"Влажность воздуха – основа жизнедеятельности на Земле, или Без баланса и воды и ни туды, и ни сюды" (10 кл, 1 смена 2018 г., Мамеева-Шварцман И. М.)
«Влажность воздуха – основа жизнедеятельности на Земле, или Без баланса и воды и ни туды, и ни сюды»
Предметные области и основные дидактические единицы
- Физика: влажность воздуха, кристаллические и аморфные тела, термодинамика, тепловой баланс.
- История: изобретения и открытия в термодинамике и взаимных превращениях веществ.
- Биология: значение влажности воздуха и почв для растений, поведение и физиологические реакции животных на изменение температуры, явления смачивания и капиллярные явления в природе.
- География: влажность воздуха и почв в разных регионах, распределение осадков, месторождения полезных ископаемых, климат.
- Крымоведение: конденсатор Зибольда в Крыму (Феодосия)
Краткое описание (аннотация)
- Как соль борется с потопами?
- Можно ли утолить жажду воздухом?
- Как получали влагу из него в Крыму?
- Чем можно покрыть наше тело, чтобы его температура поднялась до 100 ̊С?
- Почему без зелёных растений не будет огня?
- Есть ли тень у теплоты?
С поиска ответов на эти вопросы начинается открытие мира взаимодействия веществ участниками экспериментариума, в ходе которого рассматриваются взаимные превращения жидкостей и газов, кристаллические и аморфные тела, основы термодинамики. Группы обучающихся измеряют и оценивают параметры микроклимата в школьном кабинете и в залах музея, проводят климатологический мониторинг. В рамках практического блока обучающиеся реализуют самостоятельные учебно-исследовательские проекты, применяя полученные теоретические знания в творческой деятельности
Площадки проведения
Школа (цифровая лаборатория, библиотека), музей магнитиков «Форт Уна»
Партнёры
МГО Профсоюза работников образования и науки РФ, НИТУ «МИСиС»
Описание занятия (экспериментариум рассчитан на две пары)
Audentes fortuna juvat…
Дерзающим судьба помогает...
Дело было так...
Двухчасовое учебное занятие № 1 «Мокрые превращения и ещё кое-что»
Создание проблемной ситуации (фронтально) – обучающимся предлагается ответить на вопросы:
- Можно ли утолить жажду воздухом?
- Как получали влагу из него в Крыму?
А ещё классы, которых удавалось вывезти в музей, по дороге к нему слушали в исполнении партнёра-"профсоюзницы" Татьяны Валерьевны Плотниковой сказку о принцессах-розах и принце, знакомого с физикой (условие выпадения росы), а на обратном пути - о принце и нетерпеливых сёстрах с кипящей водой в кастрюлях. И оба раза артековцы, опираясь на свои познания в термодинамике, расследовали непонятные на первый взгляд чудеса правильного выбора невесты.
После такой мотивации ребятам выдавались индивидуальные рабочие (оценочные) листы, на лицевой стороне которых для обучающихся есть над чем поразмышлять: фраза "Audentes fortuna juvat…" , иллюстрация и вопросы (заполнение ответов по желанию в рамках СИД - самостоятельной исследовательской деятельности)
После краткого обзора разворота индивидуальных рабочих листов обучающиеся заполняют «Мои ожидания», тем самым планируя предстоящую работу
На внутреннем развороте левая страница "Мокрые превращения и ещё кое-что" предназначена для заполения на первой паре экспериментариума. Здесь фронтально в блоках "Теория" обсуждаются:
- взаимные превращения жидкостей и газов (насыщенный пар и его давление, влажность воздуха),
- особенности кристаллических и аморфных тел
После теоретического обзора группы (образованы делением карточками на соответствие с предметным содержанием) проводят измерение и оценку параметров микроклимата в кабинете физики (или залах музея) с помощью:
- гигрометра психрометрического,
- термометра,
- цифрового датчика температуры,
- электронного гигрометра,
- электронного прибора для измерения времени, температуры и влажности,
- барометра-анероида,
- цифрового датчика абсолютного давления.
Для этого необходимо на 10-15 минут расположить всё оборудование на высоте 1,5-2 метра в трёх точках по диагонали обследуемого помещения. И тут начиналось нешуточное состязание между группами в находчивости по расположению приборов на нужной высоте
А кому-то было комфортно и без посторонних приспособлений
Или вот так, например (а почему бы и нет?)
