План комплексного анализа текста
Опубликовано 13.11.2021 - 19:11 - Крупина Наталья Александровна
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка). (Определите, где нужны логические ударения, паузы- короткие и более продолжительные. Выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание, стиль текста, его языковые особенности).
- Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
- Озаглавьте текст. (Объясните смысл названия). На что указывает название: на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия) Как проявляется взаимодействие названия и текста?
- Определите стиль текста. Докажите своё мнение. (Как доказать, что этот текст художественного (публицистического) стиля?) Какие средства художественной изобразительности используются автором? (Если анализируется художественный текст).
- Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?
- Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.
- Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?
- Объясните, пользуясь словарём, значение выделенных слов.
- Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд? Почему из ряда синонимов используется именно данное слово?
- Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.
- Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении; слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте?
- Найдите в тексте заимствованные слова (диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы). Объясните их значение.
- Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение подробное, или выборочное, или сжатое).
- Произведите на материале текста разные виды разбора.
- Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.
Примерные вопросы
- Запишите текст (абзац). Подчеркните грамматические основы предложений.
- Какова роль в этом тексте односоставных предложений (сложных)? Как их использование связано с содержанием текста?
Сравнительный анализ художественных текстов
Примерный план сопоставительного анализа содержит в себе все элементы комплексной работы с текстом:
- вопросы и задания, направленные на осмысление содержания текста;
- задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «тема», «основная мысль», «способы, средства связи между предложениями»;
- задания языкового характера, отражающие изучение системы языка;
- вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора;
- вопросы, направленные на понимание «диалогичности» анализируемых текстов;
- творческое задание, связанное с составлением собственного текста-сопоставления об анализируемых текстах.
Для успешного выполнения творческого задания предлагаются памятки речевых моделей.
Речевые модели сопоставления и противопоставления
Слова и словосочетания, которые помогают выразить
противопоставление
- наоборот; напротив
- однако; а; но
- противоположна(о), противопоставлена(о), различна(о)
- с одной стороны… с другой
- если в тексте…речь идет о…, то в поэтических строчках…- о…
- но бывает и по-другому
- и в то же время
- в отличие от…
- как не похоже на картину…в стихотворении…
- нетрудно заметить, как по-разному звучат
- написанные на близкие темы, тексты…поражают своим несходством; различие между… сказывается
сопоставление
- как и у…, в стихотворении…тоже есть…
- и в том и в другом тексте встречается…
- в синтаксическом (морфологическом, лексическом) строе двух текстов мы также можем увидеть и сходство, и различие
- достаточно сравнить, например…
- объединяет поэзию…и…
- родство поэзии…и поэзии…может уловить любой читатель
- эти строки непосредственно связаны с…
- …является откликом на…