Капитонов Александр Сергеевич

сайт учителя физической культуры

Импровизируй,адаптируйся,преодолевай...

Профессия: учитель физической культуры

Профессиональные интересы: Научная деятельность

Увлечения: Спорт, моделирование

Регион: Хабаровский край

Населенный пункт: Комсомольск-на-Амуре

Место работы: МОУ СОШ № 8

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kapitonov-aleksandr-sergeevich
Жизнь — не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода.

О себе

учитель по физической культуре,классный руководитель

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Михаил Булгаков-Мастер и Маргарита

Николай Гоголь-Мертвые души

Моё портфолио

 

Современные концепции работы с одаренными детьми в массовой школе

 Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

  Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися результатами или имеет внутренние предпосылки для таких достижений.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат взаимодействия наследственности  и социокультурной среды.  

Детский возраст — период становления личности и глубоких интегративных процессов в психике ребенка. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

   Один из дискуссионных вопросов - это частота проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Одни полагают, что до уровня одаренного можно развить любого ребенка при создании благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление.

   Рассматривая данный вопрос необходимо отметить, что ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности пластичны на разных этапах возрастного развития. Это создает условия для формирования различных видов одаренности. Например, дошкольники характеризуются предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, яркостью фантазии. Для старшего подросткового возраста характерны различные формы поэтического и литературного творчества.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. Одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

   Поэтому в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» используют понятие «ребенок с признаками одаренности».

  В качестве причины отсутствия или «угасания» проявлений одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, тип семейного воспитания.

Существуют черты, характерные для большинства одаренных детей.  Они практически всегда могут быть замечены психологами, воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями.

Одной из характеристик одаренного ребенка считают любознательность. Важно, чтобы  она переросла в познавательную потребность.

Сверхчувствительность к проблемам – это способность удивляться, видеть проблемы и противоречия. Альберт Эйнштейн заложил основу теории относительности еще подростком. Он задумался: что произойдет, если бежать со скоростью света?

Также характерна для таких детей надситуативная активность (познавательная самодеятельность) - стремление к постоянному углублению в проблему.

Одаренных детей отличает то, что они не боятся дивергентных задач, т.е. имеющих множество правильных ответов. В традиционном отечественном образовании подобные задачи - большая редкость.

Оригинальность мышления одаренного человека порой вызывает удивление или насмешки. Оригинальные идеи математика Николая Ивановича Лобачевского стали причиной того, что его считали сумасшедшим.

Одаренные дети выделяются высоким уровнем гибкости мышления как  способности к комбинированию и созданию на этой основе новых идей и стратегий.

Специалисты обязательно отмечают отличную память, способность к эрудиции, стремление к классификации, систематизации информации.

Другое их свойство - широта интересов. Им хочется попробовать себя в разных сферах. Типичный упрек родителей: "Распыляешься, ничего не доводишь до конца». Но таким образом ребенок изучает себя, обогащается как личность, осваивает новые ценные навыки.

В том числе отмечают такие особенности психосоциального развития одаренных детей как стремление к самоактуализаци,  перфекционизм, а также самостоятельность, эгоцентризм и социальную  автономность.

Специалистами  определено несколько  видов одаренности. В практической деятельности выделяют одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В рамках  педагогической экспертизы «Одаренные дети» позвольте рассмотреть двигательную или спортивную одаренность и современные технологии работы с такими детьми.

Двигательная или спортивная одаренность – это высокая степень предрасположенности ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (спортивной дисциплине).

В области теории и методики физической культуры и спорта выделяют понятие «способности» как совокупность качеств личности, обеспечивающая успешное выполнение двигательной деятельности. Имеют значение общие двигательные способности (продуктивность в различных видах физкультурной деятельности) и специальные двигательные способности (достижение высоких спортивных результатов в определенном виде спорта).