Пока идёт измерение, у ребят есть время:
- найти в Интернете информацию о климатических рекордах Крыма (по влажности и температуре);
- отметить на карте полуострова соответствующие места;
- выступить перед одноклассниками о своих "находках"
Индивидуальное заполнение рефлексивной части «Мои результаты» и оценочной таблицы (взаимооценка и самооценка)
Фронтальное обобщение результатов групповой/индивидуальной работы и устная рефлексия.
Влажность в обследуемых помещениях в большинстве случаев оказывалась выше нормы (40-60 %), что артековцы объясняли повышенной влажностью на улице и результатом нахождения в классе/зале большого количества людей. Так, например, при сравнении показателей влажности воздуха в начале двухчасового занятия и в конце для ребят стало открытием почти двукратное её увеличение. Теперь они понимают важность и необходимость регулярного проветривания помещения и кондиционирования для человека и музейных ценностей. Ведь повышенная влажность воздуха в музее магнитиков может способствовать появлению ржавчины на них, так как магниты содержат железо. А здесь ведь не только магниты, но и много других железосодержащих предметов античного Крыма.
Двухчасовое учебное занятие № 2 «Царица мира и её тень»
Обучающимся предлагается ответить на вопросы:
- Чем можно покрыть наше тело, чтобы его температура поднялась до 100 ̊С?
- Почему без зелёных растений не будет огня?
- Есть ли тень у теплоты?
- Что могут помнить кристаллы?
И слово предоставляется партнёру МИСиС - Елене Александровне Новиковой, которая рассказывает артековцам о кристаллах с эффектом памяти формы и областях их применения
Поблагодарив Елену Александровну, ребята продолжают заполнять уже правую внутреннюю страницу своих оценочных листов в ходе фронтального обсуждения термодинамического материала (внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты, уравнение теплового баланса)
Выполнение парами в цифровой лаборатории исследования зависимости совершаемой газом работы при изменении его объёма (воздух в шприце под поршнем)
В свободное от исследования время обучающиеся могут:
- составить и решить задачу на внутреннюю энергию;
- подготовить сообщение о кристаллах, найденных в Крыму, и выступить с ним
Заполнение обучающимися рефлексивной ("Мои результаты") и оценочной части индивидуальных листов
Фронтальное обобщение результатов групповой/индивидуальной работы и устная рефлексия.
Дополнительно желающие в рамках самостоятельной исследовательской деятельности могут:
- оформить памятки о бережном отношении к воде и её использовании и/или по уменьшению загрязнения атмосферы;
- описать/придумать (например, в произведениях Ж. Верна):
- приборы для получения чистой, дистиллированной воды;
- способы сбора воды в условиях пустыни, тайги, в море;
- проекты летательного аппарата с опорой на физические параметры плавления материалов;
- артековские кристаллы
Добавить запись в Гостевую
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2018-1_tk_fizika_10_kl.docx | 205.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
в формате экспериментариума
Раздел I. Общая информация
Название экспериментариума | «Влажность воздуха – основа жизнедеятельности на Земле, или Без баланса и воды и ни туды, и ни сюды» | ||||||
Возрастная группа обучающихся (класс) | 10 класс | ||||||
Группа предметных областей (предметная область) | Физика, история, биология, география, крымоведение | ||||||
Разработчик экспериментариума | Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна – учитель физики | ||||||
Методическое объединение разработчика экспериментариума | МО учителей физики | ||||||
Цель экспериментариума | Создание условий для самостоятельного открытия обучающимися знаний по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела. Основы термодинамики» | ||||||
Задачи экспериментариума |
| ||||||
Педагогические технологии |
| ||||||
Используемые площадки проведения |
| ||||||
Тематические партнёры | МИСиС | ||||||
