«Колядки»
Зимний праздник в старшей разновозрастной группе. Руководитель: воспитатель I квалификационной категории МБОУ «Шеломовская СОШ» Лахвич Валентина Сергеевна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зимний праздник "Колядки" в старшей разновозрастной группе | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шеломовская средняя общеобразовательная школа»
ЗИМНИЙ ПРАЗДНИК
«КОЛЯДКИ»
в старшей
разновозрастной группе
Руководитель: воспитатель I квалификационной
категории
МБОУ «Шеломовская СОШ»
Новозыбковского района
Брянской области
Лахвич Валентина Сергеевна
Цель:
Расширять знания детей о народном календаре- с Рождества (7января) по Крещение (19 января) на Руси праздновались Святки. Святочные вечера продолжались до 14 января и посвящались колядованию и гаданию.
Задачи:
- Знакомить с русскими народными подвижными играми, забавами и традициями;
- Закреплять навыки выполнения циклических упражнений (бег, ходьба, прыжки) ;
- Развивать фантазию, импровизировать по ходу праздника;
- С помощью различных игр и упражнений вызвать положительные эмоции и
жизнерадостный настрой;
Оборудование:
Скамейка с 5 горшками, в которых лежат пуговица, корочка хлеба, колечко, полотенце, 2 поварешки, 4 снежка, 2 сапога- скорохода, метла, пирог, по 2 деревянные ложки на каждого участника, зеркало, музыкальные записи.
Одежда детей:
Элементы новогодних или русских народных костюмов.
Ход праздника:
В центр зала выходит Хозяйка (ведущий, обращается к гостям:
-Созвала я гостей - не счесть,
Для всех место есть!
Ой, слышу, ко мне гости идут.
Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, смеяться,
Бегать, прыгать, забавляться!
Руку дай скорее, друг!
Ждет нас всех веселый круг!
Под веселую плясовую мелодию дети в русских национальных и новогодних костюмах, ритмично притопывая (руки над головой) и кружась, «змейкой» входят в зал и располагаются кругом.
Ребенок:
Наступило Рождество,
Долго ждали мы его.
Святки празднует народ-
Веселится и поет.
Дети, взявшись за руки исполняют «Новогодний хоровод» (или на выбор муз. руководителя) .
Хозяйка:
В этот зимний вечерок
Вьется над трубой дымок,
Месяц светится над ней,
А в избе полно гостей.
Здесь и красные девицы
Раскрасавицы - сестрицы.
Добры молодцы кругом.
И хозяйка за столом.
Посиделки здесь у нас.
Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться.
В русский пляс с душой пуститься.
Дети подходят к заранее приготовленным на стульчиках деревянным ложкам (по 2 каждому) и расходятся врассыпную по 2 по залу лицом к зрителям.
Музыкально-ритмическая композиция с деревянными ложками под русскую народную мелодию «Спляшем, Ваня! »
Руки с ложками в стороны, 2 раза ударить ложку о ложку над головой (2 раза, руки в стороны, руки с ложками опустить (2 раза) .
Руки с ложками скрестить над головой, одновременно согнув в колене правую (левую) ногу. (2 раза) .
Поворот в паре - спиной друг к другу.
Повторение первых 2 упражнений (2раза) .
Поворот в паре - лицом друг к другу.
Поднимание рук с ложками вверх с одновременным отставлением назад правой (левой) ноги (2 раза) .
«Пружинка» вправо (влево) с одновременным ударом ложка о ложку перед грудью
(2 раза) .
Поворот в парах к зрителям. Повторение первых 2 упражнений (2 раза) .
На окончание музыки дети спокойно кладут ложки (на стулья, взрослые их собирают, встают в большой круг.
Хозяйка: Спасибо, гости дорогие, развеселили вы меня!
А не сыграть ли нам? (дети отвечают утвердительно) .
-1-2, 1-2, начинается игра!
Игра «Зеваки». Дети под веселую музыку двигаются по кругу подскоками. На остановку музыки каждый должен найти себе пару. Оставшийся без пары, выбегает в круг. Дети весело говорят : «1, 2, 3-зевака ты! » .Игра повторяется 2-3 раза.
