектах, которые имеют непосредственное отношение к ним; по собственной инициативе общаются со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни и состоянием. У детей сложились некоторые существенные представления о живом (к нему относят животных), у конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого,у животных - движение, питание; у растений- рост. Представления о нормах отношения к животным и растениям более дифференцированы; дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют уходе за знакомыми живыми объектами; замечают нарушения правил поведения в природе. У детей сформированы некоторые умения ухода за живыми существами; направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата.
IIIуровень - для детей характерна «+» направленность отношения к природе; в поведении не наблюдается негативных, проявлений; предпочитают деятельность с природными объектами по собственной инициативе общаются с животными существами, наблюдают за проявлениями их жизни; охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, видят необходимость ухода и качественно его выполняют, испытывают удовольствие от помощи живому. У них сформирован широкий круг круг представлений о природе. Самостоятельно выделяют ряд, существенных признаков живого у отдельных объектов и группы; уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивами бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.
IVуровень - ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения. Проявляет любознательность, владеет первоначальными обобщенными представлениями о живом; умеет доказать принадлежность к живому людей, животных, растений; называет всю совокупность признаков. Знания ребенка системны; видит многообразное значение природы, признаёт ценность
жизни; имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в жизненных ситуациях.
Ребенок охотно и доброжелательно общается с живыми существами; стремится предупредить негативные поступки, свои и сверстников; вступает в активную защиту живого, с помощью взрослого пытается поправить последствие неправильных действий.
Качественно выполняет трудовые процессы ухода, достигает хорошего результата. Проявляет заинтересованность, получает удовольствие от созидательной деятельности; понимает самоценность живого; проявляет гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимает нравственный смысл своих действий и поступков.
4. Достижения в учебной деятельности
Позитивная динамика успеваемости за 3 года
| 2004г. | 2005г. | 2006г. |
Экология |
77,6% |
80% |
86% |
Позитивная динамика качества знаний за 3года
| 2004г. | 2005г. | 2006г. |
Экология |
85% |
74% |
79% |
Достижения, олимпиады, конкурсы
| Уровни | Конкурс | Занимаемые места |
2004 | Республиканский
Муниципальный | Олимпиада для выпускников МДОУ «Самая здоровая группа» | Призёры
1 место |
2005 | Республиканский
Муниципальный | Мета-Олимпиада для выпускников МДОУ «Весёлые старты» | Призёры
Призёры
|
2006 | Районный | «Зелёный огонёк» | Призёры
|
2007 | Муниципальный | Театральная неделя | Призёры
|
2008 | Муниципальный | Фестиваль детского творчества «Весёлые нотки» | Призёры
|
2009 | Районный
Районный
Республиканский
| Фестиваль-конкурс «Весёлые нотки»
Тур-слёт «Юные туристы»
Олимпиада для выпускников МДОУ
| 1 место в номинации «Сценография» 1 место в номинации «Лучший Костровой» Призёры
|