Краткое описание (аннотация) экспериментариума | Как соль борется с потопами? Можно ли утолить жажду воздухом? Как получали влагу из него в Крыму? Чем можно покрыть наше тело, чтобы его температура поднялась до 100 ̊С? Почему без зелёных растений не будет огня? Есть ли тень у теплоты? С ответов на эти вопросы начнётся открытие мира взаимодействия веществ участниками экспериментариума, в ходе которого будут рассмотрены взаимные превращения жидкостей и газов, кристаллические и аморфные тела, основы термодинамики. Группы обучающихся измерят и оценят параметры микроклимата в помещениях школы, проведут климатологический мониторинг. В рамках практического блока обучающиеся реализуют самостоятельные учебно-исследовательские проекты, применяя полученные теоретические знания в творческой деятельности | ||||||
Дидактические единицы (единицы содержания) |
| ||||||
Темы занятий в рамках экспериментариума | Блок общего образования | Блок дополнительного образования | Блок образовательной деятельности в лагере | ||||
| |||||||
Объем и распределение учебного времени на занятие в составе экспериментариума | Структурные блоки экспериментариума | Реализаторы/количество академических часов | |||||
Учитель | Педагог дополнительного образования | Педагогический работник лагеря | |||||
Блок общего образования | 4 | 0 | 0 | ||||
Блок дополнительного образования | 1 | 2 | 0 | ||||
Блок образовательной деятельности в лагере | 1 | 0 | 2 | ||||
Сумма | 6 | 2 | 2 | ||||
Общие ожидаемые результаты экспериментариума (продукты и эффекты) | |||||||
1. | Продукты, созданные обучающимися |
| |||||
2. | Эффекты экспериментариума | В результате участия в экспериментариуме обучающиеся будут знать/понимать: - смысл понятий: точка росы, смачивание и несмачивание, капилляры и капиллярные явления, поверхностное натяжение, флотация, симметрия кристаллов, равновесные и неравновесные процессы, термодинамическая система, внутренняя энергия идеального газа, работа в изо- и адиабатном процессах; - смысл физических величин: абсолютная и относительная влажность, парциальное давление; - зависимость температуры кипения от давления, формулы для расчёта количества теплоты, уравнение теплового баланса; - вклад российских и зарубежных ученых, философов в изучение взаимных превращений жидкостей и газов, твёрдых тел и основ термодинамики; уметь: - измерять атмосферное давление с помощью термометра, изучать форму жидкости в естественных условиях и зависимость поверхностного натяжения цельного молока от температуры, изучать капиллярные свойства почвы и пространственные решётки кристаллов, получать кристаллы, измерять и оценивать параметры микроклимата в помещении, проводить климатологический мониторинг, исследовать теплопроводность и конвекцию; - наблюдать скорость испарения жидкостей, процесс кипения воды и его зависимость от давления, образование мыльных плёнок на различных небольших металлических каркасах (круглых, треугольных, квадратных), осмоса; - отличать гипотезы от научных теорий; - делать выводы на основе экспериментальных данных; - приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять не только известные явления природы и научные факты, но и предсказывать еще неизвестные явления; - воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернет, научно - популярных статьях; - использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни |
Раздел II. Информация о рабочей группе экспериментариума
Состав рабочей группы: | Направления деятельности (задачи) | |
Учитель | Разработка экспериментариума, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в экспериментариуме, проведение аттестации обучающихся по экспериментариуму, участие в презентации творческих продуктов. Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение экспериментариума, и специалистом, курирующим заключение договоров | |
Педагогический работник лагеря | Сопровождение учеников во время выполнения ими самостоятельной исследовательской деятельности | |
Педагог дополнительного образования | Содействие обучающимся в выполнении самостоятельной исследовательской деятельности экспериментариума и оформлении её результатов | |
Заместитель директора школы по координации образовательных программ | Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение модуля и специалистом, курирующим заключение договоров. Контроль над проведением экспериментариума на практике | |
Заместитель директора школы по учебной работе | Консультирование разработчика модуля по методическим и организационным вопросам, помощь в составлении технологических карт, редактирование технологических карт, контроль над проведением экспериментариума на практике, анализ проведённого модуля |
Раздел III. Сопровождение экспериментариума