Двигательная одаренность имеет свои определенные признаки. В частности она зависит от наследственно обусловленных задатков, которые отличаются стабильностью и консервативностью. Прогноз спортивных способностей предполагает учет гетерохронности развития ребенка и различные проявления способностей в разные возрастные периоды.

Преимущественное преобладание в развитии одного или нескольких способностей образуют тип моторного развития (скоростной, скоростно-силовой, координационный и др.).

В теории и практике физической культуры и юношеского спорта вопросам двигательной одаренности уделяется недостаточное внимание, что сказывается на эффективности работы с такими детьми. Необходим комплекс мероприятий педагогического, медико-биологического, психологического и социального характера по выявлению и развитию у детей двигательной одаренности.

На  наш взгляд одной из ведущих форм организации педагогического процесса в современной школе по поддержке двигательно одаренных детей является система предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В Государственном стандарте содержания общего среднего образования в числе образовательных профилей представлен оборонно-спортивный профиль, объединяющий две учебные дисциплины: физическую культуру и основы безопасности жизнедеятельности.

Цель профиля - самоопределение учащихся, создание образовательной среды для объективного выбора ими профессионального образования в сфере физической культуры.

Содержание оборонно-спортивного профиля формируется в единстве двух направлений: с ориентацией на жизненное самоопределение (реализацией себя как личности, формированием здорового образа жизни) и с ориентацией на профессиональное самоопределение.

Основные задачи предпрофильной подготовки и профильного обучения в области физической культуре таковы:
 1. Воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.

2. Совершенствование технико-тактических действий по базовым видам спорта.

3. Овладение технологиями современных оздоровительных систем.      

4. Формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.

Оборонно-спортивный профиль включает в себя следующие направления профессионального образования:
1. Педагогическое направление (по специальностям учитель, тренер, методист, инструктор).
2. Военное направление (по специальностям, требующим повышенного уровня физической и технической подготовленности).
3. Медицинское направление (по специальностям, требующим знаний анатомии и физиологии человека, оздоровительной и лечебной физической культуры).

Профессиональное самоопределение двигательно одаренных детей рассматривают в контексте динамики возрастных процессов.
1. Пропедевтический этап (79 лет) — формирование интереса учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности.
2. Поисково-зондирующий этап (1012 лет) — формирование интереса учащихся к спортивно-оздоровительной деятельности, осознанного ее выбора как средства организации активного отдыха и досуга.
3. Профессионально-ориентированный этап (1315 лет) — обогащение опыта и углубленное освоение спортивной деятельности.
4. Профессионально-адаптационный этап (1618 лет) — целенаправленное приобретение учащимися практического опыта в профессиональной деятельности (введение в специальность).

Концепция работы с двигательно одаренными детьми  может быть реализована по следующим направлениям:

– предметно-ориентированное обучение учащихся начальной школы с углубленным и расширенным содержанием образования по предмету «Физическая культура»;

– личностно-ориентированное обучение учащихся основной школы с учетом их спортивных интересов;

– профессионально-ориентированное обучение в классах спортивно-педагогического профиля (формирование профессиональной мотивации на педагогическую профессию);

– спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию учащихся (использование опыта  в сфере подготовки спортсменов высокого класса).

Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – реализации возможностей одаренных детей в условиях массовой школы и осознанному выбору своего профессионального пути.

В настоящее время в нашем городе реализуется технологии работы с двигательно одаренными детьми в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в МОУ СОШ № 8. На базе этой школы функционирует класс спортивно-педагогического профиля по направлению профессионально-ориентированного обучения. Одной из задач является создание устойчивой  профессиональной мотивации на педагогическую профессию.

Администрация школы активно сотрудничает с АмГПГУ, в частности с кафедрой ТиМФКиС  Института Педагогики и Психологии в создании организационно-методических условий для обучения данного класса. В ходе этого сотрудничества не только реализуются современные технологии работы с двигательно одаренными детьми в массовой школе, но и создаются реальные предпосылки для формирования выбора будущей профессии, связанной с педагогическим профилем.

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы