"Влажность воздуха – основа жизнедеятельности на Земле, или Без баланса и воды и ни туды, и ни сюды" (10 кл, 1 смена 2018 г., Мамеева-Шварцман И. М.)

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

«Влажность воздуха – основа жизнедеятельности на Земле, или Без баланса и воды и ни туды, и ни сюды»

Фотоальбом

Предметные области и основные дидактические единицы

  • Физика: влажность воздуха, кристаллические и аморфные тела, термодинамика, тепловой баланс.
  • История: изобретения и открытия в термодинамике и взаимных превращениях веществ.
  • Биология: значение влажности воздуха и почв для растений, поведение и физиологические реакции животных на изменение температуры, явления смачивания и капиллярные явления в природе.
  • География: влажность воздуха и почв в разных регионах, распределение осадков, месторождения полезных ископаемых, климат.
  • Крымоведение: конденсатор Зибольда в Крыму (Феодосия)

Краткое описание (аннотация) 

  • Как соль борется с потопами? 
  • Можно ли утолить жажду воздухом?
  • Как получали влагу из него в Крыму?
  • Чем можно покрыть наше тело, чтобы его температура поднялась до 100 ̊С?
  • Почему без зелёных растений не будет огня?
  • Есть ли тень у теплоты?

С поиска ответов на эти вопросы начинается открытие мира взаимодействия веществ участниками экспериментариума, в ходе которого рассматриваются взаимные превращения жидкостей и газов, кристаллические и аморфные тела, основы термодинамики. Группы обучающихся измеряют и оценивают параметры микроклимата в школьном кабинете и в залах музея, проводят климатологический мониторинг. В рамках практического блока обучающиеся реализуют самостоятельные учебно-исследовательские проекты, применяя полученные теоретические знания в творческой деятельности

Площадки проведения

Школа (цифровая лаборатория, библиотека), музей магнитиков «Форт Уна»

Партнёры

МГО Профсоюза работников образования и науки РФ, НИТУ «МИСиС»


Описание занятия (экспериментариум рассчитан на две пары)

 

Audentes fortuna juvat…

Дерзающим судьба помогает...

Дело было так...

Двухчасовое учебное занятие № 1 «Мокрые превращения и ещё кое-что»

Создание проблемной ситуации (фронтально) – обучающимся предлагается ответить на вопросы:

  • Можно ли утолить жажду воздухом?
  • Как получали влагу из него в Крыму?

А ещё классы, которых удавалось вывезти в музей, по дороге к нему слушали в исполнении партнёра-"профсоюзницы" Татьяны Валерьевны Плотниковой сказку о принцессах-розах и принце, знакомого с физикой (условие выпадения росы), а на обратном пути - о принце и нетерпеливых сёстрах с кипящей водой в кастрюлях. И оба раза артековцы, опираясь на свои познания в термодинамике, расследовали непонятные на первый взгляд чудеса правильного выбора невесты.

После такой мотивации ребятам выдавались индивидуальные рабочие (оценочные) листы, на лицевой стороне которых для обучающихся есть над чем поразмышлять: фраза "Audentes fortuna juvat…" , иллюстрация и вопросы (заполнение ответов по желанию в рамках СИД - самостоятельной исследовательской деятельности)

После краткого обзора разворота индивидуальных рабочих листов обучающиеся заполняют «Мои ожидания», тем самым планируя предстоящую работу 

На внутреннем развороте левая страница "Мокрые превращения и ещё кое-что" предназначена для заполения на первой паре экспериментариума. Здесь фронтально в блоках "Теория" обсуждаются:

  • взаимные превращения жидкостей и газов (насыщенный пар и его давление, влажность воздуха),
  • особенности кристаллических и аморфных тел

После теоретического обзора группы (образованы делением карточками на соответствие с предметным содержанием) проводят  измерение и оценку параметров микроклимата в кабинете физики (или залах музея) с помощью:

  • гигрометра психрометрического,
  • термометра,
  • цифрового датчика температуры,
  • электронного гигрометра,
  • электронного прибора для измерения времени, температуры и влажности,
  • барометра-анероида,
  • цифрового датчика абсолютного давления.

​Для этого необходимо на 10-15 минут расположить всё оборудование на высоте 1,5-2 метра в трёх точках по диагонали обследуемого помещения. И тут начиналось нешуточное состязание между группами в находчивости по расположению приборов на нужной высоте

А кому-то было комфортно и без посторонних приспособлений

Или вот так, например (а почему бы и нет?)

Пока идёт измерение, у ребят есть время:

  • найти в Интернете информацию о климатических рекордах Крыма (по влажности и температуре);
  • отметить на карте полуострова соответствующие места;
  • выступить перед одноклассниками о своих "находках"

 

Индивидуальное заполнение рефлексивной части «Мои результаты» и оценочной таблицы (взаимооценка и самооценка)

Фронтальное обобщение результатов групповой/индивидуальной работы и устная рефлексия.

Влажность в обследуемых помещениях в большинстве случаев оказывалась выше нормы (40-60 %), что артековцы объясняли повышенной влажностью на улице и результатом нахождения в классе/зале большого количества людей. Так, например, при сравнении показателей влажности воздуха в начале двухчасового занятия и в конце для ребят стало открытием почти двукратное её увеличение. Теперь они понимают важность и необходимость регулярного проветривания помещения и кондиционирования для человека и музейных ценностей. Ведь повышенная влажность воздуха в музее магнитиков может способствовать появлению ржавчины на них, так как магниты содержат железо. А здесь ведь не только магниты, но и много других железосодержащих предметов античного Крыма. 

Двухчасовое учебное занятие № 2 «Царица мира и её тень»

Обучающимся предлагается ответить на вопросы:

  • Чем можно покрыть наше тело, чтобы его температура поднялась до 100 ̊С?
  • Почему без зелёных растений не будет огня?
  • Есть ли тень у теплоты?
  • Что могут помнить кристаллы?

И слово предоставляется партнёру МИСиС - Елене Александровне Новиковой, которая рассказывает артековцам о кристаллах с эффектом памяти формы и областях их применения

Поблагодарив Елену Александровну, ребята продолжают заполнять уже правую внутреннюю страницу своих оценочных листов в ходе фронтального обсуждения термодинамического материала (внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты, уравнение теплового баланса)

Выполнение парами в цифровой лаборатории исследования зависимости совершаемой газом работы при изменении его объёма (воздух в шприце под поршнем)

В свободное от исследования время обучающиеся могут:

  • составить и решить задачу на внутреннюю энергию;
  • подготовить сообщение о кристаллах, найденных в Крыму, и выступить с ним

Заполнение обучающимися рефлексивной ("Мои результаты") и оценочной части индивидуальных листов

Фронтальное обобщение результатов групповой/индивидуальной работы и устная рефлексия.

Дополнительно желающие в рамках самостоятельной исследовательской деятельности могут:

  • оформить памятки о бережном отношении к воде и её использовании и/или по уменьшению загрязнения атмосферы;
  • описать/придумать (например, в произведениях Ж. Верна):
    • приборы для получения чистой, дистиллированной воды;
    • способы сбора воды в условиях пустыни, тайги, в море;
    • проекты летательного аппарата с опорой на физические параметры плавления материалов;
    • артековские кристаллы

Добавить запись в Гостевуюmail

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018-1_tk_fizika_10_kl.docx205.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия
в формате экспериментариума

Раздел I. Общая информация

Название экспериментариума

«Влажность воздуха – основа жизнедеятельности на Земле,

или Без баланса и воды и ни туды, и ни сюды»

Возрастная группа обучающихся (класс)

10 класс

Группа предметных областей (предметная область)

Физика, история, биология, география, крымоведение

Разработчик экспериментариума

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна – учитель физики

Методическое объединение разработчика экспериментариума

МО учителей физики

Цель экспериментариума

Создание условий для самостоятельного открытия обучающимися знаний по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела. Основы термодинамики»

Задачи экспериментариума

  1. Помогать обучающимся понимать смысл следующих физических терминов: влажность воздуха, кристаллические и аморфные тела, термодинамика, тепловой баланс.
  2. Предоставлять обучающимся возможность экспериментальным путём исследовать влажность воздуха и рассчитать тепловой баланс.
  3. Способствовать формированию у обучающихся ценностного отношения к науке и научным исследованиям, пониманию их общественно важных функций (на примере произведений Ж. Верна).
  4. Формировать у обучающихся понимание проблемы как одного из важнейших способов познания мира, а также умение находить нестандартные подходы к решению различных задач (на примере произведений Ж. Верна).
  5. Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений (на примере произведений Ж. Верна).
  6. Воспитывать обучающихся как личностей с активной жизненной позицией, и формировать у них представления о познаваемости окружающего мира

Педагогические технологии

  • Экспериментариум.
  • Творческая лаборатория

Используемые площадки проведения

  1. Школа (класс, лаборатория, столовая, библиотека).
  2. Помещения детских лагерей (бассейн, спортзал и др.).
  3. Территория детского центра (побережье, гора)

Тематические партнёры

МИСиС

Краткое описание (аннотация) экспериментариума

Как соль борется с потопами? Можно ли утолить жажду воздухом? Как получали влагу из него в Крыму? Чем можно покрыть наше тело, чтобы его температура поднялась до 100 ̊С? Почему без зелёных растений не будет огня? Есть ли тень у теплоты?

