Проект "Дорожная азбука"
Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Дорожная азбука" | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Автор проекта:
Давыдова Анастасия Геннадьевна
воспитатель первой квалификационной
категории
Паспорт
тематического проекта «Дорожная азбука»
в рамках обучения безопасному поведению на дорогах детей старшей группы.
Раздел | Содержание |
Тема | Дорожная азбука |
Проблемное поле | в России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы. |
Тип проекта | практико-ориентированный |
Актуальность | Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. |
Цели | Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах. |
Задачи | Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения; |
Гипотеза проекта | Участие в проекте «Дорожная азбука» позволит сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах; развить у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватно безопасного поведения. |
Виды деятельности | игровая, проблемно-поисковая |
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта |
Создание макетов «Перекресток», «Светофор», |
Участники проекта | - дети, педагоги и родители старшей группы МБДОУ № 4 |
Этапы и сроки | 1 этап – Подготовительный Создание развивающей среды, дидактические игры, подбор художественной литературы и материал для экспериментирования. 2 этап - Практический Организация деятельности детей. 3 этап - Заключительный Проанализировать и оценить результаты работы по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста. |
Предполагаемый результат | Сформированные навыки детей безопасного поведения на дорогах. Умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. |
Работа по реализации проекта ведётся в двух направлениях, это:
- Работа с воспитанниками;
- Работа с родителями;
Работа с воспитанниками осуществляется по перспективным планам, составленными на основе программы « Безопасность» Стёркиной, Авдеевой с учетом возрастных особенностей детей в каждой возрастной группе.
Организация работы с воспитанниками по формированию навыков безопасного поведения на дорогах включает в себя:
- реализацию программы « Безопасность»;
- организованные формы обучения на занятиях;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность детей;
- экскурсии и наблюдения;
- чтение художественной литературы;
- конструирование;
- изобразительная деятельность;
- игра;
- встречи с инспектором ГИБДД;
- досуги и развлечения;
- взаимодействие с учащимися МБОУ СОШ № 1.
Взаимодействие с родителями осуществляется планомерно, использовались следующие формы работы:
- анкетирование;
- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
- консультационный материал “Дошкольник и дорога”;
- папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
- родительские собрания, с привлечение инспекторов ГИБДД;
- совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
- конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей;
- изучение опыта семейного воспитания «Воспитание грамотного пешехода»;
- выставка рисунков, плакатов по ПДД;
Этапы реализации проекта:
I. Организационный
Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, пословиц, загадок, литературных произведений по теме проекта. Разработка положения смотра-конкурса «Самый заметный», конспектов занятий, сценария итогового мероприятия. Подготовка материалов для создания коллективного панно «Безопасная улица»
План реализации проекта на организационном этапе:
Сроки: Сентябрь
Сроки (дата) | Название | Форма |
| С детьми: | |
понедельник-пятница | Первичная диагностика знаний детей о правилах дорожного движения | беседа, игра |
| С родителями: | |
понедельник-пятница | «Дети на дороге» | Родительское собрание с участием сотрудника ГИБДД, просмотр видеофильма «Другие правила» |
«Проверь себя» | Анкетирование родителей по правилам дорожного движения | |
Знакомство с положением о проведении конкурса «Самый заметный» | Материалы в родительском уголке |