Ведущая: Тра-та-тушки, тра-та-тушки, а теперь играем в «Ушки».
Дети встают в парах лицом друг к другу, ударяя в ладоши друг друга и приговаривая:
Мама била, била, била
И все папе доложила.
Папа бил, бил, бил
И все бабке доложил.
Бабка била, била, била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил,
И в кадушку закатил.
А в кадушке две лягушки-
Закрывай скорее ушки!
Дети должны как можно скорее закрыть ушки руками, кто сделал это вперед, тот и победитель в паре.
Дети садятся на свои места.
Хозяйка: За веселую игру я вам, дети, отплачу.
Все гадали на Руси - у любого ты спроси.
Я ж вам чудо дивное даю и к нему слова скажу:
(достает зеркало на ручке, держит перед собой, обращаясь к нему)
Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи!
Кто к нам придет на огонек?
Звучит голос Зеркала (за ширмой взрослый в микрофон отвечает) :
Едут, едут гости к вам.
По степи широкой, по снегам глубоким.
Быстро мчатся сани, а в санях - цыгане! .
Под зажигательную, лихую мелодию входят цыгане, танцуют, имитируя движения цыганского танца.
Цыганка: Хозяйка дома? Не пугайтесь,
Что цыгане в дом сами пожаловали.
Хозяйка: Входите, люди добрые!
Мы гостям всегда рады.
Вот спасибо вам, позабавили вы нас!
Цыганка: За доброту вашу мы вам сейчас погадаем.
Кому говорим- то и сбудется.
А что сбудется - не забудется!
Только гадать будем по-вашему.
Хозяйка: А как это?
Цыганка: У вас горшки есть?
Хозяйка: Конечно! Вон их сколько.
Выносят вместе лавку с несколькими горшками.
Игра «Гадание на горшках».
Цыганка предлагает выйти к лавке девочке или мальчику, заглянуть в один из горшков.
(в них – кольцо - к скорой свадьбе, полотенце- к дальней дороге в заморские страны, пуговка- к скорой обновке, корочка хлеба- к сытой жизни) .
Аналогично проводится игра с гостями (можно предложить достать из горшка заранее приготовленные записки с пожеланиями) .
Цыганка: Ну, хозяйка, всем погадали. А за это продайте нам «уголков».
Хозяйка: Дети, вставайте по кругу парами. Русская народная игра «Уголки». Один из цыган подходит к любому из детей, стоящему позади в паре и предлагает:
-Кум - кумок (кумушка-кума, продай уголок!
-А что дашь?
-Голик да веник, да 100 рублей денег. (ответы могут быть и такие- «40 амбаров мороженых тараканов» или «чайник без дна, только ручка одна»). Ударяют рука об руку и после слов «1, 2, 3-беги! », обегают детей по кругу, стараясь встать первым на пустующее место.
Игра повторяется 2-3 раза. Цыгане благодарят за покупку «уголков», прощаются с детьми и уходят.
Дети встают в один большой круг.
Хозяйка: А вот 1 горшок остался!
Под соответствующую музыку в зал входит Баба Яга (взрослый в костюме) .
Баба Яга: Я Баба, современная Яга!
Мне жизнь такая очень дорога!
Никого не нужно есть, пенсия большая есть.
Не худая, и нога не костяная!
Посмотрите на меня!
Останавливается посередине круга детей, охорашивается, приговаривая: А что вы тут делаете?
Хозяйка: Гадаем!
Баба Яга: И мне счастья нагадайте!
Хозяйка: Предлагает заглянуть в оставшийся горшок, Баба Яга там ничего не находит. После причитаний: «Замуж хочу! Колечка хочу».
Хозяйка: «Замуж тебе не пойти, посмотри вокруг какие девицы - и молоды и стройны»!
Баба Яга: «Ладно. Тогда сыграйте со мной, вот я и повеселюсь»
Игра: «Ведьмина метелка» - под веселую музыку дети передают друг другу бабкину метлу. Музыка смолкает, тот у кого в руках осталась метелка должен сказать Бабе Яге комплимент, типа «Баба Яга как ты мила! » и т. д.