С ответов на эти вопросы начнётся открытие мира взаимодействия веществ участниками экспериментариума, в ходе которого будут рассмотрены взаимные превращения жидкостей и газов, кристаллические и аморфные тела, основы термодинамики. Группы обучающихся измерят и оценят параметры микроклимата в помещениях школы, проведут климатологический мониторинг. В рамках практического блока обучающиеся реализуют самостоятельные учебно-исследовательские проекты, применяя полученные теоретические знания в творческой деятельности

Дидактические единицы (единицы содержания)

  • Физика: влажность воздуха, кристаллические и аморфные тела, термодинамика, тепловой баланс.
  • История: изобретения и открытия в термодинамике и взаимных превращениях веществ.
  • Биология: значение влажности воздуха и почв для растений, поведение и физиологические реакции животных на изменение температуры, явления смачивания и капиллярные явления в природе.
  • География: влажность воздуха и почв в разных регионах, распределение осадков, месторождения полезных ископаемых, климат.
  • Крымоведение: кондесатор Зибольда в Крыму (Феодосия)

Темы занятий в рамках экспериментариума

Блок общего образования

Блок дополнительного образования

Блок образовательной деятельности в лагере

  1. Влажность воздуха. Решение задач по теме «Свойства газов и жидкостей».
  2. Кристаллические и аморфные тела. Решение задач.
  3. Внутренняя энергия.
  4. Работа в термодинамике.
  5. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса.

Объем и распределение учебного времени на занятие в составе экспериментариума

Структурные блоки экспериментариума

Реализаторы/количество академических часов

Учитель

Педагог дополнительного образования

Педагогический работник лагеря

Блок общего образования

4

0

0

Блок дополнительного образования

1

2

0

Блок образовательной деятельности в лагере

1

0

2

Сумма

6

2

2

Общие ожидаемые результаты экспериментариума (продукты и эффекты)

1.

Продукты, созданные обучающимися

  • Заполненные обучающимися оценочные листы учебно-исследовательской деятельности.
  • По желанию на выбор (самостоятельная исследовательская деятельность):
  • памятки о бережном отношении к воде и её использовании, по уменьшению загрязнения атмосферы;
  • описание придуманных (в том числе примеры от Ж. Верна):
  • приборов для получения чистой, дистиллированной воды;
  • способов сбора воды в условиях пустыни, тайги, в море;
  • проектов летательного аппарата с опорой на физические параметры плавления материалов;
  • рецепт устойчивого раствора для получения мыльных плёнок;
  • список артековских кристаллов

2.

Эффекты экспериментариума

В результате участия в экспериментариуме обучающиеся будут

знать/понимать:

- смысл понятий: точка росы, смачивание и несмачивание, капилляры и капиллярные явления, поверхностное натяжение, флотация, симметрия кристаллов, равновесные и неравновесные процессы, термодинамическая система, внутренняя энергия идеального газа, работа в изо- и адиабатном процессах;

- смысл физических величин: абсолютная и относительная влажность, парциальное давление;

- зависимость температуры кипения от давления, формулы для расчёта количества теплоты, уравнение теплового баланса;

- вклад российских и зарубежных ученых, философов в изучение взаимных превращений жидкостей и газов, твёрдых тел и основ термодинамики;

уметь:

- измерять атмосферное давление с помощью термометра, изучать форму жидкости в естественных условиях и зависимость поверхностного натяжения цельного молока от температуры, изучать капиллярные свойства почвы и пространственные решётки кристаллов, получать кристаллы, измерять и оценивать параметры микроклимата в помещении, проводить климатологический мониторинг, исследовать теплопроводность и конвекцию;

- наблюдать скорость испарения жидкостей, процесс кипения воды и его зависимость от давления, образование мыльных плёнок на различных небольших металлических каркасах (круглых, треугольных, квадратных), осмоса;

- отличать гипотезы от научных теорий;

- делать выводы на основе экспериментальных данных;

- приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность   объяснять не только известные явления природы и научные факты, но и   предсказывать еще неизвестные явления;

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать   информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернет, научно -  популярных статьях;

- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

Раздел II. Информация о рабочей группе экспериментариума

Состав рабочей группы:

Направления деятельности (задачи)

Учитель

Разработка экспериментариума, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в экспериментариуме, проведение аттестации обучающихся по экспериментариуму, участие в презентации творческих продуктов.

Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение экспериментариума, и специалистом, курирующим заключение договоров

Педагогический работник лагеря

Сопровождение учеников во время выполнения ими самостоятельной исследовательской деятельности

Педагог дополнительного образования

Содействие обучающимся в выполнении самостоятельной исследовательской деятельности экспериментариума и оформлении её результатов

Заместитель директора школы по координации образовательных программ

Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение модуля и специалистом, курирующим заключение договоров. Контроль над проведением экспериментариума на практике

Заместитель директора школы по учебной работе

Консультирование разработчика модуля по методическим и организационным вопросам, помощь в составлении технологических карт, редактирование технологических карт, контроль над проведением экспериментариума на практике, анализ проведённого модуля

Раздел III. Сопровождение экспериментариума

Перечень

Назначение

Кол-во

1. Материально-техническое сопровождение

Таблицы по физике

Изучение нового материала

2 шт.

Демонстрационный набор по молекулярной физике и термодинамике

Изучение нового материала

1 шт.

Лабораторные наборы по молекулярной физике и термодинамике

Проведение исследований

12 шт.

Мультимедийный экран

Демонстрация мультимедиа

1 шт.

Ноутбуки с выходом в интернет, программным обеспечением цифровой и виртуальной лабораторий

Поиск новой информации.

Проведение исследования

12 шт.

Флипчарт (офисная магн.доска) с маркерами

Фронтальная работа

1 шт.

Магниты для крепления на доске

Для работы с классом на метал.доске

20 шт.

Магнитная лента на клейкой основе

Создание магнитных карточек для работы на магнитной карте Крыма/РФ и/или магнитной доске

1 рул.

Фото- и видеозаписывающее устройство

Фиксирование хода работы

1 шт.

Белая офисная бумага А4

Раздаточный материал

2 уп.

Цветная офисная бумага А4

Раздаточный материал

1 уп.

Белый картон А4 (бумага для черчения без рамок, альбомы для рисования А4)

Раздаточный материал

50 л.

Цветной принтер

Печать раздаточного материала

1 шт.

Цветная бумага

Работа в группах, создание и оформление результатов исследовательской и творческой деятельности

1 наб.

Фломастеры/карандаши/мелки восковые

6 уп.

Точилка

6 шт.

Ластик

6 шт.

Скотч

2 шт.

Ножницы

6 шт.

Клей

6 шт.

2. Транспортное обеспечение

Автобус (30 посадочных мест)

Школа – Бассейн – Побережье – Школа

1

3. Информационно-техническое обеспечение

Специалист по ИКТ

Обеспечение качественного доступа к Интернету и рабочего состояния компьютерной техники

1

Специалист фотостудии

Проведение экскурсии/беседы

1

Библиотекарь

Обеспечение доступа к источникам информации

1

Приложения к технологической карте

Приложение 1. Блок общего образования

Приложение 2. Блок дополнительного образования

Приложение 3. Образовательная деятельность в лагере


Приложение 1. Блок общего образования

Предмет

Физика

Реализатор(ы)

Учителя Мамеева-Шварцман И.М., Первухин Н.А.

Тема занятия в рамках экспериментариума

«Влажность воздуха – основа жизнедеятельности на Земле»

или «Без баланса и воды и ни туды, и ни сюды»

Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума

4

Цель занятия в рамках экспериментариума

Создание условий для самостоятельного открытия обучающимися знаний по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела. Основы термодинамики»

Место проведения

  1. Школа (класс, лаборатория, столовая, библиотека).
  2. Помещения детских лагерей (бассейн, спортзал и др.).
  3. Территория детского центра (побережье, гора)

Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП

Темы занятий (по КТП)

Кол-во часов (по КТП)

Влажность воздуха. Решение задач по теме «Свойства газов и жидкостей»

1

Кристаллические и аморфные тела. Решение задач

1

Внутренняя энергия

1

Работа в термодинамике

1

Количество теплоты. Уравнение теплового баланса

1

Дидактические единицы (единицы содержания)

  • Физика: влажность воздуха, кристаллические и аморфные тела, термодинамика, тепловой баланс.
  • История: изобретения и открытия в термодинамике и взаимных превращениях веществ.
  • Биология: значение влажности воздуха и почв для растений, поведение и физиологические реакции животных на изменение температуры, явления смачивания и капиллярные явления в природе.
  • География: влажность воздуха и почв в разных регионах, распределение осадков, месторождения полезных ископаемых, климат.
  • Крымоведение: кондесатор Зибольда в Крыму (Феодосия)

Модель занятия и хронометраж

Ход этапов занятия

Формы взаимодействия/ обучения детей

Площадки проведения обучения

Примерное время

Двухчасовое учебное занятие № 1 «Мокрые превращения и ещё кое-что»

  1. Оргмомент
  1. Знакомство.
  2. Инструктаж по ПТБ:

№ 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики;

№ 5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике;

№ 8 – при проведении прогулок, экспедиций, экскурсий по программе образовательного события

