Главные вкладки
ХУТОВА КАМИЛЯ ЗУЛЬКАФИЛОВНА
Сайт воспитателя детского сада
Профессия: Воспитатель детского сада
Профессиональные интересы: Башкирский язык
Увлечения: Рукоделие
Регион: Республика Башкортостан
Населенный пункт: Уфа
Место работы: МАДОУ Детский сад №19 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kamilya-hutovaМоим девизом в работе стали слова Павла Утяшева «Вы не читали повесть Мустая Карима «Долгое-долгое детство»? Возьмите книгу, отложите на время свои срочные дела. Уверен, потом вы исполните их иначе, лучше, вдохновеннее, с большей легкостью и удовлетворением.»
Язык - это такой символ культуры, который ничем не заменить. Это богатство. И чем больше языков знает человек, тем он духовно богаче! А для этого нам нужно уметь искать, собирать знания по крупицам и быть упорными в приобретении знаний. Именно этому мы должны учить детей. Воспитывать любовь к чтению, знаниям.
О себе
Я, Хутова Камиля Зулькафилловна родилась в 1975 году в деревне Ташлы-Елга Иглинского района Республики Башкортостан.
В 1993году окончила Уфимское педагогическое училище №1, а в 2005 году Российский Исламский Университет. Имею квалификацию по специальности дошкольное воспитание и теология.
С 2001г. работаю воспитателем в группе по обучению воспитанников башкирской разговорной речи в МАДОУ детский сад №19 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Мое кредо: “Все мы родом из детства”
Мои воспитанники постоянно участвуют в интеллектуальных и творческих всероссийских конкурсах, в том числе имеют награды: Грамота Министерства образования РБ в республиканском смотре – конкурсе «Шежере», 2018г., Грамота 1 место в районном конкурсе изобразительного искусства «Салют Победы», посвящённом 75-му юбилею Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, 2020г., Интернет-конкурс «Vibeргә», посвященный Дню башкирского языка, Республиканская олимпиада для детей старшего дошкольного возраста «МЫ ГАГАРИНЦЫ» - 1 – победитель; 2 – призера; 13- участников.
Участвовала и стала дипломатом республиканского конкурса «Башкирский сувенир» 2021г.
Всю свою работу строю непосредственно с родителями. Они помогают мне проводить мероприятия с детьми. Постоянно участвуют в конкурсах. Много говорим о становлении личности ребенка, формированию основ самосознания и индивидуальности.
Мои достижения
«Обучение детей дошкольного возраста родному (башкирскому) языку»
Каждый язык является частью мировой культуры, в котором отражаются история, психология народа, его духовное богатство, традиции и обычаи.
В рамках реализации Законов Республики Башкортостан «Об образовании» и «О языках народов Республики Башкортостан» в нашем детском саду организовано обучение башкирскому языку, начиная с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происходит формирование и становление личности ребенка, воспитываются чувства уважения к представителям других наций, любви к родному краю и Отечеству.
Учеными доказано, что освоение звуковой стороны второго языка положительно влияет на развитие не только речевого, но и на уровень общего интеллектуального развития ребенка. Поэтому в работе с детьми я всегда учитываю психологические особенности развития детей – огромное их желание к познанию нового в окружающем мире.
Обучение башкирскому языку предполагает:
- опору на природную детскую любознательность;
- поощрение познавательной инициативы ребенка - вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное отношение к ним;
- опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;
- организацию речевой и образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей;
- предоставление информации из истории, литературы, культуры башкирского народа;
- приобщение детей к нравственно-духовным ценностям, традициям и обычаям, к историческому прошлому, современным достижениям башкирского народа в интегрированном виде,
путем вовлечения детей в интересные для них виды деятельности.
Основным направлением обучения башкирскому языку в дошкольном учреждении является формирование и развитие у детей простейших умений и навыков овладения башкирской речью в устной форме. Таким образом, основным компонентом национальной культуры выступает национальный язык, благодаря которому сохраняется нация, правильное понятие о древних традициях и культуре, знания о своей религии. В образовательной деятельности при обучении башкирскому языку дошкольники получают не только новые знания о родной земле, о национальностях, проживающих на территории республики, а тем самым создаются условия для формирования нравственных чувств.
В Башкортостане и его столице Уфе проводится большая работа по сохранению, изучению и развитию родных языков народов, населяющих регион. Создаются условия, позволяющие каждому жителю получать образование на родном языке, развивать свою национальную культуру, сохраняя и приумножая традиции.
Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Е. И. Тихеева, первая из последователей К. Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно к детям дошкольного возраста. Она считала, что «систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».
Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных культурных традиций. Задача детского сада - воспитывать любовь к своему родному языку, желание изучать его, вести пропаганду за сохранение родных языков для потомков.
Язык - это такой символ культуры, который ничем не заменить. Это богатство. И чем больше языков знает человек, тем он духовно богаче! А для этого нам нужно уметь искать, собирать знания по крупицам и быть упорными в приобретении знаний. Именно этому мы должны учить детей. Воспитывать любовь к чтению, знаниям.
