Киркина Татьяна Вячеславовна

среднее профессиональное образование

Нет для учителя большей радости, чем видеть ученика, превзошедшего учителя.

Профессия: парикмахер

Профессиональные интересы: научить студентов любить профессию,расти, развиватьсяи получать от этого удовольствие

Увлечения: оформление интерьера, вязание ,рисование

Регион: Московская область

Населенный пункт: г.Раменское

Место работы: Раменский колледж

Звание, ученая степень: 1 категория

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kirkina-tatyana-vyacheslavovna
Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя.
Э. Хаббард

В нашем мире существует непонятный мне парадокс - молодые ,цветущие,энергичные все реже хотят приложить свои усилия для того ,чтобы получить знания и умения ,но все чаще желают устроиться в теплое и хорошо оплачиваемое место. Меньше хочетсяработать в коллективе,а все больше у экрана компьютера  путешествует молодежь по сайтам.Нет у нас БАМа ,нет ударных пятилеток.Если что-то не получается лучше кого-то обвинить.А так хочется огня,побед и азарта. На уроках я стараюсь заразитьстудентов любовью к профессии, зажечь в них огонь,который на протяжении   всей жизни будет их согревать и вести к более яркой ,насыщенной цели

О себе

В профессии с 1989 года.Окончив ПТУ в п.Красково по профессии парикмахер начала трудовую деятельность с 17 лет.За 2 года работы прошла путь от стажера до заведующей.Мало кому хотелось браться за ответственную и трудоемкую ношу.Мне же было очень интересно знать все ньюансы работы в салоне.В 1992 году поступила в Индустриально-педагогический колледж г.Москвы где не только постигала новые знания и получала новую профессию -мастер производственного обучения и парикмахер-технолог,но и познакомилась с удивительными педагогами и мастерами своего дела ,которые на все жизнь привили любовь и поделились секретами профессинального мастерства.С1995 года работаю мастером производственного обучения и преподавателем спецдисциплин.В данный момент учусь на заочном отделении факультета "Технология и предпринимательство "в Областном педагогическом университете.

Почти 15 лет посвятила формированию у подростков эстетического вкуса,любви к прекрасному,развитию внутреннего мира.Не все они стали мастерами высоког класса,но все вспоминают годы в нашем учебном заведение,как лучшие.

Я сама прошла путь от студентки до мастера,мне есть чему научить и  как лучше донести эти знания и умения до студента.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

В.Каверин "Два капитана"

Ч.Диккенс "Домби и сын"

произведения А.С. Пушкина и А.П. Чехова, стихи С.А. Есенина

Моё портфолио

Значение профориентации в выборе профессии

 

 

 Трудолюбие

- черта характера, состоящая в положительном отношении к процессу любой  трудовой деятельности. Оно проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Отражает уровень интеграции и генерализации позитивных психических свойств, отношений и волевых действий человека, проявляемых в желании и умении быть полезным обществу, в творческом дерзании, инициативности, организованности и ответственности перед коллективом за свои действия и поведение. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. Для воспитания трудолюбия нужно, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда. Для развития трудолюбия большое значение имеют такие качества, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, настойчивость и деловитость. Такое  толкование данного слова дают нам психологический словарь.

Трудолюбие воспитывается с ранних лет жизни человека. Полноценному воспитанию ребенка способствует  труд. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности, люди пришли давно. С его помощью можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так  таковым, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется. В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др. Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих. Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий и т.д.) Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих  детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.

 Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых  поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.

Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.). Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
Теоретическое обоснование трудового воспитания молодежи с выходом на практические рекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, А.А. Ахматова, С.Я. Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Полякова и др. По достижению 14-15 лет каждому молодому человеку  необходимо определиться  в выборе профессии и том роде занятий, которое будет  удовлетворять его потребности выразить себя и развиваться  в определенном направлении. Профессиональное  и личностное самоопределения  имеют  очень  много общего. Понятие «самоопределение» можно сравнить  со следующими понятиями, как  самоактуализация, самореализация, самоосуществление. В современном мире  под  профессиональном самоопределении предполагает не только престиж  высокий заработок, но творческое построение своей жизни, ориентацию на высокие человеческие идеалы и ценности, достижение более высоких уровней знаний и умений.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. optacio — желание, избрание). Стадия выбора должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследователей, девя­тиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора про­фессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 — по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности. Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности. Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. Обращаясь к специалисту, человек просит определить, к какому виду деятельности он наиболее способен, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу его профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого из нас к определенному виду деятельности (и только к нему), но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста. Квалифицированная помощь заключается в том, что консультант помогает человеку определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути. Окончательный же выбор будущей профессии остается за самим человеком.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ                      (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития. Профессия (от латин. professio — официально указанное занятие, profiteor — объявляю своим делом) — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия».

Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям.Для грубого различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная ученым Е.А. Климовым и его сотрудниками. В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знак» (3), «человек — художествен­ный образ» (X).