Кабинет физики

5 мин

  1. Мотивация и актуализация
  1. Создание проблемной ситуации (фронтально) – обучающимся предлагается ответить на вопросы:
  • Можно ли утолить жажду воздухом?
  • Как получали влагу из него в Крыму?
  1. На экране/доске представлены изображения, цитаты о взаимных превращениях жидкостей и газов. Обучающиеся объясняют демонстрации с научной точки зрения, приводя аналогичные примеры

Кабинет физики

10 мин

  1. Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели

Фронтально:

  1. Получение рабочих (оценочных) листов.
  2. Планирование предстоящей деятельности заполнением блока «Мои ожидания» в оценочных листах

Кабинет физики

5 мин

  1. Изучение нового материала
  1. Обсуждение взаимных превращений жидкостей и газов (насыщенный пар и его давление, влажность воздуха), особенностей кристаллических и аморфных тел.
  2. Заполнение оценочных листов.
  3. Фронтальное обобщение с учителем результатов работы

Кабинет физики

15 мин

  1. Усвоение и закрепление материала

Проведение группами (образованы делением карточками на соответствие с предметным содержанием) исследований на выбор из следующего списка:

Вариант 1 (работа в школе)

  • измерение и оценивание параметров микроклимата в помещениях школы (обязательное);
  • измерение атмосферного давления с помощью термометра;
  • изучение формы жидкости в естественных условиях;
  • изучение зависимости поверхностного натяжения цельного молока от температуры;
  • изучение капиллярных свойств почвы;
  • изучение пространственных решёток кристаллов;
  • получение кристаллов.

Вариант 2 (работа вне школы)

  • климатологический мониторинг территории «Артека»;
  • измерение и оценивание параметров микроклимата в помещениях школы

Помещения школы, кабинет физики

Территория лагеря, помещения школы

35 мин

  1. Рефлексия

Индивидуальное заполнение рефлексивной части «Мои результаты» в оценочных листах

Кабинет физики

3 мин

  1. Блок оценивания
  1. Самооценка индивидуальной работы.
  2. Взаимооценка работы в группах

2 мин

  1. Итоги

Фронтальное обобщение результатов групповой/индивидуальной работы и устная рефлексия

15 мин

Двухчасовое учебное занятие № 2 «Царица мира и её тень»

  1. Оргмомент

Приветствие обучающихся.

Установление готовности класса к занятию занимательными вопросами о тепловых явлениях, упоминаемых в литературных произведениях

Кабинет физики

5 мин

  1. Мотивация и актуализация
  1. Создание проблемной ситуации (фронтально) – обучающимся предлагается ответить на вопросы:
  • Чем можно покрыть наше тело, чтобы его температура поднялась до 100 ̊С? 
  • Почему без зелёных растений не будет огня?
  • Есть ли тень у теплоты?
  1. На экране/доске представлены изображения, цитаты о тепловых процессах. Обучающиеся объясняют демонстрации с научной точки зрения, приводя аналогичные примеры

Кабинет физики

10 мин

  1. Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели

Планирование (индивидуально) предстоящей деятельности заполнением блока «Мои ожидания» в оценочных листах

Кабинет физики

5 мин

  1. Изучение нового материала
  1. Обсуждение основ термодинамики (внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты, уравнение теплового баланса).
  2. Заполнение оценочных листов.
  3. Фронтальное обобщение с учителем результатов работы

Кабинет физики

25 мин

  1. Усвоение и закрепление материала с помощью экспериментов

Проведение группами (образованы делением карточками на соответствие с предметным содержанием) исследований на выбор из следующего списка:

  • исследование теплопроводности и конвекции;
  • наблюдение скорости испарения жидкостей;
  • наблюдение процесса кипения воды и его зависимость от давления;
  • наблюдение образования мыльных плёнок на различных небольших металлических каркасах (круглых, треугольных, квадратных);
  • наблюдение осмоса

Кабинет физики

30 мин

  1. Рефлексия

Индивидуальное заполнение рефлексивной части оценочных листов: раздел «Мои результаты»

Кабинет физики

3 мин

  1. Блок оценивания
  1. Самооценка индивидуальной работы.
  2. Взаимооценка работы в группах

2 мин

  1. Итоги

Фронтальное обобщение результатов групповой/индивидуальной работы и устная рефлексия

10 мин

Ожидаемые результаты

  • Заполненные обучающимися оценочные листы учебно-исследовательской деятельности.
  • По желанию на выбор (самостоятельная исследовательская деятельность):
  • памятки о бережном отношении к воде и её использовании, по уменьшению загрязнения атмосферы;
  • описание придуманных (в том числе примеры от Ж. Верна):
  • приборов для получения чистой, дистиллированной воды;
  • способов сбора воды в условиях пустыни, тайги, в море;
  • проектов летательного аппарата с опорой на физические параметры плавления материалов;
  • рецепт устойчивого раствора для получения мыльных плёнок;
  • список артековских кристаллов

