"Сила притягательности, или Природа ничего не создаёт без цели" (9 кл, 1 смена 2018 г., Мамеева-Шварцман И.М.)
«Сила притягательности, или Природа ничего не создаёт без цели»
Предметные области и основные дидактические единицы
- Физика: магнитное поле, правило буравчика, правила правой и левой руки, индукция магнитного поля, магнитный поток, явление электромагнитной индукции, правило Ленца, явление самоиндукции.
- История: развитие учений об электричестве и магнетизме.
- Биология: ориентация животных по магнитному полю, влияние магнитного поля на живые организмы.
- География: магнитное поле Земли и магнитные аномалии нашей планеты.
- Крымоведение: магнитные аномалии Крыма, «места силы»
Краткое описание (аннотация)
Мышь летучую возьми. Что может сбить её с пути?
И причины каковы сей аномалии Земли?
В чём заключаются пакости Ледяного Сфинкса притягательности?
А чтоб ответов часть найти, к нам на занятия приди.
В ходе экспериментариума обучающиеся открывают для себя магнитное поле и электромагнитные явления. В рамках практического блока обучающиеся реализуют самостоятельные учебно-исследовательские проекты, применяя полученные теоретические знания в творческой деятельности
Площадки проведения
Школа (цифровая лаборатория, библиотека), музей магнитиков «Форт Уна»
Партнёры
МГО Профсоюза работников образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «МГТУ ИМ. Н.Э.БАУМАНА»
Описание занятия
В первую артековскую смену 2018 года, "Время детских открытий", обучающиеся 9 классов раскрывали секреты силы притягательности, заодно исследуя магнитное поле.
Прошло три разных экспериментариума на одну и ту же тему (по магнетизму), отличающихся площадками проведения и реализаторами занятий
Первый вариант экспериментариума по магнетизму
Первый 9-ый класс занимался в кабинете физики по спланированному артековским учителем сценарию (введение в драматургию смену; связь с магнетизмом; обзор необходимой минимальной, но достаточной учебной информации; деление на группы; выполнение 8 видов исследовательских работ; защита результатов командных работ; рефлексия + оценка). Реализаторами были артековский учитель-разработчик и представитель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ - Плотникова Татьяна Валерьевна, которая очень кстати "подсингапурила" наши занятия и очень плодотворно сотрудничала с нами в течение всей смены (СПАСИБО!).
Двухчасовое занятие (одна пара) состояло из двух блоков:
- «Хорошо использованный минимум вполне достаточен»
- «Человеческой природе свойственно всему находить объяснение»
Первая часть начиналась с обсуждения ответов на вопросы:
- Мышь летучую возьми. Что может сбить её с пути?
- И причины каковы сей аномалии Земли?
- В чём заключаются пакости Ледяного Сфинкса притягательности?
Далее все получали индивидуальные оценочные листы, где на обложке написана цитата: "Природа ничего не создаёт без цели".
Ребята предполагали, кем и когда это было произнесено, и о чём. Приходили к выводу (с помощью наводящих вопросов и логических переходов учителя), что к этой фразе причастен Ж. Верн, чей юбилей празднуется в эту смену, в связи с чем на экспериментариуме всё пропитано "жюльвернщиной".
Далее, после заполнения "Моих ожиданий", следуя цитате Ж. Верна «Хорошо использованный минимум вполне достаточен», фронтально разбираются основные понятия по магнитному полю, закрепляющиеся выполнением заданий на соответствие и применение правил левой руки.
Ученикам, быстро справившимся с заданием, предлагается приступить к самостоятельной исследовательской деятельности: искать примеры проявления магнитных аномалий и применения магнетизма в произведениях Ж. Верна и/или в Крыму.