II. Основной
Проведение тематических занятий с детьми, проведение смотра-конкурса «Самый заметный», совместная работа детей, родителей и педагогов по теме проекта. Выполнение коллективного панно «Безопасная улица»
План реализации проекта на основном этапе:
Сроки: 1 неделя
Сроки | Название | Содержание деятельности |
С детьми: | ||
| ||
Октябрь | «Ну улицах большого города» Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, познакомить с понятием «проезжая часть», «тротуар» | |
Целевая прогулка «Наша улица» | Знакомство с улицей, понятием «дорога», «проезжая часть», «тротуар», «бордюр», «перекресток» и т.д. | |
Беседа «Безопасная улица» | Обсуждение увиденного на прогулке, закрепление новых знаний. | |
Чтение художественной литературы | Дружинина М. «Правила поведения на улице»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Серяков И. «Улица полна неожиданностей» и т.д. | |
Дидактические и подвижные игры | «Я шагаю по улице», «Едем на автомобиле» и другие | |
«Автоград» - магнитный настенный тренажер | По итогам проведенных мероприятий на макете должны появиться дома, дороги, тротуары. | |
Ноябрь | «День дорожных знаков» Цель: уточнить знания детей о необходимости дорожных знаков, закреплять название и назначение дорожных знаков | |
Фотопробег «В поисках дорожных знаков» | Целевая прогулка направлена на знакомство детей с улицами и дорогами микрорайона, в котором расположен детский сад. Особое внимание уделяется дорожным знакам и разметке на дороге. Закрепляются понятия «Пешеходный переход», «зебра», «дорожный знак». Для того, чтобы дети могли перенести увиденные ими знаки на панно воспитатель предлагает их фотографировать, также фотографируются перекрестки и пешеходные переходы, | |
«Дорожная азбука» | По итогам прогулки проходит обсуждение: на экране воспитатель показывает фотографии с прогулки, дети вспоминают название и назначение дорожных знаков, находят место данного знака на коллективном панно, обозначают его. Также обсуждаются правила перехода проезжей части: по пешеходному переходу! | |
Рисование «Дорожный знак» | Дети рисуют знаки и все знаки соединяются в книжку, которая называется «Дорожная азбука» | |
Чтение художественной литературы | Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков» | |
Дидактические, электронные игры | «Узнай дорожный знак», «Собери дорожный знак», «Поставь дорожный знак», «Расскажи, какой знак» | |
«Автоград» - магнитный настенный тренажер | По итогам проведенных мероприятий на макете появляются пешеходные переходы, дорожные знаки. | |
Просмотр мультфильмов | «Смешарики» | |
Декабрь- январь | «Наш друг - Светофор» Цель: закрепить знания детей о сигналах светофора, познакомить с историей возникновения светофоров, правил перехода проезжей части | |
Познавательная беседа «Наш друг - Светофор» с наблюдение за работой светофора и регулировщика | В связи с отсутствием вблизи от детского сада светофора, наблюдение за работой светофора организуется с помощью просмотра видеоролика, подготовленного воспитателем. Также в видеоролике показана работа регулировщика. В ходе беседы закрепляются знания детей о сигналах светофора, правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу. Воспитатель знакомит детей с историей появления светофора. | |
Аппликация «Светофор» | Изготовление закладки «Светофор» | |
Чтение художественной литературы | Дружинина М. «Наш друг светофор» | |
Дидактические, электронные игры | «Красный, желтый, зеленый», «Помоги перейти улицу» | |
Подвижные и сюжетно-ролевые игры | «Светофор», «Работа регулировщика» | |
«Автоград» - магнитный настенный тренажер | По итогам проведенных мероприятий на макете появляются светофоры | |
Февраль | «Участники дорожного движения» Цель: познакомить детей с понятием «участники дорожного движения», закрепить знания детей о правилах поведения пешеходов, пассажиров, водителей | |