В своей работе я использую программы: Нафикова З. Г. «Шатлык»: Программа и конспекты занятий для обучения башкирской разговорной речи детей старшего дошкольного возраста, не посещающих детский сад. – Уфа, изд. БИРО, 2010, Программа «Оскон» Ф.Г. Азабаева, З.Г. Нафикова - Уфа 2003г. Программа «Земля отцов» Р.Х.Гасанова - Уфа 2004г.
Дәрестәр төҙөлмәһе
Дүшәмбе |
| Шаршамбы |
15:30-15:50 |
| 15:30-15:50 |
Индивидуаль эш
Шишәмбе-10:00-10:15
Кесаҙна-15:00-15:10
Йома-15:00-15:15
Основное содержание моей рабочей программы составляет национальный региональный компонент. Дети дошкольного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся со сказками, стихами, загадками слушают народные песни, играют, учатся исполнять национальные танцы.
Основным направлением обучения башкирскому языку в группе является формирование и развитие у детей простейших умений и навыков овладения башкирской речью в устной форме.
На практике я убедилась, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мои занятия в основном представляют собой разговорные упражнения, при проведении которых детям прививаются первоначальные умения в диалоге, монологической речи на башкирском языке, чтение стихотворений, прослушивание аудио сказок. В работе по воспитанию у детей дошкольного возраста любви и уважения к национальным традициям башкирского народа мною используется башкирский фольклор и детская национальная литература. Дошкольники младшего и среднего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, народные игры с речитативом. В этих группах не ставлю целью запоминание национальной принадлежности фольклорного материала. Как воспитатель, работающий с современными детьми, я стараюсь использовать в своей работе мультимедийные ресурсы нового поколения. Использую различные презентации, просмотр мультфильмов, прослушивание аудио сказок. В моей группе изготовлены дидактические игры, много художественной литературы с яркими иллюстрациями, атрибуты для подвижных народных игр, есть куклы в народных костюмах, матрешки. Решение данных задач выполняется в процессе экскурсий в музей детского сада, посещение Национального музея Республики Башкортостан, рассматривания картин и иллюстраций, слушания народной музыки, чтения и рассказывания народных сказок, потешек.
При подготовке к занятиям, я ставлю перед собой следующие задачи: воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней; воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края; познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками башкирского народа.
Все эти задачи осуществляются не только на занятии по обучению родному языку, но и реализуются в изобразительной деятельности, самостоятельной художественной деятельности. Огромная роль принадлежит декоративно-прикладному искусству, музыке, ознакомлению с народными обычаями, традициями. Важнейшее значение имеет проведение башкирских праздников.
При изучении родного языка, я стараюсь постепенно включать в свою речь новые слова, формы слов, типы предложений, образцы связной речи. Прилагаю все усилия, чтобы изученные слова регулярно использовались в речи детей. Мой опыт работы показал, что изучение башкирского языка в дошкольном учреждении может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но, и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности.
Таким образом, основным компонентом национальной культуры выступает национальный язык. Именно благодаря нему сохраняется нация, правильное понятие о древних традициях и культуре, знания о своей религии. В образовательной деятельности при обучении башкирскому языку дошкольники получают не только новые знания о родной земле, о национальностях, проживающих на территории республики, а тем самым создаются условия для формирования нравственных чувств.
Моё портфолио
1. Галиева Г.Г., Нафикова З.Г.Учебно – воспитательная программа для башкирских детских садов.
2. Азнабаева Ф.Г. Нафикова З.Г. «Оскон» («Искра») Программа - руководство обучения башкирскому языку как государственному детей разных национальностей в детских садах (в комплекте)
3. Гасанова Р.Х. «Земля отцов»
4. Нафикова З.Г, Азнабаева Ф.Г. Программа – руководство, конспекты занятий и диагностические задания для обучения государственному башкирскому языку
детей разных национальностей в детских садах.( г.Уфа. 2010)
5. Ягафарова А.Ш, Юлмухаметов М.Б Радуга. Хрестоматия для детских садов на башкирском языке.
6. Абуталипова Р.А, Амирханова Г.И, Юлмухаметов М.Б. «Лейсан».Учебник для изучения башкирского языка в детских садах.
7. Гасанова Р.Х. «Я Родину хочу познать» : методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа.(г.Уфа, 2007)
8. Зигангирова Г.М. «Мои маленькие друзья» : стихи, игры на башкирском языке.
9. Нафикова З.Г. «Растём играя» (на башкирском языке)
10. Гершова Ф.З. Уч.издание. Путешествие петушка – батыра и его друзей.(пьесы – сказки по мотивам башкирских сказок)
11. Сулейманов А.М. Башкирский детский фольклор.
12. Азнабаева Ф.Г»Волшебные звуки»(на башкирском языке», методическое
пособие, (г.Уфа, 2012)