Вторая часть занятия «Человеческой природе свойственно всему находить объяснение» посвящена экспериментальному исследованию магнитного поля. Класс случайным образом (карточки с номерами работ) делится на 7 групп, каждая из которых выполняет одно исследование из 7-ми возможных:
- "Изучение свойств постоянных магнитов и обнаружение магнитного поля";
- "Получение спектров и определение направления магнитного поля";
- "Изучение движения проводника с током в магнитном поле";
- "Определение направления линий магнитного поля Земли";
- "Зависимость FА от I" (цифровая лаборатория);
"Изучение явления электромагнитной индукции в цифровой лаборатории";
"Опыты Фарадея"
По сигналу учителя группы прекращают свою работу и начинают по очереди презентовать результаты своего исследования. Завершается занятие фронтальным обобщением всех выводов
В рамках самостоятельной исследовательской деятельности на дополнительную отметку обучающиеся по желанию могут:
- составить перечень магнитных явлений, описанных в произведениях Ж. Верна или наблюдаемых в Крыму, с объяснением причин их проявления;
- собрать модель электромагнита
Второй вариант экспериментариума по магнетизму
Классу "9-В" (2 поток 1 смена) в 190-ый день рождения Ж Верна (8 февраля) повезло больше всех - они единственные в этой смене провели магнитную ревизию в музее магнитиков "Форт Уна" и выполнили ещё 4 исследования:
- "Изучение свойств постоянных магнитов и обнаружение магнитного поля";
- "Получение спектров и определение направления магнитного поля";
- "Определение направления линий магнитного поля Земли";
- "Опыты Фарадея".
Занятие для этого класса проводили, как и предыдущее, артековский учитель и Плотникова Т.В.. И началось оно сразу после посадки в автобус. К моменту прибытия в музей все уже были смотивированы и настроены на экспериментальную работу, так как уже обсудили необходимый минимум теоретической информации.
После короткого знакомства с музеем и оформления оценочных листов ребята оперативно распределились в группы и приступили к своим заданиям.
Обучающиеся с сотрудниками музея ожидали в результате такой магнитной проверки обнаружить превышение нормального уровня магнитного излучения.
С этой целью ребята одной из групп класса, вооружившись цифровыми датчиками магнитного поля, старательно обошли все стенды с сувенирными магнитиками, всё больше и больше удивляясь отсутствию повышенного излучения на доступном для датчиков расстоянии (не менее 5 см). Лишь возле изделий из полимерной глины с примесями датчики больше всего реагировали. По итогам исследования артековцы пришли к выводу о безопасности магнитной коллекции для посетителей и работников музея, так как необходимая дистанция для ослабления магнитного поля учтена при сборке стендов с магнитиками. Об этом было рассказано всем участникам экспериментариума на этапе защиты каждой группой своих результатов, в ходе чего для многих стало открытием и самое магнитно-аномальное место в Крыму - мыс Меганом
А вот огромное превышение нормального уровня электромагнитного излучения в мобильных устройствах и наушниках, что было изучено этой же группой обучающихся тут же в музее - это уже совсем другая не менее притягательная и настораживающая история.
Третий вариант экспериментариума по магнетизму
На этот раз занятие проходило в кабинете физики, но уже с новыми реализаторами (представители ФГБОУ ВО «МГТУ ИМ. Н.Э.БАУМАНА»), по их разработке и с другими экспериментами.
После интересного обзора учебной информации обучающиеся в группах провели исследования магнитного поля с помощью традиционного и микросхемного оборудования. Спасибо "бауманцам" за сотрудничество!