После окончания игры Хозяйка предлагает поиграть в подвижную игру «Баба Яга».
Дети идут по кругу. Приговаривая: «Баба Яга, костяная нога! С печки упала, ногу сломала! 1, 2, 3- нас лови! » Под музыку дети прыгают любыми прыжками, а Баба Яга «салит» детей. (2-3 раза)
Песня- игра «Бабка Ёжка» (движение по показу музыкального руководителя) .
новогодним снегом умыться- от него все недуги проходят. (поливает из бутылки с распылителем детей) .
Баба Яга уходит. Дети садятся на свои места.
Под мелодию с пением колядки входит Дед Мороз:
-Коляда, коляда! Баба Яга: Спасибо вам за веселье! А напоследок познакомлю вас с одной приметой- если Ты подай пирога!
Или хлеба, или денег.
А кто не даст - тому куричья нога!
Здоровается с детьми. Произносит:
-Я смотрю у вас праздник в полном разгаре. А песни вы пели? Шутки шутили? Гадали?
Дети хором отвечают.
Дед Мороз: А попробуйте, ребятки, отгадать мои загадки. (Загадывает 2-3 загадки зимней тематики)
Хозяйка: Сколько лет на свете живу, никогда не видывала, чтобы Дед Мороз колядовщиком по дворам ходил.
Дед Мороз: А чем я хуже других. Решил я еще раз в Святки к ребятам заглянуть, поиграть, повеселиться. Святки празднует народ! Становитесь в хоровод! ».
Хоровод вокруг елки «Дед Мороз» (либо любой другой - на выбор муз. руководителя) .
Дед Мороз: Веселый хоровод! А сыграйте вы со мной в игру «Догонялки дедушки Мороза».
Дети стоят по кругу, в середине Дед Мороз.
Дети: Дед Мороз! Дед Мороз!
Прикатил подарков воз.
Морозы трескучие, снега сыпучие,
Ветры завьюжные, метели дружные!
1, 2, 3-Дед Мороз нас лови!
Дети разбегаются, Дед Мороз и Хозяйка (предварительно Дед Мороз дает ей свою варежку и одному из взрослых, предлагая помочь «салить»детей. «Замороженные» остаются на месте, придумывая любую позу). Дед Мороз дует на всех, «размораживая».
Дети садятся на места.
Хозяйка предлагает:
1 вариант: Сыграть в игры-эстафеты:
- «Перенеси снежок в поварешке»
2 ребенка из противоположных групп с поварешками со снежками в руках бегут к деду Морозу. Кто скорее снежок донесет, тот и победил.
- «Сапоги-скороходы».
Кто скорее добежит до Дед Мороз в сапоге-скороходе на одной ноге, тот и победил.
2 вариант: Пляска с Дедом Морозом (под русскую народную мелодию «Ах, вы, сени» Дед Мороз показывает танцевальные движения, дети повторяют) .
Дед Мороз: Да, на ваших посиделках отогрелся душа. За это хочу вас с одной приметой познакомить. Просит всех детей подойти очень близко к нему. А он сам располагается в том месте зала, где к потолку прикреплены воздушные шары (внутри них конфетти и вырезанные из мягкой фольги звездочки по количеству участников праздника) .
Дед Мороз поднимает посох, прокалывает все шары, приговаривая: «Если звездочку с неба поймаешь, да про себя желание загадаешь, то оно обязательно сбудется (дети ловят звездочки, загадывают желание под спокойную музыку.
Дед Мороз: Хозяюшка, а не пора ли колядовщика одарить?
Хозяйка: Посмотри, Дед Мороз, какой мы для тебя пирог испекли (подает заранее припасенный пирог) .
Дед Мороз: Спасибо всем. И вот что скажу вам на прощание:
С Новым Годом! С Новым родом!
Хозяйка: Чтоб здоровы были! И много лет жили!
Дед Мороз уходит. Участники праздника под плясовую мелодию уходят в группы.