Критерии оценки результатов

В соответствии со следующими критериями обучающимся выставляются отметки (по шкале от «2» до «5»):

  • качество и самостоятельность при изготовлении диска Ньютона, Максвелла;
  • правильность проведенных наблюдений и лабораторных исследований, расчётов и выводов;
  • процент верно выполненных заданий в оценочном листе;
  • содержание ответов рефлексивной части с закрепляющим заданием

Формы контроля результатов

За участие в экспериментариуме обучающиеся получают 1-5 отметок по следующим формам контроля результатов:

  • проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся;
  • проверка результатов практической деятельности:
  • измерение и оценивание параметров микроклимата в помещении;
  • проведение климатологического мониторинга;
  • исследование теплообмена;
  • проверка результатов самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся

Рабочий (оценочный) лист обучающихся


 Мои ожиданияE:\ММСО\+++.jpg

  1. Я узнаю_______________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

  1. Мне надо вспомнить____________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

  1. Я научусь _____________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

  1. Мне всё это пригодится в жизни, чтобы ________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

  1. В данную смену это можно будет использовать для_______________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

Мои результаты

  1. Я узнал(а) _____________________

________________________________

________________________________  

  1. Я вспомнил(а) _________________

________________________________

  1. Предложите способы изменения

влажности воздуха:_______________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

  1. Как можно управлять

тепловым балансом?______________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________ ________________________________

  1. У меня получалось _____________

________________________________

________________________________

  1. Были трудности при ____________

________________________________

________________________________

  1. Мне понравилось_______________

________________________________

________________________________

  1. Мои ожидания оправдались на

                        

Оценивание

Мокрые превращения и ещё кое-что

Царица мира и её тень

СИД

1

2

1

2

3

Взаимо

Само

\\10.1.7.120\d\ПРЕДМЕТНЫЕ  МО\Физика\Мам.-Шварц. И.М\ММСО\logo.jpg

Участник(ца) экспериментариума по физике

Фамилия, имя _______________________________________________________

Класс, лагерь, отряд: ________________________________________________

Поток I или II, смена 1 или 2

https://cdn4.imgbb.ru/community/52/521030/201612/a60d18b54c63d6a3458af083277c97a4.jpg

E:\ММСО\+++.jpg

Мокрые превращения и ещё кое-что

1. Влажность воздуха

Теория

Испарение и конденсация.

Состояние, когда число молекул, покинувших жидкость, равно количеству вернувшихся - ______________________________________________________

Пар, находящийся в ________________________________________________ со своей жидкостью, называют________________________________________

Давление насыщенного пара. Ненасыщенный пар. Критическая температура. Газ. Пар. Давление насыщенного пара pн.п. = nkT. Кипение

Чем > внешнее давление, тем >=< температура кипения.

Плотность _________________________ в воздухе называют абсолютной влажностью (кг/м3). Парциальное давление водяного пара. Относительная влажность воздуха φ = . Точка росы. Психрометр. Наиболее благоприятная для нас относительная влажность воздуха равна ___-___%.

Вид

работы

Изучение закономерностей испарения жидкостей

Измерение и оценка

параметров микроклимата в помещении

Для записей и вычислений

Результаты

Влажность

Температура

Атмо-

сферное давление

Термо-метр

Психро-метр

Гигро-метр

Климатологический мониторинг

2. Кристаллические и аморфные тела

Теория

Кристаллы. Анизотропия кристаллов. Монокристаллы и поликристаллы. Аморфные тела. Все аморфные тела ______________, т.е. их физические свойства одинаковы по всем направлениям. У аморфных тел нет определённой _______________________________. Жидкокристаллическое состояние вещества. Домены. Физика твёрдого тела За «передовые опыты с двумерным материалом - _______________» Андрею Константиновичу ____________ и Константину Сергеевичу Новосёлову была присуждена _______________________________по физике за ___________ год.

Вид работы: поиск информации о кристаллах Крыма (где, когда, кто нашёл?)

Результаты

E:\ММСО\+++.jpg

Царица мира и её тень

1. Внутренняя энергия

Теория

Термодинамика и статистическая механика. Термодинамическая система. Внутренняя энергия в МКТ. Внутренняя энергия идеального одноатомного газа: .

Вид работы: составление и решение задачи

Результаты

Текст задачи

Решение

2. Работа в термодинамике

Теория

Работа в механике и термодинамике. Изменение внутренней энергии при совершении работы. Работа газа A = pΔV, где p =  ΔV = V2 - V1

Вид работы: наблюдение работы газа при его сжатии и расширении (цифр.лаб.)