Добавить запись в Гостевую
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2018-1_tk_fizika_9_kl.docx | 490.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
в формате экспериментариума
Раздел I. Общая информация
Название экспериментариума | «Сила притягательности» | ||||||
Возрастная группа обучающихся (класс) | 9 класс | ||||||
Группа предметных областей (предметная область) | Физика, история, биология, география, крымоведение | ||||||
Разработчик экспериментариума | Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна – учитель физики | ||||||
Методическое объединение разработчика экспериментариума | МО учителей физики | ||||||
Цель экспериментариума | Создание условий для самостоятельного открытия обучающимися знаний о магнитном поле | ||||||
Задачи экспериментариума |
| ||||||
Педагогические технологии |
| ||||||
Используемые площадки проведения |
| ||||||
Тематические партнёры | - | ||||||
Краткое описание (аннотация) экспериментариума | От руки и до руки сколько Омов? Как найти? Мышь летучую возьми. Что может сбить её с пути? И причины каковы сей аномалии Земли? В чём заключаются пакости Ледяного Сфинкса притягательности? А чтоб ответов часть найти, к нам на занятия приди. В ходе экспериментариума обучающиеся открывают для себя магнитное поле и электромагнитные явления. В рамках практического блока обучающиеся реализуют самостоятельные учебно-исследовательские проекты, применяя полученные теоретические знания в творческой деятельности | ||||||
Дидактические единицы (единицы содержания) |
| ||||||
Темы занятий в рамках экспериментариума | Блок общего образования | Блок дополнительного образования | Блок образовательной деятельности в лагере | ||||
| |||||||
Объем и распределение учебного времени на занятие в составе экспериментариума | Структурные блоки экспериментариума | Реализаторы/количество академических часов | |||||
Учитель | Педагог дополнительного образования | Педагогический работник лагеря | |||||
Блок общего образования | 2 | 0 | 0 | ||||
Блок дополнительного образования | 1 | 2 | 0 | ||||
Блок образовательной деятельности в лагере | 1 | 0 | 2 | ||||
Сумма | 4 | 2 | 2 | ||||
Общие ожидаемые результаты экспериментариума (продукты и эффекты) | |||||||
1. | Продукты, созданные обучающимися |
| |||||
2. | Эффекты экспериментариума | В результате участия в экспериментариуме обучающиеся будут знать/понимать: - смысл понятий: магнитное поле, правило буравчика, правила правой и левой руки, явление электромагнитной индукции, правило Ленца, явление самоиндукции; - смысл физических величин: индукция магнитного поля, магнитный поток; - вклад российских и зарубежных ученых, философов, оказавших наибольшее влияние на развитие учений об электричестве и магнетизме; уметь: - экспериментальным путём обнаруживать действие магнитного поля; - наблюдать и исследовать явление электромагнитной индукции; - отличать гипотезы от научных теорий; - делать выводы на основе экспериментальных данных; - приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять не только известные явления природы и научные факты, но и предсказывать еще неизвестные явления; - воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернет, научно- популярных статьях; - использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни |
Раздел II. Информация о рабочей группе экспериментариума
Состав рабочей группы: | Направления деятельности (задачи) | |
Учитель | Разработка экспериментариума, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в экспериментариуме, проведение аттестации обучающихся по экспериментариуму, участие в презентации творческих продуктов. Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение экспериментариума, и специалистом, курирующим заключение договоров | |
Педагогический работник лагеря | Сопровождение учеников во время выполнения ими самостоятельной исследовательской деятельности | |
Педагог дополнительного образования | Содействие обучающимся в выполнении самостоятельной исследовательской деятельности экспериментариума и оформлении её результатов | |
Заместитель директора школы по координации образовательных программ | Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение модуля и специалистом, курирующим заключение договоров. Контроль над проведением экспериментариума на практике | |
Заместитель директора школы по учебной работе | Консультирование разработчика модуля по методическим и организационным вопросам, помощь в составлении технологических карт, редактирование технологических карт, контроль над проведением экспериментариума на практике, анализ проведённого модуля |