№ | Перечень | Назначение | Кол-во | ||
1. Материально-техническое сопровождение | |||||
Таблицы по физике | Изучение нового материала | 2 шт. | |||
Демонстрационный набор по молекулярной физике и термодинамике | Изучение нового материала | 1 шт. | |||
Лабораторные наборы по молекулярной физике и термодинамике | Проведение исследований | 12 шт. | |||
Мультимедийный экран | Демонстрация мультимедиа | 1 шт. | |||
Ноутбуки с выходом в интернет, программным обеспечением цифровой и виртуальной лабораторий | Поиск новой информации. Проведение исследования | 12 шт. | |||
Флипчарт (офисная магн.доска) с маркерами | Фронтальная работа | 1 шт. | |||
Магниты для крепления на доске | Для работы с классом на метал.доске | 20 шт. | |||
Магнитная лента на клейкой основе | Создание магнитных карточек для работы на магнитной карте Крыма/РФ и/или магнитной доске | 1 рул. | |||
Фото- и видеозаписывающее устройство | Фиксирование хода работы | 1 шт. | |||
Белая офисная бумага А4 | Раздаточный материал | 2 уп. | |||
Цветная офисная бумага А4 | Раздаточный материал | 1 уп. | |||
Белый картон А4 (бумага для черчения без рамок, альбомы для рисования А4) | Раздаточный материал | 50 л. | |||
Цветной принтер | Печать раздаточного материала | 1 шт. | |||
Цветная бумага | Работа в группах, создание и оформление результатов исследовательской и творческой деятельности | 1 наб. | |||
Фломастеры/карандаши/мелки восковые | 6 уп. | ||||
Точилка | 6 шт. | ||||
Ластик | 6 шт. | ||||
Скотч | 2 шт. | ||||
Ножницы | 6 шт. | ||||
Клей | 6 шт. | ||||
2. Транспортное обеспечение | |||||
Автобус (30 посадочных мест) | Школа – Бассейн – Побережье – Школа | 1 | |||
3. Информационно-техническое обеспечение | |||||
Специалист по ИКТ | Обеспечение качественного доступа к Интернету и рабочего состояния компьютерной техники | 1 | |||
Специалист фотостудии | Проведение экскурсии/беседы | 1 | |||
Библиотекарь | Обеспечение доступа к источникам информации | 1 |
Приложения к технологической карте
Приложение 1. Блок общего образования
Приложение 2. Блок дополнительного образования
Приложение 3. Образовательная деятельность в лагере
Приложение 1. Блок общего образования
Предмет | Физика | |||
Реализатор(ы) | Учителя Мамеева-Шварцман И.М., Первухин Н.А. | |||
Тема занятия в рамках экспериментариума | «Влажность воздуха – основа жизнедеятельности на Земле» или «Без баланса и воды и ни туды, и ни сюды» | |||
Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума | 4 | |||
Цель занятия в рамках экспериментариума | Создание условий для самостоятельного открытия обучающимися знаний по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела. Основы термодинамики» | |||
Место проведения |
| |||
Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП | Темы занятий (по КТП) | Кол-во часов (по КТП) | ||
Влажность воздуха. Решение задач по теме «Свойства газов и жидкостей» | 1 | |||
Кристаллические и аморфные тела. Решение задач | 1 | |||
Внутренняя энергия | 1 | |||
Работа в термодинамике | 1 | |||
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса | 1 | |||
Дидактические единицы (единицы содержания) |
| |||
Модель занятия и хронометраж | Ход этапов занятия | Формы взаимодействия/ обучения детей | Площадки проведения обучения | Примерное время |
Двухчасовое учебное занятие № 1 «Мокрые превращения и ещё кое-что» | ||||
|
№ 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики; № 5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике; № 8 – при проведении прогулок, экспедиций, экскурсий по программе образовательного события | Кабинет физики | 5 мин | |
|
| Кабинет физики | 10 мин | |
| Фронтально:
| Кабинет физики | 5 мин | |
|
| Кабинет физики | 15 мин | |
| Проведение группами (образованы делением карточками на соответствие с предметным содержанием) исследований на выбор из следующего списка: Вариант 1 (работа в школе)
Вариант 2 (работа вне школы)
| Помещения школы, кабинет физики Территория лагеря, помещения школы | 35 мин | |
| Индивидуальное заполнение рефлексивной части «Мои результаты» в оценочных листах | Кабинет физики | 3 мин | |
|
| 2 мин | ||
| Фронтальное обобщение результатов групповой/индивидуальной работы и устная рефлексия | 15 мин | ||
Двухчасовое учебное занятие № 2 «Царица мира и её тень» | ||||
| Приветствие обучающихся. Установление готовности класса к занятию занимательными вопросами о тепловых явлениях, упоминаемых в литературных произведениях | Кабинет физики | 5 мин | |