Результаты

Объём газа V

Давление газа p, кПа

pср.ар.., кПа

p, Па

ΔV,  м3

A, Дж

1

15 мл

м3

-

2

20 мл

м3

3

25 мл

м3

4

30 мл

м3

5

35 мл

м3

-

6

40 мл

м3

7

45 мл

м3

8

50 мл

м3

3. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса

Теория

Молекулярная картина теплообмена. Количество теплоты и теплоёмкость. Удельная теплоёмкость_________. Удельная теплота парообразования________. Удельная теплота плавления. Уравнение теплового баланса:_________________________________________________

Вид работы: проверка закона сохранения энергии для тепловых явлений

Результаты

Т1, ºС

Т2, ºС

Т, ºС

Q1, Дж

Q2, Дж

Q3, Дж

Q1 + Q2,, Дж

Место для записей и вычислений

Q = mcT

Выводы

Измерение и оценка

параметров микроклимата в помещении

Микроклимат закрытого помещения – это тепловое состояние среды, зависящее от температуры и влажности воздуха.

Оборудование: термометр, ватка, вода психрометрическая таблица.

Указание. 

Измерение температуры воздуха.

  1. Снимите показания термометра на высоте 1,5 м от пола в трёх точках по диагонали: на расстоянии 0,2 м от наружной стены, в центре помещения и на расстоянии 0,25 м от внутренней стены комнаты, для этого установите термометры на 10-15 мин в этих точках.
  2. Вычислите среднюю температуру воздуха в помещении.
  3. Определите перепад температур по вертикали, производя измерения на расстояниях 0,25 м от пола и потолка.
  4. Повторите измерения 3-4 раза. Результаты оформляйте в оценочных листах

Измерение относительной влажности воздуха

Термометром. Измерьте температуру воздуха, затем смочите ватку и поднесите её к рабочей части термометра. Дождитесь теплового равновесия, измерьте температуру. Определите по полученным данным (разность показаний сухого и влажного термометров) и психрометрической таблице влажность воздуха.

Психрометром. Конец влажного термометра, обёрнутого материей, смочите чистой водой. Через 5-10 мин измерьте температуры tс и tвл сухого и влажного термометров соответственно. Используя психрометрическую таблицу, определите относительную влажность φ воздуха и сравните её с рекомендуемой 30-60%

Сделайте вывод о температурном режиме помещения и о влажности в помещении.

Климатологический мониторинг

Оборудование: гигрометр психрометрический, психрометрическая таблица, барометр-анероид, термометр универсальный со шкалой от -40 до +60 ºС.

Климатический мониторинг – система контроля, наблюдения за состоянием окружающей среды; совокупность наблюдения, оценки состояния и прогноз всевозможных изменений климатологических факторов.

Указание. Измерьте температуру воздуха в контрольной точке. Для этого установите термометр на высоте не менее 1,5 м над поверхностью земли в тени. Через 8-10 мин снимите показания термометра. Определите атмосферное давление pатм с помощью барометра-анероида. Определите влажность воздуха по психрометру. Для этого снимите деталь, прикрывающую нижние части термометров; оберните тряпочку вокруг правого термометра и смочите её чистой водой; поставьте деталь на место; заведите механизм обдува воздухом; подвесьте психрометр на верёвке в тени; через 10-15 мин снимите показания с сухого и влажного термометров; определите влажность по психрометрической таблице. Результаты запишите в оценочный лист. Проведите подобные измерения в разных местах и в разное время.

Ответьте на вопросы

Как соль борется с потопами?________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Можно ли утолить жажду воздухом?__________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Как получали влагу из него в Крыму?__________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Чем можно покрыть наше тело, чтобы его температура поднялась до 100 ̊С?__

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Почему без зелёных растений не будет огня?____________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Есть ли тень у теплоты?_____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

В состав данной группы входят: ______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Измерение и оценка

параметров микроклимата в помещении

Микроклимат закрытого помещения – это тепловое состояние среды, зависящее от температуры и влажности воздуха.

Оборудование: термометр, ватка, вода психрометрическая таблица.

Указание. 

Измерение температуры воздуха.

  1. Снимите показания термометра на высоте 1,5 м от пола в трёх точках по диагонали: на расстоянии 0,2 м от наружной стены, в центре помещения и на расстоянии 0,25 м от внутренней стены комнаты, для этого установите термометры на 10-15 мин в этих точках.
  2. Вычислите среднюю температуру воздуха в помещении.
  3. Определите перепад температур по вертикали, производя измерения на расстояниях 0,25 м от пола и потолка.
  4. Повторите измерения 3-4 раза. Результаты оформляйте в оценочных листах

Измерение относительной влажности воздуха

Термометром. Измерьте температуру воздуха, затем смочите ватку и поднесите её к рабочей части термометра. Дождитесь теплового равновесия, измерьте температуру. Определите по полученным данным (разность показаний сухого и влажного термометров) и психрометрической таблице влажность воздуха.