Раздел III. Сопровождение экспериментариума
№ | Перечень | Назначение | Кол-во | ||
1. Материально-техническое сопровождение | |||||
Таблицы по физике | Изучение нового материала | 2 шт. | |||
Демонстрационный набор по магнитному полю | Изучение нового материала | 1 шт. | |||
Лабораторные наборы по магнитному полю | Проведение исследований | 12 шт. | |||
Мультимедийный экран | Демонстрация мультимедиа | 1 шт. | |||
Ноутбуки с выходом в интернет, программным обеспечением цифровой и виртуальной лабораторий | Поиск новой информации. Проведение исследования | 12 шт. | |||
Флипчарт (офисная магн.доска) с маркерами | Фронтальная работа | 1 шт. | |||
Магниты для крепления на доске | Для работы с классом на метал.доске | 20 шт. | |||
Магнитная лента на клейкой основе | Создание магнитных карточек для работы на магнитной карте Крыма/РФ и/или магнитной доске | 1 рул. | |||
Фото- и видеозаписывающее устройство | Фиксирование хода работы | 1 шт. | |||
Белая офисная бумага А4 | Раздаточный материал | 2 уп. | |||
Цветная офисная бумага А4 | Раздаточный материал | 1 уп. | |||
Белый картон А4 (бумага для черчения без рамок, альбомы для рисования А4) | Раздаточный материал | 50 л. | |||
Цветной принтер | Печать раздаточного материала | 1 шт. | |||
Цветная бумага | Работа в группах, создание и оформление результатов исследовательской и творческой деятельности | 1 наб. | |||
Фломастеры/карандаши/мелки восковые | 6 уп. | ||||
Точилка | 6 шт. | ||||
Ластик | 6 шт. | ||||
Скотч | 2 шт. | ||||
Ножницы | 6 шт. | ||||
Клей | 6 шт. | ||||
2. Транспортное обеспечение | |||||
Автобус (30 посадочных мест) | Школа – Музей «Форт Уна» – Школа | 1 | |||
3. Информационно-техническое обеспечение | |||||
Специалист по ИКТ | Обеспечение качественного доступа к Интернету и рабочего состояния компьютерной техники | 1 | |||
Специалист музея | Проведение части занятия | 1 | |||
Библиотекарь | Обеспечение доступа к источникам информации | 1 |
Приложения к технологической карте
Приложение 1. Блок общего образования
Приложение 2. Блок дополнительного образования
Приложение 3. Образовательная деятельность в лагере
Приложение 1. Блок общего образования
Предмет | Физика | |||
Реализатор(ы) | Учителя Андреева О.И., Мамеева-Шварцман И.М., Стелянидий Н.В. | |||
Тема занятия в рамках экспериментариума | «Сила притягательности» | |||
Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума | 2 | |||
Цель занятия в рамках экспериментариума | Создание условий для самостоятельного открытия обучающимися знаний о магнитном поле | |||
Место проведения |
| |||
Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП | Темы занятий (по КТП) | Кол-во часов (по КТП) | ||
Магнитное поле | 1 | |||
Направление тока и направление линий его магнитного поля | 1 | |||
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки | 1 | |||
Индукция магнитного поля. Магнитный поток | 1 | |||
Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца | 1 | |||
Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | |||
Явление самоиндукции | 1 | |||
Дидактические единицы (единицы содержания) |
| |||
Модель занятия и хронометраж | Ход этапов занятия | Формы взаимодействия/ обучения детей | Площадки проведения обучения | Примерное время |
|
№ 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики; № 5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике; № 8 – при проведении прогулок, экспедиций, экскурсий по программе образовательного события | Кабинет физики | 5 мин | |
|
| Автобус / кабинет физики | 15 мин | |
| Фронтально:
| Музей / кабинет физики | 5 мин | |
| 1 вариант этапа (в студии)
| Музей «Форт Уна» | 20 мин | |
2 вариант этапа (в школе)
| Кабинет физики | 20 мин | ||
|
| Музей / кабинет физики | 25 мин | |
| Индивидуальное заполнение рефлексивной части «Мои результаты» в оценочных листах | 3 мин | ||
|
| 2 мин | ||
| Фронтальное обобщение результатов групповой/индивидуальной работы и устная рефлексия | Автобус / Каб.физики | 15 мин | |
Ожидаемые результаты |
| |||
Критерии оценки результатов | В соответствии со следующими критериями обучающимся выставляются отметки (по шкале от «2» до «5»):
| |||
Формы контроля результатов | За участие в экспериментариуме обучающиеся получают 1-4 отметок по следующим формам контроля результатов:
|
Рабочий (оценочный) лист обучающихся