|
| Кабинет физики | 10 мин | |
| Планирование (индивидуально) предстоящей деятельности заполнением блока «Мои ожидания» в оценочных листах | Кабинет физики | 5 мин | |
|
| Кабинет физики | 25 мин | |
| Проведение группами (образованы делением карточками на соответствие с предметным содержанием) исследований на выбор из следующего списка:
| Кабинет физики | 30 мин | |
| Индивидуальное заполнение рефлексивной части оценочных листов: раздел «Мои результаты» | Кабинет физики | 3 мин | |
|
| 2 мин | ||
| Фронтальное обобщение результатов групповой/индивидуальной работы и устная рефлексия | 10 мин | ||
Ожидаемые результаты |
| |||
Критерии оценки результатов | В соответствии со следующими критериями обучающимся выставляются отметки (по шкале от «2» до «5»):
| |||
Формы контроля результатов | За участие в экспериментариуме обучающиеся получают 1-5 отметок по следующим формам контроля результатов:
|
Рабочий (оценочный) лист обучающихся
Мокрые превращения и ещё кое-что 1. Влажность воздуха
2. Кристаллические и аморфные тела
| Царица мира и её тень 1. Внутренняя энергия
2. Работа в термодинамике
3. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Измерение и оценка параметров микроклимата в помещении Микроклимат закрытого помещения – это тепловое состояние среды, зависящее от температуры и влажности воздуха. Оборудование: термометр, ватка, вода психрометрическая таблица. Указание. Измерение температуры воздуха.
Измерение относительной влажности воздуха Термометром. Измерьте температуру воздуха, затем смочите ватку и поднесите её к рабочей части термометра. Дождитесь теплового равновесия, измерьте температуру. Определите по полученным данным (разность показаний сухого и влажного термометров) и психрометрической таблице влажность воздуха. Психрометром. Конец влажного термометра, обёрнутого материей, смочите чистой водой. Через 5-10 мин измерьте температуры tс и tвл сухого и влажного термометров соответственно. Используя психрометрическую таблицу, определите относительную влажность φ воздуха и сравните её с рекомендуемой 30-60% Сделайте вывод о температурном режиме помещения и о влажности в помещении. Климатологический мониторинг Оборудование: гигрометр психрометрический, психрометрическая таблица, барометр-анероид, термометр универсальный со шкалой от -40 до +60 ºС. Климатический мониторинг – система контроля, наблюдения за состоянием окружающей среды; совокупность наблюдения, оценки состояния и прогноз всевозможных изменений климатологических факторов. Указание. Измерьте температуру воздуха в контрольной точке. Для этого установите термометр на высоте не менее 1,5 м над поверхностью земли в тени. Через 8-10 мин снимите показания термометра. Определите атмосферное давление pатм с помощью барометра-анероида. Определите влажность воздуха по психрометру. Для этого снимите деталь, прикрывающую нижние части термометров; оберните тряпочку вокруг правого термометра и смочите её чистой водой; поставьте деталь на место; заведите механизм обдува воздухом; подвесьте психрометр на верёвке в тени; через 10-15 мин снимите показания с сухого и влажного термометров; определите влажность по психрометрической таблице. Результаты запишите в оценочный лист. Проведите подобные измерения в разных местах и в разное время. Ответьте на вопросы Как соль борется с потопами?________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Можно ли утолить жажду воздухом?__________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Как получали влагу из него в Крыму?__________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Чем можно покрыть наше тело, чтобы его температура поднялась до 100 ̊С?__ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Почему без зелёных растений не будет огня?____________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Есть ли тень у теплоты?_____________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ В состав данной группы входят: ______________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ | Измерение и оценка параметров микроклимата в помещении Микроклимат закрытого помещения – это тепловое состояние среды, зависящее от температуры и влажности воздуха. Оборудование: термометр, ватка, вода психрометрическая таблица. Указание. Измерение температуры воздуха.