        Основные задачи и уровни профессионального самоопределения

Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения: 1)информационно - справочные, просветительские; 2)диагностические (самопознание); морально-эмоциональная поддержка подростка; 4) помощь в выборе в принятии решения. Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности:1)проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора; 2) проблема  решается  «вместе» ( совместно) с клиентом - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому надо еще прийти; 3)постепенное формирование у клиента  готовности самостоятельно решать свои проблемы. Например, при решении информационно- справочной задачи на первом уровне клиенту просто сообщается нужная информация, на втором уровне – психолог вместе с клиентом анализирует определенную информацию, на третьем уровне – психолог объясняет клиенту, как самостоятельно получить необходимую информацию ( какие задавать  вопросы  специалистам по данной профессии, куда обращаться). Чтобы  выйти на третий уровень помощи, часто надо сначала организовать взаимодействие с клиентом на втором уровне. К сожалению, иногда приходится помогать  клиенту, ограничиваясь только первым уровнем ( например, в случаях, когда надо принимать быстрое решение, а времени для этого не хватает)

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю  готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы  своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Идеальной данная  цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений. Постепенное формирование означает, что  быстро такие  сложные вопросы не решаются ( профконсультация « за один присест» – это профанация. Профконсультация предполагает не только традиционное «планирование», но и своевременную корректировку своих планов (как уже отмечалось, важнейшим  итогом профориентационной помощи является не только содействие конкретному выбору , но и формирование способности  совершать новые выборы). Реализация профессиональных перспектив предполагает хотя бы моральное воодушевление подростка для первых шагов на пути к своим целям. А также первоначальный контроль за успешностью этих шагов. Профессиональное развитие должно обязательно рассматривается в контексте всей жизни и в контексте личностного становления. Можно сформулировать  главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование  у клиента готовности рассматривать себя развивающимися в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать. Выдающиеся  педагоги  Н.К. Крупская,  А.В. Луначарский,

А.С. Макаренко  и  другие  внесли  достойный  вклад  в  разработку  различных  вопросов  профориентации,  так  Н.К. Крупская  в  ряде  своих  работ  чётко  определила  политическое,  народнохозяйственное  отношение  и  педагогическое  значение  профориентационной  работы,  правильного  выбора  профессии. 

 Один  из  теоретиков  и  организаторов  трудовой  политехнической  школы  П.Т. Блонский,  развивая  программу  “хорошего  работника”  в  школе,  обосновал  необходимость  начинать  профориентационную  работу  с  начальных  классов,  путём  знакомства  с  профессиями  на  основе  углублённых  знаний  по  интересам  и  практической  пробы  своих  сил.

Общим  для  всех  вышеперечисленных  толкований  является  то,  что  под  профориентацией  ими  понимается  совместная  деятельность  школы,  семьи  и  общественности,  направленная  на  подготовку  учащейся  молодёжи  к  выбору  профессии  в  соответствии  с  их  интересами,  склонностями  и  способностями,  а  также  потребностями  общества  в  трудовых  ресурсах.   Государственная  и  практическая  значимость  этой  проблемы  подчёркнута  в  “основных  направлениях  реформы  общеобразовательной  и  профессиональной  школы” . “Правильно  поставленное  трудовое  воспитание,  обучение  и  профессиональная  ориентация,  непосредственное  участие  школьников  в  общественно-полезном,  производственном  труде  являются  незнаменитыми  факторами  выработки  осознанного  отношения  к  учёбе,  гражданского  становления,  нравственного  и  интеллектуального  формирования  личности,  физического  развития”.

     Социальная  важность  профориентации  требует,  в  свою  очередь,  комплексного  подхода  к  решению  проблем,  связанных  с  её  практической  реализацией,  тесного  взаимодействия  социально-экономических  и  психолого-педагогических  направлений  этой  работы.

     Социально-экономическое  направление  данной  проблемы  включает  знакомство  школьников  с  общей  системой  народного  хозяйства  нашей  страны,  его  ведущими  отраслями  и  потребностями  в  рабочих  кадрах,  изучение  демографической  структуры  трудовых  ресурсов,  социального  престижа  отдельных  профессий  и  специальностей,  перспективы  профессионального  роста  и  т.п.

     Суть  психолого-педагогического  подхода  к  решению  задач  профориентации  молодёжи  заключается,  во-первых,  в  том,  что  каждый  человек  имеет  свои,  характерные  лишь  для  него,  психофизиологические  особенности:  направленность,  темперамент,  память,  внимание, анатомо-физиологические  возможности  и  т.д.  Во-вторых,  выбор  профессии  связан  с  социально-нравственным  состоянием  человека  в  будущем. 

     Организация  профессионального  просвещения  и  воспитания  учащихся,  формирование  у  них  общественно  значимых  мотивов  выбора  профессии  и  профессиональных  интересов,  соответствующих  психофизиологическим  особенностям  личности,  своевременное  выявление  и  развитие  профессиональных  наклонностей  составляют педагогическую  направленность  данной  проблемы.

                               Современная профориентация молодежи

     В  настоящее  время  при  организации  всей  профориентационной  работы  с  учащимися  принято  различать  два  основных  её  аспекта - диагностический  и  воспитательный,  отличающиеся  друг  от  друга  по  целям,  содержанию  работы,  её  методам  и  формам  проведения.

1.    Методы  наблюдения,  анкетирования,  беседа  анализ  школьной  документации,  результатов  творческой  деятельности,  медицинское  обследование,  тестирование.

2.    Привитие  любви  к  труду  и  уважения  к  людям  труда,  ознакомление  с  основными  отраслями  народного хозяйства,  формирование  трудовых  навыков  и умений,  воспитание  глубокого  и  устойчивого  профессионального  интереса  с  учётом  потребности  страны  в  кадрах.  Экскурсии,  беседы,  диспуты,  сборы,  собрания, 

     Рассмотрев  в  общих  чертах  развитие  теоретических  и  научных  основ  профориентации,  общественно-политическую,  социальную  и  экономическую  значимость  данной  проблемы  для  государства  и  общества,  можно  прийти  к выводу  о  том,  что  организация  профориентационной  работы  должна  соответствовать  психофизиологическим  особенностям  личности  и  что  выявление  и  развитие  профессиональных  наклонностей  должно  быть  грамотным  и  своевременным.

 

Добавить грамоту в портфолио