«Хорошо использованный минимум вполне достаточен» Автор, произведение:__________________________________________________
Кольцевые токи I (движущиеся заряженные частицы q+, q-) → Магнитное поле → Магнитные линии → Правило стрелы → Направление тока и направление линий магнитного поля (правило буравчика/правого винта/правой руки) → Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток (правило левой руки, сила Ампера FА – на проводник с током, сила Лоренца FЛ – на движущуюся заряженную частицу) → Магнитная индукция → Линии магнитной индукции → Однородное и неоднородное магнитное поле → Магнитный поток Ф = BScosα ([Ф] = Вб = Тл · м2) → Электромагнитная индукция (появление I во время изменения Ф) → Индукционный ток (правило Ленца: возникающий в замк.контуре инд.ток своим магн.полем препятствует изменению внешнего Ф, вызвавшего инд.ток)
Правило: 1) стрелы; 2) буравчика (правого винта); 3) Максвелла правой руки; 4) правой руки для соленоида; 5) левой руки для силы Ампера; 6) левой руки для силы Лоренца; 7) Ленца; 8) Флеминга (пистолет ФБР) A) B) C) D) E) F)G) H)
| «Человеческой природе свойственно всему находить объяснение» Автор, произведение:___________________________________________________
Вывод по итогам всех исследований: _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Приложение 2. Блок дополнительного образования
Заполняется педагогом дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная программа | |
Реализатор(ы) | Например, педагог допобразования Семёнов С.С. |
Тема занятия в рамках экспериментариума | |
Кол-во часовданного блока в рамках экспериментариума | 2 |
Цель занятия в рамках экспериментариума | Формулируется цель в связи с содержанием программы дополнительного образования и в привязке к предметному содержанию блока общего образования и в привязке к тематике смены (эта цель не должна совпадать с общей целью экспериментариума, а представлять собой один из элементов этой цели, который связан с содержанием программы дополнительного образования и тематикой смены) |
Задачи занятия в рамках экспериментариума | |
Форма реализации | |
Место проведения | Например, школа, столовая школы или такого-то лагеря, библиотека «Артека» и т.д. |
Модель занятия и хронометраж | Описывается ход этапов занятия с указанием форм организации деятельности детей (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, смешанная), а также площадок проведения обучения. |
Ожидаемые результаты | Конкретные продукты работы обучающихся в кружках допобразования |
Критерии оценки результатов | Критерии оценки результатов при безотметочном оценивании |
Формы контроля результатов | Возможные варианты: наблюдение, анкетирование, опрос, мониторинг, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, графическая работа. |
Приложение 3. Образовательная деятельность в лагере
Заполняется педагогическим работником лагеря
Образовательная программа лагеря | |
Реализатор(ы) | Педагогический работник лагеря Петров П.П. |
Тема занятия в рамках экспериментариума | |
Цель занятия в рамках экспериментариума | Формулируется цель в привязке к предметному содержанию блока общего образования, блока дополнительного образования и в привязке к тематике смены (эта цель не должна совпадать с общей целью экспериментариума, а представлять собой один из элементов этой цели, который связан с содержанием программы дополнительного образования и тематикой смены) |
Задачи занятия в рамках экспериментариума | |
Кол-во часовданного блока в рамках экспериментариума | 2 |
Форма реализации | |
Место проведения | Например, фойе лагеря, столовая лагеря, библиотека «Артека» и т.д. |
Модель занятия и хронометраж | Описывается ход этапов занятия с указанием форм организации деятельности детей (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, смешанная), а также площадок проведения обучения. |
Ожидаемые результаты | Например, защита проектов, устное выступление с использованием презентации медиапродукта и предоставлением материала на бумажном и/или электронном носителях, проведение экскурсии, защита исследовательских работ, флешмоб, театрализация, сценарии, выставки изобразительных продуктов и предметов прикладного творчества, макеты, модели, рецензии |
Критерии оценки результатов | Критерии оценки результатов при безотметочном оценивании |
Формы контроля результатов | Возможные варианты: наблюдение, анкетирование, опрос, мониторинг, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, графическая работа. |