Целевая прогулка «Наблюдение за транспортом» | На прогулке воспитатель обращает внимание детей за движением транспорта. Актуализирует знания детей о видах транспорта (грузовой, легковой, пассажирский, наземный). Дети наблюдают за остановкой маршрутных транспортных средств, за тем. Как нужно выходить и заходить в автобус. Вместе с воспитателем дети вспоминают правила дорожного движения, тренируются в переходе улицы (куда смотреть, как действовать) | |
Тематическая беседа «Участники дорожного движения» | Обсуждение увиденного на прогулке, закрепление знаний. | |
Тематическое занятие «Школа дорожных наук» | На занятии происходит закрепления правил поведения пешеходов на улице, закрепляются знания детей об использовании в темное время суток светоотражающих элементов (с просмотром видеоролика), об использовании детских кресел в машине. | |
Чтение художественной литературы | Дружинина М. «Правила езды на велосипеде» | |
Дидактические, настольные игры | «Для чего нужны машины», «Загадки и отгадки», «Я - водитель», «ПДД» | |
Подвижные и сюжетно-ролевые игры | «Перекресток», «Водители и пешеходы», «Цветные автомобили» | |
«Автоград» - магнитный настенный тренажер | На макете ребята размещают автомобили, автобусы, пешеходов. | |
Март | «Правила дорожные соблюдай всегда!» Цель: тренировка в решении практических ситуаций на дороге, выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации | |
«Путешествие в Автоград» - | Итоговое мероприятие | |
«Автоград» - магнитный настенный тренажер | Воспитатель вместе с детьми обыгрывает различные дорожные ситуации на макете. Что делать, если: - сломался светофор? - вышел из автобуса и нужно перейти дорогу? - тебе нужно пройти от дома до магазина? - если ты едешь на велосипеде? И т.д. | |
С родителями: | ||
В течение недели | «Домашнее задание» | Выполнение элементов панно дома, совместно с детьми (дома, дорога, автомобили, пешеходные переходы, светофоры). |
Подготовка к участию в конкурсе «Самый заметный» | Создание смайликов с использованием световозвращающих элементов. | |
«Дорога домой» | изготовление совместно с детьми по итогам тематической недели безопасного маршрута из детского сада домой с обозначением пешеходных переходов, светофоров и т.д. |
III. Заключительный
Анализ результатов проектной деятельности.
План реализации проекта на заключительном этапе:
Сроки: Апрель
Сроки (дата) | Название | Содержание деятельности |
| С детьми: | |
в течение недели | Повторная диагностика знаний детей о правилах дорожного движения | беседа, игра |
Викторина «Безопасная дорога» | Викторина по правилам дорожного движения, решение проблемных ситуаций. | |
Социальная акция «Детское кресло» | Выпуск эмблем со значком дорожного кресла и распространение их среди родителей. | |
| С родителями: | |
в течение недели | Конкурс «Самый заметный» | Выставка работ (смайлики , браслеты с использованием световозвращающих элементов). |
Анкетирование родителей | Итоговое анкетирование для родителей |
Список художественных произведений для детей
1.Барто А. «Любочка».
2.Берестов В. «Стоял ученик на развилке дорог…».
3.Драгунский В. «На Садовой большое движение».
4.Житков Б. «Что я видел».
5.Жичка Ф. «Улица моя».
6.Завойская К. «Ехал странный пассажир…».
7.Известкова Н. «Штаб «светофор».
8.Капустикян С. «Посиди. Послушай».
9.Кобина И. «Дошкольникам о технике».
10.Кончаловская Н. «Самокат».
11.Лунин В. «Я – поезд», «Будущий летчик».
12.Маршак С. «Мяч», «Автобус номер двадцать шесть», «В снег и дождь…».
13.Михалков С. «Одна рифма», «Велосипедист», «Скверная история».
«дядя Степа – милиционер», «Гололед», «Моя улица».
14.Могутин Ю. «Ты идешь по улице».
15.Пишумов Я «Мы по городу идем», « Это улица моя», «Самый лучший переход», «Дорожная азбука».
16.Пшеничных С. «По дороге мчат машины…».
17.Северный А. «Светофор».
18. Сорокин Н. «Переход».
19. Семернин В. «Запрещается – разрешается».
20.Суслов В. «Его сигнал – для всех закон…».
21.Токмакова И. «На лошадке ехали…».
22. Тарутин О. «Переход».
23. Цыферова Г. «Сказки на колесах».
24.Фархади Р. «Светофор».