Измерение относительной влажности воздуха Термометром. Измерьте температуру воздуха, затем смочите ватку и поднесите её к рабочей части термометра. Дождитесь теплового равновесия, измерьте температуру. Определите по полученным данным (разность показаний сухого и влажного термометров) и психрометрической таблице влажность воздуха. Психрометром. Конец влажного термометра, обёрнутого материей, смочите чистой водой. Через 5-10 мин измерьте температуры tс и tвл сухого и влажного термометров соответственно. Используя психрометрическую таблицу, определите относительную влажность φ воздуха и сравните её с рекомендуемой 30-60% Сделайте вывод о температурном режиме помещения и о влажности в помещении. Климатологический мониторинг Оборудование: гигрометр психрометрический, психрометрическая таблица, барометр-анероид, термометр универсальный со шкалой от -40 до +60 ºС. Климатический мониторинг – система контроля, наблюдения за состоянием окружающей среды; совокупность наблюдения, оценки состояния и прогноз всевозможных изменений климатологических факторов. Указание. Измерьте температуру воздуха в контрольной точке. Для этого установите термометр на высоте не менее 1,5 м над поверхностью земли в тени. Через 8-10 мин снимите показания термометра. Определите атмосферное давление pатм с помощью барометра-анероида. Определите влажность воздуха по психрометру. Для этого снимите деталь, прикрывающую нижние части термометров; оберните тряпочку вокруг правого термометра и смочите её чистой водой; поставьте деталь на место; заведите механизм обдува воздухом; подвесьте психрометр на верёвке в тени; через 10-15 мин снимите показания с сухого и влажного термометров; определите влажность по психрометрической таблице. Результаты запишите в оценочный лист. Проведите подобные измерения в разных местах и в разное время. Ответьте на вопросы Как соль борется с потопами?______________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Можно ли утолить жажду воздухом?________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Как получали влагу из него в Крыму?________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Чем можно покрыть наше тело, чтобы его температура поднялась до 100 ̊С?_________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Почему без зелёных растений не будет огня?_________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Есть ли тень у теплоты?__________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ В состав данной группы входят: ___________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ |
Приложение 2. Блок дополнительного образования
Заполняется педагогом дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная программа | |
Реализатор(ы) | Например, педагог допобразования Семёнов С.С. |
Тема занятия в рамках экспериментариума | |
Кол-во часовданного блока в рамках экспериментариума | 2 |
Цель занятия в рамках экспериментариума | Формулируется цель в связи с содержанием программы дополнительного образования и в привязке к предметному содержанию блока общего образования и в привязке к тематике смены (эта цель не должна совпадать с общей целью экспериментариума, а представлять собой один из элементов этой цели, который связан с содержанием программы дополнительного образования и тематикой смены) |
Задачи занятия в рамках экспериментариума | |
Форма реализации | |
Место проведения | Например, школа, столовая школы или такого-то лагеря, библиотека «Артека» и т.д. |
Модель занятия и хронометраж | Описывается ход этапов занятия с указанием форм организации деятельности детей (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, смешанная), а также площадок проведения обучения. |
Ожидаемые результаты | Конкретные продукты работы обучающихся в кружках допобразования |
Критерии оценки результатов | Критерии оценки результатов при безотметочном оценивании |
Формы контроля результатов | Возможные варианты: наблюдение, анкетирование, опрос, мониторинг, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, графическая работа. |
Приложение 3. Образовательная деятельность в лагере
Заполняется педагогическим работником лагеря
Образовательная программа лагеря | |
Реализатор(ы) | Педагогический работник лагеря Петров П.П. |
Тема занятия в рамках экспериментариума | |
Цель занятия в рамках экспериментариума | Формулируется цель в привязке к предметному содержанию блока общего образования, блока дополнительного образования и в привязке к тематике смены (эта цель не должна совпадать с общей целью экспериментариума, а представлять собой один из элементов этой цели, который связан с содержанием программы дополнительного образования и тематикой смены) |
Задачи занятия в рамках экспериментариума | |
Кол-во часовданного блока в рамках экспериментариума | 2 |
Форма реализации | |
Место проведения | Например, фойе лагеря, столовая лагеря, библиотека «Артека» и т.д. |
Модель занятия и хронометраж | Описывается ход этапов занятия с указанием форм организации деятельности детей (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, смешанная), а также площадок проведения обучения. |
Ожидаемые результаты | Например, защита проектов, устное выступление с использованием презентации медиапродукта и предоставлением материала на бумажном и/или электронном носителях, проведение экскурсии, защита исследовательских работ, флешмоб, театрализация, сценарии, выставки изобразительных продуктов и предметов прикладного творчества, макеты, модели, рецензии |
Критерии оценки результатов | Критерии оценки результатов при безотметочном оценивании |
Формы контроля результатов | Возможные варианты: наблюдение, анкетирование, опрос, мониторинг, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, графическая работа. |