Психрометром. Конец влажного термометра, обёрнутого материей, смочите чистой водой. Через 5-10 мин измерьте температуры tс и tвл сухого и влажного термометров соответственно. Используя психрометрическую таблицу, определите относительную влажность φ воздуха и сравните её с рекомендуемой 30-60%

Сделайте вывод о температурном режиме помещения и о влажности в помещении.

Климатологический мониторинг

Оборудование: гигрометр психрометрический, психрометрическая таблица, барометр-анероид, термометр универсальный со шкалой от -40 до +60 ºС.

Климатический мониторинг – система контроля, наблюдения за состоянием окружающей среды; совокупность наблюдения, оценки состояния и прогноз всевозможных изменений климатологических факторов.

Указание. Измерьте температуру воздуха в контрольной точке. Для этого установите термометр на высоте не менее 1,5 м над поверхностью земли в тени. Через 8-10 мин снимите показания термометра. Определите атмосферное давление pатм с помощью барометра-анероида. Определите влажность воздуха по психрометру. Для этого снимите деталь, прикрывающую нижние части термометров; оберните тряпочку вокруг правого термометра и смочите её чистой водой; поставьте деталь на место; заведите механизм обдува воздухом; подвесьте психрометр на верёвке в тени; через 10-15 мин снимите показания с сухого и влажного термометров; определите влажность по психрометрической таблице. Результаты запишите в оценочный лист. Проведите подобные измерения в разных местах и в разное время.

Ответьте на вопросы

Как соль борется с потопами?______________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Можно ли утолить жажду воздухом?________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Как получали влагу из него в Крыму?________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Чем можно покрыть наше тело, чтобы его температура поднялась до 100 ̊С?_________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Почему без зелёных растений не будет огня?_________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Есть ли тень у теплоты?__________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

В состав данной группы входят: ___________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________



Приложение 2. Блок дополнительного образования

Заполняется педагогом дополнительного образования

Дополнительная общеобразовательная программа

Реализатор(ы)

Например, педагог допобразования Семёнов С.С.

Тема занятия в рамках экспериментариума

Кол-во часовданного блока в рамках экспериментариума

2

Цель занятия в рамках экспериментариума

Формулируется цель в связи с содержанием программы дополнительного образования и в привязке к предметному содержанию блока общего образования и в привязке к тематике смены (эта цель не должна совпадать с общей целью экспериментариума, а представлять собой один из элементов этой цели, который связан с содержанием программы дополнительного образования и тематикой смены)

Задачи занятия в рамках экспериментариума

Форма реализации

Место проведения

Например, школа, столовая школы или такого-то лагеря, библиотека «Артека» и т.д.

Модель занятия и хронометраж

Описывается ход этапов занятия с указанием форм организации деятельности детей (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, смешанная), а также площадок проведения обучения.

Ожидаемые результаты

Конкретные продукты работы обучающихся в кружках допобразования

Критерии оценки результатов

Критерии оценки результатов при безотметочном оценивании

Формы контроля результатов

Возможные варианты: наблюдение, анкетирование, опрос, мониторинг, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, графическая работа.


Приложение 3. Образовательная деятельность в лагере

Заполняется педагогическим работником лагеря

Образовательная программа лагеря

Реализатор(ы)

Педагогический работник лагеря Петров П.П.

Тема занятия в рамках экспериментариума

Цель занятия в рамках экспериментариума

Формулируется цель в привязке к предметному содержанию блока общего образования, блока дополнительного образования и в привязке к тематике смены (эта цель не должна совпадать с общей целью экспериментариума, а представлять собой один из элементов этой цели, который связан с содержанием программы дополнительного образования и тематикой смены)

Задачи занятия в рамках экспериментариума

Кол-во часовданного блока в рамках экспериментариума

2

Форма реализации

Место проведения

Например, фойе лагеря, столовая лагеря, библиотека «Артека» и т.д.

Модель занятия и хронометраж

Описывается ход этапов занятия с указанием форм организации деятельности детей (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, смешанная), а также площадок проведения обучения.

Ожидаемые результаты

Например, защита проектов, устное выступление с использованием презентации медиапродукта и предоставлением материала на бумажном и/или электронном носителях, проведение экскурсии, защита исследовательских работ, флешмоб, театрализация, сценарии, выставки изобразительных продуктов и предметов прикладного творчества, макеты, модели, рецензии

Критерии оценки результатов

Критерии оценки результатов при безотметочном оценивании

Формы контроля результатов

Возможные варианты: наблюдение, анкетирование, опрос, мониторинг, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, графическая работа.